Клявина Елена Михайловна – заведующая школьной библиотекой МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка. Образование высшее, стаж работы 26 лет.
Библиотечно-информационный центр «Фабрика идей» - особая среда для осуществления воспитательной деятельности с разнообразными формами и методами работы. Внедрение эффективных библиотечных программ и проектов в образовательный процесс, обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников, единство учебной и внеурочной деятельности позволяет реализовать задачи, поставленные ФГОС(из опыта работы).
Новые Стандарты рассматривают школьную библиотеку как важнейший компонент педагогической системы, а также как одно из условий его реализации. Ребенок, приходя в школу, должен иметь возможность попробовать себя в разных видах деятельности, протестировать различные социальные роли — и школа сегодня должна предоставить ему возможность подобных образовательных путешествий, должна обеспечить комфортную развивающую информационнообразовательную среду для его самовыражения и самосовершенствования.
Обеспечить такую многоплановую деятельность способен мощный библиотечно-информационный центр образовательного учреждения.
Наша школьная библиотека, уже с начала двухтысячных годов находиться в постоянном поиске оптимальной модели с целью создания благоприятной среды для развития читательской активности школьников.
Сегодня на базе школьной библиотеки гимназии создан библиотечноинформационный центр «Фабрика идей», а сокращенно (БИЦ) «Фабрид», цель которого – внедрение эффективных библиотечных программ и проектов в образовательный процесс, соответствующих требованиям ФГОС.
В этом году БИЦ «ФабрИд» представил свой план работы участникам образовательных отношений под двизом «От «Дня знаний» к
«Метапредметному полипроекту «Чтение с увлечением»!
Метапредметность — это принципиально новое явление, вводимое в педагогическую практику стандартами второго поколения. Одним из приоритетных метапредметных результатов является читательская компетентность.
В представленном плане нашли отражение новые или обновленные формы работы со школьниками формирующие читательскую компетентность.
Выдержки из плана:
§ проект «Портфель читателя: «Читал и вам советую»;
§ РR-кампания полипроекта «Чтение с увлечением»;
§ акция «Педагоги - детям: рекомендательные списки лучших образцов литературных произведений»;
§ аукцион родительских идей и практик по продвижению чтения «Читающая семья - читающий ребёнок»;
§ РR-кампания литературного конкурса траверлогов «#В место гения»;
§ конкурс творческих работ «Книга в моей семье»;
§ вебинар «Родительское собрание по детскому чтению» или «Клуб неравнодушных родителей»;
§ читательский театр «Читаем Пушкина вместе»;
§ проект "#Это тебе" (к дню Учителя, дню Победы);
§ фотовыставка-конкурс «Фотография «Читающий гимназист» (1-6 кл.);
§ фотовыставка-конкурс «Мотиваторы «Читать не вредно — вредно не читать!» (7-11кл);
§ участие в сетевом библиотечном проекте «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения»;
§ участие в Международном краудсорсинговом интернет-проекте про чтение художественной литературы, изучаемой в школе «Страна читающая»;
§ экологический проект «Год, который изменил меня!»
На базе библиотечно-информационного центра плодотворно функционирует детско-юношеский издательский центр «Ультрамарин». Главная цель ДЮИЦ – включение учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, овладение умениями аргументировано излагать, систематизировать, применять полученный материал.
В процессе издательской деятельности дети, имеют возможность изучитьосновы газетной, интернет-, телевизионной журналистики и фотодела. Для тех, кто всерьез задумывается о журналистской карьере, это возможность познакомиться с особенностями этой профессии.
Направления воспитательной деятельности четко прослеживаются в названиях издательских проектов:
§ Книга, просвещающая разум, — чтение, полезное душе:
§ «Задушевные рассказы и благочестивые сказки»,
§ «Мы – часть страны, мы – часть истории!»,
§ «Славы предков достойны»,
§ «Календарь Победы»,
§ Экологический календарь 2017 «Год, который измениттебя!»
С началом 2017 года, года Экологии, в БИЦ «ФабрИд» стартовал экологический проект БиблиоИвентКвилт «Азбука Природолюбия» (БИКАП), направленный на формирование у школьников экологической культуры,здорового и безопасного образа жизни у учащихся.
Библиотечный ивент квилт – это одна из авторских форм интерактивной выставки-концепции. БИКАП, как и многие другие разновидности нестандартных выставок, является плодом творчества сразу нескольких воспитательных комплексов гимназии инициирующих различные проекты экологической направленности. В наш Ивент вошли:
§ БИЦ «ФабрИд»
§ эко-движение гимназистов, педагогов и родителей «#Жизнь в стиле ЭКО!», инициировано БИЦ «Фабрид»;
§ общественное экологическое объединениегимназии «Муравей»; § детско-юношеский издательский центр«Ультрамарин».
Акции и мероприятия, проведённые в рамках экологического проекта БИКАП инициированные библиотечным центром «ФабрИд»:
§ «Час земли - 2017»,
§ «Сохраним жизнь ёжику» (сбор отработанных батареек),
§ создай свой «Зелёный дизайн» (визуализация экологической проблемы своего микрорайона, города или любимого места отдыха),
§ проект «Так просто»: участие в Сторителлинг-акции волонтёрских историй «Неравнодушные люди большой страны»:
§ Экологический календарь «Год, который изменит тебя!»
Больше жизни в библиотеке или очередная революция
В 2016 году наша школьная библиотека пережила ещё одну «революцию» - зонирование пространства с полным открытым доступом к фондам. Деление на функциональные зоны позволило участникам образовательных отношений в более комфортных условиях заниматься учебно-исследовательской деятельностью, музыкой, изобразительным искусством и другими учебными курсами.
В библиотеке созданы следующие зоны.
Зона «круглого стола».Создана для обсуждения, проведения заседаний кружков и объединений, и просто для общения или просмотра периодики.
Компьютерная зона. Это оборудованные места для работы педагогов и учащихся. В этой зоне удобно размещены компьютеры, многофункциональные устройства, принтеры, сканеры. Все компьютеры подключены к локальной сети гимназии и сети Интернет. На вращающихся стойках размещена медиатека. Это пространство функционирует по правилам самообучения и самопознания. Конечно, всегда рядом библиотекарь или куратор-педагог, который поможет, покажет, обучит.
Презентационная зона. Позволяет проводить тематические библиотечные мероприятия с использованием проектора и экрана, всё, что необходимо визуализировать. Здесь, почти, всегда есть ведущий, познание происходит с помощью кого-то и ход событий идёт по правилам ведущего.
Зона читального зала. Наличие в библиотеке читального зала расширяет возможности использования книжного фонда. Школьникам стали доступны издания, имеющиеся в библиотеке в единственном экземпляре, и, что не менее важно, работа в читальном зале дает возможность приобретения навыков самостоятельного поиска нужной информации.
Демонстрационная зона. Это почти, презентационная, но у нас она отличается тем, что трансляция идёт в рекреации, а не в библиотеке, через большой телеэкран. На экран выводятся библиотечныеновости, анонсы мероприятий и акций, «живые» страницы истории России.
Зона выдачи. Рабочее место библиотекаря оснащено современным компьютерным оборудованием.
Размещение фонда библиотеки в соотношении «пространство-функция», принцип полного открытого доступа дало свои положительные результаты, в отношении количественных и качественных показателей: в библиотеке стало «больше жизни».
Библиотечно-информационный центр – особая среда для осуществления воспитательной деятельности с разнообразными формами и методами работы. Правильно организованная библиотекой система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.