Предлагаемый материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе по изучению понятия "молярная масса вещества". Данный план урока может быть использован в любом УМК по химии. В ходе урока формируется представление о молярной массе и единицах ее измерения; школьники учатся использовать полученные знания при расчетах.
Тема урока: Молярная масса вещества.
Задачи:
1. сформировать представление о молярной массе и единицах ее измерения;
2. научить использовать полученные знания при расчетах;
3. развивать логическое мышление;
4. воспитывать самостоятельность.
Мотивация и целеполагание:
Давайте с вами вспомним определение понятий: относительная атомная и
молекулярная масса, химическая формула. Большинство химических понятий содержат
признаки, характеризующие их свойства с количественной стороны, поэтому они могут
быть описаны с помощью физических величин. Одной из величин и является молярная
масса.
Изучение нового материала:
Масса одного моль вещества – это молярная масса. Молярная масса также
является физической величиной, равной отношению массы вещества к количеству
вещества. Поэтому, молярная масса численно равна относительной молекулярной массе,
но в отличие от нее имеет единицы измерения: г/моль, или кг/моль.
m
n . Поэтому и
Следовательно, молярную массу можно найти по формуле: М =
верны другие формулы: m = n • M, а n =
m
M .
Количество вещества можно измерять не только в молях, но и киломолях и
миллимолях, значит 1 кмоль = 1000 моль; 1 моль = 100 млмоль. И молярная масса будет
иметь соответствующие названия: киломолярная масса и единицей измерения будет
кг/кмоль, и миллимолярная масса, у нее единица измерения будет мг/ммоль.
Давайте с вами решим задачи с использованием новых формул.
Найдем массу N2 количеством вещества 0,2 моль. Теперь попробуем решить следующую
задачу: найдем количество вещества SiO2 массой 120 г.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос по теме.
2. Найти молярную массу: H2S, CuSO4, O3, H3PO4.
Закрепление и контроль знаний:
1. Заполните таблицу:
Вещество
H2O2
N2
Относительная
молекулярная масса
Молярная массаBr2
C
Ответы:
Вещество
H2O2
N2
Br2
C
2. Заполните таблицу:
Ответы:
Вещество
H2O
CaO
HNO3
O2
MgCO3
Вещество
H2O
CaO
HNO3
O2
MgCO3
Рефлексия и подведение итогов:
Домашнее задание: § 16.
Относительная
молекулярная масса
34
28
160
12
Молярная масса
34 г/моль
28 г/моль
160 г/моль
12 г/моль
Масса, г
Количество вещества, моль
9
6,3
168
2
0,5
Масса, г
Количество вещества, моль
9
112
6,3
16
168
0,5
2
0,1
0,5
2