МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
(КГПУ им. В.П. Астафьева
Факультет начальных классов
Кафедра психологии и педагогики
Реферат на тему:
«Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в деятельности классного руководителя»
Выполнила: Кононова А.В.
Красноярск, 2018
Оглавление
Введение. 3
I.Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса. 4
Принципы построения воспитательной работы.. 5
II.Цели и задачи воспитания. 6
III.Содержание воспитательной работы с классным коллективом. 7
IV.Ожидаемые результаты реализации программы.. 11
Показатели воспитанности ученика. 11
Используемая литература. 13
Воспитанность – одно из важнейших качеств личности. Нелегко дать определение этой категории. Ещё труднее её измерить. При этом наличие или отсутствие этого качества, то есть уровень воспитанности человека, мы определяем сразу и почти безошибочно. На что же мы ориентируемся? Что такое воспитанный человек? Какие качества ему присущи?
В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени от школы, а то вовсе только от неё зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, тружеником или тунеядцем, честным или преступником.
Начав работать в МАОУ «Лицей №1» с детьми младшего школьного возраста и их родителями, передо мной встал вопрос планирования работы классного руководителя. За годы работы в моей практике накопился материал для создания программы формирования воспитанности младших школьников, которую я представляю. Надеюсь, что мой опыт поможет учителям начальных классов разработать свою методику воспитания учащихся.
Любая воспитательная система должна отвечать целям воспитания, которые ставит перед педагогом современное общество. Прежде всего - это формирование у учащихся качеств, которые помогут ему состояться во взрослой жизни. К таким качествам относятся:
• интерес к самому себе. «Кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что я для этого умею?» - эти вопросы ученик должен научиться самостоятельно ставить перед собой и отвечать на них без боязни.
• признание себя как личности. Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость и необходимость; ему нужно помочь сформировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах, чувство собственной успешности.
• умение управлять самим собой. Каждая воспитательная система должна предоставлять школьнику право выбора того или иного решения и формировать ответственность за принятое решение перед самим собой, собственной совестью, перед своим внутренним «Я».
• уважение чужого мнения. Ученик должен научиться формулировать и высказывать своё мнение, не боясь оказаться при этом в меньшинстве и даже в одиночестве; уметь отстаивать его и признавать свою неправоту. Каждый имеет право на ошибку. Поэтому задача взрослого – научить ребёнка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в них других людей, не формируя в себе комплекса вины; воспитать терпимое отношение к разным людям. Вещам и взглядам.
• любознательность и вовлечение в деятельность. В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется участвовать во всех делах, которые предлагает взрослый, проявить себя, продемонстрировать свои умения. Такая жажда деятельности формирует важное качество личности – трудоспособность.
• эмоциональная устойчивость. В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и избавляться от других.
• наличие позитивной мотивации действий и поступков. Стимулом проявления положительной мотивации в деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы, положительные эмоции, перспективы.
Принцип открытости. Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем, вносят свои предложения. К мнению детей необходимо прислушиваться.
Принцип добровольности. Процесс воспитания строится на добровольном участии ребёнка в том или ином деле, мероприятии. Необходимо опираться на интерес, творчество детей.
Принцип привлекательности будущего дела. Учеников увлечь, заинтересовать результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности. Ребёнком движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей, других детей. Младшим школьникам интересны конкурсы, праздники, соревнования. Детям хочется активно участвовать во всех классных делах.
Принцип свободы участия. Ребёнку нужно предоставить возможность выбрать посильное и интересное для него занятие.
Принцип обратной связи. Каждое дело, каждое мероприятие, проведённое в классе, должно заканчиваться рефлексией. Взрослому нужно обязательно обсудить с детьми, что получилось и что не получилось.
Принцип сотрудничества. Учащиеся должны иметь право выбора партнёров при выборе дела
Принцип успешности. Участие каждого ребёнка во внеклассной работе, его реальный успех и достижения необходимо по достоинству оценивать.
Цели воспитательной системы класса:
формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию.
Задачи, решаемые в классном коллективе:
· помощь детям в адаптации к обучению в школе, к принятию роли ученика;
· привитие желания выполнять учебную деятельность, осваивать простейшие общетрудовые и специальные умения, активно участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;
· создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных особенностей в учебное время и внеурочной деятельности;
· определение реальных учебных возможностей ученика, создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
· формирование у них интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности;
· формирование у школьников понимания необходимости знаний и трудовых умений, развитие ответственного отношения к своей деятельности;
· проведение работы по формированию детского коллектива, раскрытие содержания коллективных и индивидуальных поручений в целях развития товарищеских взаимоотношений; развитие инициативы и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива, формирование адекватной самооценки и объективности в оценивании поступков окружающих;
· привитие навыков культурного поведения, знакомство с традициями и обычаями общения поколений и народов (в классе имеются дети разных национальностей); формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок», обучение приёмам преодоления коммуникативных проблем;
· формирование целостного представления об окружающем мире, раскрытие роли человека в преобразовании и охране природы;
· развитие у школьников чувства прекрасного;
· воспитание у школьников сознательного отношения к своему здоровью и физическому развитию, развитие самостоятельности в выполнении санитарно-гигиенических норм и правил дорожного движения;
· воспитание чувства патриотизма. Формирование осознанного отношения к значимости нравственного опыта прошлого и будущего;
· создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организация работы с родителями;
· проведение работы по подготовке учащихся к переходу на вторую ступень обучения в школе (совместно с учителями-предметниками второй ступени).
В качестве системообразующих в программе определены следующие виды деятельности младших школьников:
· познавательная деятельность;
· художественно-эстетическая деятельность;
· спортивная деятельность;
· трудовая деятельность;
· ценностно-ориентированная деятельность;
· общественная деятельность;
· свободное общение.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
1. развитие классного коллектива как воспитательной среды,
2. правовое воспитание,
3. формирование адекватных представлений об окружающем мире,
4. формирование сознательного отношения к учебному труду,
5. воспитание нравственности и культуры общения,
6. патриотическое воспитание,
7. формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения, гигиеническое воспитание,
8. эстетическое воспитание,
9. организация сотрудничества с родителями.
1) Развитие классного коллектива как воспитательной среды
Задачи:
- познакомить детей с традициями и нормами общения,
- формировать культуру общения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»,
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса,
- развивать и совершенствовать умения детей разбираться в различных ситуациях жизни коллектива,
- учить приёмам преодоления проблем в общении, выражать собственное мнение.
2) Правовое воспитание
Задачи:
- познакомить с основными законами и правовыми нормами государства, формировать ответственное отношение к их соблюдению, формировать ответственное отношение к их соблюдению,
- формировать умение руководствоваться мотивами долга, совести и справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора,
- формировать гуманистическое мировоззрение, способность к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.
3) Формирование адекватных представлений об окружающем мире
Задачи:
- формировать ответственность за окружающий мир, учить бережному отношению к окружающей среде,
- воспитывать любовь к природе.
4) Формирование сознательного отношения к учебному труду
Задачи:
- развивать у учащихся способность рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения, целесообразно действовать,
- определить круг реальных возможностей ученика и зону ближайшего развития,
- развивать кругозор, любознательность,
- формировать потребность в труде,
- учить рационально использовать время, организовывать рабочее пространство.
5) Воспитание нравственности и культуры общения
Задачи:
- формировать нравственную культуру миропонимания,
- формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора,
- повседневно укреплять дружеские взаимоотношения, внимательно и доброжелательно относиться к своим товарищам, личным примером демонстрировать проявление этого поведения,
- обучать проявлениям эмпатии, толерантности.
6) Патриотическое воспитание
Задачи:
- воспитание любви к Родине, ее культуре и традициям,
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания,
- развитие чувства сопричастности судьбе Отечества.
7) Формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения, гигиеническое воспитание
Задачи:
- содействовать формированию у школьников культуры сохранения и укрепления собственного здоровья, ответственности за здоровье окружающих людей,
- прививать учащимся потребность в поддержании порядка на своих рабочих местах, в обеспечении чистоты в классе,
- формировать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом, создавать условия для физического развития учащихся,
- воспитывать у детей младшего школьного возраста негативное отношение к вредным привычкам.
8) Эстетическое воспитание
Задачи:
- развивать у младших школьников потребность в прекрасном,
- прививать любовь к искусству, литературе, музыке,
- создавать условия для реализации индивидуальных творческих задатков и способностей.
9) Организация сотрудничества с родителями.
Задачи:
- максимально сблизить интересы родителей, детей и учителей, направленные на личностное развитие школьников,
- организация и проведение родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед,
- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Намеченные мероприятия должны обеспечить:
· сплочение классного коллектива;
· формирование у учащихся активной жизненной позиции;
· достижение высокого уровня воспитанности, познавательной активности, адекватной самооценки;
· получение школьниками социального опыта жизни в коллективе, развитие умения подчиняться общим правилам, сохраняя при этом свою индивидуальность;
· формирование у школьников качеств личности, дающих возможность в дальнейшем успешно обучаться на второй и третьей ступенях школы.
1. Поведение в семье
Активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.
2. Поведение в школе
Дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы.
3. Отношение к старшим
Вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание помощи, разумное выполнение их поручений.
4. Отношение со сверстниками
Отношение к друзьям, инициатива оказания помощи товарищам, искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в спорах.
5. Поведение на улицах и в общественных местах
Соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте.
6. Отношение к себе
Постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое дело до конца, стремление быть честным и искренним. Привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринять критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек (курение, сквернословие), готовность прийти на помощь, умение отстаивать своё мнение с помощью логической аргументации, а не силой. Настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самовоспитание, опрятный внешний вид.
1. Классные часы. 1-4 классы / Сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Классные часы. 1-4 классы / Сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
3. Тематические классные часы в начальной школе: как вести себя в школе и дома / Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Журналы «Начальная школа», «Педсовет», 2005-2011.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.