Планирование урока в классе-комплекте
Оценка 4.8

Планирование урока в классе-комплекте

Оценка 4.8
Образовательные программы +3
docx
классное руководство +2
1 кл—4 кл
30.04.2020
Планирование урока в классе-комплекте
Советы по планированию урока в классе-комплекте (из опыта работы)
Планирование урока в классе-комплекте.doc.docx

Советы по планированию  урока в классе-комплекте

 

     С чего мы всегда начинаем? Конечно с тематического планирования. Традиционно  оно выполняется отдельно по каждому классу, но это крайне неудобно, стоит выполнять часть планирования в совмещённой форме. Следующий этап - поурочное планирование. Здесь возникают настоящие трудности: все структурные моменты урока превращаются в чередование коллективной и самостоятельной работы. При этом оказывается, что одни ученики совершенно не готовы к самостоятельной работе. На объяснения уходит огромное количество времени. Другие, напротив, ярко демонстрируют свою самостоятельность, совершая при этом чудовищное количество ошибок. Следовательно, нужно искать способы научить детей главному: самостоятельности, самоконтролю, самооценке, самодисциплине. Как много в этих словах части сам. Но прежде чем научить детей, нужно научиться планировать свою работу.

       Постоянно анализируя уровень готовности класса и каждого отдельного ученика, стоит подбирать задания для индивидуальной работы, при этом активнее использовать памятки, которые тоже разрабатываются индивидуально. Важно изучить и использовать в педагогической практике современные образовательные  технологии (развивающее, проблемное, разноуровневое обучение, коллективные способы деятельности), использовать в практической деятельности различного рода инструкции, предписания, алгоритмы для организации самостоятельной работы.

      Каждый день, идя на работу, учитель разрабатывает уроки различного предметного содержания. Любой из нас, планируя урок, начинает готовиться к нему заранее, составляя его план, придумывая интересные методические «ходы». Но не всегда подобные усилия бывают оправданы. Любой урок непредсказуем, поскольку никакой, даже самый талантливый педагог, не может на сто процентов угадать, как поведут себя ученики, как проявят себя нестандартные «ходы», придуманные им самим же. И всё же любой творчески работающий учитель непременно должен помнить известный психолого-дидактический постулат «каждый урок должен быть интересным, развивающим и обучающим одновременно».

    Процесс любой подготовки к уроку следует рассматривать как методическую задачу. При этом исходить из анализа исходных данных (что у меня есть?), определить цель и вид конечного результата (что хочу получить?), а затем наметить способы достижения этого результата (как из того, что у меня есть, получить то, что хочется?). Допустим, что методической целью урока математики является обобщение и повторение изученного материала. Главная дидактическая цель в этом случае носит развивающий характер, поскольку всем ученикам предлагается изученный материал. В этой связи нужно максимально использовать материал урока, чтобы учащиеся могли реализовать свои знания, но в то же время происходило их умственное и психическое развитие.

    Урок можно построить в традиционной для класса-комплекта форме: чередовании самостоятельной работы с коллективной работой с учителем.    Урок желательно начать с «минутки хорошего настроения». Например, можно попросить всех перед началом каждого урока посмотреть друг на друга и улыбнуться. Далее можно вспомнить  о каком-либо празднике и о том, что в этот праздник принято загадывать желания. Можно сказать ребятам, что у меня тоже есть желание, которое я записала и положила в «Волшебный сундучок», и тот, кому интересно узнать, что лежит в нём,  должен мне помогать, хорошо работать на уроке, и тогда все узнают моё желание.

    А далее следует  основная работа. Поскольку работа ведётся одновременно с тремя-четырмя классами, то необходимо иметь возможность чередовать самостоятельную и коллективную работу. Хотя для некоторых детей самостоятельная работа является крайне сложной. Поэтому для них можно приготовить карточки с типовыми заданиями, задачи с минимальной текстовой формулировкой (поскольку не все умеют достаточно быстро читать), задания на сравнение чисел (их дети уже быстро узнают по знакам «<», «>», «=»), измерить и записать длину отрезка.  В ходе выполнения коллективных заданий можно использовать свободную беседу с элементами дискуссии. У учащихся имеются  необходимые  наглядные материалы: индивидуальные пособия, карточки с различными подсказками.

    Для учащихся можно приготовить задания следующего плана: тесты на проверку знаний табличного умножения и деления, составление и решение задач, графический диктант, индивидуальные задания, включающие в себя геометрические задачи, примеры на все действия, задания на смекалку. Все задания на карточках для учащихся необходимо готовить в индивидуальном порядке с учётом возможностей каждого ученика.  Это позволит осуществлять дифференцированный подход в полном объёме.

     Каждый урок проводится по этапам: работа с учителем, самостоятельная работа. Иногда несколько этапов работы в одном классе соответствуют лишь одному этапу в другом, однако при этом важно стремиться к завершённости работы и по времени и по содержанию.

    Непосредственную работу с учащимися следует организовать для следующих этапов:

-объяснения нового материала;

- первичного закрепления;

- обобщения изученного;

- некоторых видов проверки.

    Всё же остальное время стараться отводить самостоятельной работе, включая в неё:

- самостоятельное повторение по учебнику или другим источникам ранее изученного материала;

- упражнения для закрепления;

- различные виды тренировочных  упражнений;

- практические работы;

- тесты и т. д.

 

     Основное требование к организации учебного процесса К.Д.Ушинским было сформулировано так: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Такое требование является единственно верным. Оно не утратило своего значения и в настоящее время.

    Для того, чтобы у учащихся развить самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия.

     Необходимо создание на уроке бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового. Важно, чтобы на уроке царили доброжелательное отношение между учителем и учениками, между учащимися, взаимопонимание, вера в силы и возможности каждого ученика. Создание эмоциональной атмосферы в классе способствуют активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям.

     Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроке детей надо учить думать и рассуждать, спорить и доказывать. Им будет интересно друг с другом. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой познавательной деятельности.   

    Для развития творческих способностей можно использовать  игры, загадки, ребусы, кроссворды, различные виды работ по русскому языку.

    Другим средством создания положительных эмоций, развития творческих способностей являются сказки. Дети не просто пересказывают произведения, а обыгрывают их, добавляя что-то своё или изменяя конец сказки. Пробуют дети сочинять и свои сказки, писать стихи.

   

 

      Известно, что задача учителя состоит не только в том, чтобы подготовить и провести интересный урок.  Каждый педагог знает, что кроме учебно-материальных мы обязаны создавать и морально-психологические, и гигиенические, и эстетические условия. В этой связи стоит иметь несколько иной подход к дисциплине на уроке. Позволить свободное общение, ответы с места, даже если ученик не встал при этом, как мы все привыкли видеть. С малочисленными классами это более приемлемо, нежели в больших классах, потому что ученик, отвечающий с места, иногда чувствует себя более уверенно, чем когда он стоит перед учителем в полный рост.

    В заключении  стоит вспомнить, что есть простое методическое умение педагога – умение осознанно составлять задания и выстраивать их в систему, имея в виду достижение цели урока. Вряд ли кто-то владеет этим в совершенстве. Мы работаем и учимся этому постоянно. На каком-то этапе нам это удаётся в большей степени, на каком-то не удаётся вообще, и надо в этом признаваться. Умение видеть собственные недостатки и способность к самосовершенствованию есть та сила, которая заставляет идти вперёд, не останавливаться на достигнутом и развиваться.


 

Советы по планированию урока в классе-комплекте

Советы по планированию урока в классе-комплекте

Процесс любой подготовки к уроку следует рассматривать как методическую задачу

Процесс любой подготовки к уроку следует рассматривать как методическую задачу

В ходе выполнения коллективных заданий можно использовать свободную беседу с элементами дискуссии

В ходе выполнения коллективных заданий можно использовать свободную беседу с элементами дискуссии

Основное требование к организации учебного процесса

Основное требование к организации учебного процесса

В этой связи стоит иметь несколько иной подход к дисциплине на уроке

В этой связи стоит иметь несколько иной подход к дисциплине на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020