Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО (пункт 19.5), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г №373, примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство», планируемых результатов освоения начального общего образования, концепции системы «Перспективная начальная школа», а так же авторская программа по изобразительному искусству И.Э. Кашекова. «Программа по учебным предметам. Изобразительное искусство 1-4 класс» -М., Академкнига/Учебник, 2013. с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
Рабочая образовательная программа составлена для обучающихся в начальной школе ОГБОЛУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха. Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования детей с ОВЗ (нарушения слуха) предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.
Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь слабослышащему ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.
Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.
Цели и задачи курса
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» относится к образовательной области «Искусство».
Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 6 классе в объеме 34 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.
К концу 6-ого класса дети с нарушениями слуха научатся:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- понимать образную природу искусства;
- эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- уметь обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усваивать названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне начального общего образования
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся с патологией слуха:
Ø будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
Ø начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
Ø сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
Ø появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
Ø установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Ø будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Ø Изобразительная деятельность И/Д (рисование по образцу, с натуры и рисование на темы – живопись, графика) – 20 часов.
Ø Декоративно-прикладная деятельность Д-п/Д (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 10 часов.
Ø Ознакомительная деятельность О/Д (беседы, объяснения, закрепление, повторение, тренировка и т.д.) – 4 часа.
Общеучебные умения
Ø В процессе уроков изобразительного искусства на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
Ø Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструктивной деятельности);
Ø Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);
Ø Информационные (извлечение информации из необходимых источников);
Ø Организационные (осуществление самоконтроля в любых видах деятельности).
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, восковые мелки);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- оценивания произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
На содержание курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год)
1-ая четверть – 8 недель – 8 часов
2-ая четверть – 8 недель – 8 часов
3-я четверть – 10 недель – 10 часов
4-ая четверть – 8 недель – 8 часов
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
в 6 «А» классе 1 час в неделю (Первая четверть)
8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
«Лето – весёлая пора!» Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас |
1 |
Больше дела – меньше слов. Простая форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов |
2. |
«Осень за окном» Жанры изобразительного искусства. |
1 |
Всякая работа мастера хвалит. Изображаю форму, строение и цветовую окраску птиц, улетающих на юг |
3. |
«Осенние дары» По воображению |
1 |
Глазам страшно, а руки делают.
|
4. |
«Натюрморт» Натюрморт: драпировка, ваза с цветами, фрукты и овощи на блюде |
1 |
Баловством хлеба не добудешь. Общее строение и цвет предметов |
5. |
«Птицы улетают на юг» |
1 |
Строение и цветовая окраска птиц
|
6. |
«Золотой ковёр» По воображению |
1 |
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся |
7. |
«Осень – мои воспоминания» |
1 |
Кончил дело – гуляй смело |
8. |
Итоговый урок. Закрепление. Основные жанры и виды произведений изобразит. ис-ва |
1 |
Маленькое дело лучше большого безделья. Произведения искусства, жанр искусства |
Всего 8 часов |
Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии. Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству на 1-ую четверть для 6 «б» класса развивает эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, воспитывает нравственную отзывчивость, уважение и любовь к родной природе.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
в 6 «А» классе 1 час в неделю (Вторая четверть)
8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
«Декоративный узор на прямоугольной тарелочке» Беседа о композиционных узорах |
1 |
Над бумажным над листом |
2. |
«Комнатное растение» Рисование с натуры |
1 |
Будем рисовать сейчас! |
3. |
«Первозимье» По воображению |
1 |
Я сегодня рано встала. |
4. |
«Зимние забавы» Катание на лыжах, коньках, санках |
1 |
И в
десять лет, и в семь, и в пять |
5. |
«Птицы на кормушке» Наблюдение за синицами и поползнем из окна 2 «а» класса |
1 |
До чего же хороши |
6. |
«Скоро праздник – Новый год!» По воображению |
1 |
На веселом карнавале |
7. |
«Мои зимние каникулы» По воображению |
1 |
Я
сегодня нарисую Нарисую что могу. |
8. |
Итоговый урок
|
1 |
Хочешь, невиданных птиц и
зверей |
Всего 8 часов |
Дидактический материал: альбом, краски, кисти, мольберт, образцы, иллюстрации, фотоальбомы, энциклопедии.
Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству на 2-ую четверть воспитывает интерес к народному фольклору, предоставляет свободу для художественно – творческого решения общей задачи по реализации УУД.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
в 6 «А» классе 1 час в неделю (Третья четверть)
10 недель, всего 10 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
«Зимний пейзаж» |
1 |
Я сегодня рано встала. |
2. |
«Моя новогодняя ёлка!» По воображению «Как я провёл зимние каникулы?» Беседа, объяснение, показ. Рисование по образцу |
1 |
Машет кисточка хвостом. |
3. |
«Декоративный узор на подносе» Белая гуашь, зелёный картон |
1 |
Я сегодня нарисую узор примакиванием кисти. |
4. |
«Монотипия – живописные украшения» Плавные переходы от одного цвета к другому |
1 |
Заливка плоскости цветом, рисунок в технике «монотипия» |
5. |
«Хохлома – золотые узоры» По образцу |
1 |
Декоративно-прикладное искусство. Понятие об орнаменте и его элементах |
6. |
«Рисуем отгадки к народным загадкам» Урок-обобщение |
1 |
Устное народное творчество, художественная выразительность |
7. |
Анималистика «Рыжий кот» По воображению |
1 |
Изображение животных, анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас – анималистический жанр |
8. |
Знакомство с искусством мультипликации. Обучение приёмам одушевления персонажей, анимации |
1 |
Последовательные фразы движения рисованных фигур |
9. |
Мультипликационный герой |
1 |
Мой любимый герой – это … |
10. |
Итоговый урок
|
1 |
Создать в рисунке иллюзию предметов и облаков |
Всего 10 часов |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
в 6 «А» классе 1 час в неделю (Четвёртая четверть)
8 недель, всего 8 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
«Как я провёл весенние каникулы?» По воображению
|
1 |
Машет кисточка хвостом.
|
2. |
«Пробуждение природы» Беседа, объяснение, частичный показ. |
1 |
Я сегодня рано встала. |
3. |
«Декоративный узор на круге» Белая гуашь, зелёный картон |
1 |
Я сегодня нарисую узор методом примакивания кисти. |
4. |
«Уж тает снег, бегут ручьи …» Плавные переходы от одного цвета к другому |
1 |
Заливка плоскости цветом, рисунок в технике «растушевка» |
5. |
«Роспись посуды» По образцу, в стиле хохломы |
1 |
Декоративно-прикладное искусство. Понятие об орнаменте и его элементах |
6. |
«Скоро лето» |
1 |
|
7. |
|
1 |
|
8. |
Итоговый урок. Рисование по воображению «Портрет друга»
|
1 |
Художественная выразительность, анфас, профиль |
Всего 8 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.