План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
Оценка 4.8
Лекции +1
docx
администрации +1
Взрослым
11.11.2018
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
План1.docx
Планконспект занятия
Тема: Социальная психология общения
Образовательные, воспитательные, развивающие цели:
актуализировать представления о психологии общения; расширить
знания о содержании понятия «общение», формировать систему знаний о
функциях, видах и средствах общения.
воспитывать интерес к теме и желание к саморазвитию и
самовоспитанию; воспитывать культуру общения;
развивать способность к активному освоению материала.
План:
1
2
Понятие и сущность общения.
Функции общения.
Виды общения.
Средства общения
3
4
Литература:
1
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –
Москва : Академия ,2004. – 356 с.
2
Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. –
Москва : Прогресс, 2000. – 156 с.
3
Крысько, В. Г. Социальная психология в схемах и комментариях.
– СанктПетербург : Питер, 2003. – 213 с.
4
Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. –
Москва : Прогресс, 2001. – 125 с.
Оборудование и учебные материалы:
рис. 1. Понятие и сущность общения;
рис. 2. Виды общения. Основное содержание
1. Понятие и сущность общения.
Что такое общение? А. Экзюпери назвал общение настоящей роскошью!
Давайте хоть на мгновение представим, что было бы с нами, какими бы мы
были если бы не было общения?
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития
контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности и включающий обмен информацией и выработку единой
стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей
(совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.) и обеспечивает
планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Если отношения определяются через «связи», то общение понимают как
процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью
средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения
изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой
сферах, участвующих в общении лиц.
В ходе общения его участники обмениваются не только своими
физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями,
намерениями, идеями, переживаниями и т. д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает
разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с
которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском
опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например,
для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного
общения.
2. Функции общения. Какие функции выполняет общение?
Общение выполняет определенные функции.
Их шесть:
1.Прагматическая функция общения отражает его потребностно
мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе
совместной деятельности. При этом общение очень часто выступает самой
важной потребностью.
2.Функция формирования и развития отражает способность общения
оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех
отношениях.
человек усваивает
Общаясь с другими людьми,
общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы,
ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.
В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в
которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни
психические процессы, состояния и поведение человека.
3.Функция
подтверждения (Как вы понимаете значение этой функции?) – обеспечивает
людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4.Функция объединения – разъединения людей, с одной стороны,
посредством установления между ними контактов способствует передаче
друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих це
лей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой
стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в
результате общения.
5.Функция организации и поддержания межличностных отношений
(Как вы понимаете значение этой функции?) – служит интересам
налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей,
контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной
деятельности. 6.Внутриличностная функция общения реализуется в общении
человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную
по типу диалога).
3. Виды общения.
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в
своем разнообразии по видам.
Какие виды общения вы знаете?
Различают межличностное и массовое общение.
Межличностное
общение связано с непосредственными контактами людей в группах или
парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение – это множество непосредственных контактов
незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными
видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом
случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие
специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по
ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой
коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей
(покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности
своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются
исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как
индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая
определенные функции. Общение может быть также доверительным и
конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо
значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные
вопросы.
Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием
людей, выражением неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен
неофициальной информацией.
Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих
совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец,
общение бывает прямое и опосредованное.
Прямое
(непосредственное) общение является исторически первой формой общения
людей друг с другом.
Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи
дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники).
4. Средства общения.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают
вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем
используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения,
когда применяются неречевые средства общения.
В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная
и письменная.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать
течение процесса общения, создавать психологический контакт между
партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять
истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование
ситуации.
Они делятся на:
1
Визуальные средства общения:
кинесика – движение рук, ног, головы, туловища;
направление взгляда и визуальный контакт;
выражение глаз;
выражение лица;
поза (в частности, приведение в соответствие с текстом);
кожные реакции (покраснение, потение);
дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему,
персональное пространство);
вспомогательные средства общения, в том числе особенности
телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда,
косметика, очки, татуировка, усы, сигарета и т. п.).
2
Акустические (звуковые) средства общения:
паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация,
громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы);
экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач,
кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.).
3
Тактильнокинестезические
(с прикосновением)
средства
общения:
физическое воздействие (ведение за руку, танец и др.);
такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
Ольфакторные:
4.
приятные и неприятные запахи окружающей среды;
естественный и искусственный запахи человека и др.
План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.