Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
СОЛИ: КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : основные классы неорганических веществ.
Т р е б о в а н и я : уметь характеризовать свойства основных классов
неорганических веществ.
О б о р у д о в а н и е : наборы для лабораторных опытов: пробирки или
капельные ячейки; растворы MgSO4, Na2CO3, NaOH, HCl, CuSO4, гранулы Zn. У
учителя: спиртовка, пробирка, зажим, малахит.
Х о д у р о к а
Объяснение нового материала.
– Соли – один из самых многочисленных классов веществ.
Вспомните определение солей как электролитов.
Соли можно считать продуктами взаимодействия кислот и оснований. Но
иногда это взаимодействие происходит не полностью:
NaOH + H2SO4 = NaHSO4 + H2O
Al(OH)3 + HCl = Al(OH)2Cl + H2O
Получившиеся в этих реакциях вещества тоже соли, но они содержат
фрагменты строения кислот или оснований, поэтому их называют кислые и
основные соли.
Средние, или нормальные, соли – продукты полного замещения атомов
водорода в кислоте на металл.
Кислые соли – продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте
на металл. В названиях кислых солей используется префикс
Основные соли – продукты неполного замещения гидроксильных групп в
основании на кислотные остатки. В названиях основных солей используется
префикс
Составим схему взаимодействия солей.
Схема взаимодействия солейПроведите лабораторные опыты:
CuSO4 + Zn
Na2CO3 + HCl
MgSO4 + NaOH
MgSO4 + Na2CO3
Запишите свои наблюдения и составьте уравнения реакций в молекулярном и
ионном виде (контроль – на доске).
Кислые и средние соли вступают в те же реакции.
Особенностями кислых и средних солей является ступенчатая диссоциация:
Кислые и основные соли, а также некоторые средние соли разлагаются при
нагревании, например:
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 41, упр. 1, 2, 5.У р о к 59
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ
НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : простые и сложные вещества; основные классы
неорганических веществ.
Т р е б о в а н и я : уметь составлять уравнения реакций, характеризующих
генетическую связь веществ.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 1, 2, 5 после § 41.
Фронтальный опрос:
– Что такое соли?
– Какие соли называются средними, кислыми и основными?
– Приведите примеры таких солей.
У д о с к и :
– схема взаимодействия солей (один учащийся);
– уравнения реакций, подтверждающие схему (второй учащийся);
– уравнения реакций диссоциации и разложения солей (третий учащийся).
II. Объяснение нового материала.
Cоставление схемы генетической связи веществ.
III. Составление схем на конкретных примерах.
Работа проводится фронтально с комментируемым управлением или один
учащийся работает у доски.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 42, упр. 2, 3, 4.