Предлагаемый материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе в ходе изучения понятия "молярный объем вещества". План может быть использован в любом УМК по химии. В ходе урока формируется представление о молярном объеме и единицах его измерения; закрепляются основные химические понятия.
Тема урока: Молярный объем вещества.
Задачи:
закрепить основные химические понятия;
1. сформировать представления о молярном объеме и единицах его измерения;
2.
3. развивать логическое мышление;
4. воспитывать самоорганизованность.
Мотивация и целеполагание:
Что же такое молярный объем? Очевидно, что это объем 1 моль вещества. Понятие
молярного объема применимо для газов. Например, если взять 1 моль воды, то мы не
взвешиваем на весах 18 г воды, т.к. это совершенно неудобно, а зная, что плотность воды 1
г/мл, мы измеряем ее объем цилиндром или мензуркой. Молярный объем воды в таком
случае будет равен 18 мл/моль. Молярный объем твердых веществ и жидкостей зависит от
их плотности. Посмотрите, как отличается молярный объем воды, кислоты, сахара и соли
между собой, потому что и плотности их тоже отличаются (см. рис. 52).
Изучение нового материала:
Если взять 1 моль кислорода, 1 моль углекислого газа, 1 моль водорода, то при
одинаковых нормальных условиях они будут занимать одинаковый объем, равный 22,4 л.
Эти газы также будут содержать и одинаковое число частиц, т.е. 6,02 ∙ 1023. Нормальными
условиями или н.у. принято считать температуру 0 0С и давление 760 мм. рт. ст. или 101,3
кПа.
Следовательно, молярный объем – это объем газа количеством 1 моль.
Обозначается молярный объем, как и любой другой объем, но с символом Vm.
Кроме того, молярный объем – это физическая величина, равная отношению объема
V
n , где V –
вещества к количеству вещества. Это можно записать в виде формулы, Vm =
это объем газа, а n – это количество вещества. Из этого выражения можно найти и V, V= n ∙
Vm. Единицей измерения молярного объема является л/моль, и т.к. это величина
постоянная при нормальных условиях, то молярный объем равен 22,4 л/моль.
Объем 1 кмоля называют киломолярным объемом и измеряют в м3/кмоль, т.е. он
равен 22,4 м3/кмоль, а объем 1 ммоля называют миллимолярным объемом, измеряют его в
мл/ммоль, т.е. миллимолярный объем равен 22, 4 мл/ммоль.
Теперь попробуем решить задачи на использование молярного объема. Найдем
объем азота (N2) количеством 2 моль.
Найдем количество вещества озона (O3) объемом 67,2 л.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
2. §17, упр. 1,2.
Закрепление и контроль знаний:
1. Заполните таблицу:Вещество
Количество вещества, моль
Объем, л
H2
NH3
O2
Cl2
Ответы:
2
0,1
22,4
4,48
Вещество
Количество вещества, моль
Объем, л
H2
NH3
O2
Cl2
2. Заполните таблицу:
Вещество
N2
CO2
He
O3
Ответы:
2
1
0,1
0,2
Масса, г
2,8
4
Вещество
Масса, г
N2
CO2
He
O3
2,8
88
4
4,8
44,8
22,4
2,24
4,48
Объем, л
44,8
2,24
Объем, л
2,24
44,8
22,4
2,24
Рефлексия и подведение итогов:
На листочках запишите, что больше всего запомнилось и меньше всего.
Как вы думаете почему?
Домашнее задание:
I уровень: §17, упр. 3,4;
II уровень: тоже + упр. 5.