При проведении занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных., взаимосвязи организмов и окружающей среды.
план ГИА.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Панчикова
Василия Ивановича с.Богдановка муниципального района Нефтегорский Самарской области
ПРИНЯТО
на заседании МО
естественнонаучного цикла
Протокол №1
от «___» _____20__ года
Руководитель МО________ /И.В. Морозова
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №_____ од
от «___» ______ 2016 года
Директор ГБОУ СОШ с.Богдановка
_______________ С.А.Овчинников
План работы по подготовке к ГИА
9 класс.
Составлена
учителем биологии
Панчиковой В.П. 2016 – 2017 учебный год Стр.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
Учебнотематический план
Перечень практических работ
Содержание курса
Примерная разбивка материала по занятиям
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Литература
Система оценивания
3
7
9
10
12
15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При проведении занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и
закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками
знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического
образования: биология как наука, признаки живых организмов, система,
многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи
организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих
разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений
работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и
процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные
органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при
подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала,
который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки;
обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция
физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности
митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза,
характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.,
взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений
обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и
изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в
природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать
взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды;
выявлять причинноследственные связи в природе; формулировать
мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов,
закономерностей.
В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной
компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Содержание
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы
биологии», «Признаки живых организмов»
Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы,
Растения»
Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об
эволюции органического мира»
Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека»,
«Нейрогуморальная регуляция организма»
Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»
Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма
человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы
тела», «Размножение и развитие человека»
Решение тестовых заданий по темам: «Опорнодвигательный аппарат»,
«Органы чувств»
Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение
человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания
первой помощи»
Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и
окружающей среды»
Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года
Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года.
Итого:12
ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ
№ заня
тия по
теме
1
1
2
3
Содержание
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)
Биология как наука. Методы биологии
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
2.1. Клеточное строение организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.
2.2. Признаки живых организмов
Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость.
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол
во
часов
1
4
2
2 4
1
2
3
4
5
6
№ заня
тия по
теме
7
1
2
Ткани, органы, системы органов растений и животных.
Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по
темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки
живых организмов»
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
3.1. Царство Бактерии
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека.
Бактерии – возбудители заболеваний.
3.2. Царство Грибы.
Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе,
жизни человека.
3.3. Царство Растения.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и
органы высших растений.
Основные семейства цветковых растений.
Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по
темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
3.4. Царство Животные
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных.
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы,
Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Содержание
3.5. Учение об эволюции органического мира
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и
результата эволюции.
Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по
темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического
мира»
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч)
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий
план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план
строения и процессы жизнедеятельности человека.
4.2. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Практическая работа № 4: «Решение тестовых
заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро
гуморальная регуляция организма»
7
1
1
2
2
Коли
чество
часов
1
16
1
1 3
4
5
6
7
8
9
10
№ заня
тия по
теме
11
12
13
14
15
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
пищеварении
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
4.4. Дыхание. Система дыхания.
Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по
темам: «Система пищеварения, дыхание»
4.5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Группы крови. Иммунитет.
4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
4.7. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии.
Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по
темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и
«Обмен веществ»
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
4.9. Покровы тела и их функции.
Покровы тела и их функции.
4.10. Размножение и развитие организма человека.
Размножение и развитие организма человека. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение.
1
1
1
1
1
1
1
2
Содержание
Коли
чество
часов
Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам
«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и
развитие человека»
4.11. Опора и движение. Опорнодвигательный аппарат.
Опора и движение. Опорнодвигательный аппарат.
4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Органы чувств, их роль в жизни человека.
Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по
темам: «Опорнодвигательный аппарат», «Органы чувств»
4.13. Психология и поведение человека. ВНД.
Психология и поведение человека. ВНД.
4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
1
1
1
1 16
1
2
3
4
1
2
1
2
1
1
видов. Влияние экологических факторов на
4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных
ситуациях. Приемы оказания первой помощи при неотложных
ситуациях. Практическая работа № 9: «Решение тестовых
заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена.
Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
5.1. Влияние экологических факторов на организмы.
Взаимодействия
организмы. Приспособления организмов к различным экологическим
факторам. Популяция.
Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
5.2 Экосистемная организация живой природы.
Экосистемная организация живой природы.
5.3 Учение о биосфере
Учение о биосфере. Практическая работа № 10: «Решение
тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и
окружающей среды»
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной
работы.Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного
варианта ГИА прошлого года»
Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного
варианта ГИА прошлого года. Практическая работа № 12:
«Решение демонстрационного варианта ГИА текущего
года».
4
2
1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. и др. –
М.: Дрофа, 1999.432 с.
2. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н.
Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010
3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки.
/Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2016.
4. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К
учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая
биология: 1011 классы». М.: Издво «Экзамен», 2006. – 286 с.
5. Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 1011 кл.:
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Красновидова,
С.А. Павлов, А.Б. Хватов. М.: Просвещение, 2000.159 с.
6. Настольная книга учителя биологии/ Авт.сост. Калинова Г.С., Кучменко
В.С.М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.158
с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
7. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2016. 8.
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.М.: Рольф,
2010.384 с
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева,
Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «ВентанаГраф»: 2012
2. «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.
Кучменко «ВентанаГраф»: 2012
3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «ВентанаГраф»,
2012
4. «Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А.
Корнилова «ВентанаГраф»: 2012
5. «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.
Лощинина «ВентанаГраф»: 2012
Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ
7. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс.
Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы составители:
В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2010.
8. ГИА2013. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы
составители: М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов
Астрель, 2013.
9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.
Биология. 2013/ ФИПИ авторысоставители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В.
Теремов, С.Б. Трофимов – М.: ИнтеллектЦентр, 2016.
Информацию об организации, проведении и демоверсии ГИА можно найти на
сайтах:
1. http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
2. http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических
измерений
3. http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
5. http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU федеральный центр
тестирования.
7. http://www.pedsovet.org Всероссийский ИнтернетПедсовет Система оценивания заданий и итоговой работы
За верное выполнение каждого задания А1–А24 выставляется по 1 баллу. В
другом случае – 0 баллов.
За верное выполнение каждого из заданий В1–В4 выставляется по 2 балла.
За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые
цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном
ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов
включительно).
За ответ на задание В2 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0
баллов, если допущено две и более ошибок.
За ответы на задания В3 и В4 выставляется по 1 баллу, если на любой одной
позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа,
и 0 баллов во всех других случаях.
За верное выполнение задания В5 выставляется 3 балла.
За ответ на задание В5 выставляется 2 балла, если на любой одной позиции
ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа;
выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те
символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других
случаях.
Задания С1–С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности
ответа.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 43.
План подготовки к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.