План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"
Оценка 4.7

План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
математика +1
8 кл
10.05.2017
План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"
План предназначен для проведения урока химии в 8 классе. В ходе урока формируется понятие «реакции ионного обмена» и представление об условиях их протекания; школьники учатся отражать сущность РИО с помощью ионных уравнений (полного и краткого); продолжается развитие представлений у учащихся о химических реакциях и условиях их протекания, развиваются исследовательские навыки учащихся.
Ионные уравнения реакций.docx
Тема урока: Ионные уравнения реакций. Задачи: 1. сформировать понятие «реакции ионного обмена» и представление об условиях их протекания; 2. научить учащихся отражать сущность РИО с помощью ионных уравнений (полного и краткого); 3. продолжить развитие учащихся о химических реакциях и условиях их протекания, развивать исследовательские умения учащихся; 4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих через соблюдение правил техники безопасности. Мотивация и целеполагание: На доске запись:  199 из 200.  Как вы думаете, что скрывает эта запись? Т.е. 199     реакций   из   200   протекают   в   растворе.   Давайте   с   вами   вспомним   основные   понятия: электролиты и неэлектролиты, сильные и слабые электролиты, кислоты, основания и соли с точки   зрения   ТЭД,   реакции   обмена   и   нейтрализации,   обнаружение   гидроксид­ионов   и катионов водорода в растворе. Изучение нового материала: Реакции между ионами называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций –     ионными уравнениями.     Основным   из   условий   протекания   ионных   реакций   является   образование малодиссоциирующего   вещества   (слабого   электролита),   осадка   или   газа.   Эти   вещества записываются  в  молекулярном  виде.   Если  выпадает   осадок,  то  рядом  с  его   формулой ставят стрелку, направленную вниз ( ), если образуется газ, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх (     белый творожистый осадок хлорида серебра.  Если к раствору хлорида натрия добавить раствор нитрата серебра, то образуется ↓ ).↑ NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl↓ После записи молекулярного уравнения следует записать ионное уравнения, записав     сильные   электролиты   в   виде   ионов,   а   образовавшийся   осадок   нужно   записать   в молекулярном виде. Две соли: хлорид натрия и нитрат серебра являются растворимыми и полностью распадаются  на ионы,  как  и  образующаяся  соль  –  нитрат  натрия,  а хлорид серебра – осадок, поэтому его нужно записать в виде молекулы.   Если вы забыли, как определяются заряды ионов, то нужно обратиться к таблице растворимости, в ней всегда указаны заряды ионов, а также по ней можно определить растворимо или нет вещество в воде.  Na+ + Cl­ + Ag+ + NO3 ­ = Na+ + NO3 ­ + AgCl↓     Мы записали, таким образом, полное ионное уравнение. Если исключить из обеих частей равенства одинаковые ионы, т.е. ионы не участвующие в реакции – ионы натрия и нитрат­ионы в левой и правой части, то получится сокращенное ионное уравнение. Ag+ + Cl­ = AgCl↓     Это уравнение показывает, что сущность этой реакции сводится к взаимодействию ионов серебра и ионов хлора, в результате которого образуется осадок хлорида серебра. См. также рис. 132 на стр. 229. Если мы к раствору гидроксида калия добавим несколько капель фенолфталеина, то раствор гидроксида калия окрасится в малиновый цвет. А затем сюда же прильем раствор серной кислоты, раствор станет бесцветным, следовательно, прошла химическая реакция.  2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O Чтобы   записать   полное   ионное   уравнение,   нужно   помнить,   что   вода   –     малодиссоциирующее вещество, поэтому её  записываем в молекулярном виде. 2K+ + 2OH­ + 2H+ + SO4 2­ = 2K+ + SO4 2­ + 2H2O Т.к. ионы калия и сульфат­ионы в левой и правой части остаются неизменными, то     их можно не записывать в сокращенном ионном уравнении. Все коэффициенты в сокращенном ионном уравнении можно сократить на два. 2OH­ + 2H+ = 2H2O     OH­ + H+ = H2O     Таким образом, взаимодействие сильной кислоты и щёлочи сводится к тому, что взаимодействуют   ионы   водорода   и   гидроксид­ионы   с   образованием   воды   – малодиссоциирующего вещества (см. рис. 133).     гидроксид натрия, то у нас образуется осадок – гидроксид железа (III). Если   к   раствору   хлорида   железа   (III)   добавить   раствор   щелочи,   например, FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3  + 3↓ NaCl     Записав полное ионное уравнение, мы видим, что ионы натрия и хлорид­ионы не участвуют в реакции, значит, их можно исключить, а в сокращенном ионном уравнении записать   только   ионы   железа   и   гидроксид­ионы,   которые   участвуют   в   реакции   с образованием осадка. См. также рис. 134 на стр. 231. Fe3+ + 3Cl­ + 3Na+ + 3OH­ = Fe(OH)3 Fe3+ + 3OH­ = Fe(OH)3 ↓  ↓  + 3Na + + 3Cl­     Поделим полученный осадок на три части, к одной части прильем раствор серной кислоты,   ко   второй   –   раствор   соляной   кислот,   к   третьей   –   раствор   азотной   кислоты. Осадок раствориться в трёх случаях, т.е. прошла химическая реакция. См. также рис. 135 на стр. 232. Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O Если в раствор карбоната натрия добавить соляной кислоты, то происходит «вскипание» раствора, вследствие образования углекислого газа. В нашем случае образуется угольная кислота, которая распадается на углекислый газ и воду. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2  + ↑ H2O     газ и вода записываются в молекулярном виде.  При записи полного ионного уравнения помните, что 2Na+ + CO3 2­ + 2H+ + 2Cl­ = 2Na+ + 2Cl­ + CO2  + H↑ 2O   Ионы натрия и хлорид­ионы не участвуют в реакции, поэтому в сокращенном ионном уравнении их можно не записывать (см.рис. 136). CO3 2­ + 2H+ = CO2  + ↑ H2O Обобщение и систематизация знаний: Фронтальный опрос:    ­ Какие реакции называются ионными уравнениями?    ­ К какому типу реакций они относятся?    ­ Каковы условия и признаки протекания РИО?    ­ С помощью какого уравнения отражается сущность РИО?    ­ Каково различие между полным ионным уравнением и кратким ионным уравнением? Закрепление и контроль знаний: 2­, OH­, H+, Ag+, Na+, Cl­, NO3    1. §38, упр. 1, 2.    2. Укажите, какие из предложенных ионов не могут находиться в одном растворе: Cu2+, SO4    Ответ: Cu2+и OH­, OH­ и H+, Ag+ и Cl­, т.к. произойдёт связывание ионов.      3. Подберите не менее  двух пар веществ,  суть взаимодействия  которых в растворе отражается следующими краткими ионными уравнениями: ­. H+ + OH­ = H2O; Ba2+ + SO4 2­ = BaSO4↓    Ответ: HCl + KNO3, HNO3 + NaCl, Ba(NO3)2 + K2SO4, BaCl2 + Na2SO4. Рефлексия и подведение итогов:    1. Я усвоил материл на …      2.  Внесите ваши предложения по организации урока, которые будут способствовать лучшему усвоению учебного материала. Домашнее задание:    I уровень: §38, упр. 3, 4;    II уровень: тоже + упр. 5.

План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"

План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"

План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"

План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"

План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"

План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017