Трудный ребенок и трудные семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие детям, вырастают из семьи:
«Дети - зеркало образа жизни отцов и матерей». «Трудных» детей порождают зримые и незримые педагогические причины.План мероприятий С трудными детьми.
план работы с трудными детьми.docx
План мероприятий С трудными детьми.
На 20132014 год.
«Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей».
Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный»
именно по отношению к подростку?
Трудный
ребенок и трудные семьи эти понятия неразделимы.
Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей.
Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки,
присущие детям, вырастают из семьи:
«Дети зеркало образа жизни отцов и матерей».
«Трудных» детей порождают зримые и незримые педагогические причины.
Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспита
тельной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей,
чрезмерное попустительство или жестокость наказаний за совершенные
поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных кон
тактов, распад семьи.
Существо поведения ребенка это эмоциональнонравственная атмосфера,
которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо
начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Классный
руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с
целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины,
порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные
черты.
Предлагаем подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному
руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать
изъяны семейного воспитания.
1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать,
которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье
характеризуется холодностью, безразличием, лишеностью духовного
контакта. Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может
применить следующую стратегию:
расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется
настороженно, не спешить обижаться;
попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять
и контролировать свое к ней отношение;
заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его и ее,
матери, будущее;
деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному
желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в
душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении
повседневных жизненных проблем.
Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной
жизни.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители,
как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна куль
турная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с
детьми.
Задача классного руководителя — терпеливо, без назидания и упреков
доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, об
ратить внимание на испытываемые ребенком переживания, боль, стыд и обиду
за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей
пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в
изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое общение с
окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В
такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание ме
тодов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания,
подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного руководителя сформировать у родителей потребность в
педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся.
Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще:
внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию
над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами,
излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей
поощряют.
Задача классного руководителя изменить ориентацию родителей только на
материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром
ребенка. Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с
родителями дома,
в школе использовать косвенное воздействие,
опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни
других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные
казывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат,
дети растут жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя доказать родителям, что с ребенком
необходимо обращаться как с равным, отказаться от действия с позиции силы,
относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность
и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку — главные средства
в воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием
включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное
участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению
ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. №
п/п
направления работы и мероприятия
сроки
ответственные
I. Работа с учащимися
1
Выявление причин пропусков занятий в школе
весь год
Кл.
руководитель.
2
Составление планов индивидуальной работы с
учащимися
весь год
Кл.
руководитель.
3 Активное вовлечение учащихся в общественную
весь год
Кл.
жизнь школы и класса
руководитель.
4 Контроль учебной деятельности учащихся
весь год
Кл.
руководитель.
5
Вовлечение учащихся в систему дополнительного
образования
весь год
Кл.
руководитель.
6 Проведение индивидуально – групповых занятий с
весь год
Кл.
учащимися
руководитель.
7 Проведение профилактических бесед на
административном Совете школы
весь год
Кл.
руководитель.
8 Посещения на дому семей учащихся.
весь год
Кл. руководитель.
9 Проведение профилактических бесед на Совете по
профилактике правонарушений и преступлений.
2 раза в
четверть
Кл.
руководитель.
10 Проведение профилактической работы с учащимся на
КДН.
11 Проведение рейдов в семьи учащихся.
1 раз в
четверть
Кл.
руководитель.
весь год
Кл.
руководитель.
12 Обеспечение занятости в летний период.
май июнь
Кл.
13 Активное участие в межведомственных
акциях:«Защита», «Дети улиц», «За здоровый образ
жизни», «Подросток»
руководитель.
весь год
Кл.
руководитель.
II. Работа с родителями
1
Родительские собрания с целью профилактики
нарушений Устава школы.
весь год
Кл.
руководитель. 2
Ведение мониторинга неблагополучных семей и
семей, испытывающих трудности в воспитании детей
весь год
Кл.
руководитель.
3
Регулярное оказание психолого – педагогической
помощи родителям в воспитании детей.
весь год
Кл.
руководитель.
4 Посещения на дому семей учащихся.
Кл.
руководитель.
5 Проведение профилактических бесед на
административном Совете школы
весь год
Кл.
руководитель.
6 Проведение профилактических бесед на Совете по
весь год
Кл.
профилактике правонарушений и преступлений
руководитель.
7 Проведение рейдов в семьи учащихся
весь год
Кл.
руководитель.
8
Рассмотрение дел учащихся и их родителей на
заседаниях КДН.
весь год
Кл.
руководитель.
9 Привлечение родителей к участию в
межведомственных акциях
весь год
Кл.
руководитель.
План мероприятий С трудными детьми.
План мероприятий С трудными детьми.
План мероприятий С трудными детьми.
План мероприятий С трудными детьми.
План мероприятий С трудными детьми.
План мероприятий С трудными детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.