План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
Оценка 4.8

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
администрации +1
Взрослым
11.11.2018
План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
План1.docx
План­конспект занятия Тема: Социальная психология общения  Образовательные, воспитательные, развивающие цели: ­   актуализировать   представления   о   психологии   общения;   расширить знания   о   содержании   понятия   «общение»,   формировать   систему   знаний   о функциях, видах и средствах общения. ­   воспитывать   интерес   к   теме   и   желание   к   саморазвитию   и самовоспитанию; воспитывать культуру общения; ­ развивать способность к активному освоению материала. План: 1 2 Понятие и сущность общения. Функции общения. Виды общения. Средства общения 3 4 Литература: 1 Андреева,   Г.   М.   Социальная   психология   /   Г.   М.   Андреева.   – Москва : Академия ,2004. – 356 с. 2 Андриенко,  Е.  В.  Социальная  психология /  Е.  В.  Андриенко. – Москва : Прогресс, 2000. – 156 с. 3 Крысько, В. Г. Социальная психология в схемах и комментариях. – Санкт­Петербург : Питер, 2003. – 213 с. 4 Социальная психология  / Под ред. А.Н. Сухова,  А.А. Деркача. – Москва : Прогресс, 2001. – 125 с. Оборудование и учебные материалы: ­ рис. 1. Понятие и сущность общения; ­ рис. 2. Виды общения. Основное содержание 1. Понятие и сущность общения. Что такое общение? А. Экзюпери назвал общение настоящей роскошью! Давайте хоть на мгновение представим, что было бы с нами, какими бы мы были если бы не было общения? Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности   и   включающий   обмен   информацией   и   выработку   единой стратегии взаимодействия. Общение   обычно   включено   в   практическое   взаимодействие   людей (совместный   труд,   учение,   коллективная   игра   и   т.   п.)   и   обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Если отношения определяются через «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах, участвующих в общении лиц. В   ходе   общения   его   участники   обмениваются   не   только   своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д. В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для   овладения   особыми   профессиями   (педагога,   актера,   диктора, следователя),   а   иногда   и   просто   для   продуктивного   и   цивилизованного общения. 2. Функции общения. Какие функции выполняет общение? Общение   выполняет   определенные   функции.   Их   шесть: 1.Прагматическая   функция  общения   отражает   его   потребностно­ мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом общение очень часто выступает самой важной потребностью. 2.Функция формирования и развития  отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.   человек   усваивает   Общаясь   с   другими   людьми, общечеловеческий   опыт,   исторически   сложившиеся   социальные   нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой   зарождаются,   существуют   и   проявляются   в   течение   всей   жизни психические процессы, состояния и поведение человека.  3.Функция подтверждения (Как вы понимаете значение этой функции?) – обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. 4.Функция   объединения   –   разъединения   людей,   с   одной   стороны, посредством   установления   между   ними   контактов   способствует   передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих це­ лей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения. 5.Функция организации и поддержания межличностных отношений  (Как   вы   понимаете   значение   этой   функции?)  –  служит   интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов   и   взаимоотношений   между   людьми   в   интересах   их   совместной деятельности. 6.Внутриличностная   функция  общения   реализуется   в   общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). 3. Виды общения. Общение   чрезвычайно   многогранно.   Оно   может   быть   представлено   в своем разнообразии по видам. Какие виды общения вы знаете? Различают   межличностное   и   массовое   общение.  Межличностное общение  связано   с   непосредственными   контактами   людей   в   группах   или парах, постоянных по составу участников. Массовое   общение  –   это   множество   непосредственных   контактов незнакомых   людей,   а   также   коммуникация,   опосредованная   различными видами средств массовой информации. Выделяют   также  межперсональное  и  ролевое   общение.   В   первом случае   участниками   общения   являются   конкретные   личности,   обладающие специфическими   индивидуальными   качествами,   которые   раскрываются   по ходу   общения   и   организации   совместных   действий.   В   случае   ролевой коммуникации   ее   участники   выступают   как   носители   определенных   ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). В   ролевом   общении   человек   лишается   определенной   спонтанности своего   поведения,   так   как   те   или   иные   его   шаги,   действия   диктуются исполняемой ролью. В   процессе   такого   общения   человек   проявляет   себя   уже   не   как индивидуальность,   а   как   некоторая   социальная   единица,   выполняющая определенные   функции.   Общение   может   быть   также  доверительным  и конфликтным.   Первое   отличается   тем,   что   в   его   ходе   передается   особо значимая информация. Доверительность  –  существенный признак всех видов общения,   без   чего   нельзя   осуществлять   переговоры,   решать   интимные вопросы. Конфликтное   общение  характеризуется   взаимным   противостоянием людей, выражением неудовольствия и недоверия. Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. Деловое   общение  –  процесс   взаимодействия   людей,   выполняющих совместные   обязанности   или   включенных   в   одну   и   ту   же   деятельность. Наконец,   общение   бывает   прямое   и   опосредованное.  Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Опосредованное   общение  –  это   взаимодействие   при   помощи дополнительных средств (письма, аудио­ и видеотехники). 4. Средства общения. Общение   возможно   лишь   при   помощи   знаковых   систем.   Различают вербальные   средства   общения   (когда   в   качестве   знаковых   систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения. В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная.  Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение   процесса   общения,   создавать   психологический   контакт   между партнерами;   обогащать   значения,   передаваемые   словами,   направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Они делятся на: 1  Визуальные средства общения: кинесика – движение рук, ног, головы, туловища;       направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза (в частности, приведение в соответствие с текстом); кожные реакции (покраснение, потение); дистанция   (расстояние   до   собеседника,   угол   поворота   к   нему, персональное пространство);  вспомогательные   средства   общения,   в   том   числе   особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, татуировка, усы, сигарета и т. п.). 2  Акустические (звуковые) средства общения: паралингвистические,   т.   е.   связанные   с   речью   (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы);  экстралингвистические, т. е. не связанные  с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.). 3 Тактильно­кинестезические   (с   прикосновением)   средства общения:  физическое воздействие (ведение за руку, танец и др.);  такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу). Ольфакторные: 4.  приятные и неприятные запахи окружающей среды;  естественный и искусственный запахи человека и др.

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения

План-конспект занятия Тема: Социальная психология общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018