Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие как самостоятельная часть речи".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока, составленная на основе УМК под редакцией В.В. Бабайцевой, представляет собой разработку урока по теме "Деепричастие". Содержит разнообразный материал, позволяющий в полной мере изучить тему. Даёт возможность учащимся познакомиться с лексическими, морфологическим, синтаксическими и словообразовательными особенностями данной части речи.
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx
Тема урока Ф. И. О. педагога Предмет Класс Тип урока Цель урока Задачи урока: 1) обучающие 2) развивающие 3) воспитательные Технологическая карта урока Деепричастие как самостоятельная часть речи. Сохиева Залина Амурхановна Русский язык 7 Урок открытия новых знаний Познакомить  с деепричастием как частью речи, сочетающей признаки  глагола и наречия, с синтаксической ролью деепричастий. обучающие:  активизировать знания по теме «Деепричастие»; познакомить с деепричастиями как частью речи и деепричастным оборотом; отработать практическое умение образовывать деепричастия; формировать умение нахождения деепричастий в тексте, находить суффиксы  деепричастий, образовывать деепричастия. развивающие:  работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений; работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления,  самостоятельности, памяти, воображения. воспитательные:  воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактическогоОсновные понятия занятия Ресурсное обеспечение занятия материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать  чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать. критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.   ­   методические   материалы   (примерная   программа   по   русскому   языку, планируемые результаты, оценка достижений планируемых результатов) ­ УМК по русскому языку (примерная программа по русскому языку, рабочая программа учителя по русскому языку, учебник под редакцией Бабайцевой  В.В.) ­мультимедийный комплекс учителя, ­ЭОР https://obrazovaka.ru/test/deeprichastie-chto-takoe Этапы урока 1.Этап  мотивации Задачи  этапа Создать  благоприятн Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Работа с эпиграфом.                                Учащиеся вступают в  обсуждение эпиграфа.  Личностные  (мотивация).  Коммуникативные(самоопреде ления)  учебной  деятельност и ый  психологичес кий настрой  на работу,  погрузить  учащихся в  атмосферу  урока 2.  Целеполагание и постановка  учебной  задачи  создать  условия для  формирован ия навыка  целеполаган ия,  мотивации  Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама, Идет волшебница­зима… А.С.Пушкин ­Посмотрите   на   доску.   В   качестве эпиграфа   к   сегодняшнему   уроку   я взяла слова А.С.Пушкина.  Прочитайте выразительно отрывок. ­К какому типу речи можно отнести данный  текст? Обоснуйте свой ответ. ­Какие действия совершает ветер?      ­Выпишите эти  слова.  ­Задайте к данным  словам вопросы. ­Определите, какой частью речи они  являются? ­У каких слов  вам не удалось определить  часть речи?  ­Что  сегодня предстоит сделать на уроке? Отвечают на вопросы  учителя. (формирование  устной речи). Самоопределение. Читают текст, отвечают  устно на вопросы,  выписывают слова,  определяют по вопросу  часть речи  Ответы учащихся:  текст можно отнести к типу речи ­ описание,  автор использует  глаголы,  рассказывает о действиях ветра. Вывод:  ­ Существует часть речи, не  изучаемая ранее. Провести исследование.  Цель исследования : узнать  сведения  о новой части  речи.  Задачи: определить   грамматическое значение и  морфологические признаки  новой части речи. Регулятив­ные:  целеполага­ние,  прогнозирование; Познавательные:учебной  деятельност и,  развития  логического  мышления. Отработка умений определять деепричастия  как часть речи,  образовывать  деепричастия. 3.Актуализа ция знаний Научиться использовать их в речи. систематизация   знаний  Записывают слова. Познавательные: анализ объектов с целью выделения  признаков. Определение  темы урока. Запись темы в тетрадь.   Словарная работа: (Слайд № 7) Дееспособный­ способный к  деятельности, имеющий право на  совершение действий Деятельный­ живой энергичный человек Деятель­ лицо, проявившее себя в  общественной деятельности. Деяние­действие, поступок. Деепричастие­причастность к действию,  неизменяемая глагольная форма,  отглагольное наречие. (Словарь Ожегова)  ­ Запишите слова в  тетради. Определите  тему урока. ­«Деепричастие»­ составное слово, состоит  из двух частей (дее+ причастие)  4. Изучение  нового  Создать  условия для  1. Беседа по вопросам для  Выписывают два предложения,  сравнивают их и делают вывод. Регулятивные:  действуют по  алгоритм Познавательные:  извлечение  необходимойматериала. успешного  освоения  знаний о  деепричасти и. наблюдения: ­ Сравните два предложения.  Выделите их основы.  ­ В каком предложении от одного  выделенного слова можно задать ? Девочка звонит в колокольчик и  улыбается. Девочка звонит в колокольчик,  улыбаясь. ­ В каком предложении выделенные  слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные:  одно – основное действие, а другое добавочное? ­   Как     вы   думаете,   какое   из    выделенных   слов   является деепричастием? ­ Что обозначает деепричастие? Найдите среди группы слов деепричастия и  выпишите их. 1)Торопиться, торопит, торопясь,  торопившийся, торопливо, торопливый. 2)Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается, долгожданный. Выписывают деепричастия.  Делают вывод о возвратности и  невозвратности деепричастий.  Делают вывод, что  деепричастие ­неизменяемая  часть речи, оканчивается на  суффиксы –а­,­я­, ­в­,      ­вши­ , ­учи­, Ответы учащихся: информации из прочитанно­го Коммуникативные:   донесение  своей  позиции  до других,   слушают и отвечают  на вопросы других,  формулирование   собственных мыслей,  высказывают и  обосновывают свою  точку зрения регулятивные:  поиск и выделение  необходимой  информации, умение  строить речевое  высказывание Познавательные:  приобретают умения  использовать  полученные знания и  умения в  практической  деятельности  Регулятивные:  принимают и  сохраняют учебную  задачу, осознаютнедостаточность  своих знаний 3)Передвинув, передвинуть,  передвинувшийся, передвигающийся,  передвигая, передвигаясь, передвинутый.  ­Сделайте морфемный разбор  выписанных  деепричастий на доске, к какому выводу  можно прийти?  Проверка. Образуйте деепричастия от следующих  глаголов. Какие два словосочетания можно  назвать  лишними. Почему?  Быть врачом­  Танцевать с партнером­   Идти по тропинке ­   Ехать в автомобиле ­   Умываться чисто ­   Умыться быстро ­  Прочитать книгу­  будучи врачом танцуя с партнером идя по тропинке едучи в автомобиле умываясь чисто умывшись быстро прочитав книгу ­В последних двух примерах   деепричастия совершенного  вида, остальные­  несовершенного вида. Записывают вывод. 5. Этап  закрепления  нового  материала. Структуриро вание знаний. ­Запишите вывод. Прочитав самостоятельно § 141 (с.  172), учащиеся отвечают на вопрос,  что нового Работают индивидуально. Учебник Русский язык. 7  класс. Практика. Ю.С. Пичугов и др. Познавательные (общеучебные – структурирование знаний). они узнали об образовании  деепричастия. Выполняется упр. 234 (устно): учительчитает вслух данное наречие, класс  хором называет  это  наречие в   сравнительной  степени;  формы,   которые  вызовут затруднение, записываются с  графическим обозначением (обычно  это слова сладко — слаще, звонко — звонче, строго —  строже). Обращается внимание на  произношение наречий красИво —  красИвее, удОбно — удОбнее. Учитель  предлагает  записать  наречие необузданно,  просит  объяснить  его лексическое значение. Давая  толкование этого слова, учащиеся  называют синонимы к  нему  —  неукротимо,  несдержанно, буйно.  Внимательные  ученики   заметятсинонимы,  данные  в  рамке  на  с.  98.  Устно  с  каким­либо  из этих  наречий составляется предложение, даются  формы сравнительной степени этих  наречий. Первичное обобщение. Организует  деятельность по применению полученных  знаний. Задание 1  ­Выпишите в тетрадь все деепричастия. Из  какого произведения данные фрагменты? Кто автор?    Работа в парах Задание 2 ­Найдите грамматические ошибки в  предложениях, исправьте их. Сделайте  вывод (приложение №   10) 1)  Идя из школы, пошел дождь. 2) Возвращаясь домой, меня застала  гроза. 3) Включив телевизор, он показывал  футбольный матч.  4) Открывая книгу, из неё выпал  листок. Заполняют таблицу. Записывают понравившуюся  пословицу Вывод учащихся: деепричастия  употребляются там, где одно  лицо выполняет несколько  действий. Познавательные:  анализ поэтического  текста  Коммуникативные:  владение  монологической  речью, умение  слушать других  Регулятивные:  познавательные: общеучебные  –  умение  структурировать  знания, выбор  наиболее  эффективных  способов решения  задания, умение осознанно и  произвольно строить  речевое  высказывание Умение грамотно строить речь и Видеть   исправлять грамматически ошибки, е связанные с неправильным употреблением деепричастий     6.  Актуализация  новых знаний. Работа по  развитию речи 7.Динамическая пауза 8.  Рефлексивно­ оценочный  этап. Умение оценивать   себя и других. Результат  исследования. Организует рефлексию. ­Что вы узнали нового? Каковы   «достоинства » деепричастия? Самостоятельная часть речи,  обозначающая добавочное действие,  называется … Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от … с  помощью … Деепричастие имеет признаки … и  признаки … Подчеркивается в предложении … Вопрос к деепричастию задается от …   класса Физорг физические используя  деепричастия.   называет упражнения,   Проверка по эталону      самооценку Осуществляют собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,   их соответствия. Индивидуальная работа степень   Регулятивные:  умение  самостоятельно  работать,  анализировать,   оценивать свои  знания,  взаимопроверка Комммуникативные : умение сотрудничать, принимать иную  точку зрения. Задание, для тех, кто хорошо усвоил  новый материал. Выполните тест (см.  приложение №11) Взаимопроверка. 9. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Все читают  параграф 141.  1) для неуверенных в своих знаниях  учащихся выполнить упр 320  ; 2)для знающих , но сомневающихся   учащихся: составить инструкцию  из 10  пунктов с использованием деепричастий    «Правила поведения ученика  в читальном Познавательные: умение делать выбор и  обосновывать его.  Познавательные: умение делать выбор  и обосновывать его.зале библиотеки»;  3) для уверенных в прочном усвоении  учащихся: составить памятку­маршрут для  гостей РСО­Алания, включив деепричастия   «Путешествие по Кавказу» или написать  сочинение на лингвистическую тему «В чем  достоинства деепричастия как части речи»

Посмотрите также