План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
Оценка 4.6

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

Оценка 4.6
Рабочие листы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.02.2019
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
Актуальность проблемы Психологическое здоровье детей долгое время не включалось в объект внимания школы. В связи с исследованиями прошлых лет, сегодня педагогическая действительность уделяет этому особое внимание. Так как психологически развитый и устоявшийся ребенок, несомненно, будет успешен и в учебной деятельности. Наш класс подразумевает серьезную работу и с детьми с ОВЗ. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты: • наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия самого себя и других людей; • владение рефлексией, как средством познания себя; • наличие у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции являются показателем состояния ребенка. Зачастую дети находятся в плену эмоций, поскольку не могут управлять ими. Это приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Для таких детей к этому добавляются незрелость эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость или повышенная заторможенность, неуверенность, медлительность, несамостоятельность, а также нарушения внимания, памяти, мышления и поведения.
ПЛАН ИНКЛ.docx
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019­2020 учебный год Класс – 4 «Б» Количество учеников – 25 (13 девочек, 12 мальчиков) Количество учеников с особыми образовательными потребностями – 3  Количество учеников с нарушением слуха – 3  Актуальность проблемы I. Пояснительная записка Психологическое здоровье детей долгое время не включалось в объект внимания школы. В связи с исследованиями прошлых лет, сегодня педагогическая действительность уделяет этому особое внимание. Так как психологически развитый и устоявшийся ребенок, несомненно, будет успешен и в учебной деятельности. Наш класс подразумевает серьезную работу и с детьми с ОВЗ. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:   наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия самого себя и других людей;   владение рефлексией, как средством познания себя;   наличие у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.  Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции являются показателем состояния   ребенка.   Зачастую   дети   находятся   в   плену   эмоций,   поскольку   не   могут   управлять   ими.   Это   приводит   к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Для таких детей к этому добавляются незрелость   эмоционально­волевой   сферы,   двигательная   расторможенность,   повышенная   аффективная   возбудимость   или повышенная   заторможенность,  неуверенность,  медлительность,  несамостоятельность,  а   также   нарушения   внимания,  памяти, мышления и поведения.  Цель программы: снижение страхов и тревожности у детей начальных классов. Задачи: 1. Повышение уверенности в себе (самооценка) 1. устранение внутреннего конфликта ребенка; 2. расширение эмоционального опыта; 3. повышение самооценки; 4. развитие навыков взаимодействия друг с другом. 2. Снятие страхов 1. снятие эмоционального и мышечного напряжения; 2. устранение, преобразование, либо частичное обесценивание страхов; 3. формирование у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; 4. стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. 3. Развитие коммуникативных навыков  уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики;  снижение скованности, боязливости в движениях и речи;  развитие умения сотрудничать со взрослыми и детьми;  развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.  содействовать адаптации ребенка к окружающей среде. Принципы работы:  принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия.  принцип сотрудничества, личностно­ориентированного взаимодействия.  принцип систематичности, последовательности и постепенности. Структура программы: Данная программа коррекционно­развивающих занятий рассчитана на детей 6 – 10 лет и состоит из коррекционных занятий, продолжительностью   30   ­   40   минут.   Занятия   предполагают   индивидуальную   работу   с   детьми   по   коррекции   страхов   и тревожности средствами арттерапии. Но стоит отметить, что при работе со страхами необходима психологическая помощь и родителям.   Выявление   возможных   причин   появления   деструктивного   внутриличностного   конфликта   и   факторов   его усугубляющих.   В   связи   с   этим,   родители   могут   получить   индивидуальные   консультации   и   рекомендации   по   оптимизации отношений с ребенком и влиянию негативных факторов. Методы и техники, используемые в программе:  • Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.  • Концентрация.   Сосредоточение   на   своих   зрительных,   звуковых   и   телесных   ощущениях,   на   эмоциях,   чувствах   и переживаниях.  • Успокаивающая   и   восстанавливающая   музыка   способствует   уменьшению   эмоциональной   напряженности,   переключает внимание.  • Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.  • Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.  • Арттерапия.  Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. • Сказкатерапия. Условия проведения занятий:  1) принятие ребенка таким, какой он есть; 2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс; 3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации; 4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия; 5) игра не комментируется взрослым; 6) в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации. Структура занятия. Ритуал приветствия – 1­2 минуты. Разминка ­ 5 минут. Коррекционно­развивающий этап ­ 20­25 минут. Подведение итогов ­ 2­3 минуты. Ритуал прощания – 1­2 минуты.  III. Требования к реализации программы Данная   программа   рассчитана   на   работу   с   детьми,   имеющими   высокий   уровень   тревожности   и   различные   страхи.   Как правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназначена для коррекции тревожности и страхов   у   детей   с   особенностями   психофизического   развития   (нарушение   интеллектуальной   деятельности,   задержка психического развития, искаженное развитие).  Предлагаемая программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости от типа нарушения, так как работа с аффективной сферой личности ребенка при необходимости допускает увеличение часов работы по основным темам (в зависимости от динамики и интенсивности изменений эмоциональных переживаний и реакций ребенка). Предполагаемые результаты: снижение уровня тревожности ребенка обретение чувства уверенности, самопринятия, самоуважения расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций. IV. Тематический план Тема занятия 1 Вводное  Кол­во  занятий 4 Цели, задачи Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление  наличия агрессии, ее направленности и интенсивности; знакомство с  ребенком, знакомство с правилами работы; развитие коммуникативных  навыков; снятие психоэмоционального напряжения;  первичное  знакомство с настроениями и эмоциями; ознакомление детей с 2 3 4 5 6 7 8 Радость Страх  Гнев, злость Грусть Обида Робость Удивление 4 8 8 3 2 1 1 эмоциями Знакомство с эмоцией радость; развитие умения правильно выражать  свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности  жестов; снятие психомышечного напряжения. Познакомить с эмоцией  страха; учить распознавать, изображать и  отреагировать имеющиеся страхи; повышение самооценки; снятие  психического напряжения, устранение страхов; создание  положительного эмоционального фона. Познакомить с эмоцией гнева; учить различать эмоцию по  схематическому изображению; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; продолжать учиться передавать заданное  эмоциональное состояние, используя различные выразительные  средства; снятие психомышечного напряжения; снятие агрессии;  гармонизация межличностных отношений; развитие рефлексивных  навыков Знакомство с эмоцией грусти;  развитие умения узнавать эмоцию  грусти по внешним проявлениям; снятие напряжения, стабилизация  психических процессов; создание положительного эмоционального  фона, повышение уверенности; oбучение расслаблению, переживанию  ощущения покоя, приобретение способности управлять своими  мыслями Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним;  формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с  проявлением чувства обиды; познакомить со способами управления  негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной  форме; гармонизация личности ребенка, повышение его уверенности в  себе, своих возможностях. Знакомство с эмоцией «робость» и ее внешними проявлениями,  повышение у ребенка уверенности в себе Знакомство с эмоцией удивления;  формирование умения узнавать 9 10 11 12 13 Интерес Брезгливость Самодовольство и  презрение Вина  Веселые путешествия 14 Заключительное 1 1 1 2 3 1 эмоцию удивления по внешним проявлениям; снятие напряжения. Знакомство с эмоцией интерес; формирование умения узнавать эмоцию по внешним проявлениям; развитие моторики; снятие напряжения. Знакомство с чувством брезгливость, создание положительного  эмоционального фона; снятие психоэмоционального напряжения,  развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и  умения его выразить Знакомство с эмоциями самодовольства и презрения; формирование  умения узнавать эмоции по внешним проявлениям; развитие моторики;  снятие напряжения. Знакомство с чувством вины; развитие волевой регуляции поведения;  знакомство со способами релаксации для снятия напряжения Помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить  новые эффективные социально­приемлемые стратегии поведения,  снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в  своих силах и повышение навыков самоконтроля Закрепление умения различать чувства; способствовать открытому  проявлению эмоций и чувств различными социально ­ приемлемыми  способами (словесными, физическими, творческими); отреагировать     имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх, гнев  и   др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка. Итого Литература 40  занятий 1. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно­ методическое пособие. ­ М.: Педагогическое общество России, 2006 2. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4­е изд. – М.: Айрис­пресс, 2008. 3. Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002. 4. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003. 5. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.  заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск, 1997. 7. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001. 8. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003. 9. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000 10.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития  детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие .­ М.: Генезис, 1999. 11.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000. 12.Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002. 13.Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева.  — М.: Издательство Московского психолого­социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 14.Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000. 15.Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003. 16.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001. 17.Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995. 18.Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И.  Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 19.Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. V. Планы­конспекты занятий (пример) № занятия, цель Этапы,  упражнения Содержание Материал Примечания,  заметки для  психолога и  сурдопедагога Ведущий садится на корточки перед ребенком,  глядя ему в глаза, соединяет свои поднятые вверх ладони с ладошками ребенка, приговаривая:  «Здравствуй… (имя ребенка)». Тот отвечает:  «Здравствуйте… (имя ведущего)».  ЗАНЯТИЕ №1 1. Приветствие Цель: выявление состояния  эмоциональной  сферы ребенка,  выявление  наличия  агрессии, ее  направленности  и интенсивности Магнитофон,  записи  спокойной  музыки Бумага,  карандаши,  фломастеры 3. Упражнение   «Росточек под  солнцем» 4.  Диагностическа я методика  Панфиловой   М.А. «Кактус» Ребенок превращается в маленький росточек  (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко, и  росточек начинает расти и тянуться к солнышку.  Все движения выполняются под музыку. Инструкция: На листе бумаги (формат А4)  нарисуй кактус, такой, какой ты его себе  представляешь! (Вопросы и дополнительные  объяснения не допускаются. Ребенку дается  столько времени, сколько ему необходимо). По завершении рисования с ребенком проводится  беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:  1. Кактус домашний или дикий?  2. Его можно потрогать? Он сильно колется?  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают:  поливают, удобряют?  4. Кактус растет один или с каким то растением  Ведущий  должен  проговаривать  имена четко,  громко и не  торопясь, так, чтобы  слабослышащи е дети имели  возможность  прочитать по  губам. При обработке результатов  принимаются  во внимание  данные,  соответствую щие всем  графическим  методам, а  именно:   пространствен ное  положение, 5. Сказка  «Кактус мечтал подружиться» Текст сказки размер  рисунка,   характеристи ки линий, сила  нажима на  карандаш У детей с  нарушением  слуха, сказка  заранее  должна  находиться на  партах в  печатном виде и с  иллюстрация ми. по соседству? Если растет с соседом, то, какое  это растение?  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?  ­ Сегодня я тебе расскажу сказку про кактус,  сядь удобнее и слушай. В одном дворе возле высокого дома была клумба.  На ней росли разные цветы. Они росли рядышком, и поэтому клумба была похожа на разноцветный  ковер. В хорошую погоду солнышко своими  лучиками ласково касалось каждого цветка, и он в тот же миг пробуждался и медленно распускался,  поражая и радуя своей красотой. Красота эта  привлекала бабочек, кузнечиков и не только…  Люди, да и сами цветы обращали внимание друг  на друга. Но это была необычная клумба: цветы  на ней умели разговаривать. Они рассказывали  разные новости и играли, дарили друг другу  подарки. Им было весело и интересно жить на  этой клумбе. Но однажды на клумбе вырос цветок, который не  был похож на другие. У него был толстый  стебель, и колючки у него были такие острые, что  кололи всех, кто пытался дотронуться до этого  цветка. — Он очень колючий! — говорила ромашка. — Да, он уколол меня, когда я хотел к нему  приблизиться, — сказал тюльпан. — Лучше не будем к нему приближаться, ведь он  такой колючий и не похож на нас, — решили все  цветы. Кактусу стало обидно, ведь он очень хотел  подружиться с цветами, но не знал, как это  сделать. И вот однажды к клумбе подбежал хулиган, он  хотел растоптать цветы. Он поднял ногу… но в  этот момент кактус собрал все свои силы,  напрягся и его иголки, словно пики, впились в  нее, проткнули ботинок. Хулиган закричал от  боли и убежал. А у кактуса в тот же миг отвалились все иголки, и он остался совершенно голым. Тут цветы поняли,  что он спас их ценой потери своей защиты —  своих иголок. И тогда каждый цветок поспешил  дотронуться до кактуса своими лепестками в знак благодарности за его храбрость и силу, и в том  месте, где росли иголки, выросли цветы. Они  были разноцветные, необыкновенной красоты.  Кактусу очень понравился его новый образ и  внимание цветов. Он стал самым большим и  красивым цветком на этой клумбе. И все  восхищались его красотой и силой. Обсуждение сказки. Предлагается ребенку усовершенствовать свой  рисунок либо что­то изменить, если он захочет. Обсуждается видоизмененный рисунок Взрослый под музыку предлагает ребенку   поиграть. Рисунок Магнитофон,  релаксационна 6. Рисунок  «Мой красивый кактус» 7.  Психогимнасти я музыка ­Давай представим себе цветочную клумбу, на  которой растет много цветов. Все цветы растут  рядышком, и поэтому клумба похожа на  разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, распрямляют листочки,  поворачиваются к солнышку, улыбаются ему.  Легкий ветерок помогает им поздороваться: они  нежно и ласково дотрагиваются друг до друга  лепестками и кивают головками цветов.  Прохожие восхищаются дружной и красивой  клумбой. Ребенок и взрослый показывают движениями, как  здороваются цветы. ­О чем мы сегодня с тобой говорили? ­Что понравилось на занятии? ­Что было сложным? Ребенок и взрослый ставят свои кулачки  «столбиком», затем громко говорят: «Всем­всем,  до свидания!» — и убирают кулачки. ка «Цветочная  клумба» 8. Подведение  итогов занятия 9. Домашнее  задание 10. Ритуал  прощания.  Игра «Всем­ всем, до  свидания!»  Разработал ________________ Учитель начальных классов школы № ___ Чумажанова К.С. Утверждаю ______________________Заместитель директора по УВР _________________

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год

План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы  учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019