План работы школьной библиотеки

  • Документация
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реализации Концепции развития библиотечно-информационных центров. В рамках реализации Концепции развития школьных библиотек, библиотечно-информационных центров в Алтайском крае в 2017-2020 гг., утвержденной Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 23 августа 2017 г., в школах края активно внедряется использование удаленных электронных библиотек и образовательных ресурсов. Каталог электронной библиотеки «ЛитРес: Школа» пополнился новыми изданиями: тренировочные задания и задачи, варианты экзаменационных работ, диагностические работы для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ-
Иконка файла материала 2018-2019 план биб..docx
МБОУ «Леньковская средняя общеобразовательная школа №2» Благовещенского района  Алтайского края УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ЛСОШ №2 ___________И. А. Матюшенкова   «    » августа  2018 г. План работы библиотеки ЛСОШ №2 На 2018 – 2019 учебный год 12018 год. Пояснительная записка. При планировании работы школьной   библиотеки на 2018­2019 учебный год учитывались: изменения в законодательстве, актуальные тенденции в сфере образования и жизни   региона,   потребности   всех   участников   образовательного   процесса   в библиотечно­информационных услугах. Реализации   Концепции   развития   библиотечно­информационных   центров.   В рамках реализации Концепции развития школьных библиотек, библиотечно­ информационных центров в Алтайском крае в 2017­2020 гг., утвержденной Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 23 августа 2017   г.,   в   школах   края   активно   внедряется   использование   удаленных электронных   библиотек   и   образовательных   ресурсов.   Каталог   электронной библиотеки «ЛитРес: Школа» пополнился новыми изданиями: тренировочные задания и задачи, варианты экзаменационных работ, диагностические работы для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ­  «Заказ электронных книговыдач» в разделах «Проекты» на сайте института и на   странице   РИМЦ:   http://akipkro.ru/2017­09­25­04­26­35/litres­shkola­ vobshcheobrazovatelnvkh­organizatsiyakh­altaiskogo­kraya.html Президентская библиотека https://www.prlib.ru/ ­ крупнейший национальный электронный   фонд   документов   по   истории   России   и   российской государственности.   Использование   ресурсов   Президентской   библиотеки актуально в рамках таких направлений информационно­библиотечной работы: историко­патриотическое   воспитание,   гражданское   воспитание   и формирование   правовой   культуры,   правовое   просвещение   учащихся; способствование   развитию   исторического   образования   и   самообразования, реализации проектной и научно­исследовательской деятельности педагогов и учащихся. Привлечение   учащихся   к   книге   и   чтению,   формирование   читательской культуры   учащихся   ­   одна   из   основных   функций   библиотеки.   Работа библиотекаря   с   учащимися   по   любому   актуальному   направлению предполагает привлечение детей к книге, формирование культуры чтения. Этим задачам отвечают мероприятия, где применяются интерактивные формы и   методы   массовой   работы   с   учащимися:   дни   открытых   дверей (самоуправления) в библиотеке; тематические флеш­мобы, акции; элементы театрализации и инсценировки; литературные лотереи, интернет­викторины; дискуссионные формы и др. Приоритетные направления работы с учащимися: правовое просвещение и информирование; 2гражданско­патриотическое воспитание; позиционирование здорового образа жизни; духовно­нравственное воспитание и эстетическое развитие личности; повышение финансовой грамотности; сохранение и распространение локальной культуры и др. В   помощь   планированию   информационной,   выставочной   деятельности   в библиотеке   используется   «Календарь   знаменательных   и   памятных   дат   на 2018­2019 учебный год» (прилагается). Информацию   об   актуальных   событиях,   информационных   ресурсах,   новых документах   в   сфере   деятельности   школьных   библиотек;   о   методических мероприятиях   для   специалистов   школьных   библиотек   Алтайского   края, изменениях   в   организационно­методическом   сопровождении   школьных библиотек края находится на сайте КГБУ ДПО АКИПКРО на страницах: Регионального   информационно­методического   центра   поддержки   школьных библиотек   Алтайского   края   http://akipkro.ru/regionalnviinformatsionno­ metodicheskii­tsentr­podderzhki­shkolnykh­bibliotek­altaiskogokrava.html Краевого   учебно­методического   объединения   педагогов   в   системе   общего образования Алтайского края, отделение по школьным библиотекам http://akipkro.ru/kpop­main/kraevoe­professionainoe­ob­edinenie­pedagogov bibliotekarei .htrnl 3Содержание годового плана: 1. Основные цели и задачи, функции школьной библиотеки._______________ 2. Работа с фондом учебной литературы________________________________ 3. Работа с основным фондом.________________________________________ 4. Ведение справочно­библиографического аппарата (СБА)_______________ 5. Работа с пользователями библиотеки. _______________________________ 6. Повышение квалификации.________________________________________ 7. Книжно­информационные выставки_________________________________ 8. Уроки информационной культуры.__________________________________ 9. Внеурочная деятельность__________________________________________ 10. Массовые мероприятия.__________________________________________ 11. Реклама библиотечных услуг._____________________________________ 12. Внедрение новых информационных технологий.______________________ 13. Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями.____________________________________________________ 14. Методическое обеспечение._______________________________________ 41. Цели и задачи работы библиотеки Цели библиотеки: ­ формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их  адаптация к жизни в обществе; ­ создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; ­ воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Основными задачами библиотеки являются: ­ формирование фондов; ­ оказание библиотечно­информационных услуг и услуг дополнительного образования; ­ организация взаимодействия с педагогическим коллективом по  формированию информационной грамотности, информационного  мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного  условия обучения в течение всей жизни; ­ содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития  чтения, ­ организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе  основанных на использовании информационно­коммуникационных  технологий, координация деятельности с широким кругом социальных  партнеров, в первую очередь – с детскими библиотеками. 5№   п.п. 1. 1. Работа с фондом учебников Содержание работы Комплектования фонда учебной  литературы:  а) работа с «Федеральным перечнем  учебников, рекомендуемых к использованию  при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных начального  общего, основного общего, среднего общего  образования» (далее ­ «Федеральный  перечень»);  б) оценка состояния фонда библиотеки на  предмет обеспечения полным комплектом  учебников учащихся;  в) работа с методическими объединениями  школы {учителями ­ предметниками) по  подготовке перечня программно­ методического обеспечения учебного процесса и списка учебников, планируемого к  использованию в {будущем году);  г) издание приказа о распределении  функциональных обязанностей работников  общеобразовательной организации для  осуществления работы по учебному  книгообеспечению;  д) формирование общешкольного заказа  Срок  исполн ения  До 1.9. 2018г. |  Ответстве нные Библиоте­ карь В т. г. В т. г. 6учебников из действующего Федерального  перечня и учебных пособий с учетом: ­  имеющихся фондов учебников в  муниципальном обменном фонде; ­ замечаний  курирующих завучей и методических  объединений; ­ итогов инвентаризации  е) работа с администрацией школы,  управляющим советом по выбору путей  комплектования учебного фонда;  ж) утверждение перечня программ но­ методического обеспечения учебного процесса и списка учебников на {новый) учебный год;  з) информирование родителей о списке  учебников на (будущий) учебный год через  школьный сайт; и) осуществление контроля  над выполнением сделанного заказа;  учебников: ­ оформление накладных; ­ запись в книгу суммарного учета; ­ штемпелевание; ­  оформление картотеки; ­ занесение в  электронный каталог; ­ составление списков  классов  2. Работа по комплектованию недостающих учебников:  а) с поставщиком согласно утвержденному  списку учебников, используемых в  образовательном процессе образовательной  организации в текущем году;  б) с обменно­резервным фондом (района,  города, края)  3. Диагностика уровня обеспеченности  учащихся учебниками и другой литературой на текущий учебный год  4. Составление отчетных документов   5. Прием учебников (по графику); выдача  учебников (по графику)  В т. г. Май  2019г. Август  2019г. Август ­ Сентяб рь По  график 2 3 4 5 76 7 8 9 №   п.п. 1 2 3 4 5 6 6. Информирование учителей и учащихся о  новых поступлениях учебников и учебных  пособий   7. Проверка фонда, списание с учетом  ветхости и смены программ  8. Проведение работы по сохранности  учебного фонда (рейды по классам с  подведением итогов)  9. Работа с резервным фондом учебников:  ­ведение учета невостребованных учебников,  заимствуемых учебников; ­ размещение на  хранение; ­составление электронного каталога у По  мере  посту Лето,  начала  уч.  года В т. г.  Май  2019 г. 2. Работа с основным фондом. Содержание работы 1. Изучение состава фонда, анализ его  использования. Комплектования фонда с учетом  потребностей образовательного процесса  общеобразовательной организации.  Предоставление доступа к печатной и  электронной продукции  2. Проведение обработки и регистрации  поступающей литературы  3. Выдача изданий читателям 4. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. Расстановка книг в соответствии с ББК  5. Контроль за своевременным возвратом в  библиотеку выданных изданий 6. Ведение работы по сохранности фонда: ­ регулярная очистка от книжного Срок  исполне ния  В т.г |  Ответст венные библиот екарь По мере  поступл ения В т. г. В т .г  Конец  четверти В т. г. 8фонда от пыли; ­ организация ремонта книг с активом  библиотеки; ­ составление для учащихся правил обращением с книгой; ­ обучение пользователей правильного обращения с нетрадиционны ми носителями информации 7. Создание и поддержка комфортных условий для работы читателей 8. Ремонт художественных изданий и учебников 9. Списание фонда с учетом ветхости и морального износа 10 Подготовка акта на списание утерянной  читателями литературы и акта на прием  литературы взамен утерянных книг П. Оформление новых разделителей: ­полочные разделители; ­в книгохранилище; ­по новым отделам, по алфавиту с портретами писателей 12. Сверка фонда библиотеки  на наличие экстремисткой литературы, составление акта По положению общеобразовательной организации 13. Создание комиссии по маркировке информационной продукции 14. Маркировка информационной продукции в  соответствии с возрастными требованиями 15 Проверка фонда библиотеки на наличие информационной продукции,  запрещенной для детей и содержащей  информацию, предусмотренную Федеральным  законом № 436­ФЗ По положению общеобразовательной  организации 16. Оформление подписки печатных и 7 8 9 10 11 12 13 14 15 В т. г. На  каникул ах Лето В т. г. Весной Сентябр ь По мере  поступл ения 916 17 18 19 20 21 №   п.п. 1 2 электронных (Школа Цифрового века) изданий 17. Контроль поступления периодических  изданий в фонд библиотеки 18. Формирование фонда электронных книг (библиотека «ЛитРес: Школа») октябрь 19. Приобретение образовательных электронных ресурсов В т. г. 20. Создание комфортных условий педагогам и  обучающимся для работы с электронными изданиями 23. Выдача электронных изданий пользователям  библиотеки  3. Ведение справочно – библиографического аппарата Срок  исполне ния  |  Ответст венные В т. года Содержание работы 1 . Ведение СБА, с учетом возрастных  особенностей.  2. Ознакомление пользователей с минимумом  библиотечно ­ библиографических знаний: ­  знакомство с правилами пользования  библиотекой; ­ знакомство с расстановкой  фонда; ­ приёмы работы с СБА ­ ознакомление со структурой и оформлением книги; ­ овладение  навыками работы со справочными изданиями 4. Работа с пользователями библиотеки Содержание работы №   п.п. Срок  исполн ения  |  Ответст венные 101 2 Индивидуальная работа. 1 . Обслуживание читателей на абонементе:  учащихся, педагогов, технический персонал,  родителей 2. Обслуживание в читальном зале: учащихся и учителей 3. Рекомендательные беседы при выдаче книг 4. Беседы о прочитанных книгах с целью развития  способностей понимать прочитанное и правильно  излагать свои мысли 5. Подбор материала по интересующим темам 6. Учет справок, выданных учащимся к рефератам, докладам, проектам 7. Перерегистрация читателей (перерегистрация  классов); прибытие/выбытие читателей 8. Рекомендательные и рекламные беседы о новых  книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших  в библиотеку 9. Выставка одной книги «Это новинка!» 10. Обслуживание на персональных компьютерах 11. «Что читают наши дети» исследование  картины чтения учащихся 1­ 4; 5­9 классов 12. «Любимая книга» рейтинг популярных книг 13. Ведение виртуальной справки на сайте общеобразовательной организации. 14. Индивидуальная выдача комплекта Учебников. 15. Индивидуальный сбор учебников. 16. Консультирование педагогов и учащихся при работе с компьютерными  программами, компактдисками, в Интернет­сети Работа с родителями 1 . Отчет перед родительской общественностью о  новых поступлениях в библиотеку 2. Выставление списка учебников на сайт общеобразовательной организации для  В т. г. По  мере  поступ ления 1  четверт ь Январь  2019г. Лето В.т. г. Май  2019г. 113 4 В т. г. На  педсов етах Октябр ь По  требов анию В т. г. будущего учебного года 3. Выступление на родительских собраниях о  пользе чтения 4 Ведение информационной работы через сайт (виртуальные выставки) В течение года 5. Информирование родителей обучающихся о  пользовании библиотекой их детьми Работа с педагогическим коллективом 1 . Информирование учителей о новой учебной и методической литературе,  педагогических журналах и газетах, обзор новых  Интернет ресурсов 2. Консультационно­информационная работа с методическими объединениями учителей  ­ предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и  учебных пособий в новом учебном год. 3. Участие и организация Дня учителя и Дня школьного библиотекаря 4. Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи  педагогическому коллективу в поиске  информации на электронных носителях 5 Выпуск дайджестов, информационных листовок, рекомендательных списков по направлениям работы общеобразовательной организации Работа с учащимися школы 1. Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки 2. Просмотр читательских формуляров с целью  выявления задолжников (результаты сообщать  классным руководителям) 3. Проведение беседы с вновь записавшимися  читателями о правилах поведения в библиотеке, о  культуре чтения книг и журнальной периодики 124. Информирование классных руководителей о  чтении и посещении библиотеки каждым классом 5. Рекомендации по художественной литературе и периодических изданий согласно  возрастным категориям каждого читателя  библиотеки 6. Участие с учащимися в сетевых Проектах. 7. Привлечение пользователей: ­ знакомство первоклассников с библиотекой; ­ беседы о правилах пользования библиотеки и  правах пользователей; ­ проведение выставок­обзоров, раскрывающих фонд;  ­ проведение различных массовых мероприятий, способных заинтересовать  пользователей; ­привлечение учащихся к участию в различных мероприятиях: конкурсах, научно­ практических конференциях и др. ­ изготовление рекламной печатной продукции: буклетов, календарей, памяток, указателей, закладок и др. 8. Работа с активом читателей: ­ подключение актива читателей к проведению различных акций, про водимых библиотекой; ­ подготовка и проведение массовых мероприятий; ­организация работы актива читатей по ремонту  книг и учебников 5. Повышение квалификации Содержание работы Срок  исполн ения  |  Ответст венные  1 Самообразование: ­ чтение и анализ публикаций в газете «Школьная  В т. г. 13 №   п.п. 1библиотека», журнале «Библиотека в школе»,  «Вестник образования» и др.; ­ знакомство с новой информацией посредством сети Интернет; ­ изучение локальных актов, касающихся работы  библиотеки 2 Изучение и использование опыта работы лучших библиотечных специалистов: ­ посещение семинаров, курсов; ­ участие в работе тематических круглых столов; ­ присутствие на открытых мероприятиях и др.; 3. Повышение квалификации на курсах 4. Освоение новых систем автоматизированного  комплектования фондов 5. Участие в районных, городских, краевых всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д. 6. Участие в работе методических объединений 7. Расширение ассортимента библиотечно­ информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых информационных  технологий 8. Взаимодействие с другими организациями и  библиотеками района, города 7. Книжно ­информационные Выставки № п/п Наименование мероприятия Время  про ведения Возрастные ограничения Ответственный за проведение 141 2 3. 4 5  № п\п 1 2 3 4 . Постоянно действующие  выставки Выставки по актуальным  темам Согласно КЗиПД библиотекарь . Выставки к  знаменательным и па мятным датам . Выставки новых  поступлений Другое 8. Уроки информационной культуры Класс Тема   Дата 1 а) знакомство с библиотекой,  правила использования книги; б) периодические издания в  библиотеке 2 а) строение книги. Выбор книги в  библиотеке; б) работа с орфографическим  словарем; в) работа с толковым словарем; г) справочно­поисковый аппарат  книги и учебника 3 а) виды информации; б) первичные и вторичные документы; в) адресный поиск, фактографический поиск; г) особенности поиска информации в  Интернете 4 а) создание учебных презентаций; б) критический анализ текста; в) учебные сообщения; г) технология подготовки  электронных и традиционных писем 1 2 3 5 1 четверть  155 6 7 8 5 О книге и библиотеке  6 Справочные издания. Словари.  Детская энциклопедия 7 «К сокровищам родного слова» (по  словарям). «Информация и ты» 8 Электронные средства поиска  информации в современной  библиотеке 6 7 8­9 8 ­ 9 9. Внеурочная деятельность.   Виды деятельности Мероприятия  Классы Сроки  Гражданско­ патриотическое, духовно­ нравственное развитие 1. Книжная выставка ко  Дню Знаний 2.Занятие по культуре  чтения «Учись правильно  работать с учебником» 3. Что принес нам  почтальон? 4. Урок права «Символы  России» 5.Стенд ко Дню матери  библиотека сентябрь 5­6 сентябрь 1­6 5­6 октябрь ноябрь 16«Самая прекрасная..» 6. Викторина: «Учусь быть гражданином» 7. Обзор «Знаете ли вы  ваши права?» 9. Знакомство­презентации с работами художников­ иллюстраторов 10. Лит. час: «Стояли с взрослыми рядом». Ко дню юного героя – антифашиста 11.Урок доброго  отношения «Давайте уважать друг  друга» 12.Книжная выставка ко  Дню защитника 13. Викторина­презентация «Богатыри» ко Дню  защитников Отечества 14. Уроки истории:  «Полководцы ­ герои войны» 15. Книжная выставка  «Ваше величество женщина…» 16. Книжная выставка  «Мой родимый край….» 17. Викторины  Путешествие в «Страну – Читалию!» 18.Викторина «Давно закончилась война» 1­9 6­8 ноябрь декабрь библиотека декабрь библиотека декабрь ноябрь 5­6 4­5 февраль октябрь,  3­4,5­6 февраль 1­9 февраль апрель 3­7 май Библиотека март 5­11 1 4  октябрь апрель 17Художественно­ эстетическое воспитание Экологическое Трудовое  воспитание, профориентация 1.Беседа с элементами  игры «Новогодние истории» 2. Выставка «Времена года в поэзии и живописи» 3.Знакомство с  творчеством писателей: беседы,  книжные выставки, викторины: Б. Заходер В. Крапивин С. Лагерлёф Н. Носов А. Гайдар И. Крылов А. Беляев 1. «В мире животных»  обзор­ презентация 2.Экологическая игра  «Поле чудес» по теме «Цветы» 3. «Это удивительное чудо – природа» беседы­ презентации ко Дню Птиц, Дню Земли 1. Информационный стенд  «И каждой профессии слава и  честь» 2. Куда пойти учиться 2 5 6 1 4 3 7 1­7 1­4 1­9 9­11 9­11 Ученик и его семья 1. Информационный стенд  Библиотека «Семья Библиотека апрель 1­7 По датам  библиотека сентябрь март сентябрь­ май Сентябрь  ­ноябрь Март­ апрель апрель 18Спортивно­ оздоровительное Развитие  библиотеки Нач. кл март 5­6 библиотека 1­11 сентябрь ­  май Апрель апрель октябрь­ май Сентябрь  ­май – любви великой царство»! 2.Литературно­игровая  программа «Самая читающая семья». 3. Картотека для классных руководителей «Работа с  трудными детьми» 1 Урок Здоровья:  «Искушение любопытством». О вреде наркотиков, курения,  алкоголя. 2.Книжная выставка «Мы  – за здоровый образ жизни» 3.Информационный  стенды о ЗОЖ Работа с новыми информационными  технологиями в обслуживании читателей библиотеки, Сентябрь­май компьютеризация  библиотеки (дополнительный набор компьютерной техники  для работы учителей и учеников), автоматизации  библиотечных операций, использование электронных носителей,  создание видео­, аудиотеки, создание странички  библиотеки в сети Интернет 1910.Массовая работа с читателями Открытые общешкольные мероприятия на 2018 — 2019 учебный год 9 сентября 190 лет со дня рождения Л.Н. Толстого (1828­1910), русского  писателя Литературный вечер 5­11 классы «Светло?  — Это — Пушкин.  Светлее? Это — Чехов. Солнечный свет.­ Это — Толстой"   Владимир  Набоков   200 лет со дня рождения И.С. Тургенева (1818­1883), русского  9 ноября писателя. Театрализованный литературный вечер 5­11 классы "О классиках снова замолвим мы слово» 23 ноября 110 лет со дня рождения Н.Н. Носова (1908­1976), детского  писателя. Литературная викторина 1­6 классы "Н.Н. Носов ­символ всего самого весёлого и занимательного " 28 декабря 110 лет со дня рождения Е.В. Вучетича (1908­1974), российского  скульптора. Вечер — искусства (Презентация ) 5­11 классы "Большой талант требует большого трудолюбия" 27 января 140 лет со дня рождения П.П. Бажова, писателя (1879­1950) Викторина по сказкам 1=6 классы "П.П. Бажов – "словестных уральских дел мастер» 13 февраля 250 лет со дня рождения И.А. Крылова, писателя (1789­1844) день басни 5­11 классы  "Крылов – новатор басенного творчества". 20120 лет со дня рождения Ю.К. Олеши, писателя (1899­1960) 3 марта Бенефис одной книги 1­6 классы «Три толстяка» — вот это для детей!»  самое любимое и читаемое  произведение для детей» 9 мая               День Победы советского народа в ВОв  1­11 классы                            Конкурс стихов «И помнит мир спасенный...» 26 ­31 марта КВН 5­11 классы Неделя детской книги 11.Реклама библиотечных услуг Публикации в СМИ, ведение профессионального блога, блога библиотеки,  регулярное обновление страницы библиотеки на сайте общеобразовательной  организации 12 Внедрение информационных технологий Участие в сетевых дистанционных проектах и конкурсах; проектная  деятельность библиотеки; новые формы массовой работы (квесты, флэшмобы  и т.д.); интерактивные указатели, путеводители, выставки; игровые обучающие ресурсы и информационные  библиотечные продукты, созданные с помощью сервисов  13. Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями. 14.Методическое обеспечение 21КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2018/2019УЧЕБНЫЙ ГОД В помощь планированию информационной, выставочной деятельности в библиотеках общеобразовательных организаций Алтайского края 2018 г. 2018 г. ­ Год волонтёра и добровольца. 2018 ­ Год добровольца в России.  Проводится в соответствии с Указом Президента; цель ­ популяризировать  благотворительность, сделать деятельность добровольцев и волонтеров более  престижной во всех сферах, повысить общественную активность граждан  Российской Федерации. В связи с этим, просветительская и воспитательная  функции школьной библиотеки могут быть реализованы через мероприятия,  раскрывающие тему добровольчества в России, школьные добровольческие  акции местного характера Юбилейные знаменательные даты в истории России: 1155 лет со времени возникновения славянской письменности (863 г. ­ равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку); 1030 лет Крещению Руси (988); 905 лет первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных  лет» (составлен около 1113 г.); 22795 лет битве на р. Калке между монгольским и русскими войсками(1223); 440 лет «Азбуке» Ивана Федорова (1578), первой книге мирскогоназначения; 405 лет династии Романовых (1613 г. ­ Михаил Романов провозглашен царем); 405 лет подвигу Ивана Сусанина (1613); 315 лет г. Санкт­Петербург (1703); 315 лет «Арифметике» Леонтия Магницкого (1703); 315 лет со времени выхода в свет первой российской газеты «Ведомости»  (1703); 300 лет первой подушной переписи населения (1718); 245 лет восстанию под предводительством Е.И. Пугачева (1773); 235 лет со времени учреждения Российской Академии (1783); 215 лет кругосветному плаванию И.Ф. Крузенштерна (1803); 200 лет со времени торжественного открытия памятника Минину и Пожарскому в Москве (1818); 100 лет западноевропейскому календарю в России (введен в 1918 г.); 95 лет государственному гербу СССР (1923); 85 лет серии популярных биографий «Жизнь замечательных людей» (1933); 75 лет Курской битве (1943); 75 лет прорыву блокады Ленинграда (1943); 75 лет Сталинградской битве (окончена в 1943 г.) Литературные юбилейные даты. 9 сентября ­ 190 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого; 9 сентября ­ 100 лет со дня рождения Бориса Владимировича Заходера; 3 октября ­ 145 лет со дня рождения Вячеслава Яковлевича Шишкова; 9 ноября ­ 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева; 23 ноября ­ 110 лет со дня рождения Николая Николаевича Носова; 11 декабря ­ 100 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына; 1 января ­ 100 лет со дня рождения Даниила Александровича Гранина; 13 февраля ­ 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова; 1 апреля ­ 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя; 6 июня ­ 220 со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина; 23 июня ­ 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой Произведения ­ юбиляры 2019 года 530 лет ­ Никитин А. «Хождения за три моря» (1489) 455 лет ­ 11 марта 1564 г. в Москве вышла первая точно датированная  русская печатная книга «Апостол» 23445 лет ­ Фёдоров И. «Азбука» (1574) 300 лет ­ Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»  (1719) 200 лет ­ Гофман Э.Т.А. «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) 200 лет ­ роман Вальтера Скотта «Айвенго» (1819) 210 лет ­ первая публикация «Басен» Ивана Андреевича Крылова (1809) 195лет ­ Байрон Д. «Дон Жуан» (1824) 195 лет ­ комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1824) 195 лет­ Карамзин Н.М. «История государства Российского», издание X­XI  томов 195 лет ­ Пушкин А.С. «Бахчисарайский сарай», Цыганы (1824) 185 лет­ Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович и  Иваном Никифоровичем» (1834) 185 лет ­ Ершов П.П. «Конек­Горбунок» (1834) 185 лет ­ Одоевский В.Ф. «Городок в табакерке» (1834) 185лет ­ Пушкин А.С. «История Пугачевского бунта», «Пиковая дама»,  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»  (1834) 180лет ­ Гоголь Н.В. «Мертвые души» (1839) 180лет ­ Диккенс Ч. «Оливер Твист» (1839) 180 лет ­ Лермонтов Т.Ю. «Тамань», «Мцыри» (1839) 175 лет ­ Андерсен Х.К. «Снежная королева» (1844) 175лет ­ Дюма А. «Три мушкетера» (1844) 170 лет ­ Андерсен Х.К. «Оле­Лукойе» (1849) 170 лет ­ Островский А.Н. «Свои люди ­ сочтёмся» (1849) 165 лет ­ Герцен А.И. «Былое и думы» (начало публикации) (1854) 165лет ­ Островский А.Н. «Бедность не порок» (1854) 155 лет ­ Некрасов Н.А. «Мороз, Красный нос», «Железная дорога» (1864) 150лет ­ Верн Ж. «20000 лье под водой» (1869) 150 лет ­ Сухово­Кобылин А.В. «Смерть Тарелкина» (1869) 150 лет ­ Гончарова И. «Обрыв» (1869) 145лет ­ Джованьоли Р. «Спартак» (1874) 140 лет­Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы» (1879­1880) 140 лет ­ Островский А.Н. «Бесприданница» (1879) 135лет­ Твен М. «Приключения Гекльберри Финна» (1884) 135 лет ­ Чехов А.П. «Ванька», «Хирургия», «Хамелион», «Маска»,  «Жалобная книга» 130 лет­ Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (1889) 130лет ­ Толстой Л.Н. «Крейцерова соната» (1889) 130лет ­ Чехов А.П. «Свадьба», «Скучная история» (1889) 24125 лет­ Киплинг Р. Дж. «Книга Джунглей», «Маугли» (1894­1895) 115 лет ­ Блок А.А. «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) 115 лет ­ Горький А.М. «Человек», «Дачники» (1904) 115лет ­ Лондон Д. «Морской волк» (1904) 115 лет ­ Чехов А.П. «Вишневый сад» (1904) 105 лет ­ Ахматова А.А. «Чётки»: поэтический сборник (1914) 105 лет ­ Горький А.М. «Детство» (1914) 100 лет ­ Чуковский К.И. «Крокодил» (1919) 95 лет ­ Бианки В.В. «Лесные домишки», «Чей нос лучше?»,«Чьи чем поёт?» (1924) 95 лет ­ Чуковский К. «Мухина свадьба» под названием «Муха Цокот 95 лет ­ Олеша Ю.К. «Три толстяка» (1924) 90лет ­ Маршак С.Я. «Усатый­полосатый» (1929) 90 лет ­ Ремарк Э­М. «На западном фронте без перемен» (1929) 90 лет ­ Хемингуэй Э. «Прощай, оружие» (1929) 90 лет ­ Чуковский К.И. «Айболит» (1929) 90 лет­ Шолохов М.А. «Тихий Дон»: (третья книга)(1929) 85 лет ­ Островский Н.А. «Как закалялась сталь» (1934) 85 лет ­ Толстой А.Н. «Петр Первый»: (вторая книга) (1934) 85 лет ­ Трэверс П. «Мэри Поплине» (1934) 85 лет ­ Шварц Е.Л. «Голый король» (1934) 80 лет ­ Арбузов А.Н. «Таня» (1939) 80 лет ­ Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка» (1939) 80 лет ­ Волков А.М. «Волшебник изумрудного города» (1939) 80 лет ­ Гайдар А.П. «Судьба барабанщика», «Чук и Гек» (1939) 80 лет ­ Пантелеев Л. «Ленька Пантелеев» (1939) 80 лет ­ Паустовский К.Г. «Мещерская сторона» (1939) 80 лет ­ Фраерман Р.М. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой 75 лет ­ Каверин В.А. «Два капитана» (1944) 75 лет ­ Шварц Е.Л. «Дракон»(1944) 70 лет ­ Казакевич Э. «Весна на Одере» (1949) 70 лет ­ Кассиль Л.А. «Улица младшего сына» (1949) 70 лет ­ Носов Н.Н. «Веселая семейка» (1949) 25