Рабочая программа занятий дополнительного образования химического кружка "Основы лабораторных химических исследований"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа химического кружка "Основы лабораторных химических исследований" предназначена для дополнительного образования обучающихся 9 класса, которые хотели бы изучать химию на уровне среднего общего образования в профильном химико-биологическом классе. Основное содержание данного кружка соответствует программе курса химии 9 класса. В связи с ростом внимания к теоретическим вопросам химии в учебном процессе, как правило, уменьшается доля химического, эксперимента. Но химия – наука экспериментальная. Кружок основ лабораторных химических исследований призван восполнить этот недостаток. Учащиеся во время изучения курса должны овладеть материалом, который не включен в школьную программу, углубить знания по определенным темам.
Иконка файла материала Кружок Основы лаб хим исследов. Федорова А.М..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11» ГОРОДА СМОЛЕНСКА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного  образования КРУЖКА «Основы лабораторных химических исследований» для обучающихся  9 классов Автор­составитель: Федорова Алла Михайловна, учитель химии, высшая квалификационная категория2016­2017 учебный год Пояснительная записка Данный кружок  предназначен для учащихся 9 классов, собирающихся продолжить   свое   образование   в   учебных   заведениях   естественно­научного профиля (химико­технологические, медицинские, пищевой промышленности, сельского хозяйства, физической культуры). Кружок направлен на развитие творческой   личности   ученика,   его   готовность   к   самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и исполнять их. Программа   определяет   содержание   кружка,   теоретическую   основу которого   составляет   принцип   выявления   и   подтверждения   важнейших теоретических положений рассматриваемого материала в ходе химического эксперимента. Основное содержание данного кружка соответствует программе курса химии 9 классов. В связи с ростом внимания к теоретическим вопросам химии в   учебном   процессе,   как   правило,   уменьшается   доля   химического, эксперимента.   Но   химия   –   наука   экспериментальная.   Кружок   основ лабораторных химических исследований призван восполнить этот недостаток. Учащиеся во время изучения курса должны овладеть материалом, который не включен в школьную программу, углубить знания по определенным темам. Данный   кружок   призван   расширить   роль   химического   эксперимента, который   является   важнейшим   средством   изучения   особенностей   строения веществ,   их   превращений,   выступает   в   роли   источника   познания   явлений, является   основой   для   выдвижения   гипотез   и   навыков,   способствующих развитию   у   учащихся   наблюдательности,   любознательности,   инициативы, стремления   к   самостоятельному   поиску   и   совершенствованию   знаний, закладывает   основы   экологической   культуры,   проектно­исследовательской деятельности. Вышеизложенное     определяет  основные   цели   данного   кружка  : расширение  и углубление  знаний учащихся о веществах и их превращениях, воспитание   экологической   культуры,   развитие   познавательного   интереса, творческих   способности   учащихся,   навыков   проектно­исследовательской деятельности.   Задачи кружка    : обеспечить боле осознанное и глубокое усвоение учебного  материала по химии;  оказать помощь обучающимся, выбравшим в качестве будущей  специальности химию или смежные с этой дисциплиной профессии и стремящихся к углубленному ее изучению;  научить творчески использовать теоретические знания,  осмыслению химической сущности явлений, умению применять  полученные знания для решения конкретных практических,  качественно­экспериментальных задач;  выработать умение работать с реактивами и химическим  оборудованием, выполнять химические опыты, соблюдая правила  техники безопасности в химической лаборатории;  выработать умение гигиенически и экологически грамотного  обращения с веществами в лаборатории и в быту;  развивать логическое, творческое мышление, смекалку, интеллект  учащихся;  формировать умение вести учебно­исследовательскую работу:  анализировать информацию, выдвигать гипотезы, делать прогнозы  и выводы по результатам исследований.  При   разработке   программы   курса   основ   лабораторных   исследований акцент   делался   на   те   темы,   которые   в   базовом   курсе   химии   на   уровне основного общего образования рассматриваются недостаточно полно с точки зрения химического эксперимента. В   школьной   программе   по   химии   указан   минимальный   перечень демонстрационных     Предложенный исследовательский   практикум   служит   не   только   средством   закрепления умений   и   навыков,   но   также   и   средством   контроля   за   качеством   их сформированности.   и   лабораторных   опытов. Итогом   работы   по   данному   предмету   станет   защита   учебно­ исследовательских   проектов.   Это   способствует   развитию   творческих способностей   учащихся,   они   учатся   находить   и   четко   формулировать проблему,   отбирать   необходимые   теоретические   данные,   материалы   и реактивы. Такая деятельность способствует приобретению навыка логично и четко   выражать   свои   мысли,   сравнивать   и   делать   выводы,   развивать, закреплять   практические   умения,   формировать   умение   вести исследовательскую работу.Данный кружок рассчитан на 72 часа (2 часа в неделю). Тематическое планирование кружка № п/п Тема Кол­во  часов по программе Из них:  лаборатор­ ных  опытов Из них: исследова­ тельских прак­ тикумов 1 Введение в юные  исследователи 2 Металлы 3 4 Неметаллы Органические вещества Итого: 12 30 22 8 72 3 6 6 2 17 1 6 7 ­ 14 Из них: домаш­ них экспери­ ментов ­ 4 3 ­ 7 Содержание кружка Тема I. Введение в юные исследователи (12 часа) Правила техники безопасности при работе в кабинете химии и при выполнении химических экспериментов. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории  электролитической диссоциации и окисления–восстановления.  Генетические ряды металлов и неметаллов. Качественные реакции на  катионы и анионы. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетические  ряды металлов, неметаллов, переходных элементов. Лабораторные опыты:  Генетический ряд металла (меди).  Генетический ряд неметалла (фосфора).  Распознавание веществ. Исследовательский практикум № 1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.Тема II. Металлы (30 часов) Природные соединения металлов. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в  свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов Коррозия металлов и способы борьбы с ней Щелочные металлы. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды, соли и их свойства, применение. Щелочноземельные металлы. Важнейшие соединения – оксиды,  гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты),  их свойства, применение. Алюминий. Соединения алюминия – оксид, гидроксид, их  амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Железо. Физические и химические свойства простого вещества.  Генетические ряды железа Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Качественные реакции на катионы изученных металлов. Выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного (массовая и объемная доли). Лабораторные опыты:  Физические свойства металлов.  Образцы природных соединений натрия, кальция, железа,  алюминия.  Взаимодействие алюминия с кислотами.  Взаимодействие алюминия со щелочами.  Пассивирование алюминия.  Взаимодействие алюминия с солями. Лабораторные исследования:  Распознавание веществ.  Доказательство наличия примесей карбонатов, хлоридов в выданном  образце соли.  Реакции по превращению веществ.  Осуществление цепочки химических превращений.  Приготовление жесткой воды тремя способами.  Устранение временной жесткости.  Устранение постоянной жесткости.  Доказательство общей жесткости воды (экспресс методы).  Получение Al(OH)3 и исследование его кислотно­основных свойств.  Экспериментальные задачи по распознаванию веществ.  Взаимодействие железа с кислотами. Пассивирование железа.  Получение гидроксидов железа (II) и (III),  взаимодействие их с  кислотами.  Качественные реакции на ионы Fe2+.  Качественные реакции на ионы Fe3+.  Окисление соединений железа.   Определение качественного состава солей.  Очистка веществ от примесей.   Превращение веществ.  Качественный анализ вещества. Исследовательская задача:  Разработка проведения собственного эксперимента. Домашний эксперимент:  Физические свойства металлов.  Коррозия металлов, её скорость и методы защиты металлов и сплавов  от коррозии.  Определение жесткости водопроводной воды и устранение её.  Очистка веществ от примесей. Исследовательский практикум. №2. Определение выхода продукта реакции. №3. Щелочные и щелочноземельные металлы. №4. Жесткость воды и способы её устранения №5. Алюминий и его соединения №6. Железо и его соединения. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». Тема III. Неметаллы (22 часов) Галогены. Простые вещества и основные соединения, их свойства.  Хлороводород. Получение хлороводорода и соляной кислоты, изучение их  свойств. Качественные реакции на ионы Cl ­, Br ­ , I ­ .Калийные удобрения.Подгруппа кислорода. Кислород. Сера. Оксиды серы (IV и VI). Серная кислота. Получение и свойства. Соли серной кислоты. Качественная реакция  на сульфат­ион. Подгруппа азота. Аммиак, свойства и получение. Соли аммония, их  свойства. Оксиды азота. Азотная кислота, её свойства. Нитраты и нитриты.  Азотные удобрения. Углерод. Оксиды углерода. Получение оксида углерода (IV), его  свойства, собирание, доказательство наличия. Качественная реакция на  карбонаты. Распознавание карбонатов и гидрокарбонатов. Кремний. Природные соединения кремния. Оксид кремния (IV), его  разновидности. Силикаты. Понятие о силикатной промышленности.  Качественная реакция на силикат­ион. Лабораторные опыты:  Качественные реакции на ионы Cl ­, Br ­ , I ­ .  Качественные реакции на ион SO4  Исследование физических свойств солей аммония.  Исследование химических свойств солей аммония.  Ознакомление с природными соединениями кремния  Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 2­ . Лабораторные исследования:  Получение кислорода и растворение его в воде.  Изучение свойств соляной кислоты.  Изучение свойств солей соляной кислоты.  Подтверждение качественного состава серной кислоты и её солей.  Распознавание веществ  Осуществление цепочки превращений  Получение аммиака и исследование его физических свойств.  Исследование химических свойств аммиака.  Исследование свойств водного раствора аммиака.  Распознавание предложенных удобрений.  Установление кислотности почв, способы ее снижения.  Распознавание веществ.  Доказательство качественного состава.  Получение веществ различными способами.   Получение углекислого газа и исследование его физических свойств.  Исследование химических свойств CO2.  Качественная реакция на карбонаты. Распознавание карбонатов,  гидрокарбонатов.  Распознавание неорганических веществ.  Решение цепочки химических превращений.Исследовательские задачи:  Собственный эксперимент (разработка методики проведения).  Решение собственной экспериментальной задачи.  Составление теоретическо–исследовательской задачи и практическое её решение. Домашний эксперимент:  Собственный эксперимент с водным раствором аммиака.  Коллекция «Продукция силикатной промышленности».  Изготовление моделей молекул из пластилина. Исследовательский практикум. №8. Получение хлороводорода и соляной кислоты, изучение их свойства. №9. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». №10. Получение аммиака и изучение его свойств. Изучение свойств солей  аммония. Распознавание солей аммония. №11. Распознавание удобрений. №12. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа азота». №13. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойства.  Распознавание карбонатов и гидрокарбонатов. №14. Решение экспериментальных задач по курсу неорганической химии. Тема IV. Органические вещества (8 часа) Вещества органические и неорганические. Причины многообразия  углеродных соединений. Строение молекул метана, его гомолов. Изомерия углеродного  скелета. Строение молекулы этилена. Двойная связь в молекуле этилена.  Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена,  галогенводорода, воды) и окисления. Строение молекул других органических веществ: ацетилена,  этилового спирта, уксусного альдегида, уксусной кислоты.Лабораторные опыты:  Изготовление моделей молекул углеводорода.  Получение этилена и его свойства. Формы проведения занятий  Занятие­практикум.  Занятие ­лабораторное исследование.  Игра­исследование.  Практическая работа.  Лабораторный опыт.  Решение экспериментальных задач.  Исследовательский  практикум.  Защите исследовательских проектов. Учебно­исследовательский продукт:  Отчет о выполнении демонстрационных и лабораторных опытов.  Отчет о выполнении практических работ.  Отчет о выполнении лабораторных исследований.  Отчет о выполнении исследовательского практикума.  Отчет о выполнении домашнего эксперимента.  Защита творческих учебно­исследовательских проектов. Ожидаемые результаты обучения Учащиеся должны знать:  Общие физические и химические свойства металлов и  неметаллов, и основные способы их получения.  Основные свойства важнейших соединений изученных металлов и  неметаллов.  Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.  Строение и свойства метана, этилена, ацетилена, этанола  уксусного альдегида и уксусной кислоты.  Причины многообразия углеродных соединений (изомерию). Виды связей (одинарную, двойную, тройную).  Номенклатуру основных представителей групп органических  соединений. Учащиеся должны уметь:  Классифицировать, распознавать и получать вещества,  принадлежащие к различным подгруппам химических элементов.  Доказывать качественный состав данного вещества.  Распознавать важнейшие катионы и анионы  Предсказывать результаты предложенных действий.  Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих  свойства полученных подгрупп элементов, их генетическую связь  и осуществлять практически эти переходы.  Самостоятельно составлять план выполнения лабораторных  исследований и осуществлять их на практике.  Самостоятельно выполнять обозначенные в программе  эксперименты и распознавать вещества из нескольких  предложенных.  Выполнять все эксперименты с обязательным соблюдением  правил техники безопасности и экологической культуры  поведения. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение Кабинет   химии     оснащён   комплектом   демонстрационного   и лабораторного оборудования.  В   комплект   технических   и   информационно­коммуникативных   средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, выход в Интернет.    Наименование ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ Доска для сушки посуды Стол лабораторный  Штатив универсальный ЛАБОРАТОРНАЯ ПОСУДА, ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИЙ Баня комбинированная лабораторная Комплект колб демонстрационных Комплект мерной посуды Комплект изделий из керамики и фарфора  Набор посуды и принадлежностей для проведения  демонстрационных опытов Прибор для получения газов (демонстрационный) Спиртовка демонстрационная Установка для перегонки веществ Хранилище для химических реактивов ЛАБОРАТОРНАЯ ПОСУДА, ПРИБОРЫ И  ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКОГО  ЭКСПЕРИМЕНТА Лабораторная баня для ученического эксперимента Весы учебные лабораторные Набор по электрохимии Прибор для получения газов лабораторный Набор из керамики и фарфора МОДЕЛИ, КОЛЛЕКЦИИ Набор моделей атомов для составления моделей молекул по  органической и неорганической химии Набор моделей кристаллических решеток (алмаз, графит, железо,  каменная соль, лед, магний, медь, углекислый газ, йод) Коллекция «Волокна» Коллекция «Металлы» Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» Коллекция «Топливо»Коллекция «Чугун и сталь» Коллекция «Пластмассы» Коллекция «Шкала твердости»  Коллекция «Алюминий» Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» Коллекция «Стекло и изделия из стекла» Коллекция «Минералы и горные породы» (48 видов) ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ Набор №3 ВС «Щелочи» Набор №4 ОС «Оксиды металлов» Набор №5 ОС «Металлы» малый Набор №5 С «Органические вещества» Набор №6 С «Органические вещества» Набор №7 С «Минеральные удобрения» Набор №11 С «Соли для демонстрации опытов»  Набор №12 ВС «Неорганические вещества для демонстрационных  опытов» Набор №13 ВС «Галогениды» Набор №10 ОС«Сульфаты, сульфиты, сульфиды»  Набор №17 С «Нитраты» (с серебром) Набор №18 С «Соединения хрома» Набор №21 ВС «Неорганические вещества» Набор №22 ВС «Индикаторы» Набор №24 ОС «Материалы» ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде» Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов» Учебно­методическая литература 1 Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для  учителя. – Москва. Просвещение. 1995. 2 Бабич Л.В., Балезин С.А. и др. Практикум по неорганической  химии. – Москва. Просвещение. 1983. 3 Брайко В.И., Мушкало Н.Н. Экспериментальные задачи по  неорганической химии – Киев. Советская школа. 1982. 4 Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная  книга учителя химии. 9 класс. – Москва. Дрофа. 2002. 5 Габриелян О.С., Рунов Н.Н. Толкунов В.И. Химический  эксперимент в школе. 8 класс: учебно­методическое пособие. –  Москва. Дрофа. 2005. 6 Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Тетрадь для лабораторных  оыптов и практических работ. К учебнику О.С. Габриеляна  «Химия. 9 класс». – Москва. Дрофа. 2015. 7 Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной  деятельности учащихся на уроках химии в 8­9 классах. – Москва.  Школьная Пресса. 2002. 8 Ерейская Г.П., Храменкова А.В., Таланов В.М. Эффектные  демонстрационные опыты по химии. Готовимся к ЕГЭ (часть С).­  Ростов­на­Дону. Феникс. 2016. 9 Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Карты­инструкции для практических занятий по химии. 8­11 классы. – Москва. ГИЦ. Владос. 2000.КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  кружка  «Основы лабораторных химических исследований»№ урока Дата Тема урока Эксперимент Тема I. Введение в юные исследователи (12 часов) Лаб. оп. №1. Химические свойства металлов и  неметаллов Лаб.оп.№1.Генетический ряд                          металла (Cu, К)                        Лаб.оп.№2.Генетический ряд  неметалла (Р, С) 1­2 3­4 5­6 7­8 Введение. Правила ТБ при работе  в кабинете химии. Выбор тем  исследовательских проектов.  Игра­исследование: «Классы  неорганических веществ с позиции ТЭД и ОВР» Игра­исследование:  «Генетические ряды металлов с  позиции ТЭД и ОВР» Игра­исследование:  «Генетические ряды неметаллов с  позиции ТЭД и ОВР» Исследовательский практикум  №1. Получение амфотерного  гидроксида и изучение его свойств Игра­исследование «Юные  аналитики» Консультация по  исследовательским проектам9­10 11­12 13­14 15­16 17­18 19­20 21­22 23­24 25­26 Лаб.оп.№3.Распознавание   веществ         Тема II. Металлы (30 часов) Ознакомление с физическими  свойствами металлов.  Ознакомление с образцами  природных соединений металлов. Лаб.оп. №1.Физические свойства металлов.    Лаб.оп. №2.Образцы природных соединений  Na, Ca, Fe, Al. Химические свойства металлов. Лаб.оп. №1.Взаимодействие металлов с  растворами кислот и солей Лабораторное исследование  «Коррозия металлов» Игра­исследование «Способы  получения металлов» Исследовательский практикум  №2. Определение выхода  продукта реакции Щелочные и щелочно­земельные  металлы Исследовательский практикум  №3. Щелочные и щелочно­ земельные металлы. Исследовательский практикум  №4. Жесткость воды и способы ее устранения. Лаб. оп. №1. Влияние различных факторов на  коррозию железа. Исслед. задача №1.Собствен­ный эксперимент Лаб. оп. №1. Получение меди различными  способами. Дем. Природные соединения щелочных и  щелочноземельных металлов Лаб. исслед №1.Распознава­ние веществ. Лаб. исслед №2.Доказатель­ ство наличия  примесей карбонатов, хлоридов в выданном  образце соли. Лаб. исслед №3.Реакции по      превращению  веществ. Лаб. исслед №4.Осуществле­    ние цепочки  химических превращений Исслед. задача №1.Собствен­ный эксперимент. Лаб. исслед. №1.Приготовле­ние жесткой  воды тремя способами. Лаб. исслед №2.Устранение временной  жесткости. Лаб. исслед №3. Устранение постояннойЛабораторное исследование воды  различных торговых марок Исследовательский практикум  №5. Алюминий и его соединения. Исследовательский практикум №6 (часть 1)  Железо и его соединения.  жесткости. Лаб. исслед №4. Доказатель­ство общей  жесткости воды (экспресс методы)  Лаб. исслед №1 Доказатель­ство общей  жесткости воды (экспресс методы)  Лаб.оп.№1.Взаимодействие Al с кислотами. Лаб.оп. №2.Взаимодействие  Al со щелочью. Лаб.оп. №3.Пассивирование Al. Лаб.оп. №4.Взаимодействие Al с солями. Лаб.исслед. №1.Получение Al(OH)3 и  исследование его кислотно­основных свойств. Лаб.исслед. №2. Эксперимен­тальные задачи  по распознаванию веществ. Лаб. исслед №1.Взаимодей­ствие железа с  кислотами. Лаб. исслед №2. Пассивиро­вание железа. Лаб. исслед №3.Получение гидроксидов  железа (II) и (III),  взаимодействие их с  Кислотами и щелочами. Исследовательский практикум №6 (часть 2) Качественные реакции на ионы  Fe2+ и Fe3+ . Лаб. исслед №4.Качественные реакции на  ионы Fe2+ . Лаб. исслед №5.Качественные реакции на  ионы Fe3+ . Лаб. исслед №6.Окисление соединений железа. Лаб. исслед №1.Определение качественного состава солей Лаб. исслед №2.Очистка веществ от примесей. Лаб. исслед №3.Превращение веществ. Лаб. исслед №4.Качествен­ный анализ  вещества. Исслед. задача №1.Собствен­ный эксперимент  по очистке веществ от примесей Исследовательский практикум  №7. Решение экспериментальных  задач по теме: «Металлы». Защита домашнего эксперимента  «Очистка веществ от примесей». Консультация по  исследовательским проектам 27­28 29­30 31­32 33­34 35­3637­38 39­40 41­42 43­44 45­46 47­48 49­50 Тема III. Неметаллы (22 часов) Галогены и их соединения.  Качественные реакции на ионы  галогенов. Лаб.оп.№1.Качественные реакции на Cl I ­ . Дем. Природные соединения галогенов Исследовательский практикум  №8. Получение хлороводорода и  соляной кислоты, изучение их  свойств. Лаб. исслед №1.Получение хлороводорода и  растворение его в воде. Лаб. исслед №2.Изучение свойств соляной  кислоты. Лаб. исслед №3.Изучение свойств солей  соляной кислоты.   Подгруппа кислорода. Серная  кислота и ее соли. Исследовательский практикум  №9. Решение экспериментальных  задач по теме: «Подгруппа  кислорода». Лаб.оп. №1.Качественная реакция на ион  .   Лаб. исслед №1..Подтвержде­ние  качественного состава H2SO4 и ее солей. Лаб. исслед №2..Распознава­ние веществ. Лаб. исслед №3.Осуществле­ние цепочки  превращений. Исслед. задача №1.Собствен­ный эксперимент. Исследовательский практикум  №10. Получение аммиака и  изучение его свойств. Лаб. исслед №1.Получение аммиака и51­52 53­54 55­56 57­58 Изучение свойств солей аммония.  Распознавание солей аммония. Исследовательский практикум  №11. Распознавание удобрений. Исследовательский практикум  №12. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа азота». Исследовательский практикум  №13. Получение оксида углерода  (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов,  гидрокарбонатов. Природные соединения кремния.  Продукция силикатной  промышленности. Исследовательский практикум  №14. Решение экспериментальных задач по курсу неорганической  химии. Консультация по  исследовательским проектам исследование его физических свойств. Лаб. исслед №2.Исследова­ние химических  свойств аммиака. Лаб. исслед №3.Исследова­ние свойств  водного раствора аммиака. Лаб.оп. №1.Исследование физ. свойств солей  аммония. Лаб.оп. №2.Исследование химических свойств солей аммония.   Лаб. исслед №1.Распознава­ние предложенных удобрений. Лаб. исслед №2.Установление  кислотности почв, способы ее снижения. Лаб. исслед №1.Распознава­ние веществ. Лаб. исслед №2.Доказатель­ство  качественного состава. Лаб. исслед №3.Получение веществ  различными способами.  Лаб.иссл.№1.Получение угле­кислого газа и  исследование его физических свойств. Лаб.иссл.№2. Исследование химических  свойств CO2. Лаб.иссл.№3.Качественная реакция на  карбонаты. Распознавание карбонатов, гидрокарбонатов. Исслед. задача №1.Решение собственной  эксперимен­тальной задачи.  Лаб.оп. №1.Ознакомление с природными соединениями кремния. Лаб.оп. №2.Ознакомление с  продукцией силикатной                     промышленности.  Лаб.иссл.№1.Распознавание неорганических  веществ. Лаб.иссл.№2.Решение цепоч­ки химических  превращений Исслед. задача №1.Составле­ние  исследовательско­теоретической задачи и  практическое ее решение.59­60 61­62 63­64 65­66 Модели молекул углеводородов. Лаб.оп. №1.Изготовление моделей молекул  УВ. Тема IV. Органические вещества (8 часов) 67­68 69 70­72   Получение этилена и опыты с ним. Консультация по  исследовательским проектам Защита творческих  исследовательских проектов. Лаб.оп. №2..Получение этилена и его  свойства:              ­ с бромной водой;              ­ с раствором KMnO4;              ­ горение. Итого:  72часа Исследовательских практикумов – 14