План - конспект урока "Употребление твердого разделительного знака после приставок" 3 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Создать условия для усвоения навыка правописания в словах твердого разделительного знака. 2. Развивать орфографическую зоркость, восприятие, внимание. 3. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, прививать интерес к предмету. Планируемые результаты: Личностные: понимают значимость речи для процесса общения; метапредметные: регулятивные- научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные - научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебник, проводить операции анализа и синтеза, находить ошибки в тексте и исправлять их; коммуникативные: научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
План ­ конспект урока русского языка  на тему: "Употребление твердого разделительного  знака после приставок" (УМК "Планета Знаний". Учебник "Русский язык" 3 класс 2 часть  Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина) Тема: Употребление твердого разделительного знака после приставок. Цели: 1.  Создать условия для усвоения навыка правописания в словах твердого разделительного знака. 2. Развивать орфографическую зоркость, восприятие, внимание. 3. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, прививать интерес к предмету. Планируемые результаты: Личностные:   понимают   значимость   речи   для   процесса   общения;  метапредметные: регулятивные­ научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат   возможность   научиться   в   коллективном   диалоге   ставить   конкретную   учебную задачу;  познавательные  ­ научатся осуществлять поиск   необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебник, проводить операции анализа и синтеза, находить ошибки в тексте и исправлять их; коммуникативные: научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Предметные: научатся применять правило правописания разделительного твердого знака в словах после приставок. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Используемая технология: технология деятельностного метода. Оборудование:   компьютер,   мультимедийный   проектор,   презентация   №Употребление твердого разделительного знака после приставок",  учебник  "Русский язык" 3 класс Часть 2   Л.Я.   Желтовская   (УМК   "Планета   Знаний"),   лента   успешности,   карточки   для самостоятельной работы, карточки с буквами "е, ё, и, ю, я",  "е, ё, ю, я". Этапы урока I Самоопределение к  деятельности (Организационный момент) Цель: включение учащихся в  Ход урока ­Звенит звонок, зовет звонок, Пора и нам начать урок. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться,деятельность на личностном  уровне. II Актуализация знаний Цель: повторение изученного  материала, необходимого для  открытия нового знания. Чтобы чему ­ то научиться. ­ Ребята, пожелайте друг другу удачи на нашем уроке и  хлопните соседа в ладоши! ­ Перед вами лежат "Листы успешности", на которых мы  будем зажигать сигнальные огоньки. Итак, начнем урок! Запишите "число и классная работа" в своих тетрадях. Слайд 1 ­   Посмотрите   на   название   месяца,   который   вы   сейчас записали. (Февраль) С какой буквы начинается второй слог в этом слове? ( с буквы Р) ­ Буква Р перевернулась, мягким знаком обернулась. ­ Сегодня на "Минутке чистописания" мы вспомним верхнее и нижнее соединение с мягким знаком. (ья, ьи) Прописываем элементы в тетрадь. Слайд 2 (Учитель загадывает загадки, отгадки появляются на экране) ­ Назовите­ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год! (Декабрь) ­ По счету первым он идет, С него начнется новый год. Открой скорее календарь, Читай, написано...! (январь) ­ После брата января Служить очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга. (февраль) Слайд 3  ­ Про какое время года идет речь? (Про зиму) Появляется картинка. ­ А вы любите зиму? Почему? ­ Мальчик Митя тоже очень любит это время года. Вот что он про него написал. Слайд 4 На экране появляется текст. "Зима   ­   отличное   время   года   для   весел...я,   катания   на кон..ках, укрепления здоров..я." ­   Какие   буквы   пропустил   Митя?   Объясни   почему   ты   так решил. (мягкий знак) Слайд 5  (на экране слова ­ декабрь, январь, февраль, веселье, коньки, здоровье) Ребята,   посмотрите   на   все   эти   слова.   Что   в   них   общего? 2(Употребление мягкого знака) ­ А на какие группы можно их разделить? (слова с мягким знаком, показателем мягкости и с разделительным мягким знаком) ­ Запишите слова в 2 столбика. (2 ученика у доски) декабрь                 веселье январь                   здоровье февраль коньки ­ Допишите в каждый столбик еще по одному слову. ­   Разберите   слова   с   мягким   разделительным   знаком   по составу.  Какие  части  слова   вам  нужно  найти?  (приставку, корень, суффикс, окончание, основу слова) ­   Где   же   пишется   разделительный   мягкий   знак?   (в   корне слова, после согласного перед гласными е, ё, и, ю, я) Слайд 6 (правило) ­ Проговорите это правило в парах. ­   Вспомните,   по   какой   причине   нам   нужно   употреблять разделительный мягкий знак? (чтобы не сливался согл. и гл.) ­ Поднимите руки, кто помнит это правило, кто затруднялся. Зажгите   сигнальный   огонек   на   ленте   успешности.   (кто помнит ­ красный, затрудняется ­ зеленый).   ­   В   солнечную   зимнюю   погоду   я   приглашаю   вас,   ребята, покататься на санях. Слайд 7 "Сани заехали на высокую гору." ­ Что значит заехала?  (поднялись вверх, показываем) Слайд 8 "Сани сехали с высокой горы." ­ Что изменилось? (спустились с горы). Подумайте все ли слова записаны правильно? ­ Где возникли затруднения? (не знаем, как записывать слово "сехали") Что мы еще не знаем? (какую букву нужно писать после приставки "с") ­Давайте   вспомним   букву,   которую   бы   вы   вставили? (разделительный мягкий знак) ­ Какие буквы являются показателем разделения согласного с гласным? (разделительный мягкий и твердый знаки) ­ Так какую же букву мы должны вставить? ­ Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (записывать слова с разделительными твердым и мягкий знаком). ­   Что   же   нового   сегодня   узнаем?   (когда   будет   писаться разделительный твердый знак) ­ Что нам поможет решить эту проблему? (учебник) После прочтения правила в учебнике на стр. 62 ­   Какую   же   букву   мы   запишем   в   слове   "съехали?" (разделительный твердый знак) ­  Запишите   это  слово   в  тетрадь.  Давайте   разберем  его   по 3 III Постановка учебной задачи Цель:   обсуждение   возникнувшего затруднения   в   написании   слов   с разделительным твердым знаком. IV Открытие нового знания  (построение проекта выхода из  затруднения) Цель: решение и обсуждениеучебной задачи ­ какую же букву  нужно употреблять после  приставки, оканчивающейся на  согласный, перед гласной. V Первичная проверка  понимания Цель: учиться определять слова, в  которых употребляется твердый  разделительный знак. Физминутка VI Первичное закрепление Цель: проговаривание нового  знания, использование полученных  знаний в практических  составу. (один ученик у доски, остальные самостоятельно) ­ Сверяем с доской. Оцени свой разбор и зажги сигнал во второй ячейке на "листе успешности". Слайд 9 ­   Что   же   общего   у   разделительного   твердого   и   мягкого знака? (служат для разделения согласного и гласного). ­ Чем же они различны? (стоят в разных частях слова, разд. мягкий   знак  пишется   перед   буквами   е,  ё,   и,   ю,  я,   а   разд. твердый знак ­ перед е, ё, ю, я)   Слайд 10 ­ Ребята, к вам в гости пришел Антошка.  ­ Посмотрите на него, о чем говорит выражение его лица? (он задумался, пытается найти ошибки) ­ Давайте ему поможем. Антошка считает. что в этих словах нужно   писать   твердый   разделительный   знак.   А   как   вы считаете? ­ Почему? Обсудите в парах. По(?)ехал                с(?)делал Раз(?)ыгрался         с(?)ел Устный опрос. (Учащиеся высказывают свои предположения) ­ Подводим итог. Слово "СЪЕЛ" нужно записывать с разд. мягким знаком, так как разд. твердый знак пишется после приставки,   которая   оканчивается   на   согласный   "с"   перед гласным ­ "е". ­ Поднимите руки, чья пара считала так же. Вы молодцы! поставьте себе красный сигнал на "листе успешности", у кого были   ошибки   ­   зеленый.   Вам   необходимо   слушать внимательнее. ­   Спасибо,   ребята,   что   помогли   Антошки   решить   такую трудную задачу. ­   А   теперь   запишите   слово   "съел"   в   тетрадь   и   измените форму рода. (1 ­ у доски : съел ­ съела, съело) Обозначьте разд. твердый знак. ­   Нам   пора   немного   размяться!   И   побывать   на   зимней прогулке. Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Таню кинули снежком (произвольные движения), В Вову кинули снежком, В Мишу кинули снежком ­  Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой) ­  Побежим скорей домой! (возвращаемся на места). Работа с учебником на стр. 63 упр. 57 ­ Ребята, вам даны приставки (под, с, об) и слова. Образуйте слова   с   помощью   приставок,   но   будьте   внимательны,   со всеми ли приставками можно образовать слова? 4упражнениях. VII  Самостоятельная   работа   с проверкой по эталону. Цель:   каждый   должен   сделать вывод   о   том,   что   он   понял   на уроке. VIII Рефлексия деятельности  (итог урока) Цель: осознание учащимися  учебной деятельности, оценка  результатов своей деятельности и  деятельности всего класса. IX Домашнее задание Цель: самостоятельно закрепить  полученные знания на уроке,  выполняя задания выбранного для  себя уровня. ­ О каком правиле вам необходимо помнить? (о написании тв. разд. знака).     Когда пишется твердый разделительный знак? (хором ­ после приставки на согласный перед гласными е, ё, ю, я) С приставкой "под­" выполняем работу совместно. Далее с приставкой "с­" ­ 1 вариант, с приставкой "об­" ­ 2 вариант. Два учащихся у доски. Слайд 11 После   выполнения   задания   проводится   взаимопроверка (сверка с экраном и доской) ­ Зажигаем сигналы на "листе успешности". Задание выполняется по вариантам. ­   Ребята,   у   вас   на   столах   лежат   карточки.   Один   ученик долгим   зимним   вечером   выполнял   домашнее   задание   и записал такие предложения: Слайд 12 1 вариант "Ни за что волка бют, что сер, а за то, что овцу сел". 2   вариант   "Вороби   сидят   на   ветках,   а   зайка   сёжился   под елью". ­ Прочитайте  предложения.  Что вы  в  них  заметили?  (есть ошибки) ­ Ваша задача найти и исправить ошибки ученика. Проверка.  Один   ученик   каждого   варианта   комментирует   результат коррекции   предложений.   Коллективно   обсуждаем   спорные вопросы. ­ Зажгите на "листах успешности" свой сигнал. Красный ­ если   вы   нашли   верно   ошибки,   зеленый   ­   испытывали затруднения. ­   На   какое   правило   ученик   сделал   ошибки?   (написание разделительного твердого и мягкого знака) ­ Какую задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, когда и где пишется разделительный твердый знак) ­ Удалось ли нам решить поставленную задачу? ­ Что вы поняли на уроке? (Я понял...) ­   Посмотрите   результаты   своей   деятельности   на   "листе успешности".     ­   Поднимите   ручки,   у   кого   все   сигналы красные.   Молодцы!   Один   ­   Два   зеленых   сигнала   ­ продолжайте стараться, все зеленые ­ будьте внимательны! ­ Что на уроке хорошо получилось? (У меня получилось...) ­ Над чем еще надо поработать? (Мне было трудно..._ ­ Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я очень довольна вами. Домашнее задание по выбору: 1. Придумайте и запишите 10 слов с разделительный твердым знаком,   выделите   приставку   и   подчеркните   первую   букву корня. 2. Разберите их по составу. 3. Составьте предложения со словами, в которых пишется 5разделительный твердый знак. Спасибо за урок! 6