План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
Оценка 4.9
Разработки уроков
физика
7 кл
05.12.2017
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент 1. Здравствуйте. Присаживайтесь. Я рада вас видеть и каждому желаю хорошего настроения. Давайте поработаем сегодня не только для ума, но и для души.
Готовят рабочее место, приветствуют учителя, настраиваются на рабо-ту.
II. Целеполагание и мотива-ция Ребята, посмотрите на эти предметы (наждачная бумага, коньки, коробок спичек, ластик, мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего c точки зрения физики может быть между этими предметами?
Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения». Тогда со-гласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока?
- Узнать, что такое трение, причины возникновения трения и от чего зависит сила трения.
Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть тре-ние
III. Актуализация знаний 1. Хорошо, но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых параграфов. Воспользуемся одним из наших предме-тов – мячом.
Упражнение «Передай мяч» - учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, отве-чая на вопросы по данной теме. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч сле-дующему ученику.
Вопросы:
1. Какую величину называют силой? (Физическая величина, показывающая меру взаи-модействия тел)
2. Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга)
3. Как обозначается сила? (F)
4. Единица измерения силы? (1 Ньютон)
5. Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? (Сила тяжести)
6. Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела)
7. Чему равен вес петуха массой 3 кг? (29,4 Н)
8. Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр)
9. Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? (Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вы-честь из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними)
10. Определите цену деления динамометра на вашей парте. (0,1 Н)
Участвуют в игре. Отве-чают на вопросы.
IV. Изучение нового мате-риала. 1. Экскурс в историю. Постановка проблемного вопроса. Во время строительства пер-вой железной дороги из Петербурга в Москву на одной из станций чиновник приказал покрасить рельсы белой масляной краской для красоты. Но поезд так и не дождались, потому что он не смог пройтись по крашенным рельсам. Почему? (Потому что малень-кое трение).
Ну и тема нашего сегодняшнего урока: «Сила трения», и сегодня мы должны будем узнать, что такое трение, причины возникновения трения и от чего зависит сила тре-ния. Откройте тетради и запишите название темы.
2. Демонстрация: толкнуть брусок по столу.
3. Упражнение «Люблю подумать»:
• Что происходит со скоростью бруска? (Скорость уменьшается)
• Какие силы на него действуют? (Сила тяжести, сила упругости, сила трения)
• Если скорость уменьшилась, то куда направлена равнодействующая сила? (Против движения бруска)
• Если нет действия, что можно сказать о скорости? (Скорость не изменяется)
• Приведите примеры проявлений трения в природе и технике. (Санки скользят по снегу, трение дверных петель и т.д.)
4. Давайте попробует дать определение трению. Трение – это явление соприкосновения поверхностей взаимодействующих тел при попытке сдвинуть одно тело по поверхно-сти другого. Запишите это пожалуйста.
5. А теперь давайте выясним, что такое сила трения? Найдите определение в учебнике и прочитайте его. (Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения).
6. Следующая наша цель – выяснить причины возникновения силы трения. Установим 2 причины трения.
Опыт 1: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Опыт 2: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга. Назовите 2 причины возникновения трения.
Выводы: шероховатость поверхности и молекулярное взаимодействие.
7. Ну и последняя цель нашего урока – выяснить, от чего зависит сила трения. Для этого проведем работу в группах, а выводы, сделанные, после его проведения сделаете вы сами.
Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся по-верхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы:
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по гладкой бумаге;
в) по наждачной бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Ре-зультат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей Сила трения скольжения, Н
Дерево по дереву
Дерево по гладкой бумаге
Дерево по наждачной бумаге
3. ВЫВОД: сила трения ... от рода трущихся поверхностей.
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от массы груза.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы:
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Ре-зультат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
4. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Ре-зультат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
F тр. скольжения
1 груз
2 груза
3 груза
5. ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ... сила трения скольжения.
Группа 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.
Порядок выполнения работы:
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измере-ния запишите в тетрадь.
3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите бру-сок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при по-мощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
вес тела, Н сила трения по-коя, Н сила трения скольжения, Н сила трения ка-чения, Н
6. Вывод: трение качения ... трения скольжения.
Каждая группа проговаривает результат своей работы.
ВЫВОДЫ:
• сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;
• сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;
• сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества об-работки поверхностей.
Молодцы! Хочу добавить, что сила трения делиться на три вида: трение покоя, трение-качения и трение скольжения.
8. Устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топ1Ц3али, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
Отдохнули, продолжим работать. Размышляют над ситуа-цией.
Записывают тему.
Отвечают на вопросы. Рассуждают.
Дают свои варианты оп-ределения трения. Запи-сывают со слайда в тет-радь.
Ищут в учебнике опре-деление силы трения.
Учащиеся выполняют опыты в группах. Запи-сывают свои результаты, делают выводы.
Выполняют физкульт-минутку.
V. Закрепление 1. Работа по готовым рисункам и схемам.
Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству.
1. Картина «Зимние забавы»
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
(Н.А. Некрасов)
Какая сила присутствует? (сила трения скольжения)
2. Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье.
(сила трения качения)
3. Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут-потянут, вытянуть не могут…Почему не могут?
(сила трения покоя между репкой и почвой очень большая)
4. Объясните смысл пословицы с точки зрения физики:
Баба с возу, кобыле легче.
(сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше проти-водействует движению телеги)
5. Не подмажешь, не поедешь.
(для уменьшения трения применяют смазки)
6. 18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства…
Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Отвечают на вопросы.
VI. Рефлексия Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Наш мяч снова вернулся к нам. Ответьте на вопрос: «Что вы узнали нового, что понравилось на уроке? Может быть, не понравилось».
Трение – наш друг и враг
Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.
Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так! Слушают учителя.
VII. Оценивание. Домашнее задание. Оценивание учащихся.
Домашнее задание параграф выучить.
Творческое задание: написать эссе «Если бы не было силы трения…». Записывают домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.