Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
УМК «Школа России». 2 класс
№ п/п |
Дата |
Тема, тип урока |
Решаемые
проблемы, |
Понятия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
|
|
Введение. Знакомство с учебником (постановочный) |
Проблема. Почему автор считает книгу самым лучшим другом? Цели: познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарём; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение |
Учебник, книга, автор |
2 |
|
|
Самое великое чудо на свете Игра «Крестики – нолики» (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Какие настольные игры вы знаете? Чем они полезны? Цели: в игровой форме познакомить с миром литературного чтения; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение |
Мир литературы, пословицы, смысл, иллюстрации, текст |
3 |
|
|
Самое великое чудо на свете (решение частных задач) |
Проблема. Что мы считаем самым великим чудом на свете? Цели: напомнить
учащимся правила обращения с книгами; развивать интерес к чтению, истории;
продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа |
Книга, библиотека |
4 |
|
|
Библиотеки (решение частых задач) |
Проблема. О чём может рассказать школьная библиотека? Цели: напомнить правила обращения с книгами; познакомить с работой школьной библиотеки; развивать интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рас-сказа по картинке, выразительного чтения- |
Библиотекарь, картотека |
5 |
|
|
Книги
|
Проблема. Как давно появились книги? Цели: напомнить учащимся правила обращения с книгами; познакомить с историей создания книг; обеспечить условия для конструктивной работы по литературоведческой пропедевтике; прививать ин-терес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа; отрабатывать навыки выразительного чтения |
Словарная работа (литературоведческая пропедевтика): летопись, береста, берестяные грамоты, свиток, пергамент |
6 |
|
|
Устное народное
творчество Входная контрольная работа (тест) |
Проблема. Как понимаете слова «устное», «народное», «творчество»? Что включает в себя понятие «устное народное творчество»? Цели: познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, проверить знания учащихся . |
Пословицы. В. Даль |
7 |
|
|
Русские народные песни (освоение нового материала) |
Проблема. Для чего придумывают песни? Цели: познакомить
учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры устного народного
творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать
интерес |
Песня |
8 |
|
|
Потешки, приаутки |
Проблема. Кому предназначены потешки? Цели: познакомить
учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры устного
народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас;
прививать интерес |
Потешки и прибаутки |
9 |
|
|
Скороговорки, считалки,
небылицы |
Проблема. Что такое небылицы и для чего их придумывают? Цели: продолжить знакомить с малыми фольклорными жанрами; учить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать речь, внимание, память, логическое мышление |
Скороговорки, считалки, небылицы |
10 |
|
|
Загадки,
пословицы, поговорки |
Проблема. Зачем придумывают загадки? Как вы понимаете слово «пословица»? Цели:
познакомить |
Загадки, пословицы, поговорки |
11 |
|
|
Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт..» (освоение нового материала) |
Проблема. Чему учат народные сказки? Цели: познакомить
учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки
выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки;
прививать интерес |
Народные сказки. Жанр |
12 |
|
|
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» (освоение нового материала) |
Проблема. Были ли у вас ситуации, когда вы кому-нибудь помогли? Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»; совершенствовать навыки чтения; развивать речь, внимание; учить находить главную мысль в произведении, а также слова, несущие основное содержание и смысл произведения; воспитывать стремление заботиться об окружающих |
Словарная работа: верста, крюк |
13 |
|
|
Сказка «У страха глаза велики» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему так говорят: «У страха глаза велики»? Цели: познакомить
|
Словарная работа: водоносы, схоронилась |
14 |
|
|
Сказка «Лиса (освоение нового материала) |
Проблема. К какому виду относится сказка «Лиса и тетерев»? Чему учит эта сказка? Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту |
Словарная работа: проведать, нынче, навострила уши, указ |
15 |
|
|
Сказка «Лиса (освоение ново го материала)- |
Проблема. Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется!»? Цели: продолжать
знакомство учащихся |
Словарная работа: потчевает, не обессудь, не- солоно хлебавши, пир |
16 |
|
|
Сказка «Каша из топора» (освоение нового материала) |
Проблема. Можно сварить кашу из топора? Что особенного в бытовой сказке? Цели: познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой сказкой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; развивать мышление, внимание, память |
Словарная работа: служивый, побывка, вдоволь, чулан, варево, ко- ли, сдобрить, котёл, этакую, сметка |
17 |
|
|
Сказка «Гуси-лебеди» (освоение нового материала) |
Проблема. Какие виды сказок вы уже знаете? Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); учить делить текст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности |
Словарная работа: причитывать, кликать, кудель, веретено, устьице |
18 |
|
|
Сказка «Гуси-лебеди» (решение частных задач) |
Проблема. Какие основные признаки сказки можете назвать? Цели:
продолжить
знакомить с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки
выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки;
прививать интерес |
Сказка, виды сказок |
19 |
|
|
«Сказки
к нам приходят...» (решение частных задач) |
Проблема. Какие жанры художественной литературы вы знаете? Цели: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению |
Викторина, конкурс |
20 |
|
|
«Обожаемые
сказки» (клуб веселых и находчивых) |
Проблема. Из каких элементов состоит книга? Цели: в игровой форме обобщить знания учащихся по разделу; учить работать в группе, проявлять свои творческие способности; развивать речь, мышление, память |
Элементы внутренней структуры книги. Внешние элементы книги |
21 |
|
|
Люблю природу русскую. Осень (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Какое время года вам больше всего нравится? Цели: познакомить учащихся с художественными произведениями нового раздела; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление |
Природа, осень, поэзия |
22 |
|
|
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...» (освоение нового материала) |
Проблема. Какие признаки осени вам известны? Как эти признаки отражают поэты? Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление |
Словарная работа: первоначальный, пора, дивный, лучезарный |
23 |
|
|
К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» (освоение нового материала) |
Проблема. В какое время года поспевает брусника? Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А. Плещеева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление |
Словарная работа: благовоние, озимь. Олицетворения: «солнце смеётся», «осень проснётся и заплачет». Рифмующиеся слова |
24 |
|
|
А. Фет «Ласточки пропали» (освоение нового материала) |
Проблема. Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, умения сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака |
Олицетворение «ветер злится» |
25 |
|
|
Осенние листья (решение частных задач) |
Проблема. С помощью каких звуков поэт помогает нам услышать шорох листьев? Цели: познакомить
учащихся с произведениями разных поэтов |
|
26 |
|
|
В. Берестов «Хитрые
грибы» |
Проблема. Что называют в народе «тихая охота»? Цели: познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы»; отрабатывать навыки выразительного чтения; раз-вивать память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе |
|
27 |
|
|
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» (освоение нового материала) |
Проблема. Чем
стихотворение отличается Цели: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к природе |
|
28 |
|
|
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Какие изменения в природе происходят с наступлением осени? Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет (без использования терминологии); прививать интерес к чтению |
|
29 |
|
|
Русские писатели А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»(постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Какие сказочные чудеса встречаются в сказках? Цели: познакомить |
Словарная работа: у лукоморья, дол, пленяет, тужит, чахнет |
30 |
|
|
Стихи А. Пушкина |
Проблема. Какие чудеса творит волшебница-зима? Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме; закрепить понятие «олицетворение»; развивать речь, умение видеть прекрасное, делать выводы; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование навыков сравнения, анализа |
Словарная работа: пелена, кибитка, сидит на облучке, тулуп, кушак |
31 |
|
|
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки (освоение нового материала) |
Проблема. Какое ваше заветное желание? Цели: познакомить учащихся со сказками А. С. Пушкина (или
напомнить о них); развивать умение выразительно читать произведение,
передавая интонацией настроение, «Сказки
о рыбаке и рыбке»; учить делить текст на части, выделять главную мысль;
обогащать словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать
героев по плану, находить нужный отрывок в тексте |
Словарная работа: ветхая землянка, невод, откуп, кликать, пуще, бранится, корысть, тесовые ворота, столбовая дворянка, душегрейка, кичка, чупрун |
32– 33 |
|
|
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки (решение частных задач) |
Проблема. Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»? Цели: продолжить работу По «Сказке о рыбаке и рыбке»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, работать с текстом «Сказки о рыбаке рыбке»; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений
|
Словарная работа: белены объелась, пряник печатный, быть на посылках |
34 |
|
|
Обобщение А. Пушкина» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Сколько всего сказок написал Пушкин? Почему считаем Пушкина великим писателем? Цели: закрепить знания учащихся о сказках великого русского поэта; развивать образное мышление, речь, память; прививать интерес к предмету |
|
35 |
|
|
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» (освоение нового материала) |
Проблема. Что такое басня? Цели: познакомить И. А. Крылова; расширять читательский кругозор детей; научить их определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль (поучительность), находит мораль в произведении; развивать навыки выборочного чтения |
Словарные слова: крылатые слова. Структура басни. Модель басни. Нравственный смысл басни |
36 |
|
|
И. Крылов «Стрекоза и Муравей» (освоение нового материала) |
Проблема. Как объясните смысл пословицы: «Делу – время, а потехе – час»? Цели: познакомить
|
Словарная работа: удручена, вешних |
37 |
|
|
Л. Толстой «Старый дед
и внучек» |
Проблема. Как объясните пословицу: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»? Цели: познакомить учащихся с биографией Л. Н. Толстого, его
рас-сказом «Старый дед |
Словарная работа: лохань, невестка, слаживает |
38– 39 |
|
|
Л. Толстой «Филипок» (освоение нового материала) |
Проблема. Для кого создал школу Л. Н. Толстой в Ясной Поляне? Цели: познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Филипок»; развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана, характеризовать героев рассказа; учить различать автора и героя; совершенствовать творческие способности; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание |
Словарная работа: поденный, слобода, пострелёнок, сенцы, сени, бедовый |
40 |
|
|
Л. Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» (освоение нового материала) |
Проблема.
Какой
смысл вложил народ Цели: познакомить учащихся с поучительными рассказами Л. Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным |
Словарная работа: подле, амбар, что было духу |
41 |
|
|
Весёлые стихи (решение частных задач) |
Проблема.
Какое Цели: познакомить учащихся со стихотворениями И. Токмаковой, Ю. Могутина; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать логическое мышление, внимание, память |
|
42 |
|
|
Обобщение по разделу «Русские писатели» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Случалось ли кому-то из вас «остаться у разбитого корыта»? Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, речь; прививать любовь к чтению, художественной литературе, отечественным писателям и их творчеству; создать условия для выражения учащимися своего отношения к прочитанным произведениям |
|
43 |
|
|
О братьях наших меньших (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Как называется раздел, к которому мы переходим? А кто это такие – братья наши меньшие? Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать воображение, связную речь, навыки
выразительного чтения; прививать любовь к животным |
|
44 |
|
|
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила - была собака…» (освоение нового материала) |
Проблема. Какое настроение создаёт прослушанное вами стихотворение Б. Заходера? Какими способами, в каких словах автор передает это настроение? Как правильно вести себя с собаками? Цели:
познакомить
учащихся с весёлыми стихами о животных; развивать воображение, связную речь,
навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным |
|
45 |
|
|
В. Берестов «Кошкин щенок» (освоение нового материала) |
Проблема. Каким настроением проникнуто произведение В. Берестова «Кошкин щенок»? Может ли животное воспитывать не своего детёныша? Цели: познакомить учащихся с весёлым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению |
|
46 |
|
|
Домашние животные (решение частных задач) |
Проблема. Кто может быть другом? Каким должен быть настоящий друг? Цели: познакомить учащихся со сказкой «Как собака друга искала»; развивать воображение, связную речь, отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению |
|
47– 48 |
|
|
М. Пришвин «Ребята и утята» (освоение нового материала) |
Проблема. Как объясните смысл пословицы «Глупому в поле не давай воли»? Цели: познакомить учащихся с творчеством М. Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; прививать любовь к природе, животным |
Словарная работа: верста, паровое поле |
49– 50 |
|
|
Е. Чарушин «Страшный рассказ» (освоение нового материала) |
Проблема. Для чего необходимо оберегать диких животных? Почему надо любить и беречь природу? Цели:
познакомить
учащихся с творчеством |
Словарная работа: сени, чулан, клеть |
51 |
|
|
Б. Житков «Храбрый утёнок» (освоение нового материала) |
Проблема. Чем отличается сказка от рассказа? Цели: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; прививать любовь к природе; воспитывать доброе и заботливое отношение к животным |
|
52 |
|
|
В. Бианки «Музыкант» (освоение нового материала) |
Проблема. Кто такой музыкант? Цели: познакомить учащихся с творчеством В.
Бианки; учить читать выразительно, |
Словарная работа: завалинка, медвежатник |
53 |
|
|
В. Бианки «Сова» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему
утверждают, что все Цели: продолжить
|
Словарная работа: утекает, хорониться, раздолье, как бы худа не вышло, чай белить |
54 |
|
|
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Что объединяет все произведения, которые мы прочитали в этом разделе? Цели: обобщить знания учащихся по освоению учебного материала раздела «О братьях наших меньших»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить связно излагать свои мысли, строить монологические высказывания, раскрывающие собственное отношение к прочитанным художественным произведениям |
|
55 |
|
|
Из детских журналов (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Какие детские журналы вам знакомы? Что любите читать в этих журналах? Цели: познакомить учащихся с новым разделом, с детскими журналами; развивать навыки выразительного осознанного чтения; прививать интерес к чтению |
|
56 |
|
|
Д. Хармс «Игра» (освоение нового материала) |
Проблема. В какие любимые игры вы играете? Какую игру посоветуете разучить своим товарищам и почему? Цели: познакомить
учащихся с журналами для детей 1920–1940-х гг.; рассказать о Д. Хармсе, его
творчестве; развивать навыки выразительного осознанного чтения, интерес |
|
57 |
|
|
Д. Хармс «Вы знаете?» (решение частных задач) |
Проблема. Что такое небылица? Цели: продолжить формирование у учащихся навыков
осознанного выразительного чтения на основе ритма; помочь освоить ритм
стихотворного текста Д. Хармса; совершенствовать произносительные навыки –
четкую |
|
58 |
|
|
Д. Хармс, С. М. Маршак «Весёлые чижи» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему это стихотворение помещено в юмористическом разделе учебника? Цели: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие способности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы |
Словарная работа: судомойка, кухарка, на посылках, коче-рёжка, коро- мысло, тетёрка, запятки, оглобля |
59 |
|
|
Д. Хармс «Что это было?» (освоение нового материала) |
Проблема. Как расшифровать название журнала «Чиж»? Цели: продолжить
знакомство учащихся |
Знакомство с биографией Д. Хармса |
60 |
|
|
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень- очень вкусный пирог» (освоение нового материала) |
Проблема. Что такое рифма? Цели:
продолжить знакомство учащихся с творчеством Д. Хармса и других поэтов;
развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки
выразительного чтения и чёткого дикционного произношения; прививать интерес |
Словарная работа: половник |
61 |
|
|
Ю. Владимиров «Чудаки» (освоение нового материала) |
Проблема. Кто такой чудак? Цели: познакомить учащихся с творчеством Ю. Владимирова;
развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки
выразительного чтения и чёткого дикционного произношения; прививать интерес |
Словарная работа: пятак, кушак, чудак |
62 |
|
|
А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» (освоение нового материала) |
Проблема. Кого можно назвать учёным? Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; отрабатывать навыки вырази- тельного чтения; развивать память, речь, мышление |
Словарная работа: дрожки. Знакомство с биографией А. И. Введенского |
63 |
|
|
Обобщение (освоение нового материала) |
Проблема. Какие детские журналы вы знаете? Что интересного узнаете из детских журналов? Цели: помочь учащимся повторить и обобщить материал раздела; развивать конструктивные действия при организации работы в группе, внимание и творческие способности (с помощью игр со словами) |
|
64 |
|
|
Люблю природу русскую. Зима (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Какие признаки зимы вы знаете? Цели: познакомить учащимся с разделом, учить их прогнозировать; развивать память, внимание, навыки выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и русской словесности |
|
65 |
|
|
Стихи |
Проблема. На что похожи снежинки? Цели: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о зиме, первом снеге; развивать память, внимание, навыки выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и русской словесности - |
Словарная работа: ярким пурпуром, вереница |
66 |
|
|
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» (освоение нового материала) |
Проблема. Кого называют чародеем? Может ли лес «блестеть чудной жизнью»? Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…»; совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях; прививать любовь к родной природе |
Словарная работа: бахрома, «солнце зимнее ли мещет...» |
67 |
|
|
С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» (освоение нового материала) |
Проблема. Как вы думаете, может ли петь зима? Когда такое бывает? Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина; помочь выяснить значение понятий метафора и олицетворение; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления; прививать любовь к природе |
Словарная работа: метафора, олицетворение |
68 |
|
|
Сказка «Два Мороза» (освоение нового материала) |
Проблема. Как объясните выражение «Топор лучше шубы греет»? Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно, интересно и эмоционально излагать свои мысли, строить монологические высказывания |
Словарная работа: бубенчик, дровосек, купец, крестьянин. Антонимы |
69 |
|
|
С. Михалков «Новогодняя быль» (освоение нового материала) |
Проблема. Что такое быль? Цели: познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль»; отрабатывать навык беглого осознанного чтения художественного текста; развивать внимание, память, речь; совершенствовать умение работать с иллюстрациями |
Проведение теста |
70 |
|
|
А. Барто «Дело было в январе…»; С. Дрожжин «Улицей гуляет…» (освоение нового материала) |
Проблема. Откуда пришла традиция наряжать ёлку под Новый год? Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание, речь |
Знакомство с биографией А. Л. Бар- то. История праздничной ёлки |
71 |
|
|
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема.
Какие
чудеса могут происходить Цели:
обобщить
знания учащихся по освоению учебного материала раздела; развивать память,
внимание, воображение, мышление; прививать интерес |
Конкурсы, загадки, стихи |
72 |
|
|
Игра «Поле чудес» (рефлексия деятельности) |
Проблема. Что такое «Поле чудес»? В реальной жизни существует «Поле чудес»? Цели: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление, воображение; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор; помочь учащимся проявить творческое начало |
|
73 |
|
|
Писатели детям (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Для чего писатели сочиняют свои произведения? Почему многие писатели адре-суют свои произведения только детям? Цели: познакомить с содержанием нового раздела; помочь вспомнить, что такое «рифма», виды малых жанров фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание |
Рифма, писатель |
74 |
|
|
К. Чуковский «Путаница» (освоение нового материала) |
Проблема. Чем путаница похожа на небылицу? Цели: продолжить знакомство с биографией К.
Чуковского; повторить литературоведческую терминологию |
Небылица, рифма, путаница, загадки |
75 |
|
|
К. Чуковский «Радость» (освоение нового материала) |
Проблема. Когда нам радостно? Что доставляет человеку радость? Цели: продолжить знакомство с биографией К. Чуковского, с его
творчеством; учить читать выразительно |
Небылица, рифма. Словарные слова: радуга, радость |
76 |
|
|
К. Чуковский «Федорино горе» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему жалко Федору? Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством К. Чуковского; учить объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; развивать умение характеризовать героя и соотносить характеризуемые качества героя с его поступками |
Словарные слова: сито, кочерга, прусак, самовар, |
77 |
|
|
К. Чуковский «Федорино горе» (решение частных задач) |
Проблема. Почему эту сказку изучают в современной школе? В решении каких жизненных проблем помогла вам сказка в стихах «Федорино горе»? Если бы вы были взрослыми, какие сказки читали бы детям? А эту сказку стали бы читать? Почему? Цели: учить читать по ролям; тренировать в овладении навыками осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к чтению; формировать читательскую и коммуникативную компетенции |
Действующие лица, исполнители, актеры. Антонимы |
78 |
|
|
С. Маршак «Кот и лодыри» (освоение нового материала) |
Проблема. Какое значение вкладываем, когда говорим: «Да, эти стихи – настоящие»? Цели: познакомить учащихся с жизнью и
творчеством С. Маршака; учить воспринимать ное произведение, читать текст в лицах; тренировать навык выразительного чтения; помочь научиться объяснять лексическое значение некоторых слов, используя словари, справочно-лингвистическую литературу |
Лодыри, главная мысль, синонимы |
79 |
|
|
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» (освоение нового материала) |
Проблема. Можно ли попасть в страну детства, став взрослым? Цели: продолжить
знакомство с творчеством |
Фантазия, сила воли, держава, трус |
80 |
|
|
С. Михалков «Мой щенок» (освоение нового материала) |
Проблема. Что значит выражение: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством С. Михалкова; учить анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста; прививать любовь и ответственное отношение к животным |
Словарная работа: жбан. Части текста, заголовок части текста, эпическое стихотворение, рассказ |
81 |
|
|
А. Барто «Верёвочка» (освоение нового материала) |
Проблема. Можно Цели: продолжить
знакомство с жизнью навыки выразительного чтения; формировать умение запоминать стихи |
Стихотворение, весенние приметы, выразительное чтение |
82 |
|
|
А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» (освоение нового материала) |
Проблема. В
чем, |
Звукопись, заголовок стихотворения, настроение стихотворения - |
83 |
|
|
А. Барто «Вовка – добрая душа» (освоение нового материала) |
Проблема. Что является источником, питающим поэзию А. Барто? Про какого человека можно сказать, что он – добрая душа»? Цели: продолжить
знакомство с творчеством А. Барто; развивать навыки выразительного чтения;
учить сравнивать и сопоставлять; воспитывать внимательное отношение |
Друг, «добрая душа» |
84 |
|
|
Н. Н. Носов «Затейники» (освоение нового материала) |
Проблема. Кто такие затейники? А знаете ли вы, кто такие аниматоры? Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова, юмористическими рассказами для детей и их героями; развивать память, речь, умения подробно излагать прочитанное и услышанное, объяснять лексическое значение некоторых слов, особенности юмористического произведения |
Затейники, главные герои, план произведения, пересказ |
85 |
|
|
Н. Н. Носов «Живая шляпа» (освоение нового материала) |
Проблема. Может ли шляпа быть живой? Цели: продолжить
знакомство учащихся |
Юмористический рассказ, герои рассказа |
86 |
|
|
Н. Н. Носов «Живая шляпа» (решение частных задач) |
Проблема. Какие игры вы любите? Цели: развивать
умения слушать и запоминать информацию |
|
87 |
|
|
Н. Н. Носов «На горке» (освоение нового материала) |
Проблема. Какие качества ценятся в людях больше всего? Цели: познакомить
учащихся с содержанием рассказа; развивать умение бегло читать, подробно
излагать прочитанное, делить текст |
План, часть текста, главная мысль |
88 |
|
|
Н. Н. Носов «На горке» (решение частных задач) |
Проблема. Какую ошибку совершил Котька? Цели: развивать умение подробно пересказывать текст на основе самостоятельно составленного картинного и цитатного плана; развивать логику, память, внимание; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду |
Цитата, картинный план, пересказ |
89 |
|
|
Обобщение по разделу «Писатели детям» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Какая главная мысль раздела? Цели: помочь учащимся повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление; поддержка читательской деятельности; создать условия для приобретения опыта применения в урочной и внеурочной деятельности ИКТ развивать интерес к чтению. |
Оценка, отметка, проверочная работа |
90 |
|
|
Я и мои друзья (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Что такое дружба? Цели: познакомить учащихся с новым разделом; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации |
Друзья, друг, стихотворение |
91 |
|
|
Стихи (решение частных задач) |
Проблема. Почему дружба не заканчивается, когда кончается игра? Цели: ознакомить
учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитывать чувство товарищества,
взаимопомощи, положительные качества личности; научить читать стихи
выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить
формирование навыков беглого чтения |
Ссора, примирение, игра, настоящий друг, пословицы о дружбе |
92 |
|
|
Н. Булгаков «Анна, не грусти!» |
Проблема. Как не поступают настоящие друзья? Цели: познакомить
учащихся с произведением; учить делить текст |
Пересказ |
93 |
|
|
Ю. Ермолаев «Два пирожных» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему
рассказ о маме помещён Цели:
познакомить |
Помощь старшим, справедливость |
94 |
|
|
В. Осеева «Волшебное слово» (освоение нового материала) |
Проблема. Как действуют на людей «волшебные слова»? Цели: познакомить
учащихся с содержанием рассказа В. Осеевой; развивать внимание, навыки
осмысленного выразительного беглого чтения, умение подтверждать свои
высказывания цитатами из текста; воспитывать вежливое поведение,
доброжелательное отношение |
Вежливость,
грубость, вежливые |
95 |
|
|
В. Осеева «Волшебное слово» (решение частных задач) |
Проблема. Почему «волшебное» слово имеет такую силу? Цели: учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого, связно излагать свои мысли по содержанию прочитанного художественного произведения; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим |
Логическое ударение, главная мысль рассказа, части рассказа |
96 |
|
|
В. Осеева «Хорошее» (освоение нового материала) |
Проблема. Можно Цели: развивать
умение прогнозировать текст; учить подбирать заголовки к частям рассказа,
составлять план; воспитывать честность и чувство ответственности за свои
поступки, доброе отношение |
Хорошие мысли, хорошие поступки |
97 |
|
|
В. Осеева «Почему?» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему так назван рассказ? Цели: продолжать
знакомить с творчеством |
Честность, ответственность |
98 |
|
|
В. Осеева «Почему?» (решение частных задач) |
Проблема. Почему мы не всегда говорим правду? Правильно ли это? Цели: учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план; совершенствовать умение пересказывать текст подробно по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки |
Правда, ложь, признание, наказание |
99 |
|
|
Обобщение «Я и мои друзья» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Какие проблемы затрагивает раздел? На все ли вопросы, поставленные авторами учебника и вами в произведениях этого раздела, нам удалось ответить? Цели: помочь повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и об разное мышление; воспитывать интерес к чтению, к урокам литературного чтения - |
Дружба, оценка, отметка |
100 |
|
|
Люблю природу русскую. Весна (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. В чём отличие стихов от прозы? Цели: познакомить учащихся с содержанием произведений нового раздела; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства |
Весна, весенние изменения, весенние загадки, звукопись |
101 |
|
|
Стихи Ф. Тютчева (освоение нового материала) |
Проблема. Для чего читают стихи? Цели: познакомить учащихся со стихотворениями о весне Ф. Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности |
Весна, поэзия, русская природа, настроение стихотворения. Словарная работа: брег, весны гонцы |
102 |
|
|
Стихи А. Плещеева о весне (освоение нового материала) |
Проблема. Как в стихотворении выразить настроение? Цели: познакомить детей с творчеством А. Плещеева, научить читать стихотворения выразительно; развивать навыки правильного выразительного чтения, память, внимание и наблюдательность - |
Словарная работа: лазурь, сени. Стихотворная картина Настроение стихотворения |
103 |
|
|
А. Блок «На лугу» (освоение нового материала) |
Проблема. Можно ли, читая стихотворение, услышать песенку ручья? Почему это возможно? Что делает для этого автор стихотворения? Цели: познакомить |
Словарная работа: пашня, голос весны. Звукопись |
104 |
|
|
С. Маршак «Снег теперь уже не тот…» (освоение нового материала) |
Проблема. Как март преображает землю? Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством С. Маршака, со стихотворениями о весне; развивать навыки правильного выразительного чтения, память, внимание, мышление; учить наблюдать за жизнью слова; помочь представить картины весенней природы, отраженные в лирическом стихотворении |
Приметы весны |
105 |
|
|
И. Бунин «Матери» (освоение нового материала)
|
Проблема. Кто самый близкий человек на свете для ребёнка? Цели: познакомить учащихся с произведением И. Бунина; развивать навыки правильного выразительного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме; помочь учащимся
утвердиться в мысли ри у человека никого на свете нет |
Словарная работа: лампадка, кроткий, ангел, мама |
106 |
|
|
А. Плещеев «В бурю» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему
маму часто сравнивают Цели: познакомить учащихся с произведением А. Плещеева; развивать навыки правильного выразительного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме |
Словарная работа: буря, колыбель, гроза Господня, молитва |
107 |
|
|
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я мою маму обидел…» (освоение нового материала) |
Проблема. Когда мама грустит? Что вызывает грусть у мамы? Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки
выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые
чувства и уважительное отношение |
Солнечный луч, желание, грусть, обида, ссора |
108 |
|
|
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (обобщение и систематизация знаний)- |
Проблема. О каком любимом (наиболее понравившемся) произведении о природе вы хотели бы рассказать? Цели: помочь учащимся повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление, навык анализа стихотворного текста; воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения; формировать читательскую и коммуникативные компетенции |
Отметка, оценка, уровень знаний |
109 |
|
|
И в шутку и всерьёз (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Кому нужна фантазия, кроме поэта? Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению; воспитывать уважение к чужому мнению |
Работа |
110 |
|
|
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» (освоение нового материала) |
Проблема. Что красивей всего? Цели: познакомить детей с творчеством Б. Заходера; развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; прививать
интерес |
Словарная работа: товарищи, совет, процедил, мерцанье |
111 |
|
|
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему Винни назвал свою песенку «ворчалка»? Цели:
развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умения отвечать на
вопросы по прочитанному и увиденному, работать в группе; воспитывать уважение |
Ворчалка, озвучка, ав-торский текст |
112 |
|
|
Б. Заходер Песенки Винни-Пуха (реше- ние частных задач) |
Проблема. Какой секрет знали Винни и Пятачок? Цели: развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к чужому мнению |
Песенки, шумелки, озвучка |
113 |
|
|
Э. Успенский «Чебурашка» (освоение нового материала) |
Проблема. Как у Чебурашки появилось имя? Цели: помочь вспомнить произведение Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, мышление - |
Чебурашка, повесть - сказка, уценённые товары |
114 |
|
|
Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» (решение частных задач)
|
Проблема. Почему
мальчики иногда мечтают стать девочками? Цели: продолжить работу с произведениями Э. Успенского; развивать навыки выразительного беглого чтения, умение анализировать поступки героев, память, внимание, воображение |
Молодчина, помощь, юмор |
115 |
|
|
Стихи Э. Успен- ского (реше- ние частных задач) |
Проблема. Какое стихотворение можно назвать юмористическим? Цели: продолжить работу с произведениями Э. Успенского; развивать навыки выразительного беглого чтения, умение анализировать поступки героев, память, внимание, воображение |
Юмор, нраво-учительное сти- хотворение. Антонимы |
116 |
|
|
Стихи В. Берестова (освоение нового материала) |
Проблема. Кто может зимой бежать босиком? Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетворении; прививать интерес к чтению |
Олицетворение, знакомый, путешественники, юмористическое стихотворение |
117 |
|
|
Стихи И. Токмаковой (освоение нового материала) |
Проблема. Как можно играть словами? Цели: познакомить учащихся с произведениями И. Токмаковой; совершенствовать технику выразительного чтения; учить оценивать свою работу; поддерживать интерес и любовь к чтению |
Чудной, чудный, непонятные слова |
118 |
|
|
Г. Остер «Будем знакомы» (освоение нового материала) |
Проблема. Как можно познакомиться? Какие для знакомства знаете способы? Что является залогом успешного знакомства? Цели: познакомить учащихся с творчеством Г. Остера; развивать творческие способности, используя чтение по ролям; совершенствовать навыки выразительного чтения |
Знакомство, доброжелательный, волнение |
119 |
|
|
Г. Остер «Будем знакомы» (решение частных задач) |
Проблема. Почему
приятно знакомиться с новыми людьми? Цели: развивать логическое
мышление, навыки самостоятельной работы с текстом художественного
произведения; учить выбирать |
Нарочно, случайно, план текста, антонимы |
120 |
|
|
В. Драгунский «Всё тайное становится явным» (освоение нового материала) |
Проблема. Как тайное может стать явным? Цели: познакомить учащихся с творчеством детского писателя В. Драгунского и с содержанием произведения «Всё тайное становится явным»; помочь выявить главную мысль произведения и утвердиться в том, что всегда нужно говорить правду; развивать навык беглого выразительного чтения; учить прогнозировать содержание текста произведения |
Тайное, тайна, явь, явное |
121 |
|
|
В. Драгунский «Всё тайное становится явным» (решение частных задач) |
Проблема. Почему мальчику было страшно взглянуть на маму? Цели: развивать умение анализировать поступки героев; воспитывать честность, правдивость |
Словарная работа: клевета, правда, вина, извинение |
122 |
|
|
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Почему авторы учебника дали такое название разделу? Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; поддерживать интерес к чтению |
Оценка, знания, отметка, обобщение |
123 |
|
|
Литература зарубежных стран (постановка учебной задачи, поиск ее решения) |
Проблема. Как вы понимаете название раздела? Какие зарубежные произведения вы читали? Цели: ввести учащихся в новый раздел; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, воображение; прививать интерес к зарубежной литературе |
Зарубежная страна, зарубежная литература |
124 |
|
|
Промежуточная аттестация по итогам года
|
Цели: проверка знаний учащихся |
|
125 |
|
|
Американские и английские народные песенки. Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» (решение частных задач) |
Проблема. Почему мотылёк был счастливым? Цели: продолжить знакомить учащихся с зарубежным фольклором; отрабатывать навыки выразительного, бегло- го чтения; развивать память, внимание, воображение |
Мотылёк, зарубежный фольклор |
126 |
|
|
Ш. Перро «Кот в сапогах» (освоение нового материала) |
Проблема. Чем кот похож на человека? Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать связную речь |
Словарная работа: мельник, мельница, нотариус, заповедный, отруби, заячья капуста, маркиз |
127 |
|
|
Ш. Перро «Кот в сапогах» (решение частных задач) |
Проблема. Когда ложь бывает во спасение? Правильно ли утверждать, что ложь во спасение может быть спасением? Цели: учить
пересказывать текст по опорным фразам, ориентироваться в тексте
художественного произведения; совершенствовать навык беглого выразительного
чтения; обогащать |
Словарная работа: жнецы, косцы, черепица, людоед, великан, очарован, зять |
128 |
|
|
Ш. Перро «Красная шапочка» (освоение нового материала) |
Проблема. О ком так говорят: «Это легкомысленный человек»? Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать навык беглого выразительного чтения; обогащать и активизировать словарный запас учащихся |
Словарная работа: понаведаться, растабарывать, засов, обман, доверчивость, легкомыслие |
129 |
|
|
Г. Х. Андерсен
«Принцесса |
Проблема. Когда употребляем выражение «принцесса на горошине»? Цели: познакомить учащихся со сказкой; |
Словарная работа: король, принц, принцес- |
|
|
|
(освоение нового материала) |
развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе |
са, королева, тюфяк, перина, гагачий пух, почивать, кунсткамера |
130 |
|
|
Э. Хогарт «Мафин и паук» (освоение нового материала) |
Проблема. Почему ослик не убежал от паука? Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать навыки беглого выразительного чтения; обогащать и активизировать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе |
Словарная работа: паук, мистер, чудовище, один-одинёшенек |
131 |
|
|
Э. Хогарт «Мафин и паук» (решение частных задач) |
Проблема. Почему с пауком произошло чудо? Цели: учить делить текст на части, составлять план; воспитывать внимательное отношение к друзьям |
Словарная работа: фея, наперебой, больно, обидно, трогательно |
132 |
|
|
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Какое произведение стало самым любимым и почему? Цели: помочь учащимся обобщить знания по разделу; провести диагностику скорости чтения; развивать память, внимание, мышление, речь |
Литературное произведение, оценка, отметка |
133-134 |
|
|
Проект «Мой любимый писатель-сказочник» (обобщение и систематизация знаний) |
Проблема. Почему этот писатель-сказочник мне наболее близок и дорог? Что привлекательного (замечательного, оригинального, необычного) в его творчестве? Цели:
создать
оптимальные условия научить оформлять проект и презентовать свою работу; помочь собрать и обобщить не-обходимую информацию для проекта |
Публичное выступление, независимая оценка |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.