План самобразования воспитателя
Оценка 4.7

План самобразования воспитателя

Оценка 4.7
Документация +2
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
27.12.2018
План самобразования воспитателя
Данный материал будет полезен как педагогам так и воспитателям детских учреждений. В нем представлен как сам план с целями, задачами, пояснительной запиской, так и подборка материалов по представленной теме, таких как: различные диагностики, консультации, занятия, игры для детей, статьи, мероприятия.
план_самообр_2019.docx
государственное казенное учреждение Самарской области  Чапаевский социально ­ реабилитационный центр несовершеннолетних План самообразования воспитателя Осина Надежда Михайловна План самообразования.   Ф.И.О. педагога _______ Осина Надежда Михайловна________   Образование ______высшее_______________________________   Специальность ___________воспитатель____________________   Стаж педагогической работы_____3г.7м.___________________   Квалификационная категория____________________________   Тема: Формирование навыков общения трудных детей в условиях СРЦН Дата начала работы над темой_________2019 г. Предполагаемая дата окончания работы_______2020 г. Творческие замыслы: участие в   МО, в профессиональных конкурсах,  предметных семинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям. Цель  профессионального  развития: ­ развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с  требованиями ФГОС ДО. Задачи ­ овладение учебно­методическими и информационно­методическими ресурсами,  необходимыми для успешного решения задач ФГОС. ­ овладение профессиональными навыками по формированию у детей культуры  общения младших школьников в процессе различных видов коллективной  деятельности.  ­ проверить на практике эффективность методов Средства достижения цели:  внедрение в систему обучения форм организации учебной деятельности с использованием приёмов, регулирующих эмоционально­ волевую   сферу   младших   школьников,   направленную   на   формирование коммуникативной   культуры   общения   младшего   школьника.  Организация   такого обучения предполагает:   использование   разнообразных   форм   общения   в   образовательном создание для учащихся положительного эмоционального настроения и 1) процессе; 2) ситуации успеха; проявление доверия, толерантности в учебных взаимодействиях; стимулирование   учащихся   к   осуществлению   продуктивной 3) 4) коллективной и индивидуальной работы. Пояснительная записка  В   настоящее   время   в   связи   с   вступлением   федеральных   государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого   и   общего   психического   развития,   поскольку   язык   и   речь   выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь ­ это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер:  коммуникативной  и   эмоционально­волевой.   А.   Г.   Асмолов,   Г.   В. Бурменская, И. А. Володарская и др. рассматривают понятие  коммуникации  не узко прагматически как обмен информацией, а в его полноценном значении, т. е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, а также выделяют три   базовых   аспекта  коммуникативной   деятельности:  коммуникация   как взаимодействие, интеракция, кооперация и условие интериоризации. В   соответствии   с   этим   к   моменту   поступления   в   школу   ребёнок   обычно демонстрирует базисный уровень развития общения: – потребность в общении со взрослыми и сверстниками; – владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; – приемлемое  (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; – ориентация на партнёра по общению; – умение слушать собеседника. Взаимообмен мнениями, взаимопонимание, сотрудничество позволяют наполнить жизнь ребёнка интересными делами, переживаниями в совместной деятельности, выражают   его   чувства   и   отношение   к   миру   в   соответствии   с   культурными традициями и ценностями общества, дают возможность приобрести социальный опыт. Коммуникативная деятельность у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно, если предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации   образовательного   процесса   отдаётся,   во­первых,   интегральным, многофункциональным по своему характеру средствам и методам; во­вторых, тем, которые   способствуют  самореализации,  самовыражению   личности;   в­третьих, интересных   детям,   активизирующих   их   взаимопонимание,   взаимодействие, сотрудничество. Таким средством активизации  коммуникативной  деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Особенно   важным   данное   средство   оказывается   в   работе   с   детьми,   которые отличаются   скованностью,   медлительностью,   психологической   закрытостью, обнаруживают неразвёрнутые  формы вербального общения.  Эффективность игры обусловлена тем, что каждый ребёнок проявляется в ней наиболее естественным образом, обнаруживая как признаки нарушений в развитии, так и потенциал своих позитивных   качеств.   В  игровых   упражнениях   и   играх   успешно   отрабатываются следующие навыки: 1) пользование предметами быта (телефоном, компьютером и т. д.); 2)   пользование   объектами   инфраструктуры   (покупка   в   магазине,   сообщение сведений о себе родным или работникам экстренных служб и т. д.); 3) обеспечение безопасности (поведение в разных ситуациях); 4) общение со сверстниками, взрослыми; 5) общение с родителями (когда требуется договориться с ними, в том числе в случае отрицательного ответа). Отсюда   можно   сделать   вывод,   что   в   играх   происходит   освоение   человеческих отношений,   социальных  форм   поведения,   ценностей   своей   культуры,   традиций, необходимых   для   продуктивного   взаимодействия   с   окружающими   людьми, развитие позитивного самосознания.               Игровая   деятельность   как   нельзя   лучше   подходит   для   развития   коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому   что   большая   часть   времени   на   занятиях   уделяется   формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, духовному слою, возвышающемуся над   материальным,   что   чрезвычайно   актуально   на   современном   этапе   развития общества.       Хочется отметить, что дети с радостью принимают предложение поиграть. Все дети   добродушны   по   своей   сути,   поэтому   на   занятии   даже   хмурые   или нерешительные, или агрессивные дети хотя бы на минуточку начинают улыбаться окружающим, отвлекаются от своей привычной роли. А это уже результат и для них, и для меня.               Развитие   навыков   общения   у   воспитанников     происходит   постоянно. Ориентация   в   окружающем   пространстве   осуществляется   посредством   его деятельного   освоения.  Важное   место   в  этом   процессе   занимают   ролевые   игры, участвуя в которых дети приобретают опыт, столь необходимый в реальной жизни.          Детей учим не только навыкам общения в быту, связанным с едой, питьём, умением пользоваться одеждой, обувью, умением ориентироваться в школе, дома, но и навыкам общения окружающими людьми.           Таким образом, обучая детей общению, мы формируем у них определённую социальную   позицию,   что   влияет   на   развитие   его   личности,   его   социальное поведение,   ценности   и   систему   отношений.   В   играх,   в   различных   жизненных ситуациях,   дети   учатся   проявлять   эмпатию   и   толерантность   по   отношению   к окружающим его людям. В группе  дети усваивают важнейшие социальные навыки, адекватные   нормы   поведения   и   верные   морально­нравственные   представления. Умение жить в обществе и найти там своё место ­ одна из важнейших предпосылок самостоятельной жизни.       Формы работы с педагогами с родителями   Месяц  январь  февраль март с детьми Наблюдение за  воспитанниками в  процессе игровой  деятельности  «Реклама», «Сочиняем  сказку», беседа – игра  «Ждём гостей».       апрель «Встреча солнца».  «Найди своего друга».  «Коммуникативные игры как средство  развития  коммуникативных  способностей  детей»  май с/р игра «Поликлиника»  Папка передвижка Коллективное  творчество  (аппликация) «Доскажи слово»,  «Продолжи предложение» июнь «Как развивать  коммуникативные  способности детей» Выступление на  педагогическом  совете:  «Коммуникативные  навыки  дошкольников» Консультирование  «Развитие  правильной речи в  семье»  Буклет  «Особенности  общения  дошкольников со  сверстниками»  Памятка «Как без  ссор решить спор» Консультирование «Воспитание  дружеских  отношений в игре» июль август сентябрь октябрь ноябрь Подготовка открытого  мероприятия для отчета.  беседа – игра «Магазин» Методические  рекомендации для  воспитателей «Функции и  трудности общения» игра “Волшебники”,  Подвижная  дидактическая игра «НЕ». Формирование понятия  «отрицание». «Роль  художественной  литературы  коммуникативном  развитии»  Буклет «Роль  дидактических игр в  коммуникативном  развитии» с/р   «Парикмахерская», игра  «Только   хорошее», Дидактическая игра «Словесная дуэль»  «Особенности  развития общения в  дошкольном  возрасте»  Консультирование  «Воспитываем  добротой»    Игра "Волшебные конфеты",  Дидактическая игра «Чтобы   –   нужно», чтение литературы.  с/р   «Моя   семья»,   чтение  Игра литературы, «Собери   картинку», Дидактическая игра «Что умеет делать?»  Презентация  «Развитие общения  и  взаимодействие  ребёнка с взрослыми  и сверстниками» Памятка «Развитие  речи вашего  ребёнка» Развлечение с  детьми и  родителями декабрь  Оформление выставки о проведенных мероприятиях, сбор  фотоматериала  Изучение методической литературы по теме СО  (автор, название, год издания, издательство).  Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада.  1. Практические и методические рекомендации. Т. С. Комарова – М. Мозаика –  Синтез 2006 г.  Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Ушакова. – М.  2. Просвещение, 1993 г.  В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в д/с подготовительная группа». –  3. М. Мозаика – Синтез. 4. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и  радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего  возраста. Практическое пособие.» – М.: Генезис. 2002.­ 208с., илл. 5.  Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! – М.: Генезис, 2002. – 144 с.  Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» ­ Екатеринбург,  6. 2004. 7. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического   исследования  /   Под   ред.   А.А.   Бодалёва,   Р.Л.   Кричевского; Науч.­исслед. ин­т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2010. – 152с. Акулова О. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание, 2005, №4, с.  8. 24;  Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для  9. работников дошкольных учреждений – М.: ТЦ «Сфера», 2001; 10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ ­ М., 2001.  Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник  11. игр и упражнений. ­ Книголюб,2006. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.  12. ­ Феникс, 2005. Практические выходы: 1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема:  итоговое мероприятие «Секреты дружбы» 2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.  Тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей  старшего дошкольного возраста». 3. Проведение мастер­классов для педагогов.  Тема: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста  через общение с природой» 4. Оформление папки­передвижки.  Тема: Вынужденное общение 5. Выставка работ. развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на  развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности  развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и  6. Оформление сборника консультаций для родителей.  Тема: Общение и взаимопонимание людьми друг друга 7. Проект. Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» 8. Отчёт о проделанной работе за учебный год. В результате обеспечивается:   положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;  его речи;  сверстниками;  мимикой, жестами);  рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);  литературных персонажей;    развитие связной речи; развитие речевого творчества; развитие эмоциональной сферы. усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение  развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок,  развитие способности понимать мотивы поведения и характеры  ДИАГНОСТИКА Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников Назначение: данный метод является незаменимым при первичной  ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную  картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов,  отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники). Источник: Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения  дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. ­ М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2005. ­ 158 с. (с.11­12) Ход проведения: осуществляется наблюдение за коммуникативным развитием  детей в группе, особенностям межличностных отношений между детьми. При  наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения  детей: инициативность ­ отражает желание ребенка привлечь к себе внимание  сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе  и своим действиям, разделить радость и огорчение, чувствительность к воздействиям сверстника ­ отражает желание и  готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения.  Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях  ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности  собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и  настроения сверстника и подстраиваться под него, преобладающий эмоциональный фон ­ проявляется в эмоциональной окраске  взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально­деловой и  негативной.  На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже  схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности. Шкалы  оценки параметров и показателей. Критерии оценки параметров: Инициативность: —  отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве  или пассивно следует за другими ­ 0 баллов. —  слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать  за другими детьми ­ 1 балл. —  средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает  настойчивым ­ 2 балла; —  ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и  предлагает различные варианты взаимодействия ­ 3 балла. Чувствительность к воздействиям сверстника: —  отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников ­ 0  баллов. —  слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников,  предпочитая индивидуальную игру ­ 1 балл. —  средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников ­ 2 балла. —  высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников,  активно подхватывает их идеи и действия ­ 3 балла. Преобладающий эмоциональный фон:  негативный ­ 0­1 баллов; нейтрально­деловой ­ 2 балла; позитивный ­ 3 балла. Расчет уровня развития коммуникативных качеств дошкольника: Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно  определить характер отношения ребенка к сверстникам. Сумма баллов за все  критерии позволяет оценить уровень развития коммуникативных качеств дошкольников: 0­3 балла ­ низкий уровень, отсутствие или слабо выраженная инициативность  может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о  неумении найти подход к ним. Отсутствие чувствительности к воздействиям  сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» говорит о неспособности  видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии  межличностных отношений. Негативный эмоциональный фон. 4­6 баллов ­ средний уровень, говорит о нормальном уровне развития потребности  в общении, тем не менее, у детей возможны комплексы, боязнь, стеснение общения со сверстниками. Эмоциональный фон ­ нейтрально­деловой. 7­9 баллов ­ высокий уровень свидетельствует о высоким уровне потребности  детей к общению со сверстниками.  Положительный эмоциональный фон. Важной качественной характеристикой общения является преобладающий  эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон  (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже  дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает  положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по  отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном  эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Наблюдая, необходимо не  только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и  описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные  высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут  дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить  никакими другими методами. Межличностные отношения Методика диагностики форм общения (по М. И. Лисиной)  В   предлагаемой   М. И. Лисиной   методике   исследуются   три формы    общения   за   исключением   ситуативно­личностной,   так к она проявляется лишь  у детей раннего возраста (до 6 месяцев). Для использования методики  М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с  предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров  дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 1. Ситуативно­деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра  с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как  пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность.  Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы,  откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне  практических действий с игрушками. Внеситуативно­познавательная (ВП)    форма    общения. С целью изучения   этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер (о  зверях, машинах...). Взрослый  читает   книжку,   объясняет,   что  нарисовано   на   картинках,   дает  возможность  ребенку сообщить  о  своих  знаниях в  соответствующей  области,   подробно  отвечает  на вопросы  ребенка.   Тему    беседы   и   конкретную   книжку   ребенок   выбирает сам из ряда предложенных. Внеситуативно­личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится  беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье,  друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе,  о поступках разных  людей,  оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и  активным участником беседы.  Таблица 1. Формы общения и их основные параметры Параметры форм общения   Формы общения Время  проявления 1. Ситуативно­ личностная  (непосредственно­ эмоциональная) 2 мес. (от 2 до 6 мес.) 2. Ситуативно­ деловая  (предметно­ действенная) 6 мес. (от 6 мес. До 3  лет) 3. Внеситуативно­ познавательная 3 – 4 года  (с 3 лет до  5 лет) С кем и где  общается  ребенок Мать, родные,  которые  обеспечивают  выживание  ребенка и  удовлетворяют  его первичные  потребности Совместная  деятельность со  взрослым в ходе  предметной  деятельности Совместная  деятельность со  взрослыми и  самостоятельная деятельность  ребенка 4. Внеситуативно­ личностная 5 – 6 лет (с  5 до 7 лет) Общение  разворачивается  на фоне  самостоятельной деятельности  ребенка Потребность в  доброжелательном внимании,  сотрудничестве,  уважении.  Ведущая роль –  стремление к  взаимопомощи и  сопереживанию Личностный:  взрослый как  целостная  личность,  обладающая  знаниями и  умениями Речь  Описание методики Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми. Вид потребности Ведущий мотив  общения Средство  общения Продукты  общения Потребность в  доброжелательном внимании  взрослого Личностный:  взрослый – это  ласковый  доброжелательный человек Экспрессивно­ мимические  реакции:  улыбка,  взгляд,  мимика Неспецифическая общая  активность.  Подготовка к  акту хватания Потребность в  доброжелательном внимании,  сотрудничестве Деловой: взрослый – образец для  подражания,  эксперт, помощник Предметно­ действенные  операции Потребность в  доброжелательном внимании,  сотрудничестве,  уважении Познавательный:  взрослый –  источник  познания. Партнер  по обсуждению  причин и связей Речевые  операции Развитие  предметной  деятельности.  Подготовка к  овладению речью Развитие  наглядно­ образного  мышления и  воображения Накопление  морально­ нравственных  ценностей.  Развитие  логического  мышления.  Готовность к  обучению.  Система мотивов, произвольность  поведения Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим  образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и  книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация);  почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог  организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку  предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно  поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более  15 мин.  Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог  (педагог)    заполняет   на  ребенка   отдельный  индивидуальный   лист   протокола   (табл.    2).   Таким   образом,   в каждом обследования будет  заполнено три протокола —   на каждую ситуацию. В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не  проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в  протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка  мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся  ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола). В   протоколах   фиксируются   6   показателей   поведения   детей: ­ порядок выбора ситуаций; ­ основной объект внимания в первые минуты опыта; ­ характер активности по отношению к объекту внимания; ­ уровень комфортности во время эксперимента; ­ анализ речевых высказываний детей; ­ желательная для ребенка продолжительность деятельности. Типы   общения   выделяют   по  предпочтению   одной   из   трех ситуаций: 1­я ситуация (совместная игра) — ситуативно­деловое общение; 2­я ситуация (чтение книг) — внеситуативно­познавательное общение; 3­я ситуация (беседа) — внеситуативно­личностное общение. Обработка  результатов При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий  оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные,  социально­значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности  ребенка к внеситуативно­личностному общению со взрослыми. Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми  оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая  оценивается наибольшей суммой баллов. Таблица 2.Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка  со взрослыми № п/п I Показатели поведения Порядок выбора ситуации: Количество баллов игры­занятия чтение книги беседа на личностные темы Основной объект внимания в первые минуты опыта: игрушки книги взрослый Характер активности по отношению к объекту внимания: не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания Уровень комфортности во время эксперимента: напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел Анализ речевых высказываний детей: По форме: ситуативные внеситуативные По теме: несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.) социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.) По функции: просьбы о помощи вопросы высказывания По содержанию: констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения   Продолжительность деятельности: минимальная ­ до 3 мин средняя ­  до  5 мин максимальная ­ до 10 мин и более 1 2 3   1 2 3   0 1 2 3 4   0 1 2 3 4 5     1 2   1   2     1 2 3   1 2 3   1 2 3 II III IV V 1.     2.         3.       4. VI Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми  оценивается каждый показатель. Ведущей считается норма общения, которая  оценивается наибольшей суммой баллов. Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская) Источник: Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д.  Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с. Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности  взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика  межличностных отношений детей дошкольного возраста. Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –  большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета. Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик  принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе  всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи,  кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном  домике». Ход исследования: В процессе исследования педагог­психолог индивидуально беседует с каждым из  детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за  ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо  ждут свой очереди. Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок  поменять кого­нибудь местами, не забыл ли кого­нибудь. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают  сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25  человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать,  воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения. Обработка и интерпретация результатов: Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии  ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику  присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при  проведении других вариантов социометрического исследования  Условные обозначения для социоматрицы: + – положительный выбор (ответ на первый вопрос)  – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)  Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая  является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива: ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе Выделяют следующие типы социометрического статуса:       “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.        “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).        “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.       “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).       “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.  Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко   выражены   как   “звезды”,   так   и   “отверженные”.   Иногда   дети   получают примерно   равное   количество   положительных   выборов,   что   свидетельствует   о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель   эмоциональной   притягательности   человека,   хорошего   отношения   к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.). Лидерство   же   –   это   процесс   реального   главенствования   одного   над   другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для   завоевания   положения   “звезды”   и   положения   лидера   нужны   различные качества   личности.   Например,   лидер   должен   обладать   организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.  Опираясь   на   данные   социометрии,   можно   определить   уровень   благополучия взаимоотношений группы:  (cid:151) если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.       Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.       Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).  При   анализе   данных   социометрии   важным   результатом   является   взаимность выборов   детей,   на   основе   которых   высчитывается   коэффициент   сплоченности группы: Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов  Показатель   хорошей   групповой   сплоченности   лежит   в   диапазоне   0,6   –   0,7. Высокий   коэффициент   сплоченности   может   свидетельствовать   о   том,   что   в       Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, (cid:151) (cid:151) (cid:151) (cid:151) (cid:151) (cid:151) (cid:151) воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.  Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений,   существующих   в   коллективе.   Он   может   быть   показателем действительного   единства   коллектива   на   базе   совместной   деятельности, направленной  на выполнение  общественно  полезных  дел (уход  за животными   и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической   разобщенности   группы   на   отдельные   пары,   микрогруппы,   об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д.   Отсюда   ясно,   что   за   одинаковыми   количественными   показателями   могут скрываться   противоположные   взаимоотношения.   Поэтому   важно   уяснить,   что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.  На   основе   социоматрицы   возможно   построение   социограммы,   которая   делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы­«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение. I)    Внутренний   круг   ­   это   так   называемая   «зона   звезд»,   в   которую   попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II) Второй круг­зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. III) Третий круг ­ зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. IV)Четвертый круг ­ зона изолированных ­ это те, которые не получили ни одного очка.  Социограмма   наглядно   представляет   наличие   группировок   в   коллективе   и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из   взаимосвязанных   лиц,   стремящихся   выбирать   друг   друга.   Наиболее   часто   в социометрических   измерениях   встречаются   положительные   группировки   из   2­3 членов, реже из 4 и более членов. Методика "Капитан корабля" Назначение: диагностика статуса дошкольников в коллективе сверстников.  Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников. Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники). Источник: Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения  дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. ­ М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2005. ­ 158 с. (с.9­10) Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях,  коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со  сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать  заинтересованность детей в общении со сверстниками.  Ход исследования: во время индивидуальной беседы ребенку показывают  рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,  когда отправился бы в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? Кто еще остался на берегу? Анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное  количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих  сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных  каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический  статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к  каждому сверстнику. При условии, что в группе принимает участие 20 детей,  можно судить по следующим баллам: От ­20 до ­10 баллов – отвержение (отверженные); От ­9­0 баллов – игнорирование (незамечаемые); От 1­10 баллов – дружба (лидеры); 11­20 баллов – предпочтение («звезды» группы). Определение ролевых позиции в межличностных отношениях (по Э. Берну) Источник:  Фетискин   Н.   П.,   Козлов   В.   В.,   Мануйлов   Г.   М.   Социально­ психологическая   диагностика   развития   личности   и   малых   групп.   ­   М.,   Изд­во Института Психотерапии. 2002. ­ 490 с. Цель:  согласно Э. Берну, обращаясь к другому человеку, мы выбираем одно из возможных состояний нашего «Я»: состояние Родителя. Взрослого или Ребенка (Дитя). Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.  Опросник 1. Мне порой не хватает выдержки. 2. Если мои желания мешают мне. то я умею их подавлять. 3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих  детей. 4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких­либо событиях. 5. Меня провести нелегко. 6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 7. Бывает, что мне хочется подурачиться, как маленькому. 8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события. 9. Каждый должен выполнять свой долг. 10.Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 12.Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. 13.Как и многие люди, я бываю обидчив. 14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 15.Дети безусловно должны следовать указаниям родителей. 16.Я увлекающийся человек. 17.Мой основной критерий оценки человека ­ объективность. 18.Мои взгляды непоколебимы. 19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 20.Правила оправданы лишь до тех пор. пока они полезны. 21.Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств. Оценка результатов Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:   1.4,7, 10, 13, 16, 19 2,5,8, 11, 14, 17,20 3,6,9, 12, 15, 18,21 Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у  вас получилась формула ВДР. то вы обладаете развитым чувством  ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям.  Постарайтесь сохранить эти качества. Дитя (д) Взрослый (в) Родитель (Р) Если вы получили формулу РДВ. то для вас характерны категоричность и  самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью режет  «правду­матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому  таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом,  этюдником и т. п. Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для  научной работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных  пределов. Если она начинает мешать делу, то пора взять свои эмоции под  контроль. Подвижная дидактическая игра «НЕ». Формирование понятия «отрицание». – Встаньте НЕ мальчики. – Поднимите руки НЕ девочки. – НЕ сидите! (Дети встают, ложатся, прыгают, бегают.) – Сядьте на корточки НЕ слонята. – Ребята, я знаю одного мальчика, которому всё время говорили: «НЕ делай то, НЕ делай это», и он запутался, что же ему НАДО делать. Давайте поможем ему! Я буду читать стихотворение Ю. Вронского, а вы будете объяснять и показывать жестами, что НАДО делать: Завести велели мне новые привычки: Никогда девчонок НЕ Дёргать за косички! (Дети   перечисляют   действия:   играть,   дружить   с   девчонками,   пожать   руку, погладить.) Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом! (Надо спокойно сидеть и кушать.) На уроках больше НЕ Говорить с соседом. (Слушать учителя, писать в тетрадях, читать книгу.) – Молодцы, ребята, помогли мальчику! Дидактическая игра «Угадай цвет». Ведущий  предлагает  детям  определить,  какой  цвет  он  загадал,  если  такого  же цвета небо, василёк, колокольчик, вода в море. (Синий.) Аналогично разгадываются другие цвета. Далее дети делятся на группы: каждая получает карточку с определённым цветом и называет как можно больше предметов  «своего»  цвета. За правильный пример группе   засчитывается   очко.  Победит   та   группа   детей,  которая   наберёт   больше всего очков. Дидактическая игра «Повтори­ка» Один   из   играющих   называет   какой­либо   овощ,   допустим   капусту.   Следующий повторяет:  «Капуста»,   и   от   себя   прибавляет   название   другого  овоща:  «Лук». Третий  повторяет:  «Капуста   –   лук»,   и  добавляет:  «Огурец».   И   так   каждый следующий игрок, перечислив все названные ранее овощи, прибавляет от себя ещё одно название. Если кто­нибудь не сумеет повторить названия всех овощей или перепутает их порядок (за этим следит ведущий, он выбывает из игры. Дидактическая игра «Хорошо или плохо?» Для этой игры желательно нечётное количество участников. Первый игрок говорит предложение,   начинающееся   со   слова  «хорошо»,   следующий   за   ним   говорит предложение, начинающееся на слово «плохо». Примеры: – Хорошо, что сегодня солнечный день. – Плохо, что нужно рано вставать. – Хорошо, что мы завтра пойдём в кино. – Плохо, что в речке купаться нельзя. Дидактическая игра «Чтобы – нужно» В этой игре прослеживается логическая цепочка. Последняя часть предложения – задание для следующего игрока. Примеры: – Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки. – Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран. – Чтобы открыть кран, нужно быть сильным. – Чтобы быть сильным, нужно заниматься физкультурой, и т. д. Дидактическая игра «Пять определений» Участникам задается слово  (имя существительное). Первый участник даёт ему первое   определение,   следующий   другое   и   т.   д.   Участник,   давший   пятое определение, задаёт новое слово­задание. Примеры: Полотенце – бумажное – махровое – цветное– кухонное – банное. Крокодил – огромный, страшный – зелёный – зубастый – злой. Дидактическая игра «Слова­двойняшки» Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор сказки  «Алиса в Стране Чудес». Для игры в слова двойняшки выбирается любое слово (желательно от трёх до пяти звуков)  и изменяется в нём только один звук. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством звуков, что и у первого. Примеры: Роса – коса – кожа – ложа – лужа – луна … Дидактическая игра «Что мы видим?» Каждый участник игры называет одним словом то, что он видит (например, небо, дерево, рябину, листик и т. д.). Говорить надо быстро, повторяя слова, сказанные другими и добавляя своё новое слово. Кто не сможет сказать слово, выходит из игры. Дидактическая игра «Что такое?» Дети поочерёдно называют предмет и его свойство или признак (например: листик – зелёный, машина – красная, небо – синее и т. д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры. Дидактическая игра «Что умеет делать?» Дети поочерёдно называют предмет и его действие (например: листик – летает, машина – едет и т. д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры. Дидактическая игра «Словесная дуэль» Ведущий   предлагает   командам   назвать   по  очереди:   считалки,   пословицы, поговорки на определённую тему. Побеждает команда, которая назовёт больше примеров. Дидактическая игра «Что я знаю о тебе» Передавая куклу по кругу, ребёнок, в руках у которого она оказалась, говорит следующие  слова:   «Я   хочу   рассказать   о   своём   друге  (или   подруге)».   И рассказывает приблизительно по следующей  схеме: как зовут, как можно назвать ласково, какой он (какая она, как одет и во что, чем любит заниматься, почему он с ним (с ней) дружит. Дидактическая игра «Расскажу вам о себе» Проводится аналогично предыдущей, только с эстафетной палочкой. Ребёнок, у которого она оказалась в руке, рассказывает о себе по схеме предыдущей игры. Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты» Игру   можно   проводить   по  схеме:   ребёнок   –   ребёнок   или   ребёнок   –   родитель. Обращаясь друг к другу, участники игры поочередно говорят партнёру приятные слова, комплименты. Дидактическая игра «Путаница» Дети   образуют   круг   и   ходят   вокруг   ведущего,   который   стоит   в   центре   и произносит текст, специально делая ошибки. Там, где она допущена, дети должны захлопать   в   ладоши.   Где   ошибки   нет,   дети   должны   затопать   ногами.   Тот,   кто ошибается, выходит из игры. Для текста ведущего подойдёт любая  «путаница». Например: Птички певчие поют: гав­гав­гав. (Дети хлопают в ладоши.) Колокольчики звенят: жу­жу­жу. (Дети хлопают в ладоши.) Лает пёсик на дворе: мяу­мяу­мяу. (Дети хлопают в ладоши.) Жук на дереве жужжит: жу­жу­жу. (Дети топают ногами.) Утки серые кричат: кря­кря­кря. (Дети топают ногами.) Козлик серенький кричит: му­му­му. (Дети хлопают в ладоши.) А барашек у реки: бе­бе­бе. (Дети топают ногами.) А корова на лугу: чик­чирик, чик­чирик. (Дети хлопают в ладоши.) Эта   игра   может   продолжаться   как   угодно   долго,   если   ведущий   будет   менять звукоподражательные слова. «Только хорошее» Педагог с мячом в руках встаёт перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем   каждому   бросает   мяч.   Ребёнок   ловит   его   только   тогда,   когда   педагог произносит   слово,   обозначающее   какое­либо   хорошее   качество  (правдивость, доброта, аккуратность и проч.). В этом случае игрок делает шаг по направлению к педагогу. Если ребёнок случайно «поймает плохое качество» (жадность, злость, обидчивость и проч., он делает шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога. Этот ребёнок становится ведущим. «Добрые волшебники» Все дети становятся добрыми  волшебникам: они должны подарить людям что­ нибудь хорошее и нарисовать свой подарок на листочке – лепестке. Затем каждый ребёнок рассказывает, почему он делает именно этот подарок и что в результате изменится   в   мире.   В   конце   игры   все   листочки   лепестки   соединяются   в   одну ромашку. Это подарок добрых волшебников всем людям. «Покажи стихотворение» Дети распределяются на небольшие группы. Каждой из них даётся, не слышно для других,   стихотворение,   содержание   которого   нужно   изобразить   с   помощью пантомимы.   Игроки   договариваются,   кто   и   как   будет   выступать.   После   этого каждая   группа   показывает   свой   номер.   Остальные   группы   должны   угадать стихотворение. За каждый верный ответ группа получает очко. Для игры выбираются простые, хорошо знакомые детям стихотворения: «Мишка косолапый»,  «Зайка»,  «Самолёт»,  «Лошадка»,  «Мячик»  («Наша Таня громко плачет»,  «Кошкин   дом»  (например,   сцена   тушения   пожара,  «Зайка   серенький сидит и ушами шевелит…» и т. д. Памятка для родителей «Развитие речи вашего ребёнка». 1.   Учите   детей   узнавать   и   называть   различные   предметы   и   вещи,   которые   нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, посуда, овощи, фрукты, и т. д. 2.  Уделяйте   внимание   развитию   речи   детей,  читайте   сказки,  стихи,  потешки   и загадки. 3. Учите детей отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки. 4.   Знакомьте   детей   с   дикими   и   домашними   животными   и   их   детёнышами. Вызывайте у детей желание наблюдать и заботится о животном и растительном мире. 5.   В   играх   вместе   с   детьми   подбирайте   к   словам­существительным   слова­ прилагательные   (мишка­   большой,   косолапый,   неуклюжий;   василёк­   красивый, полевой и т. д.) 6.  Учите   детей   образовывать   существительные   с  уменьшительно­ласкательными суффиксами (стул­стульчик, рука­ручка, ключ­ключик и т. д.) 7. Знакомьте с трудом взрослых. Рассказывайте детям о профессиях. 8.   И  самое   важное!   Следите   за   своей   речью,   не   допускайте  «сюсюканья»  или нецензурных   выражений.   Помните,   что   дети   как  «губка»  впитывают   всё,   что слышат от взрослых. Дидактическая   игра   на   развитии   коммуникативных   навыков   у   детей старшего дошкольного возраста «Комплимент» Цель игры:  развитие коммуникативных  навыков у детей старшего дошкольного возраста,  развитие  речи   как   монологической,   так   и   диалогической.  Развитие доброжелательного отношения друг к другу. Предварительная работа: с детьми проводиться беседа, на которой воспитатель объясняет, что же такое­комплимент, когда его можно и необходимо произносить, воспитатель   обращает   внимание   на   то,   что  комплимент  может   быть   только положительным и несёт в себе добро. Ход: дети встают парами в обруч (Когда игра проводиться в первый раз, то дети самостоятельно   выбирают   себе   пару,   затем   можно   определять   пары   по считалке).Воспитатель   предлагает   взять   друг   друга   за   руки   и   произнести   друг другу  комплимент. В начале  комплимент  может быть по поводу внешнего вида ребёнка.   Далее   предлагается   произнести  комплимент  про   характер   ребёнка,   а затем можно предложить произнести комплимент про поступки детей. Затем дети идут к зеркалу и глядя в него вместе улыбаются. Дальше работа продолжается за столом. Дети на цветной бумаге фломастерами, изображают те чувства, которые они ощутили после  комплимента в свой адрес, затем сравнивают свои эмоции с эмоциями того с кем они были в паре. Идёт обсуждение рисунков, воспитатель спрашивает, что дети испытали и что они хотели изобразить. Иногда на рисунках бывают просто цветные штрихи, а иногда целые картины. «Игровые   подходы   в   развитии   коммуникативных   способностей   детей старшего дошкольного возраста». Цель:   Мотивировать   педагогов   на   использование   в   практике   своей   работы, представленные  игровые подходы для развития коммуникативных способностей детей. Задачи: 1. Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.  2. Обучить вас основным  подходам  использования игр и  игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.  Оборудование: Шляпка, подносы – 4 шт, 4 одноразовые тарелки, фарнитура для изготовления куклы­мирилки, 4 ножницы, конфеты, сундучок. План: 1. Теоретическая часть. Роль и место игры в  развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 2. Практическая часть. 2.1. Игровой тренинг 2.2. Изготовление куклы – мирилки. 3. Рефлексия. Итог. Добрый день дорогие коллегии. Я очень рада видеть вас в этом зале, на мастер­ классе. Тема нашего мастер класса: «Игровые   подходы   в   развитии   коммуникативных   способностей   детей   старшего дошкольного возраста». Цель:   Мотивировать   педагогов   на   использование   в   практике   своей   работы, представленные  игровые подходы для развития коммуникативных способностей детей. В ходе работы предполагается решить следующие задачи: 1.   Представить   свой   педагогический   опыт   по   внедрению  игровых   подходов   в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.  2. Обучить вас основным  подходам  использования игр и  игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.  В   планируемых   результатах   освоения   детьми   ФГОС,   которые   представлены целевыми ориентирами социально­коммуникативному развитию уделяется особое внимание,   а   именно   –   установке   положительного   отношения   к   миру,   другим людям, самому себе; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. •ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; •способен  договариваться,  учитывать  интересы   и чувства   других,  сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; •ребенок  способен   к   волевым   усилиям,   может   следовать   социальным   нормам поведения   и   правилам   в   разных   видах   деятельности,   во   взаимоотношениях   со взрослыми  и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь  детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.  Поэтому, решая проблему  коммуникативной сферы детей, пришла к выводу, что основным   и   наиболее   доступным   средством   становится   игра   как   ведущий   вид деятельности. Привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка. Значение   игры,  ее   всестороннее   влияние   на  развитие  личности   ребенка   трудно переоценить.   Игра   органически   присуща   детскому  возрасту  и   при   умелом руководстве  способна   творить   чудеса.   Словно   волшебная   палочка,   игра   может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.  Привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка. Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно­ролевые, подвижные и   так   далее.   Все   они   нужны   и   по­своему   полезны,   так   как   это   ведущий   вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир. ­ Все игры индивидуальны и требуют индивидуального  подхода, но есть общие правила организации игры: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка. •   Игра   требует   чувства   меры   и   осторожности.   Она   не   должна   быть   излишне азартной. • Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети — большие фантазеры. • Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры. •   Заканчивайте   игру   ярко,   эмоционально,  результативно  —   победа,   поражение, ничья. •   Помните,   что   состязательность   в   игре   —   это   не   самоцель,   а   лишь   средство индивидуального самовыражения каждого ребенка. 2часть Практическая. способствовать  2.1. Игровой тренинг (Название игры, цель, атрибуты или картинка – на отдельный слайд по каждой игре) Итак,   сегодня   наша   встреча   посвящена   играм   и  игровым   упражнениям, способствующем   развитию   коммуникативных   навыков   дошкольников.   Прошу желающих  (6   человек)  выйти   в   круг.   И,   конечно,   для   начала   нам   нужно познакомиться.   Игры  «Знакомство»  многим   известны.   Как   правило   они проводятся   с   атрибутами  (мячом,   игрушкой­персонажем).   Но   сегодня   я   вам предлагаю вспомнить старинную русскую традицию, когда при приветствии люди снимали   шляпы.   У   меня   тоже   есть   шляпа.   И   сегодня   мы   будем   не   просто приветствовать друг друга, а называть своё лучшее качество. Упражнение «Знакомство». Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество. Вот мы с вами и познакомились. А чтобы преодолеть дистанцию и получше узнать друг друга проведём упражнение «Десять секунд». Упражнение «Десять секунд». Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив   дистанцию   в   общении; созданию   позитивного эмоционального единства группы. Время: 5­15 минут. Сейчас   вы   начнете   быстрое   спонтанное   движение   под   бубен.   Как   только   он перестаёт звучать вы должны с максимальной точностью выполнить задание. ­ Скажем, я могу попросить распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким   же,   как   у   Вас,   цветом   волос.   И   если   у   черноволосого   в   прическе   есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем. Распределиться на группы: • по наличию часов на руках; • по стилю обуви; • по длине волос; • по цвету глаз; • по настроению, которое Вы сейчас испытываете. • В этой важно дать ребёнку представление о том, что все мы в чём­то похожи, а чём­то   разные,   а   самое   главное   научить   ребёнка   не   бояться   собственной индивидуальности. Не   бойтесь   остаться   в   гордом   одиночестве.   Вы   просто   другой!   И   потому   мы разные! Конечно, игры­комплименты всем нам известны. В своей работе мне помогают нетрадиционные пособия «Бусы комплименты», «Трон – именинника», «Корона –   признания».   А   сегодня   я   вам   предлагаю   необычную   игру.   Все   мы   с   вами женщины,   хозяйки.   И,   конечно,   знаем,   для   чего   нужна   стиральная   машина, чтобы…. То есть, она смывает всю грязь, а для нас это сегодня будет плохое настроение, и достаём мы оттуда чистое бельё. Как вы уже догадались наша игра будет называться…. 2. Игра «Стиральная машина». Цель:  развитие   коммуникативных  навыков   и   хороших   взаимоотношений   между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты. Ход игры: В нашей чудо машине будет  «стираться»  не бельё, а люди. Выберем сейчас   самого   грустного  игрока.   После  «стирки»  он   должен   стать   сияющим, счастливым,   улыбающимся,   с   приподнятым   настроением.   Как   можно   поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами.   Какие   вы   знаете   комплименты?   Играющие   встают   в   два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова   или   комплименты.   В   результате   из  «мойки»  выходит   сияющий, улыбающийся игрок.  Как ваше настроение? Уверена улучшилось. Ну а если ребёнок затрудняется сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка. А теперь я предлагаю почувствовать, что мы команда, сплоченный коллектив и выполняем задания быстро и чётко. 3. Упражнение «Мы – команда!». Цель: сплочение коллектива. Группа выполняет задания быстро и четко. Инструкция: Постройте, за 30 секунд, используя всех игроков, следующие фигуры: • квадрат; • треугольник; • ромб; • букву, 3.1. Изготовление игрушки­мирилки Ни для кого не является секретом, что дети ссорятся и конфликтуют. Для того, чтобы  детей  помирить используются иры­мирилки. А мы с детьми изготовили и используем   забавные   куклы­мирилки,   которые   я   вам   и   предлагаю   сделать. Работать   вы  будете   в   парах.   Вам   надо   сделать   лицо   этой   куклы   по   вашему усмотрению. Покажите своё творчество. Обыгрывание   куклы­мирилки.   Но   вас   двое,   а   кукла   одна.   Теперь   попробуйте договориться, кто из вас возьмёт эту куклу. Как говорили в старину люди, «Кто уступает,   тот   больше   получает».   А   второму   участнику   я   хочу   подарить   на память «Книжку – мирилку». 6. "Волшебные конфеты" Цель: развитие чувства эмпатии. Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что­то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле… Примеры высказывания детей: •пусть они избавятся от болезней •пусть никогда не умирают •пусть все долго живут •пусть у всех будет дом •пусть у всех будет обед •пусть все хорошо живут •пусть все дружно живут •пусть все будут счастливы И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ! Итак, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Все вы были активны и слаженно работали в команде. Спасибо вам за участие и поддержку. Всем спасибо! Приятного Вам общения! Конспект   занятия   по   развитию   коммуникативных   способностей   детей старшего возраста на тему «Секреты дружбы» Цель: формирование представлений о дружбе, ее секретах. Задачи: Образовательные: учить различать и называть эмоциональные состояния людей; обогащать   лексику   дошкольников   (дружба,   взаимопонимание,   сопереживание, чуткость); познакомить детей с секретами дружбы. Развивающие: выразительность движений, мимические способности. Воспитательные:   закладывать   нравственные   основы   личности   в   процессе формирования представлений о дружбе, дружеские взаимоотношения, побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь. Педагогический замысел В   области   «Познавательное   развитие»:   закрепить   знание   пословиц   о   дружбе; умение   понимать   их   смысл   и   оценивать   чувства   и   поступки   других   людей, объяснять   свои   суждения.   Формировать   навыки   ориентировки   и   поисковой деятельности. В   области   «Речевое   развитие»:   Закрепить   умение   отвечать   полным   ответом; обогатить активный словарь, совершенствовать культуру речи. В области «Социально­коммуникативное»: Формировать умение участвовать в совместной игре, самостоятельно отвечать; вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения, воспитывать культуру общения. В области «Художественно­эстетическое»: Формировать умение прислушиваться к музыке и понимать ее характер, обращать внимание на свое настроение и внешний вид. В области «Физическое развитие»: Создать эмоционально­положительный настрой у   детей.   Снять   эмоциональное   и   физическое   напряжение.   Профилактика нарушения зрения.   развивать   внимание,   воображение;   мышление,   память,

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя

План самобразования воспитателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018