Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : уравнение и схема химической реакции;
сохранение массы вещества при химических реакциях.
Т р е б о в а н и я : понимать химическую символику: уравнения химических
реакций, знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять уравнения
химических реакций.
О б о р у д о в а н и е : весы, прибор для демонстрации закона сохранения масс с
растворами HCl и NaOH (подкрашенным фенолфталеином), гири, магнитные
модели атомов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
– Что такое химическая реакция?
– Каковы условия протекания химических реакций?
– Каковы признаки химических реакций?
– Какие признаки химических реакций вы наблюдали при выполнении упр. 1,
2?
– Приведите примеры экзотермических и эндотермических реакций.
II. Объяснение нового материала.
– Химические элементы мы записываем с помощью химических знаков;
химические вещества – с помощью формул. Что такое химическая формула?
Что обозначает индекс?
А как записать химическую реакцию?
Для этого существует условная запись – химическое уравнение.
Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью
химических формул и коэффициентов.
Что такое коэффициент? Зачем нужны коэффициенты?
Сущность химической реакции заключается в том, что продукты реакции
образуются из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества. Атомы
никуда не исчезают и не появляются из ниоткуда.
В 1756 г. М. В. Ломоносов, а позже А. Лавуазье сформулировали закон
сохранения массы вещества: масса веществ, вступивших в реакцию, равна
массе веществ, получившихся в результате нее.Учитель демонстрирует опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы
вещества.
Это значит: сколько атомов каждого элемента было в исходных веществах,
столько же их должно оказаться в продуктах реакции.
Рассмотрим пример взаимодействия молекул водорода с молекулами
кислорода.
С помощью магнитных моделей атомов учитель показывает, что молекулы
водорода и кислорода разрываются на атомы и из них образуются молекулы
воды:
В таком случае один атом кислорода – «лишний», схему процесса можно
записать так Н2 + О2
Н→ 2О.
Чтобы эту схему превратить в уравнение реакции, нужно расставить
коэффициенты таким образом, чтобы слева и справа число атомов каждого
элемента совпадало:
2 Н2 + О2 = 2 Н2О.
В виде модели:
Наша задача – научиться расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
Существует несколько приемов расставления коэффициентов:
1. Сравнение количества атомов каждого элемента в левой и правой части
обычно начинают с самого сложного вещества.
2. Нахождение наименьшего общего кратного, если слева и справа у одного и
того же элемента обнаруживаются разные индексы.3. Удвоение, если получились дробные коэффициенты или в левой и правой
части уравнения есть вещества одинакового качественного состава (удваивается
формула того вещества, в котором больше атомов).
Н а п р и м е р :
→
1. Ca + H Cl
2 + H2
Ca + 2 HCl = CaCl2 + H2
CaCl
4Al + 3O2 = 2Al2O3
3. C2H6 + O2
C2H6 + ?O2
2 + 3H2O
C2H6 + 3,5O2 = 2CO2 + 3H2O
→ CO2 + H2O
2CO→
или
2C2H6 + 7O2 = 4CO2 + 6H2O
удваиваем
2Cr→
CrO3
4CrO3 = 2Cr2O3 + 3O2
2O3 + O2
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 27, упр. 1, 2.