План предназначен для проведения урока химии в 8 классе. В ходе урока формируется понятие «реакции ионного обмена» и представление об условиях их протекания; школьники учатся отражать сущность РИО с помощью ионных уравнений (полного и краткого); продолжается развитие представлений у учащихся о химических реакциях и условиях их протекания, развиваются исследовательские навыки учащихся.
Ионные уравнения реакций.docx
Тема урока: Ионные уравнения реакций.
Задачи:
1. сформировать понятие «реакции ионного обмена» и представление об условиях их
протекания;
2. научить учащихся отражать сущность РИО с помощью ионных уравнений (полного и
краткого);
3. продолжить развитие учащихся о химических реакциях и условиях их протекания,
развивать исследовательские умения учащихся;
4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих через
соблюдение правил техники безопасности.
Мотивация и целеполагание:
На доске запись: 199 из 200. Как вы думаете, что скрывает эта запись? Т.е. 199
реакций из 200 протекают в растворе. Давайте с вами вспомним основные понятия:
электролиты и неэлектролиты, сильные и слабые электролиты, кислоты, основания и соли с
точки зрения ТЭД, реакции обмена и нейтрализации, обнаружение гидроксидионов и
катионов водорода в растворе.
Изучение нового материала:
Реакции между ионами называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций –
ионными уравнениями.
Основным из условий протекания ионных реакций является образование
малодиссоциирующего вещества (слабого электролита), осадка или газа. Эти вещества
записываются в молекулярном виде. Если выпадает осадок, то рядом с его формулой
ставят стрелку, направленную вниз (
), если образуется газ, то рядом с его формулой
ставят стрелку, направленную вверх (
белый творожистый осадок хлорида серебра.
Если к раствору хлорида натрия добавить раствор нитрата серебра, то образуется
↓
).↑
NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl↓
После записи молекулярного уравнения следует записать ионное уравнения, записав
сильные электролиты в виде ионов, а образовавшийся осадок нужно записать в
молекулярном виде. Две соли: хлорид натрия и нитрат серебра являются растворимыми и
полностью распадаются на ионы, как и образующаяся соль – нитрат натрия, а хлорид
серебра – осадок, поэтому его нужно записать в виде молекулы. Если вы забыли, как
определяются заряды ионов, то нужно обратиться к таблице растворимости, в ней всегда
указаны заряды ионов, а также по ней можно определить растворимо или нет вещество в
воде.
Na+ + Cl + Ag+ + NO3
= Na+ + NO3
+ AgCl↓
Мы записали, таким образом, полное ионное уравнение. Если исключить из обеих
частей равенства одинаковые ионы, т.е. ионы не участвующие в реакции – ионы натрия и
нитратионы в левой и правой части, то получится сокращенное ионное уравнение.
Ag+ + Cl = AgCl↓
Это уравнение показывает, что сущность этой реакции сводится к взаимодействию
ионов серебра и ионов хлора, в результате которого образуется осадок хлорида серебра.
См. также рис. 132 на стр. 229. Если мы к раствору гидроксида калия добавим несколько капель фенолфталеина, то
раствор гидроксида калия окрасится в малиновый цвет. А затем сюда же прильем раствор
серной кислоты, раствор станет бесцветным, следовательно, прошла химическая реакция.
2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
Чтобы записать полное ионное уравнение, нужно помнить, что вода –
малодиссоциирующее вещество, поэтому её записываем в молекулярном виде.
2K+ + 2OH + 2H+ + SO4
2 = 2K+ + SO4
2 + 2H2O
Т.к. ионы калия и сульфатионы в левой и правой части остаются неизменными, то
их можно не записывать в сокращенном ионном уравнении.
Все коэффициенты в сокращенном ионном уравнении можно сократить на два.
2OH + 2H+ = 2H2O
OH + H+ = H2O
Таким образом, взаимодействие сильной кислоты и щёлочи сводится к тому, что
взаимодействуют ионы водорода и гидроксидионы с образованием воды –
малодиссоциирующего вещества (см. рис. 133).
гидроксид натрия, то у нас образуется осадок – гидроксид железа (III).
Если к раствору хлорида железа (III) добавить раствор щелочи, например,
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3
+ 3↓ NaCl
Записав полное ионное уравнение, мы видим, что ионы натрия и хлоридионы не
участвуют в реакции, значит, их можно исключить, а в сокращенном ионном уравнении
записать только ионы железа и гидроксидионы, которые участвуют в реакции с
образованием осадка. См. также рис. 134 на стр. 231.
Fe3+ + 3Cl + 3Na+ + 3OH = Fe(OH)3
Fe3+ + 3OH = Fe(OH)3
↓
↓
+ 3Na
+ + 3Cl
Поделим полученный осадок на три части, к одной части прильем раствор серной
кислоты, ко второй – раствор соляной кислот, к третьей – раствор азотной кислоты.
Осадок раствориться в трёх случаях, т.е. прошла химическая реакция. См. также рис. 135
на стр. 232.
Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O
Если в раствор карбоната натрия добавить соляной кислоты, то происходит «вскипание»
раствора, вследствие образования углекислого газа. В нашем случае образуется угольная
кислота, которая распадается на углекислый газ и воду.
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2
+ ↑ H2O
газ и вода записываются в молекулярном виде.
При записи полного ионного уравнения помните, что
2Na+ + CO3
2 + 2H+ + 2Cl = 2Na+ + 2Cl + CO2
+ H↑
2O
Ионы натрия и хлоридионы не участвуют в реакции, поэтому в сокращенном ионном
уравнении их можно не записывать (см.рис. 136).
CO3
2 + 2H+ = CO2
+ ↑ H2O
Обобщение и систематизация знаний:
Фронтальный опрос:
Какие реакции называются ионными уравнениями?
К какому типу реакций они относятся?
Каковы условия и признаки протекания РИО?
С помощью какого уравнения отражается сущность РИО?
Каково различие между полным ионным уравнением и кратким ионным уравнением? Закрепление и контроль знаний:
2, OH, H+, Ag+, Na+, Cl, NO3
1. §38, упр. 1, 2.
2. Укажите, какие из предложенных ионов не могут находиться в одном растворе: Cu2+,
SO4
Ответ: Cu2+и OH, OH и H+, Ag+ и Cl, т.к. произойдёт связывание ионов.
3. Подберите не менее двух пар веществ, суть взаимодействия которых в растворе
отражается следующими краткими ионными уравнениями:
.
H+ + OH = H2O; Ba2+ + SO4
2 = BaSO4↓
Ответ: HCl + KNO3, HNO3 + NaCl, Ba(NO3)2 + K2SO4, BaCl2 + Na2SO4.
Рефлексия и подведение итогов:
1. Я усвоил материл на …
2. Внесите ваши предложения по организации урока, которые будут способствовать
лучшему усвоению учебного материала.
Домашнее задание:
I уровень: §38, упр. 3, 4;
II уровень: тоже + упр. 5.
План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"
План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"
План урока на тему: "Ионные уравнения реакций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.