Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : чистые вещества и смеси веществ.
Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Т р е б о в а н и я : знать понятие «молекула»; закон постоянства состава
вещества.
О б о р у д о в а н и е : неоднородные смеси (примеры: песок + соль, горная
порода, взвесь мела в воде) и однородные смеси (растворы кислот, солей),
прибор для доказательства состава воздуха.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Устный опрос «Кристаллические решетки», упр. 6.
II. Объяснение нового материала.
Состав веществ отражается химической формулой. Химические формулы
соответствуют чистым веществам. Например, к чистым веществам относится
дистиллированная вода, не содержащая никаких примесей.
В 1799–1803 гг. Ж. Л. Пруст сформулировал закон постоянства состава
вещества: химически чистые вещества независимо от способа их получения и
места нахождения имеют один и тот же постоянный состав.
В XX в. было доказано, что закон верен только для веществ молекулярного
строения.
Молекула – мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические
свойства.
Химические вещества обладают при определенных условиях
постоянными физическими и химическими свойствами.
В природе химически чистые вещества практически не встречаются.
Природные воды, как пресные, так и соленые, содержат растворенные в них
соли и газы (кислород, СО2, N2).
Почва, горные породы, минералы – смеси множества веществ.
Природный газ и нефть – смеси углеводородов разного состава.
Воздух – смесь газов, состоящая из 78 % азота, 21 % кислорода, 0,03 %
углекислого газа, примесей инертных газов, паров воды.Учитель демонстрирует опыт: горение свечи под стеклянным колоколом в
чаше с водой, который доказывает, что в воздухе 1/5 часть составляет кислород.
Смеси могут быть однородными (в них нельзя заметить границу раздела
между разными веществами, к ним относятся растворы, сплавы металлов, смеси
газов) и неоднородными (в них видна граница между различными веществами,
это могут быть смеси двух и более твердых веществ, взвеси в жидкости
нерастворимых твердых веществ).
Для изучения свойств веществ их необходимо выделить из смеси и очистить.
Это является одной из важнейших задач химии.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 23, упр. 4.