«Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в деятельности классного руководителя»
Оценка 4.8

«Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в деятельности классного руководителя»

Оценка 4.8
Научные работы
docx
классное руководство
Взрослым
11.06.2020
«Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в деятельности классного руководителя»
Планирование воспитательной работы с младшими школьниками.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего образования

«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

(КГПУ им. В.П. Астафьева

 

Факультет начальных классов

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

Реферат на тему:

«Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в деятельности классного руководителя»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кононова А.В.

 

 

 

 

Красноярск, 2018

Оглавление

Введение. 3

I.Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса. 4

Принципы построения воспитательной работы.. 5

II.Цели и задачи воспитания. 6

III.Содержание воспитательной работы с классным коллективом. 7

IV.Ожидаемые результаты реализации программы.. 11

Показатели воспитанности ученика. 11

Используемая литература. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Воспитанность – одно из важнейших качеств личности. Нелегко дать определение этой категории. Ещё труднее её измерить. При этом наличие или отсутствие этого качества, то есть уровень  воспитанности человека, мы определяем сразу и почти безошибочно. На что же мы ориентируемся? Что такое воспитанный человек? Какие качества ему присущи?

         В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, тружеником или тунеядцем, честным или преступником.

Начав работать в МАОУ «Лицей №1» с детьми младшего школьного возраста и их  родителями, передо мной встал вопрос планирования работы классного руководителя.  За годы работы в моей практике накопился материал для создания  программы формирования  воспитанности младших школьников, которую я представляю. Надеюсь, что мой опыт поможет учителям начальных классов разработать свою методику воспитания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.       Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса

 

         Любая воспитательная система должна отвечать целям воспитания, которые ставит перед педагогом современное общество. Прежде всего - это формирование у учащихся качеств, которые помогут ему состояться во взрослой жизни. К таким качествам относятся:

•        интерес к самому себе. «Кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что я для этого умею?» - эти вопросы ученик должен  научиться самостоятельно  ставить перед собой и отвечать на них без боязни.

•        признание себя как личности. Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость и необходимость; ему нужно помочь сформировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах, чувство собственной успешности.

•        умение управлять самим собой. Каждая воспитательная система должна предоставлять школьнику право выбора того или иного решения и формировать ответственность за принятое решение перед самим собой, собственной совестью, перед своим внутренним «Я».

•        уважение чужого мнения. Ученик должен научиться формулировать и высказывать своё  мнение,  не боясь оказаться при этом в меньшинстве и даже в одиночестве; уметь отстаивать его и признавать свою неправоту. Каждый имеет право на ошибку. Поэтому задача взрослого – научить ребёнка принимать свои неизбежные ошибки как  должное, не обвиняя в них других людей, не формируя в себе комплекса вины; воспитать терпимое отношение к разным людям. Вещам и взглядам.

•        любознательность и вовлечение в деятельность. В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной  деятельности, так  и во внеурочной. Им хочется участвовать во всех делах, которые предлагает взрослый, проявить себя, продемонстрировать свои умения. Такая жажда деятельности формирует важное качество личности – трудоспособность.

•        эмоциональная устойчивость. В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить  учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и избавляться от других.

•        наличие позитивной  мотивации действий и поступков. Стимулом проявления  положительной мотивации в деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы, положительные эмоции, перспективы.

Принципы построения воспитательной работы

 

Принцип открытости.  Ученики планируют жизнь в классе  совместно с учителем, вносят свои предложения. К мнению детей необходимо прислушиваться.

Принцип добровольности. Процесс воспитания строится на добровольном участии ребёнка в том или ином деле, мероприятии. Необходимо  опираться на интерес, творчество детей.

Принцип  привлекательности будущего дела. Учеников увлечь, заинтересовать результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Ребёнком движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей, других детей. Младшим школьникам интересны конкурсы, праздники, соревнования. Детям хочется активно участвовать во всех классных делах. 

Принцип свободы участия. Ребёнку нужно предоставить возможность выбрать посильное и интересное  для него занятие.      

Принцип обратной связи. Каждое дело, каждое мероприятие, проведённое в классе, должно заканчиваться рефлексией. Взрослому нужно обязательно обсудить с детьми, что получилось и что не получилось.

Принцип сотрудничества. Учащиеся должны иметь право выбора партнёров при выборе дела

Принцип успешности. Участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать. 

II.      Цели и задачи воспитания

 

Цели воспитательной системы класса:  

формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию.

Задачи, решаемые в классном коллективе:

·                   помощь детям в адаптации к обучению в школе, к принятию роли ученика;

·                   привитие желания выполнять учебную деятельность, осваивать простейшие общетрудовые и специальные умения, активно участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;

·                   создание условий для равного проявления  учащимися класса  своих индивидуальных особенностей в учебное время и внеурочной деятельности;

·                   определение реальных учебных возможностей ученика, создание условий  для продвижения  учащихся в интеллектуальном развитии;

·                   формирование у них интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности;

·                   формирование у школьников понимания необходимости знаний и трудовых умений, развитие ответственного отношения к своей деятельности;

·                   проведение работы по формированию детского коллектива, раскрытие содержания  коллективных и индивидуальных поручений в целях развития товарищеских взаимоотношений; развитие инициативы и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива, формирование адекватной самооценки и объективности в оценивании поступков окружающих;

·                   привитие навыков культурного поведения, знакомство с традициями и обычаями общения поколений и народов (в классе имеются дети разных национальностей); формирование у учащихся  культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»,  «взрослый – ребёнок», обучение приёмам преодоления  коммуникативных проблем;

·                   формирование целостного представления  об окружающем мире, раскрытие роли человека  в преобразовании и охране природы;

·                   развитие у школьников чувства  прекрасного;

·                   воспитание у школьников сознательного отношения  к своему здоровью и физическому развитию, развитие самостоятельности в выполнении санитарно-гигиенических норм и правил дорожного движения;

·                   воспитание чувства патриотизма. Формирование осознанного отношения  к значимости  нравственного опыта прошлого и будущего;

·                   создание условий для благоприятного  взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организация работы с родителями;

·                   проведение работы по подготовке учащихся  к переходу на вторую ступень обучения в школе (совместно с учителями-предметниками второй ступени).

 

III.    Содержание воспитательной работы с классным коллективом

 

         В качестве системообразующих в программе определены следующие виды деятельности младших школьников:

·                   познавательная деятельность;

·                   художественно-эстетическая деятельность;

·                   спортивная  деятельность;

·                   трудовая деятельность;

·                   ценностно-ориентированная деятельность;

·                   общественная деятельность;

·                   свободное общение.

Основными направлениями воспитательной работы являются:

1.   развитие классного коллектива как воспитательной среды,

2.   правовое воспитание,

3.   формирование адекватных представлений об окружающем мире,

4.   формирование сознательного отношения к учебному труду,

5.   воспитание нравственности и культуры общения,

6.   патриотическое воспитание,

7.   формирование знаний по охране  здоровья и правилам дорожного движения, гигиеническое воспитание,

8. эстетическое воспитание,

9. организация сотрудничества с родителями.

1)    Развитие классного коллектива как воспитательной среды

Задачи:

- познакомить детей с традициями  и нормами общения,

- формировать культуру общения  в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»,

- создавать в детском коллективе одинаковые условия  для общения всех учащихся класса,

- развивать и совершенствовать умения детей разбираться в различных ситуациях  жизни коллектива,

- учить приёмам преодоления проблем в общении, выражать собственное мнение.

2)    Правовое воспитание

Задачи:

- познакомить с основными законами и правовыми нормами государства, формировать ответственное  отношение к их соблюдению, формировать ответственное отношение  к их соблюдению,

- формировать умение руководствоваться  мотивами долга, совести и справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора,

- формировать гуманистическое мировоззрение, способность к осознанию своих прав и прав других людей,  способность к саморазвитию.

3)    Формирование адекватных представлений об окружающем мире

Задачи:

- формировать ответственность за окружающий мир, учить бережному отношению к окружающей среде,

- воспитывать любовь к природе.

4)    Формирование сознательного отношения к учебному труду

Задачи:

- развивать  у учащихся способность рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения, целесообразно действовать,

- определить круг реальных возможностей ученика и зону ближайшего развития,

- развивать кругозор, любознательность,

- формировать потребность в труде,

- учить рационально  использовать время, организовывать рабочее пространство.

5)    Воспитание нравственности и культуры общения

Задачи:

- формировать нравственную культуру  миропонимания,

- формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора,

- повседневно укреплять дружеские взаимоотношения, внимательно и доброжелательно относиться к своим товарищам, личным примером демонстрировать  проявление этого поведения,

- обучать проявлениям эмпатии, толерантности.

6)   Патриотическое воспитание

Задачи:

- воспитание любви к Родине, ее культуре и традициям,

- формирование у детей гражданско-патриотического сознания,

- развитие чувства сопричастности судьбе Отечества.

7)   Формирование знаний по охране  здоровья и правилам дорожного движения, гигиеническое воспитание

Задачи:

- содействовать формированию у школьников культуры сохранения  и укрепления  собственного здоровья, ответственности за здоровье окружающих людей,

- прививать учащимся  потребность  в поддержании  порядка на своих рабочих местах, в обеспечении чистоты в классе,

- формировать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом, создавать условия для физического развития учащихся,

- воспитывать у детей младшего школьного возраста  негативное отношение к вредным привычкам.

8)   Эстетическое воспитание

Задачи:

- развивать у младших школьников потребность в прекрасном,

- прививать любовь к искусству, литературе, музыке,

- создавать условия для реализации индивидуальных творческих задатков и способностей.

9)   Организация сотрудничества с родителями.

Задачи:

- максимально сблизить интересы родителей, детей и учителей, направленные на личностное развитие школьников,

- организация и проведение родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед,

- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

   IV.   Ожидаемые результаты реализации программы

 

         Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Намеченные мероприятия должны обеспечить:

·                   сплочение классного коллектива;

·                   формирование у учащихся активной жизненной позиции;

·                   достижение высокого уровня воспитанности, познавательной активности, адекватной самооценки;

·                   получение школьниками социального опыта жизни в коллективе,  развитие умения подчиняться общим  правилам, сохраняя при этом  свою индивидуальность;

·                   формирование у школьников качеств личности, дающих возможность в дальнейшем успешно  обучаться на второй и третьей ступенях школы.

 

Показатели воспитанности ученика

1.  Поведение в семье

Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение  своих постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.

2.   Поведение в школе 

 Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.

3.   Отношение к старшим                       

Вежливость, соблюдение этикета  в общении со старшими, оказание помощи, разумное выполнение их поручений.

4.   Отношение со сверстниками

Отношение к друзьям, инициатива оказания помощи товарищам,          искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в спорах.

5.   Поведение на улицах и в общественных местах

Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к  природе, животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.

6.   Отношение к себе

Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое дело до конца, стремление быть честным и искренним. Привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность  в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринять критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь, умение отстаивать своё мнение  с помощью логической аргументации, а не силой. Настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самовоспитание, опрятный внешний вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1.      Классные часы.  1-4 классы / Сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2005.

2.      Классные часы.  1-4 классы / Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

3.      Тематические классные часы в начальной школе: как вести себя в школе и дома / Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.

4.      Журналы «Начальная школа», «Педсовет», 2005-2011.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

«Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в деятельности классного руководителя»

«Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в деятельности классного руководителя»

Введение Воспитанность – одно из важнейших качеств личности

Введение Воспитанность – одно из важнейших качеств личности

I. Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса

I. Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса

В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и избавляться от других

В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и избавляться от других

Принцип успешности. Участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать

Принцип успешности. Участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать

Формирование осознанного отношения к значимости нравственного опыта прошлого и будущего; · создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса

Формирование осознанного отношения к значимости нравственного опыта прошлого и будущего; · создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса

Основными направлениями воспитательной работы являются: 1

Основными направлениями воспитательной работы являются: 1

Формирование адекватных представлений об окружающем мире

Формирование адекватных представлений об окружающем мире

Задачи: - воспитание любви к

Задачи: - воспитание любви к

IV. Ожидаемые результаты реализации программы

IV. Ожидаемые результаты реализации программы

Отношение со сверстниками Отношение к друзьям, инициатива оказания помощи товарищам, искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно…

Отношение со сверстниками Отношение к друзьям, инициатива оказания помощи товарищам, искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно…

Используемая литература 1

Используемая литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2020