Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса (обучение на дому) составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012г.;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3. 3 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 24» для 5 – 9 классов на 2020 – 2021 учебный год, Приказ № 93/11-д от 31.08.2020г.;
4. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, утвержденного МБОУ «Гимназия №24»;
- Биология: 5-11 классы: программы. / (И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.). – М.: Вентана-Граф, 2014).
- Общие цели учебного предмета
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Цели и задачи данной рабочей программы
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Количество учебных часов в неделю - 1 час, всего 34 часа. Прохождение программы осуществляется за счёт объединения тем.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• эстетического отношения к живым объектам;
• освоение социальных норм и правил поведения;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные УУД:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Содержание программы учебного предмета «Биология»
Тема1. Общие сведения о мире животных(3ч)
Зоология
— наука о животных.
Введение.
Зоология — система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология,
палеонтология, этология. Сходство и различия животных и растений. Разнообразие
и значение животных в природе и в жизни человека
Животные
и окружающая среда
Среды
жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни.
Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания
— совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе.
Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.
Классификация животных и основные систематические группы
Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы.
Влияние человека на животных
Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники
Краткая история развития зоологии
Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»
Тема 2. Строение тела животных (2 ч)
Клетка
Наука
цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их
роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и
растительной клеток
Ткани,
органы и системы органов
Ткани:
эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки.
Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии
животного, их связь с образом жизни.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных»
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (3 ч)
Общая
характеристика подцарства
Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы
Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев.
Тип Инфузории
Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.
Значение простейших
Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»
Тема 4. Подцарство Многоклеточные (1 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность
Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими
Разнообразие
кишечнополостных
Класс
Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы
жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и
жизнедеятельности, жизненный цикл.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные»
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 ч)
Тип Плоские черви. Общая характеристика
Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики
Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями
Тип
Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика
Внешнее
строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа
жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви
Места обитания, строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви
Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.
Тема 6. Тип Моллюски (2 ч)
Общая характеристика
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков
Класс Брюхоногие моллюски
Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека
Класс
Двустворчатые моллюски
Среда
обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и функции систем
внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и
значение для человека.
Класс Головоногие моллюски
Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски»
Тема 7. Тип Членистоногие (3ч).
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека
Класс Паукообразные
Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и в жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков
Класс Насекомые
Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение.
Типы развития насекомых
Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых
Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых
Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые.
Красная книга. Роль насекомых в природе и в жизни человека
Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека
Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»
Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (2 ч)
Хордовые. Примитивные формы
Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки
Надкласс Рыбы.
Общая характеристика, внешнее строение
Особенности
внешнего строения, связанные с обитанием в воде.
Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.
Внутреннее строение рыб
Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником
Особенности
размножения рыб
Органы
и процесс размножения. Живорождение. Миграции.
Основные систематические группы рыб
Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании.
Промысловые рыбы. Их использование и охрана
Рыболовство. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика
Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система земноводных, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде
Строение
и деятельность внутренних органов земноводных
Характерные
черты строения систем внутренних органов земноводных по сравнению с костными
рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб
Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных
Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения земноводных
Разнообразие и значение земноводных
Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, в жизни человека. Охрана земноводных. Красная книга.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч)
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика
Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся
Внутреннее
строение и жизнедеятельность пресмыкающихся
Сходство
и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных.
Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие.
Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий
Разнообразие
пресмыкающихся
Общие
черты строения представителей разных отрядов пресмыкающихся. Меры
предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи
Значение пресмыкающихся, их происхождение
Роль пресмыкающихся в биоценозах, их значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»
Тема 11. Класс Птицы (4ч)
Общая
характеристика класса. Внешнее строение птиц
Взаимосвязь
внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции.
Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.
Опорно-двигательная система птиц
Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.
Внутреннее строение птиц
Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.
Размножение и развитие птиц
Особенности строения органов размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц.
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц
Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины
Разнообразие
птиц
Систематические
группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп
птиц. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего
строения, типа пищи и мест обитания
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц
Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий.
Обобщение и систематизация знаний по темам: «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии», «Класс Птицы»
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (6 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих
Отличительные признаки строения тела. Сравнение строения покровов млекопитающих и рептилий. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности
Внутреннее строение млекопитающих
Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.
Размножение и
развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл
Особенности
развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение
численности млекопитающих и её восстановление
Происхождение и разнообразие млекопитающих
Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями
Высшие,
или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные,
хищные
Общая
характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности
представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека.
Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные
Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека.
Высшие, или плацентарные, звери: приматы
Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами
Экологические группы млекопитающих
Признаки животных одной экологической группы
Значение млекопитающих для человека
Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери».
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира.
Развитие животного мира на Земле
Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира.
Современный мир живых организмов. Биосфера
Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Деятельность В.И. Вернадского. Живое вещество, его функции в биосфере. Косное и биокосное вещество, их функции и взаимосвязь.
Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса
Тематический план
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов по программе |
Кол-во часов (рабочая программа) |
1 |
Общие сведения о мире животных |
5 |
3 |
2 |
Строение тела животных |
2 |
2 |
3 |
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные |
4 |
3 |
4 |
Подцарство Многоклеточные |
2 |
1 |
5 |
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви |
5 |
3 |
6 |
Тип Моллюски |
4 |
2 |
7 |
Тип Членистоногие |
7 |
3 |
8 |
Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы |
6 |
2 |
9 |
Класс Земноводные, или Амфибии |
4 |
2 |
10 |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии |
4 |
2 |
11 |
Класс Птицы |
9 |
4 |
12 |
Класс Млекопитающие, или Звери |
10 |
6 |
13 |
Развитие животного мира на Земле |
6 |
2 |
14 |
Контроль и обобщение знаний по курсу 7 класса |
2 |
0 |
Итого |
70 |
34 |
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Биология»
Литература для учителя:
1. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2006. 2. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
3. Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Животные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.:БЛИЦ, 2014.
4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013.
5. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2016.
6. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Литература для учащихся:
1). Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2). Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3). Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2010. – 464 с.: ил.;
4). Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5). Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
6) Котикова Н.В., Саленко В.Б. ВПР ФИОКО Биология.5 класс.20 вариантов. Типовые задания. 20 вариантов заданий. Подробные критерии. Издательство «Экзамен», 2019. – 156с.
Приложение к рабочей программе по биологии
Календарно – тематическое планирование предмета «Биология»
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
||
План. |
Факт. |
||||
|
Тема 1. Общие сведения о мире животных |
3 |
|
|
|
1 |
Зоология — наука о животных. Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. (не пройденная тема 6 кл) |
1 |
|
|
|
2 |
Животные и окружающая среда. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. (не пройденная тема 6 кл) |
1 |
|
|
|
3 |
Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Смена природных сообществ и её причины. (не пройденная тема 6 кл) |
1 |
|
|
|
|
Тема 2 Строение тела животных |
1 |
|
|
|
4 |
Клетка. Ткани, органы и системы органов. |
1 |
|
|
|
5 |
Ткани, органы и системы органов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных» |
1 |
|
|
|
|
Тема 3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные |
3 |
|
|
|
6 |
Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые |
1 |
|
|
|
7 |
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы |
1 |
|
|
|
8 |
Тип Инфузории. Значение простейших. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» |
1 |
|
|
|
|
Тема 4. Подцарство Многоклеточные |
1 |
|
|
|
9 |
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные Строение и жизнедеятельность. |
1 |
|
|
|
|
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви |
3 |
|
|
|
10 |
Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей. |
1 |
|
|
|
11 |
Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. |
1 |
|
|
|
12 |
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». |
1 |
|
|
|
|
Тема 6. Тип Моллюски |
2 |
|
|
|
13 |
Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».
|
1 |
|
|
|
14 |
Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. |
1 |
|
|
|
|
Тема 7. Тип Членистоногие |
3 |
|
|
|
15 |
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. |
1 |
|
|
|
16 |
Класс. Паукообразные. Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого». |
1 |
|
|
|
17 |
Типы развития насекомых. Общественные насекомые. |
1 |
|
|
|
|
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы |
2 |
|
|
|
18 |
Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». |
1 |
|
|
|
19 |
Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. |
1 |
|
|
|
|
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии |
2 |
|
|
|
20 |
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика |
1 |
|
|
|
21 |
Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных. |
1 |
|
|
|
|
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии |
2 |
|
|
|
22 |
Общая характеристика пресмыкающихся. |
1 |
|
|
|
23 |
Разнообразие пресмыкающихся. Значение и их происхождение. |
1 |
|
|
|
|
Тема 11. Класс Птицы |
4 |
|
|
|
24 |
Общая характеристика птиц. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». |
1 |
|
|
|
25 |
Внутреннее строение, размножение и развитие птиц. |
1 |
|
|
|
26 |
Разнообразие птиц. Значение и охрана. |
1 |
|
|
|
|
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери |
6 |
|
|
|
27 |
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. |
1 |
|
|
|
28 |
Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 7 «Строение скелета млекопитающих». |
1 |
|
|
|
29 |
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. |
1 |
|
|
|
30 |
Происхождение и разнообразие млекопитающих. |
1 |
|
|
|
31 |
Экологические группы млекопитающих. |
1 |
|
|
|
32 |
Значение млекопитающих для человека. |
1 |
|
|
|
|
Тема 13. Развитие животного мира на Земле |
2 |
|
|
|
33 |
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина |
1 |
|
|
|
34 |
Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера |
1 |
|
|
|
Лист коррекции календарно – тематического планирования
по биологии в ______________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.