План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
Оценка 4.6
Рабочие листы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.02.2019
Актуальность проблемы
Психологическое здоровье детей долгое время не включалось в объект внимания школы. В связи с исследованиями прошлых лет, сегодня педагогическая действительность уделяет этому особое внимание. Так как психологически развитый и устоявшийся ребенок, несомненно, будет успешен и в учебной деятельности. Наш класс подразумевает серьезную работу и с детьми с ОВЗ. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
• наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия самого себя и других людей;
• владение рефлексией, как средством познания себя;
• наличие у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции являются показателем состояния ребенка. Зачастую дети находятся в плену эмоций, поскольку не могут управлять ими. Это приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Для таких детей к этому добавляются незрелость эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость или повышенная заторможенность, неуверенность, медлительность, несамостоятельность, а также нарушения внимания, памяти, мышления и поведения.
ПЛАН ИНКЛ.docx
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы
учащихся в инклюзивном классе на 20192020 учебный год
Класс – 4 «Б»
Количество учеников – 25 (13 девочек, 12 мальчиков)
Количество учеников с особыми образовательными потребностями – 3
Количество учеников с нарушением слуха – 3
Актуальность проблемы
I. Пояснительная записка
Психологическое здоровье детей долгое время не включалось в объект внимания школы. В связи с исследованиями прошлых
лет, сегодня педагогическая действительность уделяет этому особое внимание. Так как психологически развитый и устоявшийся
ребенок, несомненно, будет успешен и в учебной деятельности. Наш класс подразумевает серьезную работу и с детьми с ОВЗ.
Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия самого себя и других людей;
владение рефлексией, как средством познания себя;
наличие у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции являются показателем
состояния ребенка. Зачастую дети находятся в плену эмоций, поскольку не могут управлять ими. Это приводит к
импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Для таких детей к этому добавляются
незрелость эмоциональноволевой сферы, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость или
повышенная заторможенность, неуверенность, медлительность, несамостоятельность, а также нарушения внимания, памяти,
мышления и поведения.
Цель программы: снижение страхов и тревожности у детей начальных классов.
Задачи: 1. Повышение уверенности в себе (самооценка)
1. устранение внутреннего конфликта ребенка;
2. расширение эмоционального опыта;
3. повышение самооценки;
4. развитие навыков взаимодействия друг с другом.
2. Снятие страхов
1. снятие эмоционального и мышечного напряжения;
2. устранение, преобразование, либо частичное обесценивание страхов;
3. формирование у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
4. стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.
3. Развитие коммуникативных навыков
уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики;
снижение скованности, боязливости в движениях и речи;
развитие умения сотрудничать со взрослыми и детьми;
развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.
содействовать адаптации ребенка к окружающей среде.
Принципы работы:
принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия.
принцип сотрудничества, личностноориентированного взаимодействия.
принцип систематичности, последовательности и постепенности.
Структура программы:
Данная программа коррекционноразвивающих занятий рассчитана на детей 6 – 10 лет и состоит из коррекционных занятий,
продолжительностью 30 40 минут. Занятия предполагают индивидуальную работу с детьми по коррекции страхов и
тревожности средствами арттерапии. Но стоит отметить, что при работе со страхами необходима психологическая помощь и родителям. Выявление возможных причин появления деструктивного внутриличностного конфликта и факторов его
усугубляющих. В связи с этим, родители могут получить индивидуальные консультации и рекомендации по оптимизации
отношений с ребенком и влиянию негативных факторов.
Методы и техники, используемые в программе:
• Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от
излишнего и нервного напряжения.
• Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и
переживаниях.
• Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряженности, переключает
внимание.
• Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в
себе, снижения страхов.
• Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
• Арттерапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
• Сказкатерапия.
Условия проведения занятий:
1) принятие ребенка таким, какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности
занятия;
5) игра не комментируется взрослым;
6) в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.
Структура занятия.
Ритуал приветствия – 12 минуты. Разминка 5 минут.
Коррекционноразвивающий этап 2025 минут.
Подведение итогов 23 минуты.
Ритуал прощания – 12 минуты.
III. Требования к реализации программы
Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и различные страхи. Как
правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназначена для коррекции тревожности и
страхов у детей с особенностями психофизического развития (нарушение интеллектуальной деятельности, задержка
психического развития, искаженное развитие).
Предлагаемая программа построена таким образом, что ее можно корректировать и подстраивать под ребенка в зависимости
от типа нарушения, так как работа с аффективной сферой личности ребенка при необходимости допускает увеличение часов
работы по основным темам (в зависимости от динамики и интенсивности изменений эмоциональных переживаний и реакций
ребенка).
Предполагаемые результаты:
снижение уровня тревожности ребенка
обретение чувства уверенности, самопринятия, самоуважения
расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций.
IV. Тематический план
Тема занятия
1
Вводное
Колво
занятий
4
Цели, задачи
Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление
наличия агрессии, ее направленности и интенсивности; знакомство с
ребенком, знакомство с правилами работы; развитие коммуникативных
навыков; снятие психоэмоционального напряжения; первичное
знакомство с настроениями и эмоциями; ознакомление детей с 2
3
4
5
6
7
8
Радость
Страх
Гнев, злость
Грусть
Обида
Робость
Удивление
4
8
8
3
2
1
1
эмоциями
Знакомство с эмоцией радость; развитие умения правильно выражать
свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности
жестов; снятие психомышечного напряжения.
Познакомить с эмоцией страха; учить распознавать, изображать и
отреагировать имеющиеся страхи; повышение самооценки; снятие
психического напряжения, устранение страхов; создание
положительного эмоционального фона.
Познакомить с эмоцией гнева; учить различать эмоцию по
схематическому изображению; понимать свои чувства и чувства других
людей и рассказывать о них; продолжать учиться передавать заданное
эмоциональное состояние, используя различные выразительные
средства; снятие психомышечного напряжения; снятие агрессии;
гармонизация межличностных отношений; развитие рефлексивных
навыков
Знакомство с эмоцией грусти; развитие умения узнавать эмоцию
грусти по внешним проявлениям; снятие напряжения, стабилизация
психических процессов; создание положительного эмоционального
фона, повышение уверенности; oбучение расслаблению, переживанию
ощущения покоя, приобретение способности управлять своими
мыслями
Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним;
формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с
проявлением чувства обиды; познакомить со способами управления
негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной
форме; гармонизация личности ребенка, повышение его уверенности в
себе, своих возможностях.
Знакомство с эмоцией «робость» и ее внешними проявлениями,
повышение у ребенка уверенности в себе
Знакомство с эмоцией удивления; формирование умения узнавать 9
10
11
12
13
Интерес
Брезгливость
Самодовольство и
презрение
Вина
Веселые путешествия
14
Заключительное
1
1
1
2
3
1
эмоцию удивления по внешним проявлениям; снятие напряжения.
Знакомство с эмоцией интерес; формирование умения узнавать эмоцию
по внешним проявлениям; развитие моторики; снятие напряжения.
Знакомство с чувством брезгливость, создание положительного
эмоционального фона; снятие психоэмоционального напряжения,
развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и
умения его выразить
Знакомство с эмоциями самодовольства и презрения; формирование
умения узнавать эмоции по внешним проявлениям; развитие моторики;
снятие напряжения.
Знакомство с чувством вины; развитие волевой регуляции поведения;
знакомство со способами релаксации для снятия напряжения
Помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить
новые эффективные социальноприемлемые стратегии поведения,
снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в
своих силах и повышение навыков самоконтроля
Закрепление умения различать чувства; способствовать открытому
проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми
способами (словесными, физическими, творческими); отреагировать
имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.),
препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Итого
Литература
40 занятий
1. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно
методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006
2. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4е изд. –
М.: Айриспресс, 2008. 3. Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
4. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск, 1997.
7. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.
8. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.
9. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000
10.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития
детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие . М.: Генезис, 1999.
11.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
12.Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
13.Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева.
— М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
14.Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.
15.Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.
16.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.
17.Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
18.Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И.
Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19.Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
V. Планыконспекты занятий (пример)
№ занятия, цель Этапы,
упражнения
Содержание
Материал
Примечания,
заметки для
психолога и
сурдопедагога Ведущий садится на корточки перед ребенком,
глядя ему в глаза, соединяет свои поднятые вверх
ладони с ладошками ребенка, приговаривая:
«Здравствуй… (имя ребенка)». Тот отвечает:
«Здравствуйте… (имя ведущего)».
ЗАНЯТИЕ №1
1. Приветствие
Цель: выявление
состояния
эмоциональной
сферы ребенка,
выявление
наличия
агрессии, ее
направленности
и интенсивности
Магнитофон,
записи
спокойной
музыки
Бумага,
карандаши,
фломастеры
3. Упражнение
«Росточек под
солнцем»
4.
Диагностическа
я методика
Панфиловой
М.А. «Кактус»
Ребенок превращается в маленький росточек
(сворачиваются в клубочек и обхватывают колени
руками) все чаще пригревает солнышко, и
росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
Инструкция: На листе бумаги (формат А4)
нарисуй кактус, такой, какой ты его себе
представляешь! (Вопросы и дополнительные
объяснения не допускаются. Ребенку дается
столько времени, сколько ему необходимо).
По завершении рисования с ребенком проводится
беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые
помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают:
поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением
Ведущий
должен
проговаривать
имена четко,
громко и не
торопясь, так,
чтобы
слабослышащи
е дети имели
возможность
прочитать по
губам.
При обработке
результатов
принимаются
во внимание
данные,
соответствую
щие всем
графическим
методам, а
именно:
пространствен
ное
положение, 5. Сказка
«Кактус мечтал
подружиться»
Текст сказки
размер
рисунка,
характеристи
ки линий, сила
нажима на
карандаш
У детей с
нарушением
слуха, сказка
заранее
должна
находиться на
партах в
печатном виде
и с
иллюстрация
ми.
по соседству? Если растет с соседом, то, какое
это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Сегодня я тебе расскажу сказку про кактус,
сядь удобнее и слушай.
В одном дворе возле высокого дома была клумба.
На ней росли разные цветы. Они росли рядышком,
и поэтому клумба была похожа на разноцветный
ковер. В хорошую погоду солнышко своими
лучиками ласково касалось каждого цветка, и он в
тот же миг пробуждался и медленно распускался,
поражая и радуя своей красотой. Красота эта
привлекала бабочек, кузнечиков и не только…
Люди, да и сами цветы обращали внимание друг
на друга. Но это была необычная клумба: цветы
на ней умели разговаривать. Они рассказывали
разные новости и играли, дарили друг другу
подарки. Им было весело и интересно жить на
этой клумбе.
Но однажды на клумбе вырос цветок, который не
был похож на другие. У него был толстый
стебель, и колючки у него были такие острые, что
кололи всех, кто пытался дотронуться до этого
цветка.
— Он очень колючий! — говорила ромашка.
— Да, он уколол меня, когда я хотел к нему
приблизиться, — сказал тюльпан. — Лучше не будем к нему приближаться, ведь он
такой колючий и не похож на нас, — решили все
цветы.
Кактусу стало обидно, ведь он очень хотел
подружиться с цветами, но не знал, как это
сделать.
И вот однажды к клумбе подбежал хулиган, он
хотел растоптать цветы. Он поднял ногу… но в
этот момент кактус собрал все свои силы,
напрягся и его иголки, словно пики, впились в
нее, проткнули ботинок. Хулиган закричал от
боли и убежал.
А у кактуса в тот же миг отвалились все иголки, и
он остался совершенно голым. Тут цветы поняли,
что он спас их ценой потери своей защиты —
своих иголок. И тогда каждый цветок поспешил
дотронуться до кактуса своими лепестками в знак
благодарности за его храбрость и силу, и в том
месте, где росли иголки, выросли цветы. Они
были разноцветные, необыкновенной красоты.
Кактусу очень понравился его новый образ и
внимание цветов. Он стал самым большим и
красивым цветком на этой клумбе. И все
восхищались его красотой и силой.
Обсуждение сказки.
Предлагается ребенку усовершенствовать свой
рисунок либо чтото изменить, если он захочет.
Обсуждается видоизмененный рисунок
Взрослый под музыку предлагает ребенку
поиграть.
Рисунок
Магнитофон,
релаксационна
6. Рисунок
«Мой красивый
кактус»
7.
Психогимнасти я музыка
Давай представим себе цветочную клумбу, на
которой растет много цветов. Все цветы растут
рядышком, и поэтому клумба похожа на
разноцветный ковер.
С наступлением утра все цветы распрямляют свои
стебельки, распрямляют листочки,
поворачиваются к солнышку, улыбаются ему.
Легкий ветерок помогает им поздороваться: они
нежно и ласково дотрагиваются друг до друга
лепестками и кивают головками цветов.
Прохожие восхищаются дружной и красивой
клумбой.
Ребенок и взрослый показывают движениями, как
здороваются цветы.
О чем мы сегодня с тобой говорили?
Что понравилось на занятии?
Что было сложным?
Ребенок и взрослый ставят свои кулачки
«столбиком», затем громко говорят: «Всемвсем,
до свидания!» — и убирают кулачки.
ка «Цветочная
клумба»
8. Подведение
итогов занятия
9. Домашнее
задание
10. Ритуал
прощания.
Игра «Всем
всем, до
свидания!»
Разработал ________________ Учитель начальных классов школы № ___ Чумажанова К.С.
Утверждаю ______________________Заместитель директора по УВР _________________
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
План мероприятий по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы учащихся в инклюзивном классе на 2019-2020 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.