МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытого урока - игры «Деловые надежды»
Предмет – «Основы рыночной экономики и предпринимательства»
Преподаватель В.В.Зайцева
Тема урока: Экономическая игра «Деловые надежды»
Цели урока:
Методическая: Показать использование метода деловых игр на уроке экономики.
Обучающая: Обобщить базовые экономические понятия, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни и научить применять полученные знания в процессе моделирования производственных ситуаций.
Воспитательная: Привить чувство ответственности за результаты работы в коллективе. Мотивировать творческий подход к решению стандартных и нестандартных ситуаций.
Развивающая: Формировать умения анализировать информацию, применять знания в новых ситуациях, принимать самостоятельные решения, излагать свою точку зрения.
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Метод проведения урока: урок-конкурс.
ВПС: Тема № 1 «Экономическая теория: предмет, метод, и основные этапы развития, тема», № 2 «Факторы современного производства и производственные возможности».
МПС: Математика (математические расчеты), литература, эстетическое воспитание, деловая культура, основы бухгалтерского учета, информатика.
Оснащение урока.
1. Мультимедиа оборудование.
2. Калькулятор.
3. Таблица для подведения итогов.
4. Презентация игры «Деловые надежды».
Схема игры «Деловые надежды».
1. |
«Золотая» литература
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
2. |
Экономические задачи
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
3. |
Профессии
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
4. |
Головоломки
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
5. |
Игра на бирже
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
6. |
Мир ПК
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Ход урока.
№ п/п |
Структурный элемент урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащегося |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Организационный момент |
Проверяет явку учащихся и готовность к уроку. |
Занимают рабочие места согласно составу команд. |
2. |
Постановка целей, задач урока, мотивация. |
Объясняет цели и задачи урока, значимость экономических знаний для делового человека. |
Слушают. |
3. |
Объяснение условий игры «Деловые надежды». |
Объясняет условия игры, называет состав жюри конкурса. |
Слушают, делают необходимые заметки. |
4.
а)
б)
|
Игра.
Домашнее задание.
Область знаний.
|
Предлагает участникам представить свои команды, назвать девиз.
Предлагает участникам выбрать вопрос из следующих областей знаний: · «Золотая литература» · Экономические задачи; · Профессии; · Головоломки; · Игра на бирже; · Мир ПК. |
Демонстрируют табличку с названием команды и произносят девиз.
Отвечают на выбранный вопрос. |
5. |
Подведение итогов игры.
|
Просит уважаемое жюри огласить результаты игры. Вручает грамоты за участие и победу.
|
Принимают поздравления и грамоты. |
6. |
Информация о домашнем задании. |
Сообщает учащимся домашнее задание: учебник Л.М. Куликова «Основы экономических знаний», стр.51-61. |
Записывают домашнее задание. |
Целеполагание и мотивация.
Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем Вас на нашей игре «Деловые надежды».
В настоящее время в России наблюдается значительный интерес к более глубокому пониманию проблем экономической жизни. Благополучие людей, их обеспеченность всем необходимым зависят от состояния экономики, правильного ведения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой. Экономическая ситуация непрерывно меняется, особенно в России. Изменяются научные представления об экономических объектах, процессах; отношения и управление ими со стороны государства, общества, предприятий, граждан.
Простые и важные знания, научные представления об экономике помогут лучше понять экономические явления.
Величайший бизнесмен Нового Света Генри Форд (В 1913 году Форд впервые в мире стал использовать метод поточной технологии сборки автомобилей, что позволило всего за один год поднять производительность труда на 40-60 процентов) писал: «Делать деньги на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное».
Какой он, современный деловой человек? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос вместе с участниками игры.
Условие викторины.
1. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.
3. В игре встречаются следующие подраунды: - «Кот в мешке». Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде; -«Своя игра». Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на этот кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идет ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на их счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.
|
|
Приложение 1.
«Золотая литература»
Само слово «золото» означает драгоценный металл, но в переносном смысле имеет множество значений, например - «черным золотом» называют нефть, «белое золото»- хлопок, «золотые руки»- так говорят о трудолюбивом умельце своего дела, «золотая жила»- это дело, которое обещает хорошую прибыль, т.е. так называют что-то дорогое и настоящее. Слово «золото» встречается и в литературе.
1. Сколько лет рыбачил из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина до того, как он поймал Золотую рыбку?
(Ровно тридцать лет и три года.)
2. Какой поэт написал стихотворение «Отговорила роща золотая»
(Сергей Есенин)
3. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков?
(Соль).
4. Подраунд «Своя игра».
Назовите литературного героя, о котором написаны эти «экономические» пушкинские строки?
«И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет».
(Евгений Онегин).
5. Какой гусь фигурирует в названии сказки братьев Гримм.
(«Золотой гусь»).
Приложение 2.
Экономические задачи.
1. Один человек купил трех коз и заплатил за них 1000 рублей. Спрашивается, по чему каждая коза пошла.
(По земле).
2. Конфеты «Коровка» стоят 4 монеты за штуку, а карамель – 2 монеты за штуку. У вас есть 10 монет. Какой выбор сделать, чтобы съесть как можно больше конфет и при этом попробовать оба сорта.
(1 «Коровка» и 3 карамели).
3. Дыня весом 3 килограмма стоит 5 монет, а дыня весом 2 килограмма стоит 3 монеты. Какие дыни выгоднее покупать?
( Весом в 2 кг.).
4. подраунд «Кот в мешке».
Сотрудник заключил с предприятием по производству веников трудовой договор, в котором указан размер должностного оклада этого сотрудника: 25 000 рублей в месяц. Какую сумму ежемесячно должен получать сотрудник?
а) 21 750 рублей;
б) 25 000 рублей;
в) сотрудник должен получать зарплату вениками.
5. Чтобы выполнить это задание, внимательно просмотрите следующую сценку.
(Входит, опираясь на трость, Отец, садится на стул, кашляет.)
Отец: Ганс, Питер! Подойдите ко мне.
(Входят Ганс и Питер.)
Ганс: Да, отец. Ты звал нас?
Отец: Ганс, Питер, вы знаете, что я уже давно болею, и придет день, когда я умру. Я всю жизнь честно работал, создал свое дело. И вот я решил оставить все свое наследство тому из вас, кто сумеет продолжить дело. (Достает из кармана деньги.)
Я даю каждому из вас по тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как вы использовали эти деньги и чего добились.
( Ганс и Питер берут деньги и уходят. Через некоторое время входят радостные Питер и Ганс.)
Отец: Ганс! Питер! Мои сыновья, как я рад вас снова видеть. Дайте же я скорее вас обниму! (Обнимает сыновей) Ну, теперь рассказывайте, как жили, чего добились.
Ганс: Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора. Знаешь, отец, мне сопутствовала удача. За год я продал карет на 1 000 дукатов!
Отец: Хорошо, мой сын. (Питеру). Ну, а ты чем занимался, Питер?
Питер: А я купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов.
(Отец, Ганс и Питер уходят).
Преподаватель: Кому же из братьев отец завещал свое наследство? Для этого необходимо сделать определенные расчеты.
А теперь посчитайте, кто получил больше прибыли.
Условие задачи:
Ганс изготовил 5 карет, продав каждую за 200 дукатов. Себестоимость одной кареты 180 дукатов. Питер изготовил 1 000 горшков, продав каждый за 0,5 дуката. Себестоимость одного горшка 0,3 дуката.
А теперь посчитайте, кто получил больше прибыли.
(Наследником стал Питер.)
Приложение 3.
Профессии.
1. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет …
(Кассир).
2. Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет …
( Банкир).
3. Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведет учет:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадет!
(Бухгалтер).
4. Подраунд «Своя игра».
Много знает он о сделках,
Крупных денежных и мелких,
Ведь всегда меж двух сторон,
Их посредник в деле он.
(Маклер).
5. Если банк попросим мы,
Денег нам он даст взаймы.
Ну, а в древности, веками,
Кто ссужал людей деньгами.
(Ростовщик).
Приложение 4.
Головоломки.
1. Т И Н А
2
(Полтина).
2. Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь как они играли?
Я сообщаю все детали…
Задание: вы должны переложить в данном примере только один стручок, чтобы восстановилось равенство.
iii + i = i
(iii – ii = i)
3. (Право).
4. подраунд «Кот в мешке».
(Вклад).
5. Расшифровав ребус, вы узнаете имя великого греческого философа, жившего в 384-322 годах до нашей эры, придумавшего слово «экономика».
Парик стол лист ель
(Аристотель).
Приложение 5.
Игра на бирже.
1. Назовите мероприятие, где цену набивают молотком.
(Аукцион).
2. Приведите фольклорный пример неудачного бартера.
(Шило на мыло).
3. Какое из двух действий можно назвать бартерной сделкой?
а) человек купил коттедж, расплатившись доллара ми;
б) два человека заключили договор об обмене имуществом.
4. Зависит ли спрос на товары от величины доходов покупателей?
( Да, зависит).
5. подраунд «Своя игра».
Кого защищает закон «О защите прав потребителей»?
а) продавцов;
б) покупателей;
в) государство.
Приложении 6.
Мир Пк.
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он –
Весь мир бессловесных ему подчинен.
В наш век информационных технологий, занятие бизнесом требует от человека определенных знаний в области информатики.
«Кто в компьютерной грамоте горазд, тому не пропасть» - интерпретация русской пословицы.
1.Устройство вывода информации, осуществляющее автоматическую печать информации на бумаге.
(Принтер).
2. Программы, умышленно создаваемые некоторыми программистами для разрушения информации.
(Вирусы).
3.Устройство для ручного ввода данных в память компьютера.
(Клавиатура).
4.Подраунд «Кот в мешке».
Устройство ввода данных для отображения информации на экране.
(Дисплей).
5. Программы для поддержки и организации работы различных устройств.
(Драйверы).
(Входит, опираясь на трость, Отец, садится на стул, кашляет.)
Отец: Ганс, Питер! Подойдите ко мне.
(Входят Ганс и Питер.)
Ганс: Да, отец. Ты звал нас?
Отец: Ганс, Питер, вы знаете, что я уже давно болею, и придет день, когда я умру. Я всю жизнь честно работал, создал свое дело. И вот я решил оставить все свое наследство тому из вас, кто сумеет продолжить дело. (Достает из кармана деньги.)
Я даю каждому из вас по тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как вы использовали эти деньги и чего добились.
( Ганс и Питер берут деньги и уходят. Через некоторое время входят радостные Питер и Ганс.)
Отец: Ганс! Питер! Мои сыновья, как я рад вас снова видеть. Дайте же я скорее вас обниму! (Обнимает сыновей) Ну, теперь рассказывайте, как жили, чего добились.
Ганс: Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора. Знаешь, отец, мне сопутствовала удача. За год я продал карет на 1 000 дукатов!
Отец: Хорошо, мой сын. (Питеру). Ну, а ты чем занимался, Питер?
Питер: А я купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов.
(Отец, Ганс и Питер уходят).
Таблица итогов викторины.
Область знаний |
Стоимость вопроса |
Фирма «Коммерсанты» |
Фирма «Брокеры» |
Фирма «Проценты» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.