Урок 1. Алюминий и его свойства
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Обучающая ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия,
его оксида и гидроксида; доказательство их амфотерности;
2. Развивающая закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное
обращение с лабораторным оборудованием и веществами, наблюдение за
химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений химических
реакций;
3. Воспитательная совместная работа в малых группах по выполнению поставленной
задачи, воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и
здоровья окружающих людей.
ОБОРУДОВАНИЕ: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
таблица «Распространённость химических элементов в земной коре», лотки с набором
оборудования для выполнения лабораторных и практических работ, штативы с
пробирками, 2 колбы или стаканы с водой, лабораторный штатив, стальной тигель, поднос
с сухим речным песком.
РЕАКТИВЫ: образцы алюминия (полоски), отрезки алюминиевой проволоки длиной
около 15 см (так чтобы их легко можно было вынуть из пробирки), алюминиевый стержень
(2 шт.) и раствор для его амальгамирования, вода, заранее приготовленная термитная
смесь, растворы HCl, KOH, H2SO3, Al(NO3)3 с массовой долей 0,05.
ПЛАН УРОКА
1. Актуализация знаний о строении атома на основании положения химического
элемента в Периодической системе, об амфотерности свойств химических
элементов, о химической активности металлов на основании положения в
Периодической системе и в ряду напряжений – фронтальная беседа;
2. Постановка познавательной задачи 1: выявление высокой химической активности
алюминия;
3. Решение познавательной задачи 1: демонстрация опытов взаимодействия
амальгамированного алюминия с водой и горения термитной смеси; формулировка
вывода из опытов;
4. Постановка познавательной задачи 2: доказательство амфотерности алюминия, его
оксида и гидроксида;
5. Решение познавательной задачи 2: лабораторная работа «Амфотерность алюминия и
его гидроксида», формулировка вывода из лабораторной работы;
6. Задание на дом: параграф 13, ответить на вопросы, записанные в тетради.Вопросы (дать химическое объяснение данному явлению):
Можно ли алюминиевые изделия ремонтировать медными заклёпками?
Что произойдёт, если раствор медного купороса (CuSO4) оставить в алюминиевой посуде?
Почему влажная кальцинированная сода (Na2CO3), нанесённая на алюминиевый предмет,
хорошо его очищает?
КОНСПЕКТ УРОКА
1).Фронтальная беседа: в ходе её
устанавливается положение элемента Al в периодической системе;
выясняется физический смысл порядкового номера химического элемента
(положительный заряд ядра атома), номера периода (число энергетических уровней в
атоме) и номера группы (высшая положительная степень окисления атома в соединениях);
на классной доске записывается электроннографическая формула Al, которая
подтверждает вышеуказанные выводы; на её основании делается вывод о том, что степень
окисления Al в соединениях равна +3 (очень трудно, в жёстких условиях, можно получить
неустойчивые соединения Al в степени окисления +1);
по степени окисления, т.е. на основании положения в периодической системе, выводится
формула оксида – Al2O3 и гидроксида алюминия – Al(OH)3;
на основании положения в периодической системе – малый радиус атома, соседство с
неметаллами( В,Si), высказывается предположение об амфотерности элемента и его
соединений (встаёт проблема, которая требует разрешения);
на основании положения в электрохимическом ряду напряжений, учащиеся легко делают
вывод о том, что Al должен быть активнее многих широко распространённых металлов
(цинка, железа, свинца, олова…), но уступать по химической активности только что
изученным металлам IIA группы. В то же время повседневный опыт убеждает их в том, что
этот металл во внешней среде очень устойчив. Высказывается предположение, что причина
видимой пассивности алюминия кроется в наличии на его поверхности прочной и
устойчивой во внешней среде защитной плёнки оксида. Возникает идея – разрушить
оксидную плёнку и тогда алюминий покажет свой «буйный характер».
2).Знакомство с физическими свойствами: изучение образцов алюминия (фольга,
полоски металла, отрезки проволоки). Учащиеся отмечают серебристый цвет алюминия,
его высокую пластичность, легкость; привлекая свой жизненный опыт, сообщают, что
алюминий отлично проводит электричество и тепло. Учитель дополняет наблюдения
ρ
учащихся следующими данными: tпл0(Al)=6600C, (Al)=2,7г/см3.Все физические
характеристики алюминия записываются в тетрадь.
3).Доказательство высокой химической активности алюминия: проведение
демонстрационных опытов. Двое учащихся, демонстрируют заранее подготовленные и
проверенные накануне урока следующие опытыа/.взаимодействие амальгамированного алюминия с водой (вместо ядовитых соединений
ртути для разрушения оксидной пленки можно использовать крепкий раствор КОН, но в
этом случае образец алюминия переносят из щелочного раствора в воду без промывания).
Учащийся объясняет суть опыта, колбы с контрольным образцом и амальгамированным
алюминием пускает по рядам, записывает на классной доске уравнение реакции
2Al + 6HOH => 2Al(OH)3 + 3H2,
делает вывод о том, что только очень активные металлы могут реагировать с водой при
обычных условиях и, следовательно, алюминий действительно активный металл.
б/ алюминотермическая реакция (реакция Бекетова) – взаимодействие алюминиевой пудры
с оксидом менее активного металла, не обязательно для опыта брать смесь оксидов железа
с алюминием – так называемую термитную смесь, хорошо удаётся опыт с оксидом
марганца(IV), в качестве «затравки» в реакционную смесь вносят ленту магния, а при её
отсутствии используют намазку со спичечных головок. Опыт проводится в вытяжном
шкафу! Под тигель с реакционной смесью подставляют поднос с речным песком. После
очень эффектной реакции на стенках тигля можно наблюдать капельки застывшего металла
– марганца. Учащийся объясняет наблюдаемое явление, охлаждённый тигель с каплями
марганца демонстрирует классу, а сам записывает на доске уравнение происходившей
реакции
4Al + 3MnO2 => 2Al2O3 + 3Mn + Q кДж
4).Общий вывод: на основании проделанных опытов учащиеся делают вывод о том, что
простое вещество алюминий по физическим свойствам является типичным металлом,
химически очень активен.
5).Доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида – лабораторная
работа:
перед началом работы учитель напоминает основные требования по технике безопасности
при обращении с растворами кислот и щелочей, при нагревании растворов. Нужно
объяснить, почему не проводится опыт с оксидом алюминия – тонкая плёнка этого
вещества постоянно присутствует на поверхности металла! Поэтому, очевидно, что
сначала растворяется оксидная плёнка, а затем в реакцию вступает металл. Необходимо
предупредить учащихся о том, что реакция алюминия с соляной кислотой –
самоускоряющаяся: по мере растворения оксидной плёнки скорость реакции возрастает;
реакция сопровождается повышением температуры, что также приводит к её ускорению; в
растворе накапливается хлорид алюминия, играющий каталитическую роль. Поэтому после
обнаружения водорода, без промедления алюминиевую проволочку переносят в пробирку с
раствором щёлочи!
Лабораторная работа выполняется в течение 10 – 15 минут по инструктивным картам, по
ходу работы учащиеся записывают уравнения происходящих реакций (в тетрадях, а по
требованию учителя и на классной доске); при написании уравнений создаётся
благоприятная ситуация для повторения вопросов «Реакции ионного обмена» и
«Окислительновосстановительные реакции»; формулируются частные выводы по каждому
опыту, общий вывод прочитывается вслух:Алюминий по физическим свойствам – типичный металл, химически очень активен, хотя и
уступает щелочноземельным металлам. По отношению к другим веществам алюминий, его
оксид и гидроксид проявляют амфотерные свойства.
6).Задание на дом: учебник Н.И. Нурахметов «Химия10» параграф 7.2; повт. тему
«Гидролиз солей», ответить на вопросы в тетради (письменно); объяснить применение
алюминия по рис.15, стр.60 (устно); решить задачу:
При восстановлении 76 кг оксида хрома (III) получили 45 кг хрома. Сколько процентов
это составляет от теоретически возможного выхода?
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
«ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АМФОТЕРНОСТИ АЛЮМИНИЯ И ЕГО ГИДРОКСИДА»
ВНИМАНИЕ! Вспомните, как безопасно обращаться с растворами кислот и щелочей;
Какие меры надо предпринять при попадании капель кислоты или щёлочи на кожу и
одежду?
ОПЫТ 1: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЮМИНИЯ С СОЛЯНОЙ КИСЛОТОЙ.
Алюминиевую проволоку опустить в пробирку с разбавленной соляной кислотой(=5 мл).
Что происходит? Написать уравнение происходящей реакции по схеме:
Al + HCl →
Собрать выделяющийся газ, доказать, что это водород (после обнаружения водорода
проволочку перенести в пустую пробирку, иначе реакция примет слишком бурный
характер!). Написать уравнение происшедшей реакции по схеме:
Н2 + О2 →
ОПЫТ 2: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЮМИНИЯ СО ЩЁЛОЧЬЮ.
Алюминиевую проволоку опустить в раствор щёлочи объёмом = 5 мл. Для ускорения
реакции раствор необходимо … … … Что происходит? Написать уравнение происходящей
реакции по схеме, расставить коэффициенты методом электронного баланса:
Аl0 + KOH+1 + H2+1 O
→
K[Al+3(OH)4
] + H20
Доказать наличие водорода. Сделать вывод из 12 опытов:
ВЫВОД: Алюминий реагирует с HCl, проявляя при этом … … … химические свойства.
Но алюминий реагирует и с KOH, проявляя … … …химические свойства. Следовательно,
алюминий проявляет … … …химические свойства.
ОПЫТ 3: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГИДРОКСИДА АЛЮМИНИЯ С КИСЛОТОЙ И
ЩЁЛОЧЬЮ.Получить в 2х пробирках студенистый осадок гидроксида алюминия, приливая к 23 мл
раствора нитрата алюминия Al(NO3)3 примерно такой же объём щёлочи – гидроксида
калия КОН. Написать уравнение происходившей реакции по схеме (в молекулярном,
полном ионном и сокращённом ионном видах):
Al(NO3)3 + KOH →
К одной порции осадка приливать по каплям раствор серной кислоты; наблюдать что
происходит, написать уравнение происходившей реакции (в молекулярном, полном ионном
и сокращённом ионном видах) по следующей схеме:
Al(OH)3 + H2SO4 →
К другой порции осадка гидроксида алюминия приливать по каплям раствор щёлочи –
гидроксида калия, наблюдать что происходит, написать уравнение происходившей
реакции:
Al(OH)3 + KOH
→
K[Al(OH)4]
Сделать вывод из опыта 3.
ОБЩИЙ ВЫВОД: Алюминий по физическим свойствам представляет из себя типичный
… … …Так как алюминий и его гидроксид реагируют с … … …и … … …, следовательно
по химическим свойствам это … … …вещества.