План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
Оценка 4.9

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

Оценка 4.9
Разработки уроков
физика
7 кл
05.12.2017
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
Ход урока: Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика I. Организационный момент 1. Здравствуйте. Присаживайтесь. Я рада вас видеть и каждому желаю хорошего настроения. Давайте поработаем сегодня не только для ума, но и для души. Готовят рабочее место, приветствуют учителя, настраиваются на рабо-ту. II. Целеполагание и мотива-ция Ребята, посмотрите на эти предметы (наждачная бумага, коньки, коробок спичек, ластик, мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего c точки зрения физики может быть между этими предметами? Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения». Тогда со-гласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока? - Узнать, что такое трение, причины возникновения трения и от чего зависит сила трения. Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть тре-ние III. Актуализация знаний 1. Хорошо, но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых параграфов. Воспользуемся одним из наших предме-тов – мячом. Упражнение «Передай мяч» - учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, отве-чая на вопросы по данной теме. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч сле-дующему ученику. Вопросы: 1. Какую величину называют силой? (Физическая величина, показывающая меру взаи-модействия тел) 2. Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга) 3. Как обозначается сила? (F) 4. Единица измерения силы? (1 Ньютон) 5. Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? (Сила тяжести) 6. Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела) 7. Чему равен вес петуха массой 3 кг? (29,4 Н) 8. Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр) 9. Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? (Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вы-честь из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними) 10. Определите цену деления динамометра на вашей парте. (0,1 Н) Участвуют в игре. Отве-чают на вопросы. IV. Изучение нового мате-риала. 1. Экскурс в историю. Постановка проблемного вопроса. Во время строительства пер-вой железной дороги из Петербурга в Москву на одной из станций чиновник приказал покрасить рельсы белой масляной краской для красоты. Но поезд так и не дождались, потому что он не смог пройтись по крашенным рельсам. Почему? (Потому что малень-кое трение). Ну и тема нашего сегодняшнего урока: «Сила трения», и сегодня мы должны будем узнать, что такое трение, причины возникновения трения и от чего зависит сила тре-ния. Откройте тетради и запишите название темы. 2. Демонстрация: толкнуть брусок по столу. 3. Упражнение «Люблю подумать»: • Что происходит со скоростью бруска? (Скорость уменьшается) • Какие силы на него действуют? (Сила тяжести, сила упругости, сила трения) • Если скорость уменьшилась, то куда направлена равнодействующая сила? (Против движения бруска) • Если нет действия, что можно сказать о скорости? (Скорость не изменяется) • Приведите примеры проявлений трения в природе и технике. (Санки скользят по снегу, трение дверных петель и т.д.) 4. Давайте попробует дать определение трению. Трение – это явление соприкосновения поверхностей взаимодействующих тел при попытке сдвинуть одно тело по поверхно-сти другого. Запишите это пожалуйста. 5. А теперь давайте выясним, что такое сила трения? Найдите определение в учебнике и прочитайте его. (Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения). 6. Следующая наша цель – выяснить причины возникновения силы трения. Установим 2 причины трения. Опыт 1: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины? Опыт 2: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга. Назовите 2 причины возникновения трения. Выводы: шероховатость поверхности и молекулярное взаимодействие. 7. Ну и последняя цель нашего урока – выяснить, от чего зависит сила трения. Для этого проведем работу в группах, а выводы, сделанные, после его проведения сделаете вы сами. Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся по-верхностей. Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги. Порядок выполнения работы: 1. Определите цену деления шкалы динамометра. 2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами: а) по поверхности линейки трибометра; б) по гладкой бумаге; в) по наждачной бумаге. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Ре-зультат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу. Вид трущихся поверхностей Сила трения скольжения, Н Дерево по дереву Дерево по гладкой бумаге Дерево по наждачной бумаге 3. ВЫВОД: сила трения ... от рода трущихся поверхностей. Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от массы груза. Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками. Порядок выполнения работы: 1. Определите цену деления шкалы динамометра. 2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь. 3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Ре-зультат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные. 4. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Ре-зультат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные. F тр. скольжения 1 груз 2 груза 3 груза 5. ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ... сила трения скольжения. Группа 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт. Порядок выполнения работы: 1. Определите цену деления шкалы динамометра. 2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измере-ния запишите в тетрадь. 3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите бру-сок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска. 4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь. 5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при по-мощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь. вес тела, Н сила трения по-коя, Н сила трения скольжения, Н сила трения ка-чения, Н 6. Вывод: трение качения ... трения скольжения. Каждая группа проговаривает результат своей работы. ВЫВОДЫ: • сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности; • сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках; • сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества об-работки поверхностей. Молодцы! Хочу добавить, что сила трения делиться на три вида: трение покоя, трение-качения и трение скольжения. 8. Устали? Давайте отдохнем. Физкультминутка. На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топ1Ц3али, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкульт-привет! Отдохнули, продолжим работать. Размышляют над ситуа-цией. Записывают тему. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Дают свои варианты оп-ределения трения. Запи-сывают со слайда в тет-радь. Ищут в учебнике опре-деление силы трения. Учащиеся выполняют опыты в группах. Запи-сывают свои результаты, делают выводы. Выполняют физкульт-минутку. V. Закрепление 1. Работа по готовым рисункам и схемам. Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству. 1. Картина «Зимние забавы» В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. (Н.А. Некрасов) Какая сила присутствует? (сила трения скольжения) 2. Вдоль опушки Вова едет На своем велосипеде И везет варенье Всем на угощенье. (сила трения качения) 3. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут…Почему не могут? (сила трения покоя между репкой и почвой очень большая) 4. Объясните смысл пословицы с точки зрения физики: Баба с возу, кобыле легче. (сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше проти-водействует движению телеги) 5. Не подмажешь, не поедешь. (для уменьшения трения применяют смазки) 6. 18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Отвечают на вопросы. VI. Рефлексия Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. Наш урок подошёл к концу. Наш мяч снова вернулся к нам. Ответьте на вопрос: «Что вы узнали нового, что понравилось на уроке? Может быть, не понравилось». Трение – наш друг и враг Что такое трение? Трение – явление. Враг оно нам или друг? Это знают все вокруг: Если б трение пропало, Что б со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли, Оттолкнувшись от Земли. Если б взял ты что-то вдруг, Оно выпало б из рук. Помогает трение Начинать движение Всем машинам, тракторам, Мотоциклам, поездам. Ну а также тормозить И их всех остановить. Очень нужно тренье нам Всем растеньям и зверям! Но притом приносит вред И немало разных бед: В станках, приборах трутся части – И это главное несчастье. Ну а все автомашины Быстро снашивают шины! И поэтому вопрос Не настолько уж и прост: Трение – друг нам или враг? Ответ двоякий: так и так! Слушают учителя. VII. Оценивание. Домашнее задание. Оценивание учащихся. Домашнее задание параграф выучить. Творческое задание: написать эссе «Если бы не было силы трения…». Записывают домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017