План урока по химии "Алюминий, его свойства"
Оценка 5

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
9 кл—11 кл +1
11.02.2017
План урока по химии "Алюминий, его свойства"
презентация состоит из 21 слайда.
Публикация является частью публикации:
Алюминий.docx
Урок 1. Алюминий и его свойства ЦЕЛИ УРОКА:  1. Обучающая ­ ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия,  его оксида и гидроксида; доказательство их амфотерности; 2. Развивающая ­ закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное  обращение с лабораторным оборудованием и веществами, наблюдение за  химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений химических  реакций; 3. Воспитательная ­ совместная работа в малых группах по выполнению поставленной  задачи, воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и  здоровья окружающих людей. ОБОРУДОВАНИЕ: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,  таблица «Распространённость химических элементов в земной коре», лотки с набором  оборудования для выполнения лабораторных и практических работ, штативы с  пробирками, 2 колбы или стаканы с водой, лабораторный штатив, стальной тигель, поднос  с сухим речным песком. РЕАКТИВЫ: образцы алюминия (полоски), отрезки алюминиевой проволоки длиной  около 15 см (так чтобы их легко можно было вынуть из пробирки), алюминиевый стержень  (2 шт.) и раствор для его амальгамирования, вода, заранее приготовленная термитная  смесь, растворы HCl, KOH, H2SO3, Al(NO3)3 с массовой долей 0,05. ПЛАН УРОКА 1. Актуализация знаний о строении атома на основании положения химического  элемента в Периодической системе, об амфотерности свойств химических  элементов, о химической активности металлов на основании положения в  Периодической системе и в ряду напряжений – фронтальная беседа; 2. Постановка познавательной задачи 1: выявление высокой химической активности  алюминия; 3. Решение познавательной задачи 1: демонстрация опытов взаимодействия  амальгамированного алюминия с водой и горения термитной смеси; формулировка  вывода из опытов; 4. Постановка познавательной задачи 2: доказательство амфотерности алюминия, его  оксида и гидроксида; 5. Решение познавательной задачи 2: лабораторная работа «Амфотерность алюминия и его гидроксида», формулировка вывода из лабораторной работы; 6. Задание на дом: параграф 13, ответить на вопросы, записанные в тетради. Вопросы (дать химическое объяснение данному явлению):  ­Можно ли алюминиевые изделия ремонтировать медными заклёпками? ­Что произойдёт, если раствор медного купороса (CuSO4) оставить в алюминиевой посуде? ­Почему влажная кальцинированная сода (Na2CO3), нанесённая на алюминиевый предмет,  хорошо его очищает? КОНСПЕКТ УРОКА 1).Фронтальная беседа: в ходе её  ­устанавливается положение элемента Al в периодической системе; ­выясняется физический смысл порядкового номера химического элемента  (положительный заряд ядра атома), номера периода (число энергетических уровней в  атоме) и номера группы (высшая положительная степень окисления атома в соединениях); ­на классной доске записывается электронно­графическая формула Al, которая  подтверждает вышеуказанные выводы; на её основании делается вывод о том, что степень  окисления Al в соединениях равна +3 (очень трудно, в жёстких условиях, можно получить  неустойчивые соединения Al в степени окисления +1); ­по степени окисления, т.е. на основании положения в периодической системе, выводится  формула оксида – Al2O3 и гидроксида алюминия – Al(OH)3; ­на основании положения в периодической системе – малый радиус атома, соседство с  неметаллами( В,Si), высказывается предположение об амфотерности элемента и его  соединений (встаёт проблема, которая требует разрешения); ­на основании положения в электрохимическом ряду напряжений, учащиеся легко делают  вывод о том, что Al должен быть активнее многих широко распространённых металлов  (цинка, железа, свинца, олова…), но уступать по химической активности только что  изученным металлам IIA группы. В то же время повседневный опыт убеждает их в том, что  этот металл во внешней среде очень устойчив. Высказывается предположение, что причина  видимой пассивности алюминия кроется в наличии на его поверхности прочной и  устойчивой во внешней среде защитной плёнки оксида. Возникает идея – разрушить  оксидную плёнку и тогда алюминий покажет свой «буйный характер». 2).Знакомство с физическими свойствами: изучение образцов алюминия (фольга,  полоски металла, отрезки проволоки). Учащиеся отмечают серебристый цвет алюминия,  его высокую пластичность, легкость; привлекая свой жизненный опыт, сообщают, что  алюминий отлично проводит электричество и тепло. Учитель дополняет наблюдения  ρ учащихся следующими данными: tпл0(Al)=6600C,  (Al)=2,7г/см3.Все физические  характеристики алюминия записываются в тетрадь. 3).Доказательство высокой химической активности алюминия: проведение  демонстрационных опытов. Двое учащихся, демонстрируют заранее подготовленные и  проверенные накануне урока следующие опыты­ а/.взаимодействие амальгамированного алюминия с водой (вместо ядовитых соединений  ртути для разрушения оксидной пленки можно использовать крепкий раствор КОН, но в  этом случае образец алюминия переносят из щелочного раствора в воду без промывания). Учащийся объясняет суть опыта, колбы с контрольным образцом и амальгамированным  алюминием пускает по рядам, записывает на классной доске уравнение реакции 2Al + 6HOH => 2Al(OH)3 + 3H2, делает вывод о том, что только очень активные металлы могут реагировать с водой при  обычных условиях и, следовательно, алюминий ­ действительно активный металл. б/ алюминотермическая реакция (реакция Бекетова) – взаимодействие алюминиевой пудры с оксидом менее активного металла, не обязательно для опыта брать смесь оксидов железа  с алюминием – так называемую термитную смесь, ­­ хорошо удаётся опыт с оксидом  марганца(IV), в качестве «затравки» в реакционную смесь вносят ленту магния, а при её  отсутствии используют намазку со спичечных головок. Опыт проводится в вытяжном  шкафу! Под тигель с реакционной смесью подставляют поднос с речным песком. После  очень эффектной реакции на стенках тигля можно наблюдать капельки застывшего металла – марганца. Учащийся объясняет наблюдаемое явление, охлаждённый тигель с каплями  марганца демонстрирует классу, а сам записывает на доске уравнение происходившей  реакции 4Al + 3MnO2 => 2Al2O3 + 3Mn + Q кДж 4).Общий вывод: на основании проделанных опытов учащиеся делают вывод о том, что  простое вещество алюминий ­ по физическим свойствам является типичным металлом,  химически очень активен. 5).Доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида – лабораторная  работа: перед началом работы учитель напоминает основные требования по технике безопасности  при обращении с растворами кислот и щелочей, при нагревании растворов. Нужно  объяснить, почему не проводится опыт с оксидом алюминия – тонкая плёнка этого  вещества постоянно присутствует на поверхности металла! Поэтому, очевидно, что  сначала растворяется оксидная плёнка, а затем в реакцию вступает металл. Необходимо  предупредить учащихся о том, что реакция алюминия с соляной кислотой –  самоускоряющаяся: по мере растворения оксидной плёнки скорость реакции возрастает;  реакция сопровождается повышением температуры, что также приводит к её ускорению; в  растворе накапливается хлорид алюминия, играющий каталитическую роль. Поэтому после обнаружения водорода, без промедления алюминиевую проволочку переносят в пробирку с раствором щёлочи!  Лабораторная работа выполняется в течение 10 – 15 минут по инструктивным картам, по  ходу работы учащиеся записывают уравнения происходящих реакций (в тетрадях, а по  требованию учителя и на классной доске); при написании уравнений создаётся  благоприятная ситуация для повторения вопросов «Реакции ионного обмена» и  «Окислительно­восстановительные реакции»; формулируются частные выводы по каждому опыту, общий вывод прочитывается вслух: Алюминий по физическим свойствам – типичный металл, химически очень активен, хотя и  уступает щелочноземельным металлам. По отношению к другим веществам алюминий, его  оксид и гидроксид проявляют амфотерные свойства. 6).Задание на дом: учебник Н.И. Нурахметов  «Химия­10» параграф 7.2; повт. тему  «Гидролиз солей», ответить на вопросы в тетради (письменно); объяснить применение  алюминия по рис.15, стр.60 (устно); решить задачу: ­При восстановлении 76 кг оксида хрома (III) получили 45 кг хрома. Сколько процентов  это составляет от теоретически возможного выхода? ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АМФОТЕРНОСТИ АЛЮМИНИЯ И ЕГО ГИДРОКСИДА»  ВНИМАНИЕ! Вспомните, как безопасно обращаться с растворами кислот и щелочей; Какие меры надо предпринять при попадании капель кислоты или щёлочи на кожу и  одежду?  ОПЫТ 1: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЮМИНИЯ С СОЛЯНОЙ КИСЛОТОЙ. Алюминиевую проволоку опустить в пробирку с разбавленной соляной кислотой(=5 мл).  Что происходит? Написать уравнение происходящей реакции по схеме: Al + HCl → Собрать выделяющийся газ, доказать, что это водород (после обнаружения водорода  проволочку перенести в пустую пробирку, иначе реакция примет слишком бурный  характер!). Написать уравнение происшедшей реакции по схеме: Н2 + О2 → ОПЫТ 2: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЮМИНИЯ СО ЩЁЛОЧЬЮ. Алюминиевую проволоку опустить в раствор щёлочи объёмом = 5 мл. Для ускорения  реакции раствор необходимо … … … Что происходит? Написать уравнение происходящей реакции по схеме, расставить коэффициенты методом электронного баланса: Аl0 + KOH+1 + H2+1 O  →  K[Al+3(OH)4  ] + H20 Доказать наличие водорода. Сделать вывод из 1­2 опытов: ВЫВОД: Алюминий реагирует с HCl, проявляя при этом … … … химические свойства.  Но алюминий реагирует и с KOH, проявляя … … …химические свойства. Следовательно,  алюминий проявляет … … …химические свойства.  ОПЫТ 3: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГИДРОКСИДА АЛЮМИНИЯ С КИСЛОТОЙ И  ЩЁЛОЧЬЮ. Получить в 2­х пробирках студенистый осадок гидроксида алюминия, приливая к 2­3 мл  раствора нитрата алюминия Al(NO3)3 примерно такой же объём щёлочи – гидроксида  калия КОН. Написать уравнение происходившей реакции по схеме (в молекулярном,  полном ионном и сокращённом ионном видах): Al(NO3)3 + KOH → К одной порции осадка приливать по каплям раствор серной кислоты; наблюдать что  происходит, написать уравнение происходившей реакции (в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном видах) по следующей схеме: Al(OH)3 + H2SO4 → К другой порции осадка гидроксида алюминия приливать по каплям раствор щёлочи –  гидроксида калия, наблюдать что происходит, написать уравнение происходившей  реакции: Al(OH)3 + KOH  →  K[Al(OH)4] Сделать вывод из опыта 3. ОБЩИЙ ВЫВОД: Алюминий по физическим свойствам представляет из себя типичный  … … …Так как алюминий и его гидроксид реагируют с … … …и … … …, следовательно  по химическим свойствам это … … …вещества.

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"

План урока по химии "Алюминий, его свойства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017