Презентация "Планирование работы школьного библиотекаря" содержит в себе: описание основных документов, характеризующих деятельность библиотеки ОУ; требования к годовому плану школьной библиотеки; вопросы организации ведения документации библиотеки и локальные акты и др. Данная презентация может использоваться на методических мероприятиях для сотрудников школьных библиотек.Презентация "Планирование работы школьного библиотекаря"
Планирование работы
школьного библиотекаря
Лисьих И.А.
Методист МКУ ИМЦ г. Амурска
План работы и отчет библиотеки
одни из основных документов,
характеризующих деятельность
библиотеки ОУ.
Планирование работы ШБ
Перспективный план
(план развития):
составляется на 2-3 года;
содержит не более 3-4 направлений работы;
обсуждается на педагогическом совете ОУ;
утверждается директором ОУ.
Перспективный план
(план развития)
содержит, как правило, пять граф:
№ по порядку;
направления деятельности и
конкретные мероприятия;
ответственный за направления,
соисполнители;
срок реализации, год;
ожидаемый результат.
Требования к годовому плану:
наличие в библиотеке
годового плана работы
(за три учебных года):
воспитательному плану школы;
утверждение его директором школы;
указание функций, задач, направлений работы;
соответствие плана работы ШБ учебно-
распределение работы по направлениям;
распределение содержания работы с указанием:
учет литературных, памятных и знаменательных
названия (темы), срока (даты), ответственного;
дат, традиционных праздников
Структура годового плана:
1.Анализ работы за прошедший учебный год:
отмечается выполнение задач, которые ставились в
прошедшем году, краткая справка о библиотеке, анализ
работы с выходом на контрольные показатели:
обеспеченность, посещаемость, читаемость, обращаемость.
2. Основные задачи библиотеки
3. Основные функции библиотеки
4. Общие сведения о библиотеке
5. Работа с библиотечным фондом
6. Работа по пропаганде ББЗ. Справочно-
библиографическая работа
7. Информационная работа
8. Работа с читателями
9. Повышение квалификации
10. Взаимодействие с библиотеками региона и
другими организациями.
Примерная схема плана работы с
учебным фондом:
Составление заказа на учебники;
Прием и техническая обработка поступивших учебников;
Оформление отчетных документов
Прием и выдача учебников
Информирование о новых поступлениях
Периодическое списание
Изучение и анализ использования учебного фонда
Работа с каталогами и тематическими планами
Пополнение и редактирование картотеки учебной
Расстановка новых изданий в фонде
Проведение рейдов по проверке состояния учебников
Оформление накладных на учебную литературу и их
издательств
литературы
своевременная сдача в бухгалтерию
Формирование фондов:
комплектование основных фондов;
комплектование фонда учебной
литературы;
комплектование фондов на
нетрадиционных носителях;
комплектование фонда
периодических изданий.
Формирование фондов ШБ
пополнение фондов (комплектование и
доукомплектование);
очистка фондов от устаревшей и ветхой
литературы;
организация фонда (приема, учета,
технической обработки документов);
управление фондом (регулирование объема
и структуры фондов в соответствии с
миссией библиотеки и конкретными
задачами, стоящими перед ней);
хранение фондов.
Организация ведения
документации библиотеки:
законодательные и нормативные акты
(ФЗ «Об образовании», ФЗ «О
библиотечном деле»)
подзаконные акты (ведомственные
документы: приказы, положение и
правила, инструкция об учете)
локальные акты (положение и правила
конкретной библиотеки, должностные
обязанности, трудовой договор и т.д.)
Организационные
(локальные акты) документы:
паспорт библиотеки;
положение о школьной библиотеке!;
правила пользования библиотекой;
функциональные обязанности работников
статистические данные работы библиотеки;
библиотеки;
анализ работы библиотеки;
планы работы библиотеки;
модель школьной библиотеки;
режим работы;
циклограмма работы.
Документация по основному
фонду:
книга суммарного учета;
инвентарные книги;
журнал с копиями накладных;
папка актов движения фонда (списание,
акты о проведении инвентаризации и проверок
тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных;
тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в
книга суммарного учета на нетрадиционные
дневник работы школьной библиотеки;
журнал учета информационных запросов;
читательские формуляры.
инвентарную книгу;
носители информации;
передача и т. д.);
фонда;
Документация по учебному
фонду:
книга суммарного учета;
копии накладных на получение учебников;
тетрадь учета брошюрного фонда;
учетные карточки учебников;
регистрационный журнал учетных карточек;
папка актов движения учебного фонда
(списание, передача и т. д.)
тетрадь замены учебников;
журнал выдачи учебников по классам;
диагностическая карта уровня обеспеченности
учебной литературой по областям знаний;
отчет о полном количестве учебников по
классам и областям знаний.
Организация и хранение фонда:
создание условий для сохранности фонда:
параметры помещения библиотеки;
освещение;
температурный режим;
контроль влажности;
обеспеченность социальной сохранности.
обработка документов:
прием изданий;
штемпелевание изданий;
регистрация поступления изданий;
регистрация выбытия изданий;
проведение итогов движения книжного фонда
под расстановкой библиотечного фонда понимают: порядок
расположения документов на полках и библиотечную
операцию размещения в соответствии с шифрами их
хранения;
доступе, где расстановка документов осуществляется по
систематическо-алфавитному признаку
практически весь фонд обычно располагается на открытом
Учет библиотечного фонда
различают два вида учета: суммарный и
индивидуальный;
суммарный учет- это учет библиотечного
фонда группами по сопроводительному
документу; формой суммарного учета
является «Книга суммарного учета»;
индивидуальный учет – это учет каждого
конкретного экземпляра; формами
индивидуального учета являются:
книжная (инвентарные книги),
карточная
Проверка фонда
контрольная функция учета фонда
реализуется через проверку, которая
проводится:
при смене материально ответственного
лица;
при выявлении фактов хищения,
злоупотребления и порчи документов;
в случае стихийного бедствия;
при реорганизации и ликвидации
библиотеки.
Структура библиотечного
обслуживания:
абонемент;
справочно-библиографическая
зона;
читальный зал или читальная зона;
зона информационных технологий;
рекреационная зона (зона отдыха и
межличностного общения) и т.д.
Форма библиотечного
обслуживания:
индивидуальные формы (беседы,
консультации, индивидуальное
чтение и информирование);
групповые формы (беседы,
викторины, выставки,
библиотечные уроки,
библиографические обзоры и т.д.);
массовые формы (предметные
недели, аукционы, бенефисы,
презентации и т.д.).
Работа с кадрами библиотеки
Самообразование
Участие в методических
объединениях
Повышение квалификации через
курсы, семинары, стажировки
Портфолио библиотекаря