План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»
Оценка 4.9

План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
01.04.2017
План работы по самообразованию  на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»
План работы состоит из двух частей: теоретической и практической. В работе дан подробный план работы на год с подробным описанием дидактических игр и упражнений. Материал будет полезен для воспитателей ДОУ первой младшей группы для планирования работы по сенсорному развитию дошкольников.
самообразование.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Дельфинята» структурное подразделение «Непоседы» План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры» Воспитатель: Эвоян Л.Ю. Г.О. Коломна, 2016. Пояснительная записка. Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед  педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.                   В   дошкольной   педагогике   одним   из   вопросов   требующих   пристального   внимания, является  проблема формирования сенсорного развития. Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов   воспитания:     умственного,   эстетического,   физического   и   даже   нравственного,   т. е. развития личности ребёнка в целом.       Возраст   раннего   детства   наиболее   благоприятен   для   совершенствования   деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность   ребёнка   к   школьному   обучению   в   значительной   мере   зависит   от   его   сенсорного развития.   Исследования   показали,   что   часть   трудностей,   возникающие   перед   детьми   в   ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают   искажения   в   написании   букв,   в   построении   рисунка,   неточности   в   изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на физкультуре.          Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития       резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей   лежат   в   общем   уровне   сенсорного     развития,   достигаемом   в   ранние   периоды детства.   Сенсорному   развитию   ребёнка   необходимо   уделять   внимание   на   протяжении   всего дошкольного детства.       В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со  свойствами и признаками предметов.        Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:     ­ является основой для интеллектуального развития; ­упорядочивает   хаотичные   представления   ребенка,   полученные   при   взаимодействии   с внешним миром; ­ развивает наблюдательность; ­ готовит к реальной жизни; ­ позитивно влияет на эстетическое чувство; ­ является основой для развития воображения; ­ развивает внимание; ­дает   ребенку   возможность   овладеть   новыми   способами   предметно­познавательной деятельности; ­ обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; ­ обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; ­ влияет на расширение словарного запаса ребенка; ­ влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.    Сенсорное развитие на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам:   величине,   форме,   положению   в   пространстве.   Овладение   знаниями   о   внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим   материалом,   предметами­орудиями   и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному развитию детей второго­третьего года жизни.    дидактическими   игрушками,       Сенсорное  развитие  детей   раннего   возраста   осуществляется   в   тех   формах педагогической   организации.   Это   дидактические   игры,   конструирование   и   творчество (рисование, аппликация, лепка).           Основная   особенность  дидактических   игр  –   обучающая.   Соединение   в дидактических   играх   обучающей   задачи,   наличие   готового   содержания   и   правила   дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного развития детей. Они создаются в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через   игровую   задачу.   Эти   игры   способствуют   развитию   познавательной   деятельности, интеллектуальных операций. Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и  компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: 1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно­ игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.  2. Развивать умение группировать и сравнивать предметы 3. Формировать сенсорные эталоны 4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения  целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной  задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и  т.д.)  Основные направления в работе: 1. Формирование практических способов ориентировки: «поисковая », результативная  проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться  указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при  сравнении объектов, а также формирование системы « взор ­ рука». Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает  геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только  рассматривает их. 2. Формирование восприятия цвета. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребёнок учится сличению цветов с помощью задания: Дай такой же (по  цвету) кубик, кружочек и т. д. На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной  инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет. 3. Формирование восприятия формы. Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются  специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок  учится выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения  начинаются с различения  шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. 4. Формирование восприятия величины. Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться в различных играх –  упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со  сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и  развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность  действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с  матрешками и пирамидками. 5. Формирование восприятия пространственных отношений. Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности  самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)  Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий  определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую  получили дети. № Содержание работы 1 Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной теме: 1. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». –  Волгоград, 2011. 2. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Мозаика­ синтез, 2013. 3. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» ­ М.: «Мозаика­ Синтез», 2003;  4. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная  общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса  Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  – М.: Мозаика­Синтез, 2011. 5. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие  для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова  и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. ­ М.: Просвещение, 2000. 111   6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в  первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика­Синтез, 2008. 7. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно­моторному  воспитанию детей 2­4­го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П.   ­  М.:  Модэк,   2007. 8. Интернет ресурсы. 16.  2 Практический этап. Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Создание предметно­развивающей среды. Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столы,  и пр.) Сроки В течение года В течение года 3 4 1.  Проведение   наблюдения   и   выявление   уровня   сенсорного   развития детей в ходе дидактических игр. 2. Консультирование родителей 3.  Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:  «Чудесный мешочек».   «Определи   на   ощупь»   (найти   предметы,   различающиеся   по   одному  признаку)  «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)   «Узнай   фигуру»   (предлагается   на   ощупь   достать   из   мешочка предложенную фигуру)  «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов). 1. сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр 2.  Дидактические   игры   и   упражнения   для   закрепления   понятия формы.   «Найди   предмет   указанной   формы»   (ребенку   предлагается   найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)    «Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)   «Найди   предмет   такой   же   формы»   (учить   выделять   форму   в конкретных предметах окружающей обстановки) «Какая   фигура   лишняя?»    (определение   лишней   фигуры   в   ряду   из четырех геометрических фигур).  Формирование   картотеки   дидактических   игр,   направленных   на 5 Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия  величины.  «Сравни предметы по высоте».   «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант  можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам) «Разноцветные кружки»  (предложить положить кружки (либо другую  геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был  виден цвет предыдущего кружка).  «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных  размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера). «Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение    игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие дальше). 6 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.  «Какого цвета не стало?»  «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет  для предмета)  «Собери  гирлянду»  (предложить по памяти собрать гирлянду из    разноцветных кружков в соответствии с образцом) Сентябрь ­  октябрь Ноябрь­ декабрь Январь­ февраль Март­апрель «Какие цвета использованы?»  (показывая изображение предметов  одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка  одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые  оттенки)  «Уточним цвет»  (учить различать и называть близкие цвета) 1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и  демонстрационного  материала. 2.  Закрепление материала. Оценка уровня сенсорного развития детей.  7 В течение года Май

План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию  на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию  на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию  на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию  на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию  на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию  на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»

План работы по самообразованию  на тему: «Развитие сенсорных способностей в раннем возрасте посредством дидактической игры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017