Планирование  работы  социального  педагога

  • doc
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Планирование работы социального педагога.doc

Планирование   работы   социального   педагога

 

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

 

  Цель планирования  работы   социального   педагога  - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

 

  Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах  работы  к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

 

  К числу основных принципов планирования специалисты относят:

 

· научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний  анализ  сложившихся тенденций, перспектив и специфики  работы ;

 

· согласованность - соотнесение и координация плана  работы   социального   педагога  с планами  работы  школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

 

· оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

 

· перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

 

· коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

 

· конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

 

  Разработка плана может строиться по следующей схеме:

 

· ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

 

· изучение литературы по общим основам планирования;

 

· изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

 

·  анализ  недостатков плана  работы  за прошлый учебный год;

 

· изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);

 

· подготовка проекта плана:

 

· коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;

 

· рассмотрение проекта плана  работы  на методическом объединении и утверждение ого на заседании педагогического совета.

 

  В деятельности  социального   педагога  используются различные формы планов:

 

· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана  работы  школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

 

· план  работы  на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

 

· план проведения конкретных акций, форм  работы , планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

 

  Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе  анализа  прошлого с учетом настоящего состояния дел.

 

  Перспективный план может иметь следующую структуру:

 

· аналитическую записку (состояние  социальной  жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы,  социальные  группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный  анализ  результативности  работы   социального   педагога  за прошедший период, характеристика его  социальных  связей и т. д.);

 

· цели и задачи  работы ;

 

· планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

 

  Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

 

 

Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность

 

Для совершенствования социально-педагогической деятельности важное значение имеет систематический учет ее результатов. Документация и учет  работы   социального   педагога  не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной форме, выбираются с учетом передового опыта и традиций. Согласно основным рекомендациям методического письма «О  социально-педагогической   работе  с детьми», оценка деятельности  социальною   педагога  дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта  работы , на основе глубокого  анализа  фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений.

 

В ходе  анализа  результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, ну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности  социальною   педагога  учитываются конечные результаты двух- или трехлетней  работы  и промежуточные (по итогам  года ).

 

Результаты деятельности  социального   педагога  могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных  социальных  служб, проведения анкетирования по итогам его  работы ,  анализа  динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита в и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т. п.).

 

Обязательными для  социального   педагога  являются следующие документы:

социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума;

медико-психолого-педагогические характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке);

перспективный план  работы  на  год , утвержденный руководителем учреждения.

 

За наличие этих документов  социальный   педагог  несет персональную ответственность. В процессе  анализа  эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни учащихся, качественным и количественным изменениям в их социо-культурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме.

 

Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний  анализ , установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социально-педагогической практики.

 

Немаловажным источником для  анализа  результативности эффективности социально-педагогической деятельности выступает отчетность.

 

Объем, содержание и сроки предоставления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам  работы   социального   педагога  жестко не регламентированы. Как правило, каждая территория регламентирует отчетность в соответствии с особенностями социально-педагогической практики, развитостью инфраструктуры, уровнем и спецификой профессиональной подготовки специалистов, их специализацией.

 

Отчетность может включать следующие блоки информации:

о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве на дальнейшее воспитание;

о выполненной работе по охране детства за истекший календарный  год ;

об успеваемости и здоровье подопечных детей;

об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;

об оказании материальной помощи несовершеннолетним;

о продолжении обучения или выпуске из школы учащихся, оставшихся без родителей, в том числе имеющих опекуном (попечителей).

 

Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (требованию) администрации школы, органа управления образованием, местного самоуправления, социальной защиты населения и т. п.

 

Предлагаемая ниже примерная форма статистического отчета социального педагога поможет систематизировать и подытожить деятельность социального педагога за отчетный период.

 

 

 

 

 

Статистический отчет деятельности социального педагога

              (примерная форма)

________ школы за (период) ________ г

(Ф.И.О.)_________________ категория ___________ 

1. Оборудование рабочего места: есть (нет) кабинет, наличие компьютера, телефона; в целом - хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (нужное подчеркнуть).

2. Основные направления деятельности: ____________________________________________

3. Методическое оснащение: наличие социального паспорта микрорайона, школы, классов; банка данных учащихся, нуждающихся в социально-педагогической помощи; планирующей и отчетной документации; журнала учета индивидуальных консультаций, посещений, выступлений; методической литературы и др. материалов.

4. По видам деятельности:

· количество проведенных консультаций (всего) ___ из них:

  для учащихся начальной школы ___, по проблемам ___;

  средней школы ___, по проблемам ___;

  старшей школы ____, по проблемам ___;

· для родителей ___, основные проблемы ___;

· для учителей ___, основные проблемы ____;

· количество посещений ___, категории посетителей ___, цели посещений ___;

· количество выступлений (всего) _____, из них: для учащихся ___, темы ___; для родителей ___, темы ___, для учителей ___ , темы ___;

· количество коррекционных занятий (всего)____, из них: индивидуальных ___, групповых (тренинги, др.)___, кол-во учащихся ___, родителей ___, темы ___;

· проведена диагностика по проблемам _____;

· количество зафиксированных правонарушений: ___, статьи ___;

· количество преступлений ____, статьи УК ___ ;

· основные мероприятия (профилактические, др.) ____. 

 

Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической деятельности представляет определение критериев ее эффективности (результативности) деятельности.

 

Методическое письмо «О  социально-педагогической   работе  с детьми» в числе основных критериев эффективности  работы   социального   педагога  выделяет:

результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;

степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;

динамику изменений отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;

степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;

улучшение социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;

степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;

уровень профессионального роста  социального   педагога  как специалиста.

Разработка критериев эффективности социально-педагогической  работы , уточнение ее содержания и организационно-деятельностных основ продолжают оставаться актуальными проблемами педагогической теории и практики.

 

Документация  социального   педагога  школы (примерный перечень)

 

 Социальный   педагог, работающий в школе может иметь следующую документацию (по согласованию с администрацией):

 

1. Тексты административных документов по социально-педагогической  работе , законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка.

 

2. Должностную инструкцию.

 

3. Перспективный, календарный план  работы  на  год , который может быть представлен как отдельным документом, так и в контексте годового плана  работы  учреждения образования. В нем должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в  работе   социального   педагога  в конкретном образовательном учреждении.

 

4. Циклограмму и график  работы  на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения.

 

5. График и учет тематических групповых консультаций (учащиеся, родители, учителя) примерно но следующей форме:

№      Дата  Тема Категория группы (учащиеся, родители, учителя)     Примечание

 

        

        

        

        

 

 

6. График индивидуальных консультаций для отдельных категорий клиентов. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем (конфиденциальная информация) примерно по следующей форме:

 

№      Дата  Ф.И.О.       Категория клиента (учащийся, родитель, учитель)     Краткое содержание проблемы Рекомендации, время следующей встречи

 

7. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической  работы .

 

8. Документацию по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. В контексте вышеозначенного особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

 

9. Документацию по вопросам опеки и попечительства (подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опеки, адресами, телефонами, местом  работы ; акты обследования жилищно-бытовых условий), защите прав ребенка в органах охраны правопорядка и судебных органах.

 

10. Данные по изучению  социального  состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся,  педагогов .

 

11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей.

 

12. Методические рекомендации для родителей.

 

13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

 

14. Систематизированную информацию (в виде карточек или информационных стендов) по городским и (или) районным службам для родителей и детей.