Этап урока
I. Организационный момент
Ход урока:
Деятельность учителя
1. Здравствуйте. Присаживайтесь. Я рада вас видеть и каждому желаю хорошего настроения.
Давайте поработаем сегодня не только для ума, но и для души.
II. Целеполагание и
мотивация
Ребята, посмотрите на эти предметы (наждачная бумага, коньки, коробок спичек, ластик,
мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего c точки зрения физики может быть
между этими предметами?
Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения». Тогда
согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока?
Узнать, что такое трение, причины возникновения трения и от чего зависит сила трения.
III. Актуализация знаний
1. Хорошо, но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним
некоторые термины из прошлых параграфов. Воспользуемся одним из наших предметов
– мячом.
Упражнение «Передай мяч» учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч,
отвечая на вопросы по данной теме. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч
следующему ученику.
Вопросы:
1 Какую величину называют силой? (Физическая величина, показывающая меру
Деятельность ученика
Готовят рабочее место,
приветствуют учителя,
настраиваются на работу.
Учащиеся выдвигают
свои предположения.
Подходят к тому, что
общим может быть
трение
Участвуют в игре.
Отвечают на вопросы.
взаимодействия тел)
2 Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга)
3 Как обозначается сила? (F)
4 Единица измерения силы? (1 Ньютон)
5 Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? (Сила тяжести)
6 Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг
умножить на массу этого тела)
7 Чему равен вес петуха массой 3 кг? (29,4 Н)
8 Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр)
2 IV. Изучение нового
материала.
9 Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? (Нужно, найти
два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины,
вычесть из большего значения меньшее значение и полученное число разделить
на число делений между ними)
10 Определите цену деления динамометра на вашей парте. (0,1 Н)
1. Экскурс в историю. Постановка проблемного вопроса. Во время строительства
первой железной дороги из Петербурга в Москву на одной из станций чиновник
приказал покрасить рельсы белой масляной краской для красоты. Но поезд так и не
дождались, потому что он не смог пройтись по крашенным рельсам. Почему? (Потому
что маленькое трение).
Ну и тема нашего сегодняшнего урока: «Сила трения», и сегодня мы должны будем
узнать, что такое трение, причины возникновения трения и от чего зависит сила трения.
Откройте тетради и запишите название темы.
2. Демонстрация: толкнуть брусок по столу.
3. Упражнение «Люблю подумать»:
Что происходит со скоростью бруска? (Скорость уменьшается)
Какие силы на него действуют? (Сила тяжести, сила упругости, сила трения)
Если скорость уменьшилась, то куда направлена равнодействующая сила?
(Против движения бруска)
Если нет действия, что можно сказать о скорости? (Скорость не изменяется)
Приведите примеры проявлений трения в природе и технике. (Санки скользят по
снегу, трение дверных петель и т.д.)
4. Давайте попробует дать определение трению. Трение – это явление соприкосновения
поверхностей взаимодействующих тел при попытке сдвинуть одно тело по поверхности
другого. Запишите это пожалуйста.
5. А теперь давайте выясним, что такое сила трения? Найдите определение в учебнике и
прочитайте его. (Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по
поверхности другого и направленная против движения).
6. Следующая наша цель – выяснить причины возникновения силы трения. Установим 2
причины трения.
Опыт 1: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте
одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно
Размышляют над
ситуацией.
Записывают тему.
Отвечают на вопросы.
Рассуждают.
Дают свои варианты
определения трения.
Записывают со слайда в
тетрадь.
Ищут в учебнике
определение силы
трения.
Учащиеся выполняют
опыты в группах.
Записывают свои
результаты, делают
выводы.
3 сдвинуть? Капните пипеткой на одну пластину 23 капельки воды и повторите опыт.
Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Опыт 2: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги. Рассмотрите поверхность этих тел.
Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга. Назовите 2 причины
возникновения трения.
Выводы: шероховатость поверхности и молекулярное взаимодействие.
7. Ну и последняя цель нашего урока – выяснить, от чего зависит сила трения. Для этого
проведем работу в группах, а выводы, сделанные, после его проведения сделаете вы
сами.
Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся
поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с
двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы:
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по гладкой бумаге;
в) по наждачной бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра.
Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей
Дерево по дереву
Дерево по гладкой бумаге
Дерево по наждачной бумаге
Сила трения скольжения, Н
3. ВЫВОД: сила трения ... от рода трущихся поверхностей.
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от массы груза.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя
крючками.
4 Определите цену деления шкалы динамометра.
Порядок выполнения работы:
1.
2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте
силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при
помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска.
Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
4. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска.
Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
Выполняют
физкультминутку.
F тр. скольжения
1 груз
2 груза
3 груза
ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ... сила трения
5.
скольжения.
Определите цену деления шкалы динамометра.
Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения
Группа 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками,
карандаши круглые – 2 шт.
Порядок выполнения работы:
1.
2.
запишите в тетрадь.
3.
Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите
брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите
брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу
движения бруска.
4.
Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте
брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения
силы запишите в тетрадь.
5.
Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя
грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при
5 помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
вес тела, Н
сила
покоя, Н
трения
сила
скольжения, Н
трения
сила
качения, Н
трения
6. Вывод: трение качения ... трения скольжения.
Каждая группа проговаривает результат своей работы.
ВЫВОДЫ:
сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;
сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;
сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества
обработки поверхностей.
Молодцы! Хочу добавить, что сила трения делиться на три вида: трение покоя,
трениекачения и трение скольжения.
8. Устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топ1Ц3али, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Отдохнули, продолжим работать.
1. Работа по готовым рисункам и схемам.
Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству.
1 Картина «Зимние забавы»
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Отвечают на вопросы.
6
V. Закрепление Какая сила присутствует? (сила трения скольжения)
(Н.А. Некрасов)
2 Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье.
(сила трения качения)
3 Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянутпотянут, вытянуть не могут…Почему не могут?
(сила трения покоя между репкой и почвой очень большая)
4 Объясните смысл пословицы с точки зрения физики:
Баба с возу, кобыле легче.
(сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше
противодействует движению телеги)
5 Не подмажешь, не поедешь.
(для уменьшения трения применяют смазки)
6
18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга
в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал
Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую
версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной
краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд
первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако
Клейнмихель не учел одного обстоятельства…
Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение, паровоз
буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту
7 VI. Рефлексия
версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?
Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до
выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели нашего исследования
достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными
экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но
и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Наш мяч снова вернулся к нам. Ответьте на вопрос: «Что
вы узнали нового, что понравилось на уроке? Может быть, не понравилось».
Трение – наш друг и враг
Слушают учителя.
Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты чтото вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.
Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!
8 VII. Оценивание. Домашнее
задание.
Оценивание учащихся.
Домашнее задание параграф выучить.
Творческое задание: написать эссе «Если бы не было силы трения…».
Записывают домашнее
задание.
9
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.