Технологическая карта урока на тему "Причастие".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал технологической карты урока позволяет сформировать у учащихся умение отличать причастие от прилагательного, увидеть смысловые и грамматические особенности этой части речи, использовать в своих творческих работах, понимая, насколько проще выразить свою мысль с помощью причастия. Разнообразные методы работы и дидактический материал делают урок интересным.
Иконка файла материала Технологическая карта урока. Причастие..docx
Технологическая карта урока русского языка Класс: 7 Учитель: Сохиева Залина Амурхановна Тема урока  Цель деятельности учителя Планируемые  образовательные результаты Причастие  Сформировать УУД по распознаванию и различению причастий от прилагательных и  глаголов.  Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): понятие о причастии как о части речи (формы глагола); Знать определение причастия, грамматические признаки.  Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль;  Моделировать и использовать в речи предложения с причастиями. Анализировать и характеризовать  предложения с причастиями.  Метапредметные (компоненты культурного опыта): * владение всеми видами речевой  деятельности; * применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; *  коммуникативно­целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого  общения, совместного выполнения какого­либо задания, овладение национально­культурными  нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально­культурных  ценностей русского народа; 2) осознание эстетической ценности русского языка; 3) достаточный  объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств. Работа  в парах, группах, дифференцированное обучение. Причастие – форма глагола, обозначающая признак предмета по действию; морфологические  признаки причастия, синтаксическая роль Открытие новых знаний. Методы и формы обучения Основные понятия Тип урокаУчебник УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.                 Этап  Деятельность учителя 1 Самоопределение к  деятельности. Орг. момент Включение в деловой ритм урока. приветствие Деятельность  обучающихся Подготовка класса к  работе: разделение на группы 2 Актуализация  знаний (ситуация успеха) и  фиксация затруднений в  деятельности Держу в руках маленький мяч. ­ Ребята, опишите мяч по форме,  величине, цвету. (записывает на половине доски  ответы уч­ся) ­ круглый, синий,  маленький, упругий и т.д.  ­ Какими частями речи вы описали мяч и  почему? ­ Объясните, почему именно такая форма у имен прилагательных. ­ прилагательное –  обозначает признак предмета. ­ прилагательное зависит  от существительного в роде,  числе и падеже, поэтому  отвечает на вопрос: мяч (какой?)  круглый… Универсальные  действия Личностные:  самоопределение; Регулятивные:  целеполагание; Коммуникативны е: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками Коммуникативны е: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками; Логические: анализ объекта с  целью выделения  признаков.3 Постановка  учебной задачи Создаю проблемную ситуацию:  подкидываю мяч вверх. ­ попробуйте описать сейчас мяч… (записываю на второй половине доски  ответы уч­ся) ­ какие части речи мы с вами записали?  4 Построение проекта  ­ докажите ваше утверждение выхода из  затруднения. Совместное решение  учебной задачи Организую учащихся по исследованию  проблемной ситуации. Приходят к выводу, что эта часть речи является почти прилагательным, потому что… Почти глагол, потому что… ­ летящий, прыгающий,  подброшенный, пойманный… ­ прилагательное? ­ глагол? Работают в группах:  составляют план достижения  цели и определяют средства;  ищут выход из затруднения;  выдвигают версии, варианты,  гипотезу. Приступают к  преобразованию материала. ­ прилагательное, т.к.  зависит от сущ. в грамм.  значениях;  ­ отвечает на вопрос:  какой? ­ можно определить род,  число, падеж ­ обозначает признак  предмета. НО! Регулятивные:  целеполагание; Познавательные:  постановка вопросов; Общеучебные:  самостоятельное  выделение  (формулирование)  познавательной цели; Логические:  формулирование  проблемы. Регулятивные:  планирование,  прогнозирование; Познавательные:  моделирование; Логические:  решение проблемы,  построение логической  цепи рассуждений,  доказательство,  выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативны е: сотрудничество в  поиске и выборе  информации.­ как бы вы назвали такую часть речи? Посмотрим на таблицу  Определение признаков предмета форма действие круглый маленький синий летящий величина цвет опускающийся лопнувший ­ называется ПРИЧАСТИЕ – форма глагола,  обозначающее признак предмета по его  действию ­ как вы думаете, почему так называется эта  часть речи? Записывают тему урока. Каким членом предложения является  причастие? ­ глагол ­ обозначает действие  предмета ­ можно определить время ­ вид ­ отвечает на вопрос: что  делающий? Что сделанный? ­ окончание, вопрос  (какой?), род, число, падеж… ­ можно сказать: мяч  прыгает, мяч подбросили – это  действие.  ЧТО ЭТО ЗА ЧАСТЬ  РЕЧИ????? Приходят к выводу, что  это не прилагательное и не  глагол. Это новая часть речи! ­ предлагают варианты: формулируют (уточняют)  тему урока:  «Причастие» ­ варианты ответов.  (находится при частях  речи: прилагательного и глагола)  и т.д.  ­ зависит от сущ.,  обозначает признак и отвечает на  вопрос (какой?)­ определение5 закрепление Первичное  Устанавливает осознанность восприятия; Как же мы будем отличать причастие от  глагола и прилагательного?  Нужен способ различения? Можно выбрать самый удачный способ  различения или предложить свой как вариант. Группа №1  Даны слова. Выпишите только причастия  и аргументируйте свой выбор: Играет, игравший, смеющаяся,  приклеенное, ветреный, красивая, прыгал, ищет. ­ Да, нужен Обсуждают в группах  преобразовывают материал и  предлагают модели, схемы,  алгоритмы способа различения  причастия от глагола и  прилагательного. Примерный способ: 1. Ищем слово –  2. 3. форму глагола, но с окончанием  прилагательного  Причастие всегда  можно переделать в глагол  (признак по действию) Но зависит от сущ. (признак предмета) – какой? Регулятивные:  контроль, оценка,  коррекция; Общеучебные:  умение структурировать знания, выбор наиболее  эффективных способов  решения задач, умение  осознанно и произвольно строить речевое  высказывание,  рефлексия способов и  условий действия; Коммуникативны е : управление  поведением партнера  ( контроль, коррекция,  оценка действий). Сверяемся. Разбираем и анализируем Группа №2 ­Составьте таблицу «Причастие.  Свойства прилагательного и глагола» Решают типовые задания с проговариванием алгоритма  (способа действия) вслух. Работают в группах:  ­ обсуждают ­ выбираютПрилагательн Глагол ое ­ аргументируют Группа №3 ­Объясните, как образованы слова: расцветающий, зимующий, цветной,  зимний. ­Поясните разницу в значениях. 6 Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону Организую деятельность по применению  новых знаний: упражнение из учебника. Самостоятельная работа;  Осуществляет  Упр. 38. самопроверку: пошаговое  сравнение с эталоном. Регулятивные:  контроль, коррекция,  выделение и осознание  того, что уже усвоено иВозможна  взаимопроверка. Упр. 39.  ­ Сравните: Заяц, который бежит  ­  бегущий заяц. ­А как короче? Согласны ли вы с  высказыванием? «Они (причастия) служат сокращением  человеческого слова, заключая в себе имени и  глагола силу». (М.В.Ломоносов). 7 Рефлексия  деятельности  (итог  урок ) Организую рефлексию Осуществляет самооценку собственной учебной  деятельности, соотносят цель и  результаты, степень их  соответствия. 8 Домашнее задание 1 2 Упражнение 41. Составить  лингвистическую миниатюру о  Причастии Выбирают домашнее  задание  что ещё подлежит  усвоению; осознание  качества и уровня  усвоения; Личностные:  самоопределение. Коммуникативны е: умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли; Познавательные:  рефлексия; Личностные:  смыслообразование. Познавательные : создавать творческий  продукт;  ­ предъявлять  информацию в  различных языковых  формах (письменно,  устно и т.д.). Личностные:  проявлять интерес к  учебной теме;  ­проявлятьтворчество, выполняя  задания;

Посмотрите также