Программа курса внеурочной деятельности «Химия в жизни человека»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 8-х классов для расширения интереса к предмету. В этом классе учащиеся начинают изучать химию, а школьные уроки предмета больше направлены на научность предмета. Данная программа позволит учащимся сформировать специальные умения и навыки работы с веществами и оборудованием. Учащиеся смогут окунуться в мир исследовательской деятельности, обратить внимание на вещества, которые окружают их в повседневной жизни, изучить их свойства. Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
Иконка файла материала химия в жизни человека 8 класс.docx

 

Программа курса

внеурочной деятельности

«Химия в жизни человека»

8 класс

срок реализации 1 год

Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 1 часу, всего 34 часа за учебный год.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Химия в жизни человека» имеет естественнонаучную направленность.

Химия – наука экспериментальная, направлена на изучение веществ и явлений, которые ежедневно окружают человека. Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 8-х классов для расширения интереса к предмету. В этом классе учащиеся начинают изучать химию, а школьные уроки предмета больше направлены на научность предмета. Данная программа позволит учащимся сформировать специальные умения и навыки работы с веществами и оборудованием. Учащиеся смогут окунуться в мир исследовательской деятельности, обратить внимание на вещества, которые окружают их в повседневной жизни, изучить их свойства. Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.

Цели программы: вызвать у учащихся интерес к изучению химии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся, показать роль химии в современном обществе.

 

Задачи программы:

  • укрепить положительную мотивацию учебы в школе;
  • расширить кругозор знаний об окружающем мире;
  • изучить основы общей химии;
  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
  • формирование ярких зрительных образов химических процессов в ходе лабораторного эксперимента;
  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

 

 

4. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего

В том числе

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

1

Химия-это интересно

1

2

Вода

2

1

1

3

Растворы в жизни человека

2

1

 

1

4

Смеси в жизни человека

2

1

1

5

Поваренная соль

2

1

1

6

Химия пищи

6

1

1

4

7

Спички

1

1

8

Бумага

3

1

1

1

9

В мире красок и карандашей

2

1

1

10

Стекло

2

1

1

11

Керамика

2

1

1

12

Химия стирает, чистит и убирает

4

1

3

13

Химия – хозяйка домашней аптечки

2

1

1

14

Химия – помощница садовода

2

1

1

15

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

1

_

_

_

16

Итого

34

14

2

17

 

Программа

Тема 1. Химия – это интересно. (1 ч)

Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Демонстрация занимательных опытов по химии.

Тема 2. Вода (2 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 1: Анализ воды из природных источников.

Тема 3. Растворы в жизни человека (2 ч)

 Растворение  веществ в воде. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

 

Практическая работа № 2: Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.

 

Тема 4.Смеси в жизни человека (2 ч)

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 5. Поваренная соль (2 ч)

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение свойств поваренной соли

Тема 6. Химия пищи (6 ч)

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Тема 7. Спички (1ч)

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Тема 8. Бумага (3ч)

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 9. В мире красок и карандашей (2 ч)

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Тема 10. Стекло (2 ч)

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 11. Керамика (2 ч)

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.

Тема 12. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч)

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.

Тема 13. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч)

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Тема 14. Химия – помощница садовода (2 ч)

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка (1 ч)

Календарно-тематическое планирование (34 часа)

№ 

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

34

По плану

По факту

Тема 1. Химия – это интересно. (1 ч)

1

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

1

 

 

Тема 2. Вода (2 ч).

2

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

1

 

 

3

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

1

 

 

Тема 3. Растворы в жизни человека (2 ч)

4

Растворение  веществ в воде. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

1

 

 

5

Практическая работа № 2: Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.

1

 

 

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч)

6

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

1

 

 

7

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

1

 

 

Тема 4. Поваренная соль (2 ч)

8

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

1

 

 

9

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

1

 

 

Тема 5. Химия пищи (6 ч)

10

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

1

 

 

11

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

1

 

 

12

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

1

 

 

13

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

1

 

 

14

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

1

 

 

15

Урок - семинар

1

 

 

Тема 6. Спички (1ч)

16

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

1

 

 

Тема 7. Бумага (3ч)

17

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

1

 

 

18

Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.

1

 

 

19

Урок - семинар

1

 

 

Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч)

20

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

1

 

 

21

Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

1

 

 

Тема 9. Стекло (2 ч)

22

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

1

 

 

23

Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.

1

 

 

Тема 10. Керамика (2 ч)

24

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

1

 

 

25

Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.

1

 

 

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч)

26

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

1

 

 

27

Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.

1

 

 

28

Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

1

 

 

29

Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.

1

 

 

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч)

30

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

1

 

 

31

Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

1

 

 

Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч)

32

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

1

 

 

33

Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.

1

 

 

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка(1 ч)

34

Урок обобщение.

1

 

 

 

Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса

Предметными результатами освоения курса являются:

·         в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

·         в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;

·         в трудовой сфере: планировать и проверять химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;

·         в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностными результатами освоения программы является:

·         в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

·         в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

·         в познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами являются:

·         владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;

·         умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;

·         умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

·         использовать различные источники для получения химической информации

·         составлять отчет о проделанном эксперименте

 

 

 

Примерные темы проектных работ учащихся

  1. Имеет ли вода память.
  2. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  3. Физиологический раствор в медицинской практике.
  4. БАД. Минералы, необходимые человеку.
  5. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
  6. Продукты, старящие организм.
  7. Отравление препаратами бытовой химии.
  8. “Соляные бунты” в России.
  9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
  10. История бумажных денег.
  11. История спичек.
  12. Реставрация знаменитых картин.
  13. Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
  14. Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
  15. Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
  16. Выращивание растений на питательных растворах.
  17. Проблемы выращивания экологически чистой сельхозпродукции.
  18. История ювелирных украшений: от древности до наших дней.

Литература

  1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
  2. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.
  3. Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.
  4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
  6. Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
  7. Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.
  8. Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.
  9. Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.
  10. Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.
  11. Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.
  12. Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.