Представленный материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе в ходе изучения металлов как простых веществ. Материал может быть использован в любом УМК по химии. В ходе урока повторяются и закрепляются представления об особенностях металлической связи; формируются представления о физических свойствах металлов.
Тема урока: Простые вещества – металлы.
Задачи:
1. повторить и закрепить представления об особенностях металлической связи;
2. сформировать представления о физических свойствах металлов;
3. продолжить развитие логического мышления;
4. воспитывать культуру общения.
Мотивация и целеполагание:
Предлагаем учащимся определить, о каком металле идет речь.
Это один из главных металлов электротехники. Вместе золотой, серебром, железом,
оловом, свинцом и ртутью этот металл входит в «великолепную семерку» металлов,
известных людям с незапамятных времен. Из этих семи древнейших металлов только
четыре – золото, серебро, ртуть и этот металл – встречаются на Земле в самородном
состоянии. Из сплава на основе этого металла с древних времен изготавливали статуи и
колокола. Из этого же сплава отлиты царьпушка и царьколокол, находящиеся в
Московском кремле. Соли этого металла ядовиты, и их растворами в сельском хозяйстве
протравливают семена перед посевом для уничтожения спор плесневых грибов на них.
Большие залежи руд этого металла находятся на Урале и Алтае. (Медь)
Изучение нового материала:
Ребята, вы, конечно же, помните, что всего известно 114 химических элементов. Из
них 92 относится к металлам.
С металлами люди знакомы очень давно. Из истории вы помните, что на смену
каменному веку, пришел медный век, затем бронзовый, который сменился железным веком.
Люди постоянно использовали металлы: для изготовления наконечников стрел и копий, из
металлов делали мечи и щиты, посуду, плуги и многое другое. В древности для письма и
рисования использовали свинцовые или серебряные палочки. До наших дней сохранились
серебряные рисунки Л. Да Винчи и других художников эпохи Возрождения.
Кроме того, металлам приписывалось множество чудодейственных свойств. Еще в Древнем
Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.
Золото наши предки связывали с Солнцем, серебро – с Луной, медь с Венерой,
железо с Марсом, олово – с Юпитером, свинец с Сатурном, ртуть с Меркурием.
Поэтому алхимики, обозначения химических элементов металлов связывали с
обозначениями планет (см. рис. 44).
В 1789 г. Лавуазье в своем «Начальном курсе химии» упоминал уже о 17 металлах.
В начале 19 в. началось открытие платиновых металлов.
В настоящее время металлы и их сплавы широко используются человеком при
изготовлении монет, памятников, титан используют как заменитель костной ткани; тантал
– для сшивания нервов, ниобий используется для сшивания сухожилия и кровеносных
сосудов.
Из предыдущих тем вы помните, что для металлов характерна металлическая
химическая связь. Эта связь обуславливает ряд свойств, характерных для металлов.
Прежде всего, все металлы – твердые вещества, за исключением ртути. Это единственный
металл, который находится в жидком состоянии. Немаловажным свойством металлов
является их пластичность. Это изменение формы под действием приложенной силы. Или
ковкость, когда тоже меняется форма металла изза механического воздействия. Этисвойства позволяют выкатывать металлы в листы, вытягивать их в проволоку. При этом
слои смещаются относительно друг друга, но связь сохраняется благодаря «свободным»
электронам. Самым пластичным металлом является золото. Один грамм золота можно
вытянуть в проволоку длиной два километра.
Металлы обладают металлическим блеском. Свет поглощается поверхностью
металла, и электроны начинают испускать свое излучение, которое мы воспринимаем как
металлический блеск. Палладий, ртуть, серебро и медь лучше других отражают свет.
Наличие свободных электронов в металлах объясняет и такое их свойство, как электро и
теплопроводность. Лучшими проводниками электрического тока являются: серебро, медь,
золото, алюминий. Подумайте, почему же серебро широко не используют для изготовления
проводов, а в основном медь или алюминий?
Металлы различают и по твердости: самые мягкие это щелочные металлы (IА
группа), самые твердые: хром, титан, молибден.
По плотности различают легкие металлы, у которых плотность меньше 5 г/см3. К
таким относятся щелочные металлы. Тяжелыми считаются металлы, у которых плотность
больше 5 г/см3. Самым тяжелым является осмий.
По температуре плавления металлы делятся на легкоплавкие, у которых эта
температура меньше 1000 0С, и тугоплавкие, у которых она больше 1000 0С. Самым
легкоплавким металлом является ртуть, а самым тугоплавким – вольфрам, из которого
изготавливают нити накаливания для лампочек (см. рис. 45).
Это основные свойства металлов. Все их свойства зависят от строения, о котором
вы узнаете в дальнейшем при изучении химии.
Обобщение и систематизация знаний:
1. §14, упр. 14
2. Фронтальная беседа по теме.
Закрепление и контроль знаний:
1. Расположите элементы в порядке возрастания металлических свойств:
Na, Rb, Li, K
Ответ: Li, Na, K, Rb.
2. Выберите из перечня физические свойства меди.
3. а) жидкость; б) плотность выше 5 г/см3; в) красный цвет; г) электропроводность.
4. Ответ: б), в), г).
5. Рефлексия и подведение итогов:
Что нового вы узнали о металлах?
Заинтересовала ли вас эта тема? Почему?
6. Домашнее задание:
I уровень: §14;
II уровень: тоже + упр. 5.