Планирование работы социального педагога
Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.
Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
К числу основных принципов планирования специалисты относят:
· научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы ;
· согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
· оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
· перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
· коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;
· конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.
Разработка плана может строиться по следующей схеме:
· ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
· изучение литературы по общим основам планирования;
· изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;
· анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;
· изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);
· подготовка проекта плана:
· коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;
· рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение ого на заседании педагогического совета.
В деятельности социального педагога используются различные формы планов:
· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;
· план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
· план проведения конкретных акций, форм работы , планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.
Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.
Перспективный план может иметь следующую структуру:
· аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);
· цели и задачи работы ;
· планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.
Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.
Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность
Для совершенствования социально-педагогической деятельности важное значение имеет систематический учет ее результатов. Документация и учет работы социального педагога не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной форме, выбираются с учетом передового опыта и традиций. Согласно основным рекомендациям методического письма «О социально-педагогической работе с детьми», оценка деятельности социальною педагога дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы , на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений.
В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, ну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности социальною педагога учитываются конечные результаты двух- или трехлетней работы и промежуточные (по итогам года ).
Результаты деятельности социального педагога могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы , анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита в и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т. п.).
Обязательными для социального педагога являются следующие документы:
социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума;
медико-психолого-педагогические характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке);
перспективный план работы на год , утвержденный руководителем учреждения.
За наличие этих документов социальный педагог несет персональную ответственность. В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни учащихся, качественным и количественным изменениям в их социо-культурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме.
Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ , установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социально-педагогической практики.
Немаловажным источником для анализа результативности эффективности социально-педагогической деятельности выступает отчетность.
Объем, содержание и сроки предоставления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы социального педагога жестко не регламентированы. Как правило, каждая территория регламентирует отчетность в соответствии с особенностями социально-педагогической практики, развитостью инфраструктуры, уровнем и спецификой профессиональной подготовки специалистов, их специализацией.
Отчетность может включать следующие блоки информации:
о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве на дальнейшее воспитание;
о выполненной работе по охране детства за истекший календарный год ;
об успеваемости и здоровье подопечных детей;
об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
об оказании материальной помощи несовершеннолетним;
о продолжении обучения или выпуске из школы учащихся, оставшихся без родителей, в том числе имеющих опекуном (попечителей).
Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (требованию) администрации школы, органа управления образованием, местного самоуправления, социальной защиты населения и т. п.
Предлагаемая ниже примерная форма статистического отчета социального педагога поможет систематизировать и подытожить деятельность социального педагога за отчетный период.
Статистический отчет деятельности социального педагога
(примерная форма)
________ школы за (период) ________ г
(Ф.И.О.)_________________ категория ___________
1. Оборудование рабочего места: есть (нет) кабинет, наличие компьютера, телефона; в целом - хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (нужное подчеркнуть).
2. Основные направления деятельности: ____________________________________________
3. Методическое оснащение: наличие социального паспорта микрорайона, школы, классов; банка данных учащихся, нуждающихся в социально-педагогической помощи; планирующей и отчетной документации; журнала учета индивидуальных консультаций, посещений, выступлений; методической литературы и др. материалов.
4. По видам деятельности:
· количество проведенных консультаций (всего) ___ из них:
для учащихся начальной школы ___, по проблемам ___;
средней школы ___, по проблемам ___;
старшей школы ____, по проблемам ___;
· для родителей ___, основные проблемы ___;
· для учителей ___, основные проблемы ____;
· количество посещений ___, категории посетителей ___, цели посещений ___;
· количество выступлений (всего) _____, из них: для учащихся ___, темы ___; для родителей ___, темы ___, для учителей ___ , темы ___;
· количество коррекционных занятий (всего)____, из них: индивидуальных ___, групповых (тренинги, др.)___, кол-во учащихся ___, родителей ___, темы ___;
· проведена диагностика по проблемам _____;
· количество зафиксированных правонарушений: ___, статьи ___;
· количество преступлений ____, статьи УК ___ ;
· основные мероприятия (профилактические, др.) ____.
Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической деятельности представляет определение критериев ее эффективности (результативности) деятельности.
Методическое письмо «О социально-педагогической работе с детьми» в числе основных критериев эффективности работы социального педагога выделяет:
результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;
степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
динамику изменений отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
улучшение социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;
степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.
Разработка критериев эффективности социально-педагогической работы , уточнение ее содержания и организационно-деятельностных основ продолжают оставаться актуальными проблемами педагогической теории и практики.
Документация социального педагога школы (примерный перечень)
Социальный педагог, работающий в школе может иметь следующую документацию (по согласованию с администрацией):
1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе , законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка.
2. Должностную инструкцию.
3. Перспективный, календарный план работы на год , который может быть представлен как отдельным документом, так и в контексте годового плана работы учреждения образования. В нем должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в конкретном образовательном учреждении.
4. Циклограмму и график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения.
5. График и учет тематических групповых консультаций (учащиеся, родители, учителя) примерно но следующей форме:
№ Дата Тема Категория группы (учащиеся, родители, учителя) Примечание
6. График индивидуальных консультаций для отдельных категорий клиентов. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем (конфиденциальная информация) примерно по следующей форме:
№ Дата Ф.И.О. Категория клиента (учащийся, родитель, учитель) Краткое содержание проблемы Рекомендации, время следующей встречи
7. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы .
8. Документацию по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. В контексте вышеозначенного особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
9. Документацию по вопросам опеки и попечительства (подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опеки, адресами, телефонами, местом работы ; акты обследования жилищно-бытовых условий), защите прав ребенка в органах охраны правопорядка и судебных органах.
10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов .
11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей.
12. Методические рекомендации для родителей.
13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
14. Систематизированную информацию (в виде карточек или информационных стендов) по городским и (или) районным службам для родителей и детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.