План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
Оценка 4.9

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
05.12.2017
План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
Публикация является частью публикации:
7 класс открытый урок ход урока.docx
Этап урока I. Организационный момент Ход урока: Деятельность учителя 1. Здравствуйте. Присаживайтесь. Я рада вас видеть и каждому желаю хорошего настроения.  Давайте поработаем сегодня не только для ума, но и для души. II. Целеполагание и  мотивация Ребята, посмотрите на эти предметы (наждачная бумага, коньки, коробок спичек, ластик, мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего  c  точки зрения физики может быть между этими предметами? Совершенно   верно,   трение.     И   соответственно,   тема   нашего   урока  «Сила трения».  Тогда согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока? ­ Узнать, что такое трение, причины возникновения трения и от чего зависит сила трения. III. Актуализация знаний 1. Хорошо, но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых параграфов. Воспользуемся одним из наших предметов – мячом. Упражнение   «Передай   мяч»  ­   учащиеся   передают   на   соседнюю   парту   маленький   мяч, отвечая на вопросы по данной теме. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч следующему ученику. Вопросы: 1 Какую   величину   называют   силой?   (Физическая   величина,   показывающая   меру Деятельность ученика Готовят рабочее место,  приветствуют учителя,  настраиваются на работу. Учащиеся выдвигают  свои предположения.  Подходят к тому, что  общим может быть  трение Участвуют в игре.  Отвечают на вопросы. взаимодействия тел) 2 Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга) 3 Как обозначается сила? (F) 4 Единица измерения силы? (1 Ньютон) 5 Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? (Сила тяжести) 6 Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела) 7 Чему равен вес петуха массой 3 кг? (29,4 Н) 8 Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр) 2 IV. Изучение нового  материала. 9 Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? (Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вычесть из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними) 10 Определите цену деления динамометра на вашей парте. (0,1 Н) 1. Экскурс в историю. Постановка проблемного вопроса. Во время строительства  первой железной дороги из Петербурга в Москву на одной из станций чиновник  приказал покрасить рельсы белой масляной краской для красоты. Но поезд так и не  дождались, потому что он не смог пройтись по крашенным рельсам. Почему? (Потому  что маленькое трение). Ну и тема нашего сегодняшнего урока: «Сила трения», и сегодня мы должны будем  узнать, что такое трение, причины возникновения трения и от чего зависит сила трения.  Откройте тетради и запишите название темы. 2. Демонстрация: толкнуть брусок по столу. 3. Упражнение «Люблю подумать»:  Что происходит со скоростью бруска? (Скорость уменьшается)  Какие силы на него действуют? (Сила тяжести, сила упругости, сила трения)  Если скорость уменьшилась, то куда направлена равнодействующая сила?  (Против движения бруска)  Если нет действия, что можно сказать о скорости? (Скорость не изменяется)  Приведите примеры проявлений трения в природе и технике. (Санки скользят по снегу, трение дверных петель и т.д.) 4. Давайте попробует дать определение трению. Трение – это явление соприкосновения  поверхностей взаимодействующих тел при попытке сдвинуть одно тело по поверхности  другого. Запишите это пожалуйста. 5. А теперь давайте выясним, что такое сила трения? Найдите определение в учебнике и  прочитайте его. (Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по  поверхности другого и направленная против движения). 6. Следующая наша цель – выяснить причины возникновения силы трения. Установим 2  причины трения.  Опыт 1: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте  одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно  Размышляют над  ситуацией. Записывают тему. Отвечают на вопросы.  Рассуждают. Дают свои варианты  определения трения.  Записывают со слайда в  тетрадь.  Ищут в учебнике  определение силы  трения. Учащиеся выполняют  опыты в группах.  Записывают свои  результаты, делают  выводы. 3 сдвинуть? Капните пипеткой на одну пластину 2­3 капельки воды и повторите опыт.  Почему стало еще труднее сдвигать пластины? Опыт 2: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги. Рассмотрите поверхность этих тел.  Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга. Назовите 2 причины  возникновения трения.  Выводы: шероховатость поверхности и молекулярное взаимодействие. 7. Ну и последняя цель нашего урока – выяснить, от чего зависит сила трения. Для этого проведем работу в группах, а выводы, сделанные, после его проведения сделаете вы сами.  Группа 1.   Изучение   зависимости   силы   трения   скольжения   от   рода   трущихся поверхностей. Приборы и материалы:  динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.  Порядок выполнения работы: 1. Определите цену деления шкалы динамометра. 2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами: а) по поверхности линейки трибометра; б) по гладкой бумаге; в) по наждачной бумаге. Для   этого   перемещайте   брусок   с   грузами   равномерно   при   помощи   динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу. Вид трущихся поверхностей Дерево по дереву Дерево по гладкой бумаге Дерево по наждачной бумаге Сила трения скольжения, Н 3. ВЫВОД: сила трения ... от рода трущихся поверхностей. Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от массы груза. Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками. 4 Определите цену деления шкалы динамометра. Порядок выполнения работы: 1. 2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь. 3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные. 4. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные. Выполняют  физкультминутку.  F тр. скольжения 1 груз 2 груза 3 груза ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ... сила трения 5. скольжения. Определите цену деления шкалы динамометра. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения Группа 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками,  карандаши круглые – 2 шт. Порядок выполнения работы: 1. 2. запишите в тетрадь. 3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска. 4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь. 5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами   на   два   круглых   карандаша   и   перемещайте   равномерно   брусок   по   столу   при 5 помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь. вес тела, Н сила   покоя, Н трения   сила скольжения, Н трения   сила качения, Н трения             6. Вывод: трение качения ...  трения скольжения. Каждая группа проговаривает результат своей работы.    ВЫВОДЫ: сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности; сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках; сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества  обработки поверхностей. Молодцы! Хочу добавить, что сила трения делиться на три вида: трение покоя,  трениекачения и трение скольжения. 8. Устали? Давайте отдохнем.  Физкультминутка. На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топ1Ц3али, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкульт­привет! Отдохнули, продолжим работать.  1. Работа по готовым рисункам и схемам. Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству. 1 Картина «Зимние забавы» В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Отвечают на вопросы. 6 V. Закрепление Какая сила присутствует? (сила трения скольжения)  (Н.А. Некрасов) 2 Вдоль опушки Вова едет На своем велосипеде И везет варенье Всем на угощенье. (сила трения качения) 3 Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут­потянут, вытянуть не могут…Почему не могут? (сила трения покоя между репкой и почвой очень большая) 4 Объясните смысл пословицы с точки зрения физики: Баба с возу, кобыле легче. (сила   трения   с   уменьшением   веса   тела   уменьшается,   следовательно,   меньше противодействует движению телеги) 5 Не подмажешь, не поедешь. (для уменьшения трения применяют смазки) 6 18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в   Москву   по   новой   железной   дороге.   Начальник   строительства   генерал Клейнмихель,   чтобы   подчеркнуть   особенную   торжественность   события,   первую версту   (1,0668   км)   железнодорожного   полотна   велел   покрасить   белой   масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым   пройдет   по   нетронутой   белизне   уходящих   вдаль   рельсов.   Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,­ паровоз буксовал.   А   что   было   дальше?   Жандармы,   подобрав   полы   шинелей,   бежали   эту 7 VI. Рефлексия версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Мы   с   вами   прошли   трудный   путь   от   предположения   о   существовании  трения   до выяснения   зависимости   силы   трения   от   разных   факторов.   Цели   нашего   исследования достигнуты.   В   ходе   нашего   исследования   вы   показали   себя   хорошими   наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.  Наш урок подошёл к концу. Наш мяч снова вернулся к нам. Ответьте на вопрос: «Что вы узнали нового, что понравилось на уроке? Может быть, не понравилось».  Трение – наш друг и враг Слушают учителя. Что такое трение? Трение – явление. Враг оно нам или друг? Это знают все вокруг: Если б трение пропало, Что б со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли, Оттолкнувшись от Земли. Если б взял ты что­то вдруг, Оно выпало б из рук. Помогает трение Начинать движение Всем машинам, тракторам, Мотоциклам, поездам. Ну а также тормозить  И их всех остановить. Очень нужно тренье нам  Всем растеньям и зверям! Но притом приносит вред И немало разных бед: В станках, приборах трутся части – И это главное несчастье. Ну а все автомашины Быстро снашивают шины! И поэтому вопрос Не настолько уж и прост: Трение – друг нам или враг? Ответ двоякий: так и так! 8 VII. Оценивание. Домашнее  задание. Оценивание учащихся. Домашнее задание параграф     выучить.  Творческое задание: написать эссе «Если бы не было силы трения…». Записывают домашнее  задание. 9

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"

План урока по физике в 7 классе на тему "Сила трения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017