План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс
Оценка 4.8

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
16.09.2019
План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс
Разработка урока по русскому языку "Сочинение по картине С. А. Григорьева "Вратарь" в 7 классе содержит подробное описание деятельности учителя и учащихся, а именно: вопросы учителя и предполагаемые ответы учеников. А также материал для сообщения о художнике С. А. Григорьеве.
План урока.docx
Забелина Татьяна Анатольевна, Учитель русского языка и литературы МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №1» г.Железногорск­Илимский Иркутской области Тема: Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс Цели деятельности педагога: Развивать навыки устной речи, умение делать устные описания по картине; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; способствовать развитию умений составлять план текста, пересказывать текст от третьего лица. Тип урока: Урок развития речи Планируемые образовательные результаты: Предметные:  знать  особенности   текста­повествования,   особенности   описания   действий, главное  в рассказе;  уметь  описывать  действия, используя  деепричастия,  создавать текст­ повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).  Метапредметные:  способность   осознания   целей   учебной   деятельности   и   умение   их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.  Личностные:  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Методы и формы обучения:  Наблюдение над языком; деятельностно­практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. Оборудование: Экран, компьютер, мультимедийный проектор. Демонстрационный материал: Презентация по теме урока. Основные   понятия:  Художественный   стиль   речи,   композиция   картины,   повествование, описание. Ход урока I.Организация урока. Мотивация к учебной деятельности ­  Сегодня мы будем знакомиться с картиной, для того чтобы понять её как произведение искусства, а потом на её основе и на основе своих впечатлений написать сочинение. Стоит только взглянуть на неё, чтобы понять, что картина состоит из многих предметов, которые надо изобразить в сочинении с помощью слов. Значит, наше описание картины будет состоять из   нескольких   описаний,   объединенных   с   помощью   общего   начала,   общего   окончания   и общего заглавия. На картине запечатлен один жизненный момент, и он уже не изменится. Мы можем только догадываться, что было до этого момента и что будет дальше. Но изменений не будет.   Значит,   сочинение,   в   котором   отразится   статичное   содержание   картины,   будет описанием.             II. Беседа по картине: Целесообразно провести беседу, подготавливающую уч­ся к восприятию картины «Вратарь».  1) Нравится ли вам игра в футбол? ­Что вы знаете об этой игре (состав игроков, правила игры, форма футболистов)? ­Какие особенности и задачи вратаря? 2) Рассказ подготовленного ученика о художнике С.А.Григорьеве. (Сергей   Алексеевич   Григорьев   родился   в   городе   Луганске   в   1910   году.   Отец   его   был железнодорожным рабочим.  В   1922   году,   после   окончания   пятого   класса,   Григорьев   был   принят   в   Запорожскую художественную школу. В 1925 году он сдает экзамены и едет учиться в Москву. В 1927 году приезжает в Ленинград в Академию художеств. Однако вскоре он заболел и вынужден был вернуться к семье, которая жила в то время в Запорожье. Свое образование он продолжает   в   Киевском   художественном   институте,   после   окончания   которого   работает сначала в Харькове, а потом в Киеве. В годы Великой Отечественной войны был на фронте. В это время много рисует с натуры. После демобилизации в 1946 году продолжает упорно работать.   Известность   пришла   к   Григорьеву   в   послевоенный   период.   В   период   рассвета творческой   деятельности   Сергей   Алексеевич   дважды   удостаивался   звания   лауреата Сталинской премии второй степени: 1950 г. – за картины «Вратарь» и «Прием в комсомол», 1951 г. – за картину «Обсуждение двойки». Григорьев С. А. в своем творчестве не ограничивался только жанровой живописью.  Он также является   автором   многих   портретов   и   пейзажей.   Однако   наиболее   известными произведениями художника являются полотна, посвященные детям.  С. А. Григорьев – народный художник Украины. Им   написаны   следующие   картины:   «Красный   галстук»,   «Прием   в   комсомол»,   «Внучка художника», «Обсуждение двойки», «Девочка с яблоком»,  «Вратарь» и др.) 3)Далее предлагается рассмотреть репродукцию картины и ответить на вопросы: ­ Что изображено на картине «Вратарь»? ­ Как ребята играют в футбол? (Возвращаясь из школы, ученики соорудили из портфелей, сумок   и   фуражек   ворота   и   начали   игру.   Завязалась   борьба   за   мяч,   которую   с   большим вниманием наблюдают зрители, сидящие на досках.) ­Какое время года и суток изображено на картине? ­Как вы это определили? (Осень. Листья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно. Полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.) ­Где   происходит   действие,   изображенное   на   картине?   (На   окраине   большого   города,   на пустыре за домом.) ­Кто является главным действующим лицом картины? (мальчик­вратарь) 4)   Посмотрите,   как  построена   картина.   Где   –   на  переднем   плане   или   на  заднем   плане   – изобразил С.А.Григорьев главного героя, вратаря?  (Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден.) ­ Кто изображен на втором плане картины?  (Дети и молодой мужчина.) ­ Что вы видите на заднем плане?  (Город, огромные здания, жилые дома.) ­Мы рассмотрели построение произведения живописи, иными словами, его композицию. Композиция ­ строение, соотношение и взаимное расположение частей; расположение фигур на картине художника. Главный герой расположен на переднем плане, близко к центру. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание. На заднем плане находятся второстепенные лица и предметы. При этом действующие лица расположены так, что все они хорошо видны. 5)Работа в группах: 1 гр. – кто изображен на переднем плане                                    2 гр. – кто и как изображен на втором плане                                    3 гр. – что изображено на заднем плане, колорит картины 1 группа: ­Каким художник изобразил вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду) (Вратарь   оперся   о   колени,   стоит,   согнувшись,   в   напряженной   позе,   ожидая   мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защитить свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, у него хватка заправского футболиста. Видно, он очень любит играть в футбол,   часто   наблюдать   игру   взрослых   футболистов   и   старается   им   подражать   даже   в одежде. На нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах опущенные чулки, калоши, подвязанные тесемкой; коленка перевязана, наверное, ему часто приходится падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь – смелый, бесстрашный мальчик,   увлеченный   своим   делом.   Он   высокого   роста,   большеголовый,   белокурый. Выражение лица серьезное, внимательное.) ­Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.  (За вратарем в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают.) 2 группа: ­ Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? ­ Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.  (Взгляды всех зрителей устремлены на поле, где идет борьба за мяч. Молодой мужчина в шляпе всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам «ринется в бой». Видно, что он настоящий болельщик, а может быть, и сам хорошо играет в футбол. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно­зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и  раскрыв  рот. Внимательно  следят за  игрой  мальчик  с  малышкой  на руках  и  девочка  с красным бантом на голове. Девочки с куклой и в красной шапочке более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры.) ­Кто равнодушно относится к происходящему на поле?  (Малышка, укутанная в теплый платок, и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка.) 6) Почему картина называется «Вратарь»? (вратарь – главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии.) 7) А как бы вы по­другому назвали картину?  («Интересная   игра»,   «Футбол   –   увлекательная   игра»,   «Футбольный   матч»,   «Интересный момент игры», «На футбольном поле», «Увлекательный матч») ­ Ваши названия правильные. Они отражают тему картины. Художник же назвал свою картину «Вратарь» потому, что для него главное – образ мальчика, который стоит на страже своих ворот. Как видите, не всегда тема  и название произведения совпадают.  8) Как вы думаете, что хотел выразить художник своей картиной, какова ее основная мысль?  (Футбол интересен всем, взрослым и детям. Футбол – любимый вид спорта.) 9) Живописцы используют художественные средства для раскрытия основной мысли картины. В отличие от писателя, художник изображает на картине какой­то определенный момент. Для раскрытия своего замысла он использует изобразительно­выразительные средства живописи. На уроках изобразительного искусства вы узнали о них. Композиция дает возможность наиболее четко выразить мысль художника. Еще полнее раскрыть основную мысль произведения  живописи помогают детали. 10)Обращаем внимание уч­ся на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и  шапок, перевязанная  коленка и  кожаные перчатки  вратаря и т.д.), выясняем их роль  в раскрытии замысла художника. 3 группа: 11)  Какие   цвета   и   оттенки   использовал   художник,   чтобы   подчеркнуть   жизнерадостный характер изображенного на картине события?  (теплые цвета и оттенки: желтый, светло­коричневый, красный. Земля светло­коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые; доски, на которых сидят болельщики, светло­желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит сзади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки одновременно   и   помогают   передать   напряженность   изображенного   действия,   и   создают бодрое, хорошее настроение.)                        III. Картину «Вратарь» можно описать, сосредоточив внимание на существенных деталях – описании внешности вратаря, болельщиков, места и времени действия, а можно рассказать о том, как дети готовились к игре в футбол, как проходил матч, о действиях вратаря и болельщиков, домыслить, что предшествовало моменту, изображенному на картине, предположить, чем закончится матч и будут ли мальчики играть в футбол на следующий день. ­ Как называется такое событийное изложение в тексте? (повествование) ­   В   сочинении   –   повествовании     преимущественно   употребляются   глаголы.   Так   глаголы прошедшего времени позволяют называть последовательные действия, а глаголы настоящего времени помогают представить действие как бы происходящим на глазах у зрителя.             IV. Словарная работа 1)Предупреждение речевых ошибок. Слова – синонимы.  ­Ребята, чтобы у нас не было речевых ошибок, нам с вами нужно придумать синонимы к  словам: художник ­ мастер живописи, автор;  картина ­ полотно, произведение искусства;  увлекательный ­ интересный, захватывающий;  внимательно ­ сосредоточенно;  быстрый ­ проворный, стремительный;  броситься ­ кинуться, метнуться, ринуться, устремиться. 2)Работа по карточкам (вставить пропущенные буквы) – самопроверка рЕпрОдукция кАртины, врАтарь, фуТбол, маТч, соорудить вОрота, атака, пОртфель, сОбака, Октябрь,   пОгода,   шОрты,   чуВствовать,   изОбразить,   мОмент,   гороД,   плОщадка,   Справа, Слева, пиОнерский галстук, кОлено, пЕрчатки, азарт. 3)Какие части речи помогают нам передать состояние людей? (Причастия, наречия, имена прилагательные?) 4)Давайте подумаем, какие части речи помогут вам передать действие? (глаголы,  деепричастия) 5)Ребята, чтобы ваше сочинение было ярче, выразительнее и живее, постарайтесь употреб­ лять деепричастные обороты.   ­ Что обозначает деепричастие? (Добавочное действие к основному глаголу) 6)Запись в тетрадь (­   притихшие   зрители;   сосредоточенно   всматриваются;   внимательный   взгляд;   напряжённо следит за игрой; увлечённые игрой болельщики; спокойный, уверенный в себе вратарь; застыл в ожидании; ­ ожидая мяч, защищая ворота, слегка согнувшись, поставив руки на колени, сосредоточив внимание;  ­заложив   руки   за   спину,   выпятив   живот,   внимательно   наблюдая   за   мячом;  ­ оказавшись здесь случайно, держа и руках папку с бумагами, затаив дыхание и приподняв голову, обнявши маленького брата, поставив руки на пояс, держа в руках куклу, согнувшись и скрестив пальцы рук.  7)Назовите глаголы, которые можно употребить для обозначения позы и действия играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.  (Слегка согнуться, отставить ногу назад, рвануться с места, начать длинный разбег, начать игру, быстро реагировать, мгновенно притормозить, завладеть мячом, бросить мяч, кидать мяч, забить гол, атаковать ворота, прикрывать ворота, кинуться к воротам)             V. Составление плана сочинения (коллективно)                     План 1. Художник С. А. Григорьев и его картина «Вратарь». 2. Описание картины С. А. Григорьева «Вратарь»:     а) на пустыре в погожий осенний день;     б) бесстрашный вратарь;     в) мальчик в красном костюме;     г) болельщики и зрители. 3. Особенности композиции картины. 4. Роль деталей в картине. 5. Колорит картины. 6. Мое отношение к картине.             VI. Задание на дом:  Написать   сочинение­повествование   с   элементами   описания   по   картине   С.А.Григорьева «Вратарь». Озаглавить работу так, чтобы название отражало основную мысль сочинения.

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс

План урока по русскому языку " Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь», 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2019