Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5-х классов составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 24» для 5 – 9 классов на 2020 – 2021 учебный год, Приказ № 93/11-д от 31.08.2020г.;
4. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, утвержденного МБОУ «Гимназия №24»;
- Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой: учебно-методическое пособие / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко. О.А. Корнилова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. – 88с.
- Общие цели учебного предмета:
· социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
· приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
· ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
· признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
· развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
· овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
· формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
- Цели и задачи данной рабочей программы:
• познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания обучающихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у обучающихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• основные характеристики царств живой природы;
• клеточное строение живых организмов;
• основные свойства живых организмов;
• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
• составлять цепи питания в природных сообществах.
- Количество учебных часов - 34, из них 4 лабораторные работы и 1 экскурсия.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
5. Формирование личностных представлений о целостности природы.
6. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия
7. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
8. Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
9. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно- полезной деятельности.
10. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
11. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
12. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение; строить логическое рассуждение;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий ) и процессов (питание, дыхание, выделение);
• необходимости защиты окружающей среды;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• приспособлений организмов к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Содержание программы учебного предмета «Биология»
Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч.)
Наука о живой природе. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.
Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная и штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа. № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов». Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Лабораторная работа. № 2 «Знакомство с клетками растений».
Химический состав клетки. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение.
Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы.
Великие естествоиспытатели. Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч.)
Царства живой природы. Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации. Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Лабораторная работа. № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Животные. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Лабораторная работа. № 4 «Наблюдение за передвижением животных».
Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов. Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и в жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и в жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)
Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно- воздушной и организменной сред. Примеры организмов - обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч.)
Как появился человек на Земле. Когда и где появился человек. Предки 9 Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Обсуждение заданий на лето. Экскурсия «Многообразие живого мира» (1ч)
Тематический план
№ п/п |
Раздел |
Количество часов (авторская программа) |
Количество часов (рабочая программа) |
1. |
Биология — наука о живом |
8 |
9 |
2. |
Многообразие живых организмов |
10 |
11 |
3. |
Жизнь организмов на планете Земля |
7 |
8 |
4. |
Человек на планете Земля |
5 |
5 |
5. |
Экскурсия «Многообразие живого мира» |
1 |
1 |
6. |
Резервное время |
3 |
0 |
Итого |
34 ч |
34 ч |
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Биология»
Методическая литература для учителя
Основная литература для учащихся
1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 128 с.: ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература для учащихся
Приложение к рабочей программе по биологии
Календарно – тематическое планирование предмета «Биология»
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
план. |
фактич. |
|||
Тема 1. Биология — наука о живом мире |
8+1 |
|
|
|
1. |
Наука о живой природе |
1 |
|
|
2. |
Свойства живого. |
1 |
|
|
3. |
Методы изучения природы. |
1 |
|
|
4. |
Увеличительные Приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов». |
1 |
|
|
5. |
Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». |
1 |
|
|
6. |
Химический состав клетки. |
1 |
|
|
7. |
Процессы жизнедеятельности клетки. |
1 |
|
|
8. |
Великие естествоиспытатели. |
1 |
|
|
9. |
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире». |
1 |
|
|
Тема 2. Многообразие живых организмов |
11 |
|
|
|
10/1 |
Царства живой природы. |
1 |
|
|
11/2 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность. |
1 |
|
|
12/3 |
Значение бактерий в природе и для человека. |
1 |
|
|
13/4 |
Растения. |
1 |
|
|
14/5 |
Растения. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». |
1 |
|
|
15/6 |
Животные. |
1 |
|
|
16/7 |
Животные. Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». |
1 |
|
|
17/8 |
Грибы. |
1 |
|
|
18/9 |
Многообразие и значение грибов. |
1 |
|
|
19/10 |
Лишайники. |
1 |
|
|
20/11 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов». |
1 |
|
|
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля |
8 |
|
|
|
21/1 |
Многообразие условий обитания на планете. |
1 |
|
|
22/2 |
Экологические факторы среды. |
1 |
|
|
23/3 |
Приспособления организмов к жизни в природе. |
1 |
|
|
24/4 |
Природные сообщества. |
1 |
|
|
25/5 |
Природные зоны России. |
1 |
|
|
26/6 |
Жизнь организмов на разных материках. |
1 |
|
|
27/7 |
Жизнь организмов в морях и океанах. |
1 |
|
|
28/8 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля». Защита творческих проектов. |
1 |
|
|
Тема 4. Человек на планете Земля |
5 |
|
|
|
29/1 |
Как появился человек на Земле. |
1 |
|
|
30/2 |
Как человек изменял природу |
1 |
|
|
31/3 |
Важность охраны живого мира планеты |
1 |
|
|
32-/4 |
Сохраним богатство живого мира |
1 |
|
|
33/5 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля». Защита творческих проектов. |
1 |
|
|
34/1 |
Обсуждение заданий на лето. Экскурсия «Многообразие живого мира» |
1 |
|
|
Лист коррекции календарно – тематического планирования
по биологии в 5 А, Б, В классе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.