План-конспект внеклассного мероприятия по сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"

  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • docx
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данного мероприятия заключается в том, чтобы у обучающихся и воспитанников в процессе работы над художественным текстом сформировались определенные нравственные понятия. Подготовительный этап мероприятия состоит в обращении к личному опыту школьников, актуализации их знаний о добре. Далее в игровой форме обучающиеся оперируют нравственными понятиями.
Иконка файла материала План- конспект мероприятия по сказке Андерсена.docx
План – конспект внеклассного мероприятия  по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Учитель/ классный руководитель: Дмитриева Людмила Александровна Дата проведения: 03. 03. 2017 года. Тема: «Волшебник слова Г.Х. Андерсен». Цель: формирование у обучающихся устойчивых  представлений о нравственных понятиях. Образовательные: Задачи:  ­ обобщить знания обучающихся о датском сказочнике Г.Х. Андерсене; ­ проанализировать сказку «Дюймовочка»; ­ познакомиться с   иностранной мерой длины «дюйм»; ­ уметь объяснять пословицы. Развивающие: ­ развитие речи; ­ развивать воображение, память, внимание; ­ развивать коммуникативные качества обучающихся. Воспитательные:­ воспитывать доброту, любовь к людям; ­ воспитывать интерес к чтению. Ход мероприятия. 1) Организационный момент.                     Слайд 1 ­ Сказка в гости к нам пришла, в мир фантазий позвала.  Всё про сказку мы расскажем, Свои фантазии покажем. Человеческая доброта ­ самое удивительное явление в мире. А для вас что  такое «добро»? (Добро – это улыбки, радость, счастье). Поделимся своими улыбками и начнём занятие. 2) Актуализация знаний.  ­ Послушайте отрывок из произведения, назовите автора и произведение: « Прощай, прощай! ­ прощебетала ласточка и опять полетела из теплых краев  далеко, далеко в Данию. Там у нее было маленькое гнездо, как раз над окном  человека, который умеет рассказывать сказки. Ему­то она и спела свое «кви­ вить», а от него и мы узнали эту историю».             (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)                     Слайд 2 ­День Рождения Ганса Христиана Андерсена стал Всемирным днем детской  книги. Прекрасный повод стать волшебником.                               Слайд 3 3) Игра «Составь биографию сказочника». ­ Сказки Г.Х. Андерсена нам знакомы с раннего детства. Назовите их.  («Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Тень», «Дюймовочка», «Маленький Тук», «Огниво», «Оле­Лукойе», «Русалочка») ­ Биография писателя нам тоже знакома, т.к. мы знакомились с жизнью  Андерсена на уроках литературы. Предлагаю игру. Необходимо составить  биографию сказочника. Для этого возьмите лепестки с записью биографии  писателя, распределите  их в нужной последовательности. Прочитайте, что у  вас получилось.  1. Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в городе Оденсе на  острове Фюн в Дании.  2. Происходил из бедной семьи: его отец был плотником и сапожником, а мать ­ прачкой. 3. Большое влияние на Андерсена оказали отец и дедушка. Он сам писал в  своей автобиографии, что интерес к театру и сочинительству у него возник в  детстве, когда он заслушивался рассказами своего дедушки и вместе с отцом  устраивал импровизированные домашние спектакли. 4. Также большое влияние на него оказало посещение копенгагенской труппы, где он однажды даже сыграл одну маленькую роль. Так он понял, что хочет  быть писателем и артистом.   Андерсена еще в очень молодом возрасте принялрешение, что хочет быть знаменитым и, скопив немного денег, отправился в  Копенгаген. 5. В столице он попытался стать актером, однако ему так и не удалось  овладеть этим искусством. Зато здесь он получил хорошее образование. По  ходатайству влиятельных знакомых он обучался в гимназии, а затем сдал  экстерном экзамен в  университете на звание учителя, выучил несколько  языков. 6. Показателен тот факт, что его первым литературным опытом были не  сказки, а пьесы, написанные в жанре трагедий. Здесь его ждал успех: они были опубликованы, а писатель получил свой первый гонорар. 7. В 1838 опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво»,  «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля».  Сборник принёс ему славу. 8. Всю  жизнь Андерсен прожил в одиночестве, занимаясь литературной  работой и сочинением сказок и пьес. 9. Умер 4 августа 1875 г. в Копенгагене. 4) Викторина по сказке «Дюймовочка». ­ Теперь посмотрим, как вы знаете сказку «Дюймовочка». Вспомним сюжет  сказки и проведем викторину.  Слайд 4­13 1.Сначала было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а  затем… (Дюймовочка) 2.Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки? (из скорлупы грецкого ореха) 3.На чём уплыла Дюймовочка от жабы и её сына? (на листке кувшинки)  4.Кто не захотел жениться на Дюймовочке? (майский жук) 5.Где провела зиму Дюймовочка? (в норке полевой мыши) 6. Кто совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о  них очень дурно?                (крот) 7.Кто был спасён Дюймовочкой? (ласточка) 8.Кто спас Дюймовочку от свадьбы с кротом? (ласточка, улетела с ней в тёплые края) 9.С кем познакомилась Дюймовочка в тёплых краях? (с королём эльфов) 10. Назовите всех, кто хотел жениться на Дюймовочке.( Сын жабы, жук, крот, эльф) 11. Чем Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем,  что Дюймовочка не такая как они)12. Почему полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка  понравилась мыши тем, что мало ела, могла рассказывать сказки и  убирать комнаты) 13.Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя) 5) Инсценирование фрагмента сказки «Дюймовочка». ­ Майскому жуку очень понравилась Дюймовочка, вспомним фрагмент  сказки: «Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, покормил ее  сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на майского жука. Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки­барышни  шевелили усиками и говорили: ­ У нее только две ножки! Жалко смотреть! ­ У нее нет усиков! ­ Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! ­  сказали в один голос все жуки женского пола. Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принес ее, она  тоже сначала очень понравилась, но, когда все вокруг стали говорить, что она  безобразна, и он не захотел больше держать ее у себя ­ пусть идет куда знает.  Он снова обхватил ее, слетел с дерева и посадил на ромашку».  ­ Жук  отказался от Дюймовочки.  По  какой причине? (Он не верит своим глазам и сердцу, а слушает  своих друзей, не имеет своего мнения) ­ Попробуем инсценировать этот эпизод.   Слайд 14 Звучит музыка. Дюймовочка стоит на поляне.  Прилетает жук. Жук:  Я жужжу  весь день подряд. Утром, вечером и днем, Все мне уже твердят: «От тебя жужжит весь дом!» А  мне жужжать не лень, Я так развлекаюсь, И жужжу я целый день, И не заикаюсь! Ах! Какая модница! Позвольте познакомиться! Дюймовочка: Дюймовочка. Жук: Ужжжжасно рад я встрече с вами!  Летим! Я познакомлю вас с друзьями!Звучит музыка. Прилетают другие жуки. Жук:  Вот, посмотрите, господа, кого нашёл я у пруда! Сороконожки  переглядываются. Жук 1: Какой кошмар!  Жук 2: Какой позор! Жук 1: Какое убожество! Жук 3: У неё даже нет усиков! Жук 4: У нее даже есть талия! Жук 3: Это ж надо было так опростоволоситься! Жук 4: Как бы  не оказаться в  положении таком! Жук: Закончим этот разговор! Вам всем не нравится она? (Все качают  головами и морщатся) Увы, но вы мне не жена! Буду дальше я искать, с кем  бы пожужжать.                                                     (Обращается к Дюймовочке) 6) Игра «Предлагаю­выбираю» ­ Поиграем в игру. Кто хочет исполнить роль крота, жабы и мыши? У нас есть группа. Это «субъекты проблемы». Они сообщают о своих  жизненных трудностях.  (Жаба: «Хочу женить сына». Крот: «Я не люблю ни солнца, ни цветов, ни птиц». Мышь: «Я люблю навязывать свое мнение другим») ­ А мы с вами предлагаем им свою помощь, совет, как поступить в данной  ситуации. 7) Игра «Волшебный стул». ­ Сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после  нашей игры вы поделитесь впечатлениями. Мой обычный стул сегодня превратится в волшебный. Сидящий на стуле  повторяет волшебные слова : «На яву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека. (Умный, отзывчивый, веселый и т.д.)  ­ Было приятно слышать и говорить  добрые слова? Видите, все просто   засияли. Какой вывод сделаем из этой поучительной игры? (Нужно чаще говорить добрые слова.  Не скупиться говорить волшебные слова.) ­ Добро и зло творить всегда, Во власти всех людей. Но зло творится без труда,  Добро творить трудней. 8) Математическое исследование.               Слайд 15 ­ Вспомним, как звали главную героиню сказки «Дюймовочка». (Дюймовочка) ­ Почему ей дали такое имя?­  Что такое дюйм? (Она была с дюйм ростом) (Дюйм ­ это мера длины равная 2,54 см) ­ Посмотрите на слайд. Дюйм в переводе с немецкого языка означает  большой палец. Возьмите линейку и измерьте ваш большой палец как показано на  рисунке. Равен ли этот участок пальца 2,54 см ? Какой сделаем вывод. (2,54 = палец взрослого человека) ­Теперь представляете,  какого роста была Дюймовочка. А какие поступки  она совершала?  9) Работа с пословицами.    Слайд 16 ­ Чему нас учит сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»? (Быть добрым и отзывчивым человеком, не идти на поводу у других людей) ­ Выберите себе пословицу, объединитесь в пару  и попробуйте объяснить ее  смысл.  Подходит ли эта пословица к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»? 1.За деньги любовь не купишь. 2.Пройдя через трудности и неудачи, найти своё место в жизни. 3. Жизнь дана на добрые дела. 4. Не было бы счастья, да несчастье помогло. 5. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. 6. Будешь богат, будешь и скуп. 7. Всяк на свой аршин меряет. 9) Итог.  ­ О каком сказочнике мы сегодня говорили? ­ Как называется сказка, которую мы анализировали? ­ Что бы мы посоветовали героям сказки: кроту, мышке, жабам, жуку? ­ Подумаем, что интересного случилось  бы в жизни Дюймовочки. Литература. 1.Андерсен Х.К. Сказки. М., 1991. 2. Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. М., 1984. 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. 4. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М., 2006.