План работы по самообразованию
Музыкального руководителя
Кирилиной Светланы Валерьевны
На 2017-2018 учебный год
Тема: «Музыкальное экспериментирование как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников».
Цель: Содействие развитию интеллектуальных способностей дошкольников в процессе музыкального экспериментирования.
Задачи:
1. Повысить свой уровень знаний о музыкальном экспериментировании
2. Определить направления работы по введению экспериментальной деятельно-сти в музыкально-образовательный процесс с дошкольниками
3. Разработать перспективный план.
4. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду.
5. Воспитывать у детей любовь к музыке.
6. Расширять знания детей, родителей и педагогов об экспериментах в музы-кальной деятельности.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13 «Дельфинчик»
План работы по самообразованию
Музыкального руководителя
Кирилиной Светланы Валерьевны
На 20172018 учебный год
Тема: «Музыкальное экспериментирование как средство развития
интеллектуальных способностей дошкольников».
Городской округ г. Бор
2017 г.Одной из актуальных проблем современности является проблема развития
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи
необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из
эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно
экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы
целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности,
лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается
любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.
По мнению академика Н. Н. Подъякова в
деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный
исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на
окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды
детской деятельности.
В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует
развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка,
формированию его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со
звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения
ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся
различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации,
группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам
словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни;
поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится
шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т.
п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек,
шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер. В связи с
этим, на наш взгляд, необходимо вводить экспериментирование в музыкально
образовательную деятельность с дошкольниками.
Цель: Содействие развитию интеллектуальных способностей дошкольников в
процессе музыкального экспериментирования.
Задачи:
1. Повысить свой уровень знаний о музыкальном экспериментировании
2. Определить направления работы по введению экспериментальной деятельности
в музыкальнообразовательный процесс с дошкольниками
3. Разработать перспективный план.
4. Пополнить развивающую предметнопространственную среду.
5. Воспитывать у детей любовь к музыке.
6. Расширять знания детей, родителей и педагогов об экспериментах в
музыкальной деятельности.
Сроки работы: 1 годСодержание работы:
Содержание работы будет строится по следующим этапам: 1 этап
«подготовительный», 2 этап «практические исследования», 3 этап «итоговый»
1 этап.
Изучение литературы:
методических пособий экспериментированию дошкольников,
интернет ресурсов по теме самообразования.
2 этап.
Месяц
Сентябрь
Перспективный план
С детьми
Диагностика развития
музыкальных
способностей
Формы работы
С родителями
Анкетирование «Роль
музыки в вашей
жизни и ваших детей»
Октябрь
Разработка цикла
НОД по
музыкальному
экспериментированию
Практикум по
изготовлению
детских самодельных
шумовых и
музыкальных
инструментов
Ноябрь
Использование
Создание папок
С педагогами
Опрос с целью
выявления знаний
педагогов об
использовании
экспериментирования
в образовательном
процессе
Коллективная
консультация
«Задачи
музыкального
воспитания»
Семинар «Роль
воспитателя на
музыкальных
занятиях и
праздниках»
Мастеркласс
«Обновление и
оформление
музыкальных зон,
мини – центров
музыкального
образования детей.
Изготовление
музыкально
дидактических игр,
музыкальных
инструментов,
игрушек–шумелок
Коллективнаямузыкальных
экспериментов в
НОД, в
самостоятельной и
совместной
деятельности с
воспитанниками
МАДОУ
передвижек по
музыкальному
воспитанию для
родительских
уголков в группах
«Влияние музыки на
здоровье детей»
консультация
«Развитие речевых
навыков
дошкольников»
Консультация
«Озвучивание сказок,
стихов»
«Детские опыты и
экспериментирование
со звуками»
Круглый стол
«Музыка как ключ к
общению и
взаимопониманию»
Оказание помощи в
изготовлении
атрибутов к
новогодним
праздникам
Круглый стол с
родителями
«Культура поведения
детей и родителей на
празднике»
Индивидуальная
консультация
«Значение
дыхательной
гимнастики в
оздоровлении и
музыкальном
воспитании
дошкольников»
Индивидуальная
консультация
«Значение
дыхательной
гимнастики в
оздоровлении и
музыкальном
воспитании
дошкольников»
Консультация
«Организация
семейных праздников
для детей»
Оказание помощи в
изготовлении
атрибутов к весенним
праздникам
«Развитие
креативности у детей
дошкольного
возраста в
музыкальной
деятельности»
Индивидуальные
консультации
«Рекомендации по
развитию
Консультации для
воспитателей и узких
специалистов по
запросу
Декабрь
Январь
Февраль
МартАпрель
Май
В течение года
музыкальных
способностей в
домашних условиях»
Участие родителей в
создании в группах
фонотек с записями
музыкальных
произведений,
доступных для детей
День открытых
дверей
Индивидуальное
ознакомление
родителей с
результатами
диагностики (по
запросу)
Посещение
родительских
собраний
Индивидуальные
консультации по
запросу
Творческая
мастерская
«Рукодельница»
Практикум по
изготовлению
детских самодельных
шумовых и
музыкальных
инструментов
«Развитие
музыкально
сенсорных
способностей через
музыкально
дидактические игры»
Круглый стол
«Целебная музыка»
Заполнение карт
индивидуального
учёта результатов
освоения
обучающимися
образовательной
программы
Подгрупповые
консультации с
педагогами по
подготовке к
праздникам и
развлечениям
Пополнение фонотек
групп аудиозаписями,
играми, атрибутами
По завершению 2го этапа предполагается третий этап, итоговый.
Прогнозируемые результаты:
Повышение собственного уровня по изучаемой теме.
Обогащение развивающей предметно пространственной среды: создание картотек, центров
экспериментирования со звуками.
Создание условий для интеллектуального развития детей в процессе музыкального
экспериментирования.
Расширение знаний детей, родителей и педагогов о свойствах музыкальных и немузыкальных
звуков
Транслирование опыта работы по данному направлению на РМО, в интернетсообществах