План
проведения открытого занятия по классу ТРУБА
детского образцового духового оркестра
Дата:
Тема: Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Начальный этап работы над произведением А.Петров «Я шагаю по Москве»
Цели: Освоение учебного материала, закрепление техники трубача.
Задачи: образовательная – закрепить знания специфики игры на духовом инструменте;
научить работать с нотным текстом; грамотно и выразительно исполнять произведения классического репертуара и современной музыки.
развивающая – развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов; развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке.
воспитательная – прививать бережное обращение к инструменту; способствовать подъёму музыкальной культуры учащегося; формировать личностные качества: целеустремлённость, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Индивидуальный.
Приёмы: Показательный, словесный, исполнительский.План проведения открытого занятия "Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами"
План
проведения открытого занятия по классу ТРУБА
детского образцового духового оркестра
Дата:
Тема:
Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Начальный этап работы над произведением А.Петров «Я шагаю по
Москве»
Цели:
Освоение учебного материала, закрепление техники трубача.
Задачи:
Тип урока:
образовательная – закрепить знания специфики игры на духовом
инструменте;
научить работать с нотным текстом; грамотно и выразительно
исполнять произведения классического репертуара и современной
музыки.
развивающая – развивать технические способности,
предполагающие овладение основными техническими приёмами на
материале гамм, упражнений, этюдов; развивать эмоционально
ценностные отношения к музыке.
воспитательная – прививать бережное обращение к инструменту;
способствовать подъёму музыкальной культуры учащегося;
формировать личностные качества: целеустремлённость,
самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение
продемонстрировать свои результаты.
Комбинированный.
Вид урока:
Индивидуальный.
Приёмы:
Показательный, словесный, исполнительский.
Учебнометодический материал: Т. Докшицер «Система комплексных
упражнений»; А.Визутти «Book №1», «Book №3», оркестровая партия «Я шагаю
по Москве».
«Тайна музыки в том, что она находит
1неиссякаемый источник выражения
там, где речь умолкает».
А. Гофман
Ход занятия.
На уроке присутствует ученик 4 года обучения Востриков Егор. В начале
занятия предлагаю проделать упражнения на скольжение губ, то есть на легато.
Предлагаю учебный материал со сборника Тимофея Докшицера «Система
комплексных упражнений». Исполнительский аппарат ученика приводится в
рабочее состояние (проверено на себе). Можно использовать учебный материал
выдающегося музыканта современности Аллена Визутти Book № 1, где есть
простые упражнения на легато.
Второй этап урока – освоение технического материала. Прошу начать с
проигрывания в медленном темпе простых гамм: Домажор, Ля минор.
Следующим этапом урока является проигрывание легких этюдов на
различные виды штрихов. Например, легкие этюды на стаккато и легато.
Используем «Школы игры на трубе» Митронова или Баласаняна. Во время игры
обязательно хвалю ученика за некоторые достижения и успехи. Наглядно показываю
на инструменте некоторые виды штрихов при исполнении данных этюдов. Это очень
важно.
Как только элементарные приемы игры на трубе освоены учеником, начинаю
постепенно повышать требования к нему и усложнять задачи. Предлагаю учащемуся
разбор оркестровой партии «Я шагаю по Москве». Объясняю, что произведение
является оркестровым, и надо исполнять его в том характере, как написал сам
автор. Оно написано в ярком праздничном эстрадном жанре по одноименной песне
А.Петрова. В первую очередь определяем размер произведения и ключевые знаки.
Произведение написано в размере 4/4, три бемоля в ключе. В медленном темпе
разбираем произведение со счётом на четыре четверти. Произведение написано в
простой трехчастной форме. В произведении встречается новый для учащегося
ритмический рисунок – синкопа (смещение акцента с сильной доли такта на слабую,
то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим). Объясняю, как
исполняется синкопа. При разборе соблюдаем штрихи, написанные в тексте –
легато, портато и стаккато. Владимир, обладая уже некоторым опытом,
справляется с данной задачей. Предлагаю послушать ученику произведение в моем
исполнении, чтобы закрепить пройденный материал. После проигрывания мы
делаем корректировки в произведении, такие как, исполнение штрихов, исполнение
длительностей, выполнение динамики при исполнении групповых частей
2произведения. Так же поясняю важность исполнения соло в проигрыше в середине
произведения, а также проигрыш трубной группы в 8 цифре. Далее проигрываем
финал произведения, где оно заканчивается оркестровым тутти.
В ходе дискуссии с учеником и в процессе хорошей проработки учебного
материала, мы достигли хороших результатов – приобрели новый опыт, разобрали
произведение. Чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю ученику
проиграть произведение в оркестре в медленном темпе. Моя задача подготовить
музыканта для игры в оркестре.
Перед окончанием урока, предлагаю ученику проделать расслабляющие
упражнения для губ. Легкие прикосновения к губам пальцами руки, что
расслабляет исполнительский аппарат, глубокий вдох и расслабление кистей рук. В
конце занятия необходимо проиграть педальные звуки (фа, ми, ре, до в малой
октаве), что расслабляет исполнительский аппарат.
Подводя итоги урока можно сказать, урок и материал в целом удался. Важно
дать ученику советы и пожелания, похвалив его за проделанную работу.
3