Цель данного мероприятия заключается в том, чтобы у обучающихся и воспитанников в процессе работы над художественным текстом сформировались определенные нравственные понятия.
Подготовительный этап мероприятия состоит в обращении к личному опыту школьников, актуализации их знаний о добре.
Далее в игровой форме обучающиеся оперируют нравственными понятиями.
План – конспект
внеклассного мероприятия
по сказке Г.Х. Андерсена
«Дюймовочка».
Учитель/ классный руководитель: Дмитриева Людмила Александровна
Дата проведения: 03. 03. 2017 года.
Тема: «Волшебник слова Г.Х. Андерсен».
Цель: формирование у обучающихся устойчивых представлений о
нравственных понятиях.
Образовательные:
Задачи:
обобщить знания обучающихся о датском сказочнике Г.Х. Андерсене;
проанализировать сказку «Дюймовочка»;
познакомиться с иностранной мерой длины «дюйм»;
уметь объяснять пословицы.
Развивающие:
развитие речи;
развивать воображение, память, внимание;
развивать коммуникативные качества обучающихся.
Воспитательные: воспитывать доброту, любовь к людям;
воспитывать интерес к чтению.
Ход мероприятия.
1) Организационный момент. Слайд 1
Сказка в гости к нам пришла,
в мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем,
Свои фантазии покажем.
Человеческая доброта самое удивительное явление в мире. А для вас что
такое «добро»?
(Добро – это улыбки, радость, счастье).
Поделимся своими улыбками и начнём занятие.
2) Актуализация знаний.
Послушайте отрывок из произведения, назовите автора и произведение:
« Прощай, прощай! прощебетала ласточка и опять полетела из теплых краев
далеко, далеко в Данию. Там у нее было маленькое гнездо, как раз над окном
человека, который умеет рассказывать сказки. Емуто она и спела свое «кви
вить», а от него и мы узнали эту историю».
(Г.Х. Андерсен «Дюймовочка») Слайд 2
День Рождения Ганса Христиана Андерсена стал Всемирным днем детской
книги. Прекрасный повод стать волшебником. Слайд 3
3) Игра «Составь биографию сказочника».
Сказки Г.Х. Андерсена нам знакомы с раннего детства. Назовите их.
(«Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Тень»,
«Дюймовочка», «Маленький Тук», «Огниво», «ОлеЛукойе», «Русалочка»)
Биография писателя нам тоже знакома, т.к. мы знакомились с жизнью
Андерсена на уроках литературы. Предлагаю игру. Необходимо составить
биографию сказочника. Для этого возьмите лепестки с записью биографии
писателя, распределите их в нужной последовательности. Прочитайте, что у
вас получилось.
1. Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в городе Оденсе на
острове Фюн в Дании.
2. Происходил из бедной семьи: его отец был плотником и сапожником, а мать
прачкой.
3. Большое влияние на Андерсена оказали отец и дедушка. Он сам писал в
своей автобиографии, что интерес к театру и сочинительству у него возник в
детстве, когда он заслушивался рассказами своего дедушки и вместе с отцом
устраивал импровизированные домашние спектакли.
4. Также большое влияние на него оказало посещение копенгагенской труппы,
где он однажды даже сыграл одну маленькую роль. Так он понял, что хочет
быть писателем и артистом. Андерсена еще в очень молодом возрасте принялрешение, что хочет быть знаменитым и, скопив немного денег, отправился в
Копенгаген.
5. В столице он попытался стать актером, однако ему так и не удалось
овладеть этим искусством. Зато здесь он получил хорошее образование. По
ходатайству влиятельных знакомых он обучался в гимназии, а затем сдал
экстерном экзамен в университете на звание учителя, выучил несколько
языков.
6. Показателен тот факт, что его первым литературным опытом были не
сказки, а пьесы, написанные в жанре трагедий. Здесь его ждал успех: они были
опубликованы, а писатель получил свой первый гонорар.
7. В 1838 опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво»,
«Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля».
Сборник принёс ему славу.
8. Всю жизнь Андерсен прожил в одиночестве, занимаясь литературной
работой и сочинением сказок и пьес.
9. Умер 4 августа 1875 г. в Копенгагене.
4) Викторина по сказке «Дюймовочка».
Теперь посмотрим, как вы знаете сказку «Дюймовочка». Вспомним сюжет
сказки и проведем викторину. Слайд 413
1.Сначала было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а
затем…
(Дюймовочка)
2.Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки?
(из скорлупы грецкого ореха)
3.На чём уплыла Дюймовочка от жабы и её сына?
(на листке кувшинки)
4.Кто не захотел жениться на Дюймовочке?
(майский жук)
5.Где провела зиму Дюймовочка?
(в норке полевой мыши)
6. Кто совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о
них очень дурно? (крот)
7.Кто был спасён Дюймовочкой?
(ласточка)
8.Кто спас Дюймовочку от свадьбы с кротом?
(ласточка, улетела с ней в тёплые края)
9.С кем познакомилась Дюймовочка в тёплых краях?
(с королём эльфов)
10. Назовите всех, кто хотел жениться на Дюймовочке.( Сын жабы, жук,
крот, эльф)
11. Чем Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем,
что Дюймовочка не такая как они)12. Почему полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка
понравилась мыши тем, что мало ела, могла рассказывать сказки и
убирать комнаты)
13.Какое имя дал король эльфов Дюймовочке?
(Майя)
5) Инсценирование фрагмента сказки «Дюймовочка».
Майскому жуку очень понравилась Дюймовочка, вспомним фрагмент
сказки:
«Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, покормил ее
сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть
и совсем не похожа на майского жука.
Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том
же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучкибарышни
шевелили усиками и говорили:
У нее только две ножки! Жалко смотреть!
У нее нет усиков!
Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!
сказали в один голос все жуки женского пола.
Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принес ее, она
тоже сначала очень понравилась, но, когда все вокруг стали говорить, что она
безобразна, и он не захотел больше держать ее у себя пусть идет куда знает.
Он снова обхватил ее, слетел с дерева и посадил на ромашку».
Жук отказался от Дюймовочки. По какой причине?
(Он не верит своим глазам и сердцу, а слушает своих друзей, не имеет своего
мнения)
Попробуем инсценировать этот эпизод. Слайд 14
Звучит музыка. Дюймовочка стоит на поляне. Прилетает жук.
Жук: Я жужжу весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все мне уже твердят:
«От тебя жужжит весь дом!»
А мне жужжать не лень,
Я так развлекаюсь,
И жужжу я целый день,
И не заикаюсь!
Ах! Какая модница!
Позвольте познакомиться!
Дюймовочка: Дюймовочка.
Жук: Ужжжжасно рад я встрече с вами!
Летим! Я познакомлю вас с друзьями!Звучит музыка. Прилетают другие жуки.
Жук: Вот, посмотрите, господа, кого нашёл я у пруда!
Сороконожки переглядываются.
Жук 1: Какой кошмар!
Жук 2: Какой позор!
Жук 1: Какое убожество!
Жук 3: У неё даже нет усиков!
Жук 4: У нее даже есть талия!
Жук 3: Это ж надо было так опростоволоситься!
Жук 4: Как бы не оказаться в положении таком!
Жук: Закончим этот разговор! Вам всем не нравится она? (Все качают
головами и морщатся) Увы, но вы мне не жена! Буду дальше я искать, с кем
бы пожужжать. (Обращается к Дюймовочке)
6) Игра «Предлагаювыбираю»
Поиграем в игру. Кто хочет исполнить роль крота, жабы и мыши?
У нас есть группа. Это «субъекты проблемы». Они сообщают о своих
жизненных трудностях.
(Жаба: «Хочу женить сына».
Крот: «Я не люблю ни солнца, ни цветов, ни птиц».
Мышь: «Я люблю навязывать свое мнение другим»)
А мы с вами предлагаем им свою помощь, совет, как поступить в данной
ситуации.
7) Игра «Волшебный стул».
Сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после
нашей игры вы поделитесь впечатлениями.
Мой обычный стул сегодня превратится в волшебный. Сидящий на стуле
повторяет волшебные слова : «На яву, а не во сне, что прекрасного во мне?»
Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека.
(Умный, отзывчивый, веселый и т.д.)
Было приятно слышать и говорить добрые слова? Видите, все просто
засияли. Какой вывод сделаем из этой поучительной игры?
(Нужно чаще говорить добрые слова. Не скупиться говорить волшебные
слова.)
Добро и зло творить всегда,
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
8) Математическое исследование. Слайд 15
Вспомним, как звали главную героиню сказки «Дюймовочка».
(Дюймовочка)
Почему ей дали такое имя? Что такое дюйм?
(Она была с дюйм ростом)
(Дюйм это мера длины равная 2,54 см)
Посмотрите на слайд. Дюйм в переводе с немецкого языка означает большой
палец. Возьмите линейку и измерьте ваш большой палец как показано на
рисунке. Равен ли этот участок пальца 2,54 см ? Какой сделаем вывод.
(2,54 = палец взрослого человека)
Теперь представляете, какого роста была Дюймовочка. А какие поступки
она совершала?
9) Работа с пословицами. Слайд 16
Чему нас учит сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»?
(Быть добрым и отзывчивым человеком, не идти на поводу у других людей)
Выберите себе пословицу, объединитесь в пару и попробуйте объяснить ее
смысл. Подходит ли эта пословица к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»?
1.За деньги любовь не купишь.
2.Пройдя через трудности и неудачи, найти своё место в жизни.
3. Жизнь дана на добрые дела.
4. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
5. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
6. Будешь богат, будешь и скуп.
7. Всяк на свой аршин меряет.
9) Итог.
О каком сказочнике мы сегодня говорили?
Как называется сказка, которую мы анализировали?
Что бы мы посоветовали героям сказки: кроту, мышке, жабам, жуку?
Подумаем, что интересного случилось бы в жизни Дюймовочки.
Литература.
1.Андерсен Х.К. Сказки. М., 1991.
2. Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. М., 1984.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
4. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М., 2006.