Планы по изобразительному искусству (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)

  • docx
  • 15.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОИСЕЕВА Изобразительное искусство.docx

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО (пункт 19.5), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г №373, примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство», планируемых результатов освоения начального общего образования, концепции системы «Перспективная начальная школа», а так же авторская программа по изобразительному искусству И.Э. Кашекова. «Программа по учебным предметам. Изобразительное искусство 1-4 класс» -М., Академкнига/Учебник, 2013. с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

Рабочая образовательная программа составлена для обучающихся в начальной школе ОГБОЛУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха. Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования детей с ОВЗ (нарушения слуха) предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.

Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь слабослышащему ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.

Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.

Цели и задачи курса

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» относится к образовательной области «Искусство».

Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 6 классе в объеме 34 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

К концу 6-ого класса дети с нарушениями слуха научатся:

 - высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

 - знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

 - понимать образную природу искусства;

 - эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;

 - применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;

 - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

 - уметь обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

 - усваивать названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

 - овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

 - рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

 - изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

Планируемые результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне начального общего образования

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся с патологией слуха:

Ø  будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

Ø  начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

Ø  сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

Ø  появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

Ø  установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Ø  будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

 

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Ø  Изобразительная деятельность И/Д (рисование по образцу, с натуры и рисование на темы – живопись, графика) – 20 часов.

Ø  Декоративно-прикладная деятельность  Д-п/Д (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 10 часов.

Ø  Ознакомительная деятельность О/Д (беседы, объяснения, закрепление, повторение, тренировка  и т.д.) – 4 часа.

 

Общеучебные умения

Ø  В процессе уроков изобразительного искусства на базовом уровне развиваются общеучебные умения:

Ø  Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструктивной деятельности);

Ø  Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);

Ø  Информационные (извлечение информации из необходимых источников);

Ø  Организационные (осуществление самоконтроля в любых видах деятельности).

 

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, восковые мелки);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  самостоятельной творческой деятельности;

- оценивания произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

 

На содержание курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год)

1-ая четверть – 8 недель – 8 часов

2-ая четверть – 8 недель – 8 часов

3-я четверть – 10 недель – 10 часов

4-ая четверть – 8 недель – 8 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

в 6 «А» классе 1 час в неделю (Первая четверть)

 

8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

«Лето – весёлая пора!»

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

1

Больше дела – меньше слов. Простая  форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов

2.

«Осень за окном»

Жанры изобразительного искусства.

1

Всякая работа мастера хвалит. Изображаю форму, строение и цветовую окраску птиц, улетающих на юг

3.

«Осенние дары»

По воображению

1

Глазам страшно, а руки делают.

 

4.

«Натюрморт» Натюрморт: драпировка, ваза с цветами, фрукты и овощи на блюде

1

Баловством хлеба не добудешь. Общее строение и цвет предметов

5.

«Птицы улетают на юг»

1

Строение и цветовая окраска птиц

 

6.

«Золотой ковёр»

По воображению

1

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

7.

«Осень – мои воспоминания»

1

Кончил дело – гуляй смело

8.

Итоговый урок. Закрепление.

Основные жанры и виды произведений изобразит. ис-ва

1

Маленькое дело лучше большого безделья. Произведения искусства, жанр искусства

Всего 8 часов

Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии. Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству  на 1-ую четверть для 6 «б» класса развивает эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, воспитывает нравственную отзывчивость, уважение и любовь к родной природе.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

в 6 «А» классе 1 час в неделю (Вторая четверть)

 

8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

«Декоративный узор на прямоугольной тарелочке»

Беседа о композиционных узорах

1

Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!

2.

«Комнатное растение»

Рисование с натуры

1

Будем рисовать сейчас!
Где тут кисточки у нас?
Вот они! Стоят как дружно!
Из пяти одну взять нужно.

3.

«Первозимье»

По воображению

1

Я сегодня рано встала.
Тихо села у стола.
Краски с кисточкой достала
И - картину начала.

4.

«Зимние забавы» Катание на лыжах, коньках, санках

1

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.

5.

«Птицы на кормушке» Наблюдение за синицами и поползнем из окна 2 «а» класса

1

До чего же хороши
У меня карандаши!
Не мешайте мне, прошу:
Нарисую - покажу.

6.

«Скоро праздник –  Новый год!»

По воображению

1

На веселом карнавале
Пели все и танцевали,
Чтоб украсить праздник им
Нарисуй-ка серпантин!
Синий! Желтый! Красный!
Смотрятся прекрасно!
А теперь, сказав "Лети!",
Нарисуй и конфетти.

7.

«Мои зимние каникулы» По воображению

1

Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога — всё в снегу.

Нарисую что могу.

8.

Итоговый урок

 

1

Хочешь, невиданных птиц и зверей
Я нарисую? - Рисуй поскорей!
Кисточкой взмахну — и с неба
Вдруг повалят хлопья снега.

Всего 8 часов

Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.

Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству  на 2-ую четверть воспитывает интерес к народному фольклору, предоставляет свободу для художественно – творческого решения общей задачи по реализации УУД.

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

в 6 «А» классе 1 час в неделю (Третья четверть)

 

10 недель, всего 10 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

«Зимний пейзаж»

1

Я сегодня рано встала.
Тихо села у стола.
Краски с кисточкой достала
И - картину начала.

2.

«Моя новогодняя ёлка!»

По воображению

 «Как я провёл зимние каникулы?»

Беседа, объяснение, показ. Рисование по образцу

1

Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!

3.

«Декоративный узор на подносе»

Белая гуашь, зелёный картон

1

Я сегодня нарисую узор примакиванием кисти.

4.

«Монотипия – живописные украшения» Плавные переходы от одного цвета к другому

1

Заливка плоскости цветом, рисунок в технике «монотипия»

5.

«Хохлома – золотые узоры»  По образцу

1

Декоративно-прикладное искусство. Понятие об орнаменте и его элементах

6.

«Рисуем отгадки к народным загадкам»

Урок-обобщение

1

Устное народное творчество, художественная выразительность

7.

Анималистика «Рыжий кот» По воображению

1

Изображение животных, анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас – анималистический жанр

8.

Знакомство с искусством мультипликации. Обучение приёмам одушевления персонажей, анимации

1

Последовательные фразы движения рисованных фигур

9.

Мультипликационный герой

1

Мой любимый герой – это …

10.

Итоговый урок

 

1

Создать в рисунке иллюзию предметов и облаков

Всего 10 часов

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

в 6 «А» классе 1 час в неделю (Четвёртая четверть)

 

8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

«Как я провёл весенние каникулы?»

По воображению

 

1

Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!

 

2.

«Пробуждение природы»

Беседа, объяснение, частичный показ.

1

Я сегодня рано встала.
Тихо села у стола.
Краски с кисточкой достала
И - картину начала.

3.

«Декоративный узор на круге»

Белая гуашь, зелёный картон

1

Я сегодня нарисую узор методом примакивания кисти.

4.

«Уж тает снег, бегут ручьи …» Плавные переходы от одного цвета к другому

1

Заливка плоскости цветом, рисунок в технике «растушевка»

5.

«Роспись посуды»  По образцу, в стиле хохломы

1

Декоративно-прикладное искусство. Понятие об орнаменте и его элементах

6.

«Скоро лето»

1

 

7.

 

1

 

8.

Итоговый урок. Рисование по воображению

«Портрет друга»

 

1

Художественная выразительность, анфас, профиль

Всего 8 часов