Программа курса
внеурочной деятельности
«Химия в жизни человека»
8 класс
срок реализации 1 год
Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 1 часу, всего 34 часа за учебный год.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Химия в жизни человека» имеет естественнонаучную направленность.
Химия – наука экспериментальная, направлена на изучение веществ и явлений, которые ежедневно окружают человека. Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 8-х классов для расширения интереса к предмету. В этом классе учащиеся начинают изучать химию, а школьные уроки предмета больше направлены на научность предмета. Данная программа позволит учащимся сформировать специальные умения и навыки работы с веществами и оборудованием. Учащиеся смогут окунуться в мир исследовательской деятельности, обратить внимание на вещества, которые окружают их в повседневной жизни, изучить их свойства. Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
Цели программы: вызвать у учащихся интерес к изучению химии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся, показать роль химии в современном обществе.
Задачи программы:
4. Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Всего |
В том числе |
||
Лекции |
Семинарские занятия |
Практические занятия |
|||
1 |
Химия-это интересно |
1 |
|||
2 |
Вода |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Растворы в жизни человека |
2 |
1 |
|
1 |
4 |
Смеси в жизни человека |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Поваренная соль |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Химия пищи |
6 |
1 |
1 |
4 |
7 |
Спички |
1 |
1 |
||
8 |
Бумага |
3 |
1 |
1 |
1 |
9 |
В мире красок и карандашей |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
Стекло |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
Керамика |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
Химия стирает, чистит и убирает |
4 |
1 |
3 |
|
13 |
Химия – хозяйка домашней аптечки |
2 |
1 |
1 |
|
14 |
Химия – помощница садовода |
2 |
1 |
1 |
|
15 |
Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии |
1 |
_ |
_ |
_ |
16 |
Итого |
34 |
14 |
2 |
17 |
Программа
Тема 1. Химия – это интересно. (1 ч)
Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Демонстрация занимательных опытов по химии.
Тема 2. Вода (2 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 1: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Растворы в жизни человека (2 ч)
Растворение веществ в воде. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа № 2: Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
Тема 4.Смеси в жизни человека (2 ч)
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 5. Поваренная соль (2 ч)
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение свойств поваренной соли
Тема 6. Химия пищи (6 ч)
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Тема 7. Спички (1ч)
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Тема 8. Бумага (3ч)
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 9. В мире красок и карандашей (2 ч)
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 10. Стекло (2 ч)
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 11. Керамика (2 ч)
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.
Тема 12. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч)
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.
Тема 13. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч)
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 14. Химия – помощница садовода (2 ч)
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка (1 ч)
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения занятия |
||
34 |
По плану |
По факту |
|||
Тема 1. Химия – это интересно. (1 ч) |
|||||
1 |
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека. |
1 |
|
|
|
Тема 2. Вода (2 ч). |
|||||
2 |
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. |
1 |
|
|
|
3 |
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников. |
1 |
|
|
|
Тема 3. Растворы в жизни человека (2 ч) |
|||||
4 |
Растворение веществ в воде. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. |
1 |
|
|
|
5 |
Практическая работа № 2: Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости. |
1 |
|
|
|
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч) |
|||||
6 |
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека. |
1 |
|
|
|
7 |
Практическая работа № 3: Самодельные духи. |
1 |
|
|
|
Тема 4. Поваренная соль (2 ч) |
|||||
8 |
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности. |
1 |
|
|
|
9 |
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка. |
1 |
|
|
|
Тема 5. Химия пищи (6 ч) |
|||||
10 |
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. |
1 |
|
|
|
11 |
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. |
1 |
|
|
|
12 |
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле. |
1 |
|
|
|
13 |
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах. |
1 |
|
|
|
14 |
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков. |
1 |
|
|
|
15 |
Урок - семинар |
1 |
|
|
|
Тема 6. Спички (1ч) |
|||||
16 |
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России. |
1 |
|
|
|
Тема 7. Бумага (3ч) |
|||||
17 |
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. |
1 |
|
|
|
18 |
Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги. |
1 |
|
|
|
19 |
Урок - семинар |
1 |
|
|
|
Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч) |
|||||
20 |
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. |
1 |
|
|
|
21 |
Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов. |
1 |
|
|
|
Тема 9. Стекло (2 ч) |
|||||
22 |
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол. |
1 |
|
|
|
23 |
Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол. |
1 |
|
|
|
Тема 10. Керамика (2 ч) |
|||||
24 |
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики. |
1 |
|
|
|
25 |
Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины. |
1 |
|
|
|
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч) |
|||||
26 |
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. |
1 |
|
|
|
27 |
Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях. |
1 |
|
|
|
28 |
Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды. |
1 |
|
|
|
29 |
Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани. |
1 |
|
|
|
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч) |
|||||
30 |
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства. |
1 |
|
|
|
31 |
Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов. |
1 |
|
|
|
Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч) |
|||||
32 |
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. |
1 |
|
|
|
33 |
Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв. |
1 |
|
|
|
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка(1 ч) |
|||||
34 |
Урок обобщение. |
1 |
|
|
|
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса
Предметными результатами освоения курса являются:
· в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
· в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
· в трудовой сфере: планировать и проверять химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
· в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами освоения программы является:
· в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
· в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
· в познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются:
· владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
· умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;
· умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
· использовать различные источники для получения химической информации
· составлять отчет о проделанном эксперименте
Примерные темы проектных работ учащихся
Литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.