Планы по математике (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)
Оценка 4.7

Планы по математике (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)

Оценка 4.7
docx
15.10.2021
Планы по математике (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)
МОИСЕЕВА МАТЕМАТИКА.docx

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

МАТЕМАТИКА

 

Пояснительная записка

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования, а также к их результатам

Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в стандарте в качестве «портрета выпускника начальной школы».

Актуальность заключается в вооружении обучающихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, учебных и практических задач, воспитания у них самостоятельности и инициативы, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.

Цель курса математики – ориентирование слабослышащих обучающихся на понимание и осмысление таких знаний и практических умений, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

Исходя из цели, были выстроены задачи курса математики:

1.                      овладение умениями счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение задач, ориентация во времени и пространстве;

2.                       распознавание геометрических фигур позволяет слабослышащим учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи;

3.                      обучение математике тесно связано с формированием речи. Речевое недоразвитие составляет главную особенность слабослышащих учащихся при овладении ими математическими знаниями, умениями и навыками. Трудности речевой коммуникации осложняют процесс овладения учебным материалом, поэтому развитие словесной речи является необходимым условием эффективности уроков математики;

4.                      сознательное усвоение слабослышащими обучающимися математических знаний невозможно без овладения ими необходимым речевым материалом. Это требует специальной работы, направленной как на овладение математической терминологией и специфичными для математического стиля речи конструкциями, так и на формирование умения употреблять их в самостоятельной речи;

5.                        создать условия для того, чтобы ребёнок с нарушенными слуховыми возможностями научился адекватно действовать в любой жизненной ситуации.

В связи с постановкой требований образовательного процесса по практическому овладению речевыми навыками, преодолению речевого недоразвития учащихся большое значение имеет поиск необходимых материалов для изучения тем по вышеозначенному курсу, а также создание программы по данному курсу. Отсутствие развёрнутого учебно-методического сопровождения активизирует деятельность педагогов к поиску необходимой методической базы, методических пособий, побуждает использовать в своей педагогической деятельности учебники для общеобразовательных школ, адаптировать их содержание с целью осмысления представленного материала слабослышащими учениками, обучающихся во 2-ом отделение (вариант III). Таковыми являются: учебные пособия:

Математика. Учебник для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005.

Слезина Н.Ф. Обучение математике в младших классах школ глухих. Метод. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1999. 224 с.

Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Н.я. Виленкин и др.). – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.: ил.

Рабочая учебная программа по  математике составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида II отделение (вариант 2), рекомендованной Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Актуальность данной  учебной рабочей  программы заключается в тот, что она учитывает особенности обучающихся,  имеющих нарушения слуха, соответствует возможностям детей с особыми  образовательными потребностями и в полной мере отвечает современным требованиям ФГОС.

Образовательный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при сохранении коррекционной направленности педагогического процесса в обучении математики, реализуемого через допустимые изменения в структурировании содержания. Новизна учебной программы заключается в содержании обучения, откорректированного с учётом психофизических возможностей обучающихся и обязательного уровня математической подготовки обучающихся 6 класса.

Рабочая учебная программа по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для обучающихся VI  класса II отделения (вариант III) является нормативным документом, определяющим объём, порядок, содержание и методику преподавания математики в 6 классе для слабослышащих детей.

Цель программы:

овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Задачи программы:

1.     Развивать интеллектуальные способности;

2.     Формировать мышление, характерное для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

3.     Развивать речевые навыки детей, так как усвоение системы математических знаний находится в прямой зависимости от их уровня, что содействует развитию словесно-логического мышления, которое у детей с нарушениями слуха не развито или совсем отсутствует;

4.     воспитывать интерес к математике.

Для выработки твёрдых навыков правильных и быстрых устных вычислений необходимо на каждом уроке математики выделять 5 – 10 минут для проведения устного счета. Результаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) учащиеся должны твёрдо знать на память. К концу начального обучения должны быть сформированы навыки правильных и быстрых письменных вычислений при сложении и вычитании многозначных чисел, умножении и делении на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах миллиона.

В программе предусмотрено изучение различных величин: стоимость, количество, цена; путь, время, скорость при равномерном движении и др.

Учащиеся должны овладеть навыками измерения величин, усвоить соотношение между единицами измерений: длины, площади, массы, времени.

Особую трудность вызывает у слабослышащих учащихся изучение единиц времени, так как  соотношение между ними построено не на десятичной системе и имеет абстрактный характер изучаемых понятий.

Учитывая коррекционно-развивающий принцип обучения, на каждом уроке математики для слабослышащих детей организуется смена видов деятельности, проводятся физкультминутки, зарядка для глаз по здоровьесберегающей методике В.Ф. Базарного, динамические паузы, способствующие разрядке и снимающие утомление. Не допускается перегрузка обучающихся учебным материалом, как на уроках, так и при выполнении домашних заданиях.

В программе определены требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 6-го класса по математике к концу учебного года.

Программа предусматривает:

повторение освоенного материала предыдущих лет обучения, с постепенным расширением и углублением ранее изученного;

в начале учебного года проведение диагностической контрольной работы;

непрерывную повторяемость уже полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, включение новых знаний, создание ситуаций, в которых учащиеся используют ранее приобретённые знания;

проведение  самостоятельных работ после изучения каждой темы и четвертных контрольных работ.

Одним из наиболее сложных вопросов в специальной методике  обучения слабослышащих детей математике является формирование и развитие их словесной речи, так как овладение математическими знаниями находится в прямой зависимости от уровня ее развития.

Решение математических задач наиболее сложный процесс для детей с проблемами слуха, так как невозможно верно решить задачу, условие которой выражено в словесной форме, не понимая значения входящих в него слов или отношений между словами.

Речевой материал, характерный для математических  тем.

VI класс: числительные в пределах тысячи, миллиона; найди … часть, чему равна … часть?, раздроби, преврати; во сколько раз больше (меньше); километр, миллиметр; реши устно, запиши в строчку (столбиком); прямой угол, угольник; грамм, остаток и др.

Весь речевой материал, входящий в разбираемую группу, для осознанного применения отрабатывается заранее, до того, как он будет введён в условие задачи. Сокращенные обозначения единиц измерения должны проговариваться полностью: см – сантиметр, кг – килограмм и т.д.

Речевой материал, характерный для организации урока.

На уроке математики, как и на любом другом уроке, общение учащихся с учителем и с товарищами по классу осуществляется словесной речью.

Необходимо выработать у обучающихся потребность оречевлять алгоритм действий при проведении практических работ на уроке математики: «Я измерил длину доски»; «Я отмерил 50 сантиметров ленты» и т.д.

Учащиеся должны выражать вопросы, просьбы, желания в словесной форме: «Я не понял, повторите, пожалуйста»; «Отойди от доски, мне не видно из-за тебя» и т.д.

Тематический программный материал

Умножение и деление натуральных чисел

Название данных чисел и искомого при делении.

Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение и деление на 1. Умножение нуля, на нуль и деление нуля (невозможность деления на нуль). Умножение и деление суммы на число.

Устные приёмы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (в скобках и без них).

Задачи в 2 – 3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление.

Вычисление значений выражений вида а + 3, а – б, а • 4, б : 2, а • б, а : б при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Решение уравнений вида х + 2 = 10, 5 + х = 8, х – 3 = 6, 10 – х = 2, х • 2 = 12, 20 : х = 5, х : 3 = 4, 6 • х = 18 (способом подбора и на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами).

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Сравнение чисел с помощью деления.

Нахождение доли числа  и числа по его доле.

Прямой угол, прямоугольник (квадрат). Нахождение суммы длин сторон прямоугольника.

Практическое определение времени конца события по времени его начала и продолжительности (на основе работы с циферблатом и календарём).

Решение простых и составных задач (в 1 – 2 действия) на сложение и вычитание, умножение и деление.

Тысяча (продолжение)

Письменное сложение и вычитание, умножение и деление трёхзначного числа на однозначное.

Километр. Обозначение километра – км. Соотношение километра и метра.

Грамм. Обозначение грамма – г. Соотношение килограмма и грамма.

Количество месяцев и дней в году. Знание своего возраста, возраста товарища (подруги).

Решение простых и составных задач (в 1 – 2 действия) на сложение, вычитание, умножение и деление.

Числа от 1 до 1 000 000. Нумерация. Величины. Шкалы

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч.

1, 2, 3-й разряды в классе единиц и классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых.

Единицы измерения длины (километр, метр, сантиметр, миллиметр), соотношения между ними.

Единицы измерения массы (тонна, центнер, килограмм, грамм), соотношения между ними.

Знание текущего года.

Единицы измерения времени (год, век, месяц, сутки, час, минута, секунда), соотношения между ними.

Обозначение буквами точек, отрезков, углов, многоугольников.

Решение задач на сложение, вычитание, умножение и деление в 2 – 3 действия. Решение простых задач на вычисление времени.

Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; перестановка и группировка слагаемых при сложении нескольких чисел; взаимосвязь между суммой и слагаемыми, между уменьшаемым, вычитаемым и разностью.

Способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида х + 312 = 654, 421 + х = 546, 792 – х = 217, х – 125 = 500 и их использование при решении задач. Сложение и вычитание с нулём.

Сложение и вычитание чисел в пределах миллиона (устно – в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменно – в остальных случаях).

Числовые выражения, содержащие сложение и вычитание в 2 – 3 действия (со скобками и без них); вычисление их значения.

Площади

Знание и применение формул вычисления площади прямоугольника, квадрата.

Умение вычислять искомую сторону прямоугольника или квадрата по известной стороне и площади, опираясь на формулу.

Умение работать с таблицами величин.

Обыкновенные дроби

Умение читать и записывать обыкновенные дроби и смешанные числа.

Знание свойств и умение формулировать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Оперирование со смешанными числами, умение выделять целую и дробные части.

Знание приемов  письменного сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел; умение обосновывать приемы, опираясь на свойства.

Умение сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа, опираясь на правила.

К концу VI класса обучающиеся должны знать:

ü таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);

ü законы арифметических действий (переместительный, сочетательный, распределительные законы сложения и вычитания);

ü таблицы единиц измерения величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания в практике измерений при решении задач;

ü взаимосвязь между такими величинами, как цена, количество, стоимость товара; скорость, время и пройденный путь при равномер­ном движении, и другие, уметь применять эти знания к решению текстовых задач, с опорой на схемы;

ü понятие натурального числа;

ü понятие десятичной дроби, из каких частей она состоит;

ü значение терминов обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, целая и дробная части числа;

ü основное свойство дроби;

ü  правила выполнения действий с натуральными числами и обыкновенными дробями с равными знаменателями;

ü термины: уравнение корень уравнения, задача;

ü формулы для вычисления площади и периметра прямоугольника и квадрата.

К концу VI класса обучающиеся должны уметь:

ü    читать, записывать и сравнивать натуральные числа в пределах миллиона;

ü    сравнивать натуральные числа;

ü    округлять натуральные числа

ü    выполнять правильно и быстро устные вычисления в преде­лах 100, а с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;

ü    выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание; умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число; деление на однозначное и двузначное число), выполнять проверку правильно­сти вычислений;

ü    читать простейшие числовые выражения с использованием терминов «сумма», «разность», «произведение», «частное», знать названия компонентов действий;

ü    вычислять значения числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

ü    решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;

ü    упрощать несложные буквенные выражения;

ü    находить числовое значение простейшего буквенного выра­жения при заданных числовых значениях входящих в него букв;

ü    читать и записывать обыкновенные дроби;

ü    выделять целую и дробную части из неправильной дроби, выполнять обратную операцию со смешанным числом;

ü    сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

ü    выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел;

ü    распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник (треугольник, четырехугольник), строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник (квадрат);

ü    чертить отрезок данной длины, измерять длину данного отрезка;

ü    вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

ü    решать задачи с натуральными числами на изученные соотношения, пересказывать содержание задачи, выделяя известные данные и постановку вопроса, составлять простейшие задачи. 

 

Тема: Повторение и обобщение пройденного в 5 классе. Числа от 1 до 1000 000

(нумерация; четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умно­жение, деление)

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1. Повторить нумерацию чисел в пределах 1000: обучающиеся должны уметь читать и записывать числа, знать их десятичный со­став, а также порядок их следования в натуральном ряду чисел.

2. Уметь представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

3. Знать, как получить при счете число, следующее за данным числом, и число, ему предшествующее; уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 1000.

4. На основе знаний по нумерации выполнять вычисления в та­ких случаях, как: 900 + 60 + 3, 799 + 1, 900 - 1, 240 + 60 - 220.

5.  Повторить правила порядка выполнения арифметических действий при нахождении значений выражений без скобок и со скобками и уметь применять их в вычислениях.

6.  Повторить алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.

7. Вспомнить также прием письменного умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число для различных случаев.

8.  На уроках должны быть повторены все изученные виды за­дач в 2-3 действия.

9.  Познакомить учащихся со свойствами диагоналей прямо­угольника.

Тема: Скорость. Время. Расстояние

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1.  Получить представление о скорости равномерно движущегося тела.

2.  Знать связь между скоростью движущегося тела, временем  и расстоянием, уметь найти расстояние по данным скорости и времени движения; время – по данным расстояния и скорости, скорость – по данным расстояния и времени движения.

3.   Уметь решать простые и составные задачи используя знание связи между величинами – скоростью, временем и расстоянием.

Тема: Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1. Знать свойство умножения числа на произведение: уметь его формулировать и применять в устных и письменных вычислениях.

2. Знать приемы устного и письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями (60, 500), и объяснять эти приемы, опираясь на свойство умножения числа на произведение. Овладеть навыками умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

3.  Знать свойство деления числа на произведение, уметь его формулировать и применять в устных и письменных вычислениях.

4.  Знать приемы устного и письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, и уметь объяснять эти приемы, опираясь на свойство деления числа на произведение.

5. Уметь решать задачи на встречное движение и движение в противоположных  направлениях, выполняя при этом соответствующие чертежи.

6.  Закрепить знание приемов умножения на 10, 100, 1000, деление без остатка на 10, 100, 1000. Усвоить прием деления с остатком на10, 100, 1000. 

Тема: Умножение на двузначное и трехзначное число

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1.   Знать свойство умножения числа на сумму; уметь его формулировать и применять в вычислениях.

2.   Знать приемы устного и письменного умножения на двузначные и трехзначные числа; уметь обосновать прием, опираясь на свойство умножения числа на сумму; уметь достаточно быстро умножать на двузначное число.

3.   Уметь решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям, используя  схему-опору.

Тема: Натуральные числа и шкалы

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1.                 Знать последовательность натурального ряда, уметь сравнивать натуральные числа.

2.                 Уметь разбивать натуральные числа на классы и  разряды.

3.                 Уметь записывать на слух многозначные числа, оперировать данными числами.

4.                 Иметь представление о плоскости, о её безграничности, о возможности расположения прямых и лучей на плоскости, их границах и пересечениях.

5.                 Познакомить с лучом координат на жизненно бытовом уровне: линейка, весы, градусник.

Тема: Сложение и вычитание натуральных чисел

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1.   Знать свойства сложения и вычитания натуральных чисел; уметь их формулировать и применять в вычислениях.

2.   Знать приемы устного и письменного сложения и вычитания; уметь обосновать прием, опираясь на свойства сложения и вычитания; уметь достаточно быстро складывать и вычитать, в пределах 100, а в пределах 1000 с применением способа округления.

3.   Уметь решать задачи на сложение и вычитание (не более 4-ех действий), используя  схемы-опоры.

Тема: Умножение и деление натуральных чисел

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1.   Знать свойства умножения  и деления натуральных чисел; уметь их формулировать и применять в вычислениях.

2.   Знать приемы устного и письменного умножения; уметь обосновать прием, опираясь на свойство умножения числа на сумму; уметь достаточно быстро умножать.

3.   Уметь решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям, используя  схему-опору.

Тема: Площади

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1.                 Знать и применять формулы вычисления площади прямоугольника, квадрата.

2.                 Уметь вычислять искомую сторону прямоугольника или квадрата по известной стороне и площади, опираясь на формулу.

3.                 Уметь работать с таблицами величин.

Тема: Обыкновенные дроби

Результаты изучения темы

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки:

1.                 Уметь читать и записывать обыкновенные дроби и смешанные числа.

2.                 Знать свойства сложения и вычитания обыкновенных дробей; уметь их формулировать и применять в вычислениях.

3.                 Оперировать смешанными числами, уметь разбивать их на целую и дробные части.

4.                 Знать приемы  письменного сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел; уметь обосновать прием, опираясь на свойства.

5.                 Уметь сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа, основываясь на правила.

Заключение

Рабочую учебную программу по математике в 6 классе характеризует яркая практическая направленность на пользование математическими знаниями в бытовой деятельности.

Особенность учебной программы состоит в том, что изучение математики в условиях новых образовательных стандартов предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность педагога и ребёнка, обучающегося по Программе 2-го отделения (вариант II).

Приложение

Содержание работы по теме «Нумерация и величины»

1. Систематизация и обобщение знаний по нумерации (образо­вание чисел в ряду; понятие числа, предшествующего данному и следующего за ним; счет предметов, разряды и классы, запись и чтение чисел, содержащих единицы нескольких классов, сравнение чисел).

Типовые упражнения к этой теме

1. Прочитай следующие числа:

560 000,  80 703,  90 670,  703 040,  25 841

Назови, сколько единиц каждого разряда и класса в этих числах.

2. Запиши цифрами следующие числа:

а) двадцать тысяч триста шестьдесят пять

б) сто семьдесят девять тысяч

в) триста тысяч пятьсот двенадцать

г) триста двенадцать тысяч семьдесят пять

3. Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа:

3 740, 203 600, 42 000, 104 007, 80 016

4. Сравни числа:

60 000 и 60 002                       375 846 и 376 846

89 173 и 86 173                       56 012 и 5 612

5. Рассмотри каждое из чисел:

6 865, 70 001, 903 217, 1000 000

Сколько в нем содержится всего десятков? всего сотен? всего тысяч?

6. Увеличь в 1 000 раз число 973

Уменьши в 100 раз число 486 100

7. Напиши по памяти таблицы единиц:

а) длины, б) массы, в) площади, г) времени.

8. Вырази в более мелких единицах измерения: 

а) 9 м 70 см                     4 ц 35 кг                 25 дм2

    6 дм 6 мм                     18 кг 50 г                5 м2

б) 2 ч 15 мин                  1 ч 5 мин                5 мин

16 сут. 3 ч                       1 мин 20 с               1 год 8 мес.

9. Вырази в более крупных единицах измерения:

300 см                        700 кг                     800 м

2 000 мм                     12 000 кг               700 см2

870 дм                        11 000 г                  200 дм2

10. Проверка умения записывать числа (Проверочная работа № 1).

11. Проверка усвоения таблиц умножения и деления и таблицы мер каждым учеником с помощью самостоятельных письменных проверочных работ, математических диктантов (№ 2 и № 3) и устного опроса. Учет знаний таблиц каждым учеником, индивидуальная работа по восполнению обнаруженных пробелов (в течение всех следующих уроков до конца года).

12. Закрепление навыков устных вычислений с числами в преде­лах 100.

13 Закрепление навыков письменных вычислений (решение на каждом уроке 2-3 примеров, которые диктует учитель, например:

36 048 + 75 936,  80 546 х 70  или  27 508 – 9649,  107 716 : 28 и тому подобное); на дом может быть задана, в частности, проверка выпол­ненных в классе вычислений).

14. Закрепление знания правил о порядке выполнения действий (на примере в 3-4 действия с числами в пределах 100).

15. Проверка умения решать простые задачи (проверочная рабо­та № 4).

16. Решение составных задач в два, три, четыре действия.

         Подбор задач, решаемых в ходе итогового повторения, осуществляется самим учителем с учетом тех трудностей, которые возника­ли при их решении у обучающихся данного класса.

         Особое внимание следует обратить на задачи, в основе решения которых лежит знание взаимосвязи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние при равно­мерном движении; ширина, длина прямоугольника и его площадь. Усвоение этих зависимостей вынесено в основные требования программы. Для того чтобы работу над составными задачами сделать более интенсивной, надо использовать разнообразные методические приемы и решать как можно больше разнообразных задач.

         Необязательно при этом каждую задачу решать с начала до конца. Иногда целесообразно ограничиться составлением плана решения или составлением выражения. Многие более легкие задачи можно решать устно с записью только ответов. Эффективны также упражнения в составлении задач по заданному выражению, измене­нии отдельных элементов в этом выражении. Составные задачи следует решать не только на уроке, но и включать в домашнее зада­ние. Желательно, чтобы ежедневно было решено не менее 2 составных задач. Обучающиеся с нарушениями слуха работают по таблицам-опорам.

Примерные тексты кратковременных проверочных работ

по теме «Нумерация и величины»

Проверочная работа № 1

Арифметический диктант

1. Запиши числа:

753 814,  1 640 023,  1 000 916,  629,000,  5 000 001,  23 500.

2. Запиши число, которое идет за числом:  

999,  999 999,  700 000,  83 600

(указанные числа учитель записывает на доске).

3. Запиши число, которое предшествует числу:

9 876,  9 800, 8 070, 1 000 000

(названные числа учитель записывает на доске).

4. Запиши словами число (учитель записывает каждое число на доске):

89 275,  106013.

5.   Представь в  виде суммы  разрядных слагаемых числа:

271 523,  80 305.

6. Сравни числа (запись на доске):  

283 ...4 283       5 129... 7 435

7. Увеличь в 100 раз числа: 171, 5 932,  730,  1 945.

Уменьши в 10 раз числа: 590,  7 530,  497 800.

Проверочная работа № 2

Арифметический диктант

8 х 7,  63 : 9,  6 х 9,  72 : 8,  7 х 6,  81 :  9,

5 х 7,  45 : 5,  8  х  6,   49 : 7,  8 х 8,  28 : 4.

или:

Реши примеры на время (3 мин).

4 х 7            27 : 3           21 : 3             9 х 6         

2 х 8            36 : 6          48 : 6            5 х 9           

32 : 8           18 : 2           24 : 4            15 : 3

9 х 7            72 : 8            6 х 7             56 : 7      

28: 7            3 х 9            40 : 5            3 х 8

Проверочная работа № 3

Арифметический диктант

1. Запиши, сколько в метре дециметров,

сколько в дециметре сантиметров,

сколько в сантиметре миллиметров,

сколько в километре метров.

2.  Запиши, сколько граммов составляют 1 кг,

сколько кило­граммов составляют 1 т,

сколько в центнере килограммов,

сколько в тонне центнеров.

3. Запиши, сколько минут в 1 часе,

сколько секунд в 1 минуте,

сколько часов составляют одни сутки,

сколько лет составляют один век.

4. Вставь пропущенные названия единиц длины и массы так, чтобы получились верные равенства (запись на доске):

1 ... = 100 ...,   1 ... = 10 ...,   1 ... = 1 000 ...

или:

Заполни пропуски:

1 км  = ... м                     1 000 г  = 1 ...          1 в = 100...

1см  = ...мм                     1000 = 1...               1год =12...

1 м  = ... дм                     10ц = 1...                 1 ч = 60 ...

Проверочная работа № 4

Арифметический диктант

{учащиеся записывают только ответ)

1. В одном ряду сидели 23 ученика, в другом - на 5 учеников меньше. Сколько учеников сидело во втором ряду?

2.  В классе 32 человека, из них 15 - девочки. Сколько мальчи­ков в классе?

3.  В одной коробке 17 пуговиц, а в другой в 4 раза больше. Сколько пуговиц в другой коробке?

4. В гараже 60 легковых машин и 15 грузовых. Во сколько раз грузовых машин меньше, чем легковых.

5. После того как 19 человек ушли в поход, в отряде осталось 7 человек. Сколько всего человек в отряде?

6. Прополкой овощей занимались 50 ребят, что составляет одну шестую часть всех ребят загородного лагеря. Сколько всего ребят в лагере?

7. В одном наборе «Конструктор» 130 деталей, а в другом - 112 деталей.  На сколько деталей в первом наборе больше, чем во втором?

8. В бидоне было 18 л молока. После того как из бидона вылили несколько литров молока, в нем осталось 11 л. Сколько литров молока вылили из бидона?

Содержание работы по теме

«Четыре арифметических действия. Сложение и вычитание»

1. Обобщение представлений об арифметических действиях (название и обозначение) и о порядке их выполнения. Систематизация знаний о действиях сложения и вычитания (смысл действий, основные задачи, решаемые сложением и вычитанием, свойства сложения, связь между числами при сложении и вычитании, сложение с числом ноль, вычитание 0 и с ответом 0).

Типовые упражнения к этой теме

1. Выпиши и реши сначала примеры на сложение, потом на вычитание, затем на умножение и, наконец, на деление:

300 х 7           700 – 135          785 + 386               1755:27

4 000 : 8         5 600 : 16          153  х 421              24 308 – 9 576

620 + 80         354 х 40            60 100 – 7 308       8 379 + 354

2. Найди сумму (разность, произведение, частное) чисел 54 и 3,  3 822 и 49.

3. Вычисли и вспомни, какие правила о порядке выполнения арифметических действий использовал:

а) 480 – 180 + 20 + 60                      3 870 : 43 х 18

    1100 + 120 – 780 – 200                2 660 х 29 : 38

б)28 500 – 73 х 24                            460 : 4 – 15 х 5

   394 + 2 000 : 8                               869 х 74 + 680 : 40 – 836

в)  8 670 – (9 806 + 4 529) : 47

     (5 394 + 6 290) : (102 –78)

4. Составь различные задачи по выражениям:

    1) 52 + 38                                    

    2) 90 – 76

5.  1) Увеличь на 80 каждое из чисел:  97,  145,  394,  1 098,  35 180

     2) Уменьши на 90 каждое из чисел:  135,  200,  410,  1 300,  25 400

     3) На сколько единиц 380 меньше, чем 500?

     На сколько единиц 700 больше, чем 620?

6. Выполни вычисления устно, используя перестановку слагае­мых и замену слагаемых их суммой:

68 + 76 + 32                        526 + 74 + 215 + 185

86 + 47 + 14                        425 + 320 + 680 + 75

7. Выполни сложение и вычитание с устным объяснением:

45 218 + 26 789                  201010 – 50 307

8.  Найди значение выражений а б и  а + б, если  б = 589 и а =  100 563.

9. Заполни таблицы:

10. а) Выполни сложение в столбик и его проверку, используя переста­новку слагаемых.

574 702 + 408 185         234 197 + 456 600

б) Выполни действия и проверку сложения вычитанием, а вы­читания - сложением.

+674956                +700500               

  896044                 208109

в) Выполни вычитание и его проверку с помощью вычитания.

_680215             _800000            

  320185                   3509

11. Вычисли и вспомни, по каким правилам выполняется сло­жение и вычитание с числом 0.

84 + 0               38 – 0               0 + 0           45 – (16 – 16)

0 + 72               19 – 19             0 – 0            (52 – 52) + 34

2. Отработка умения выполнять письменное сложение и вычи­тание многозначных чисел (примеры всех видов, в том числе на сложение трех-четырех слагаемых; на вычитание в случаях, когда в записи уменьшаемого встречается 2-3 нуля подряд и др.).

3. Проверка знания алгоритмов письменного сложения и вычи­тания многозначных чисел и умения применять их в практике вычис­лений (проверочная работа № 5).

4. Закрепление навыков устных вычислений с числами в преде­лах 100 и в пределах 1 000 000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (рассмотренных видов).

5. Проверка навыков устных вычислений в пределах 100 (про­верочная работа № 6).

6. Закрепление знаний правил о порядке выполнения действий и проверки умения применять их при вычислении значений выраже­ний в 3-4 действия (проверочная работа № 7).

7. Закрепление умения выполнять письменное умножение и де­ление на однозначное и двузначное число и умения выполнять про­верку вычислений.

8.  Решение составных задач в 3-4 действия (в том числе задач на вычисление периметра прямоугольника).

Примерные тексты кратковременных проверочных работ по теме

«Арифметические действия и порядок их выполнения.

Сложение и вычитание»

Проверочная работа № 5

I вариант

Выполни вычисления:

562 + 235         287 + 469         2 041 + 956      376 + 4 108 + 720

879 –  617         952 – 376         704 – 193

II вариант

Выполни вычисления:

483 + 516         376 + 585         765 + 6 120      9 405 + 597 + 806

965 – 324         841 – 467          903 – 218

Проверочная работа № 6

I вариант

Выполни вычисления:

20 + 77             62 – 7               13 х 7

37 + 8               49 – 6               81 : 3

70 – 16             84 + 16             12 х 4

64 : 2               92 : 23               24 х 4

II вариант

Выполни вычисления:

78 – 5               100 – 15           48 : 2          78 : 3

60 – 19             30 + 64            11 х 8         68 : 17

28 + 7               52 + 44            12 х 9         32 х 3

Проверочная работа № 7

I вариант

Выполни вычисления:

65 : 13 х 10 : 2                           96 – 90 : 3 х 2

29 + 60 – 9 х 15                         100 – (3 х 12+ 8) : 4

(43 + 27) : (9 + 5) + 6

II вариант

Выполни вычисления:

95 – 40 + 5 –7                          51 : 17 х 30 : 3

70 + (81 : 3 – 21) х 29             260 + 40 – 70 х 3

9 х (37 – 30) – (92 – 72)

Содержание работы по теме «Умножение и деление»

1. Обобщение и систематизация знаний о действиях умножения и деления (смысл действий, основные задачи, решаемые умножением и делением, свойства умножения, связь между числами при умноже­нии и делении, проверка этих действий, умножение с числом 0, деление с числом 0, умножение и деление с числом 1).

Типовые упражнения к этой теме

1. Составь различные задачи по выражениям:

а)  12 – 7                            б)  64 : 16

2. а) Увеличь в 8 раз каждое из чисел:

     1, 4, 9,  10, 15, 90, 100.

    б) Уменьши в 3 раза каждое из чисел:

    3,  12,  27, 4 8,  81,  120,  300,  900.

    в) Во сколько раз 15 меньше, чем 30?  45?  90? 150?  1 500?

    Во сколько раз 120 больше, чем 1?  2?  3?  4?  30?  40?  60?

    г) Найди   1/6 часть от числа  6; 12; 42; 60; 120; 240.

    Найди число, 1/5 часть которого составляет 10, 15, 20, 100, 500.

3. По данным решениям составь задачи с такими величинами, как скорость, время, расстояние;  цена, количество, стоимость и др.:

1)  60 : 15 = 4            2)  30 : 5 = 6             3)  12 х 3 = 36

4. Вычисли удобным способом и объясни, какие свойства умно­жения использовал:

5 х 127 х 2                            (300 + 40 + 8) х 3

8 х (10 + 9)                           45 х (2 х 7)

5. Выполни умножение и деление с устным объяснением:

а) 6 704 х 8           901 х 10               465 х 300               572 х 24     

    209 х 371          9 х 3 080               72 х 100                 2700 х 80   

     603 х 75           724 х 523

б) 3 204 : 6            37 100 : 7              1680 : 30                2 254 :5 4

    8 421 : 3             54 720 : 9              7 400 : 200            2 376 : 264

6. Выполни деление с остатком:

742 : 3              4 230 : 70              1 035 : 34

7. Найди значение выражения с х d и с : d, если с = 4 020, d = 5.

Как найти неизвестный множитель? делимое? делитель?

9) а) Выполни умножение и его проверку, используя перестановку множителей 234 х 591.

б) Выполни действия и проверку умножения делением, а деления - умножением: 276 • 4, 3 492 : 6.

в) Выполни деление и его проверку с помощью деления: 1 312:41.

10. Вычисли и объясни, по каким правилам выполняется умноже­ние и деление с числами 0 и 1:

15 х 0         0 х 24         0 х 0          0 : 72        (12+12) х 0

15 х 1          1 х 24         72 : 1         1 х 1          8 : (12: 12)

11. Сколько квадратных сантиметров в 4 дм2?

Сколько квадратных дециметров в 3 м ?

Сколько квадратных сантиметров в 2 м2?

12. Стороны прямоугольника имеют длину 8 дм и 2 дм.

Чему рав­на площадь этого прямоугольника?

13. Периметр квадрата 12 см. Найди площадь этого квадрата.

2. Отработка умения выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел (примеры всех видов: умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число, деление на однозначное и двузначное число, в том числе в случаях с нулем в частном; с делимым, когда для определения цифры частного нужно сделать несколько проб, и др.).

3. Проверка знания алгоритма письменного умножения на одно­значное и двузначное число (все случаи) и умения применять его в практике вычислений (проверочная работа № 8).

4. Проверка усвоения алгоритма письменного деления на однозначное и двузначное число (все случаи) и умения применять его на практике вычислений (проверочная работа № 9).

5. Закрепление навыков устных вычислений и устное решение примеров на порядок действий.

6. Проверка навыков устных вычислений в пределах миллиона (рассмотренные случаи, проверочная работа № 10).

7. Закрепление навыков письменных вычислений (примеры на все 4 действия).

8.  Решение составных задач в 3-4 действия, в том числе задач, в тексте которых встречаются выражения «больше (меньше) на..., или в ... раз)», с пропорциональными величинами, а также простых задач.

9. Нахождение значений простейших выражений с буквой при за­данном числовом значении буквы.

Примерные тексты кратковременных проверочных работ

по теме «Умножение и деление»

Проверочная работа № 8

I вариант

Выполни вычисления:

893 х 6         5 732 х 23         7 520 х 39       309 х 85       463 х 216

II вариант

Выполни вычисления:

945 х 7         7 524 х 56         960 х 84         3 508 х 39    714 х 323

Проверочная работа № 9

I вариант

Выполни вычисления:

1575 : 9      4 212 : 54    48 438 : 69   127 600 : 42      50 075 : 25

II  вариант

Выполни вычисления:

3 332 : 7      3 649 : 41     12 894 : 42     22 680 : 54       45 060 : 15

Проверочная работа № 10

I вариант

Выполни вычисления:

1400 + 200          23 200 – 3 000            270 х 3           320 : 80

7 080 – 80            90 000 + 2 000           720 : 4            193 х 100

II  вариант

Выполни вычисления:

2 000 – 600          47 518 – 7 000         810 : 3           7 125 х 100

69 000 + 300        8 200 + 500             120 х 8           480 : 60

Список литературы, используемый для составления программы

1.             Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Н.я. Виленкин и др.). – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.

2.              Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). Ответственный редактор Г.К. Коровин. – М.: - Просвещение. 2006. –  439 с.

3.             Слезина Н.Ф. Обучение математике в младших классах школ глухих. Метод. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1999. 224 с.

4.             Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. – СПб.; Лань, 1994. – 208 с.ил.

5.             Дружок. Правила по математике и русскому языку для начальных классов. М.: ООО «Стрекоза». – 2008. 127 с.

Всего 34 недели, что составляет 200 часов

I –ая четверть – 8 недель

II – ая четверть – 8 недель

III – я четверть – 10 недель

IV – ая четверть – 8 недель

 

Календарно-тематическое планирование по математике в 6 «А» классе

(8 недель, 48 часов)

(1-ая четверть 6 часов в неделю)

8 недель, всего 48 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

День знаний

 

1

Классный час «Что такое семья?»

2.

Повторение: Обозначение натуральных чисел. С. 5

1

Десятичная запись

3, 4.

Повторение: Однозначные, двузначные, многозначные числа. С. 5

2

Нуль не относят к натуральным числам

5.

Класс единиц. С. 5

1

Три первые цифры справа составляют класс единиц

6.

Миллион, миллиард. Стр. 6

1

Названия класса единиц не произносят

7.

Чтение многозначных чисел. С. 6

1

Не произносят названия класса, все три цифры которого - нули

8.

Диагностическая работа

Чтение многозначных чисел и запись словами получившееся число

1

Индивидуальные карточки

 

9, 10.

Работа над ошибками

2

 

11.

Деление и умножение многозначного числа на однозначное число в столбик С. 84, № 463 (1, 2)

1

 Деление многозначного на однозначное, когда в записи частного есть ноль

12.

Деление и умножение многозначного числа на однозначное число в столбик.

 С. 85, № 469 (1, 2)

1

Приемы деления многозначного на однозначное, когда в записи частного есть ноль

13.

Решение задач на вычисление среднего арифметического. С. 90-91

1

Среднее арифметическое,  средняя температура, средняя скорость и т.д.

14, 15.

Решение задач на вычисление скорости. С. 92, № 515 (1, 2)

2

Среднее арифметическое,  средняя температура, средняя скорость и т.д.

16.

Решение задач на вычисление расстояния. С.93, № 590

1

Среднее арифметическое,  средняя температура

17.

Деление на классы и чтение многозначных чисел. С. 7

1

Миллиард – очень большое число

18.

Деление на однозначное число в столбик. С. 83, № 456 (2)

1

Деление многозначного на однозначное

19.

Решение задач на вычисление времени. С. 94, № 5

1

Средняя скорость

20.

Самостоятельная работа

 

1

Индивидуальны карточки

21, 22.

Работа над ошибками Решение задач на вычисление скорости

2

 

23.

Отрезок. С. 11, № 31

1

Две точки соединить одним отрезком

24.

Длина отрезка. С. 12, № 34-35

1

Расстояние между точками

25.

Виды треугольников. С. 13, № 46

1

Стороны треугольников

26.

Многоугольники. Стороны и углы многоугольников. С. 13, № 47-50

1

Вершины многоугольников

27, 28.

Многоугольники. Стороны и углы многоугольников. Решение задач на вычисление времени. Карточки

2

Допущенные ошибки

29.

Решение задач на нахождение среднего значения. С. 3, № 6

1

Задача на нахождение среднего значения

30.

Умножение числа на произведение. С. 8, № 41

1

Вычислительные навыки

31.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.  С. 10, № 54

1

Числа, оканчивающиеся нулями

32.

Решение задач на встречное движение. С. 12, № 65

1

Нахождение среднего значения

33, 34.

Решение задач на встречное движение Перестановка и группировка множителей. С. 13, № 72

2

Приём перестановки и группировки множителей

35.

Самостоятельная работа.

1

Индивидуальные карточки

36.

Работа над ошибками

1

 

37.

Умножение чисел оканчивающихся нулями, решение задач на движение (закрепление). С. 14, № 81

1

Вычислительные навыки Скорость с известным расстоянием и временем движения

38.

Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием С. 16-17

1

Скорость, время, расстояние

39, 40.

Контрольная работа.

 Работа над ошибками

2

Индивидуальные карточки

41.

Закрепление пройденного материала. С. 15-18

1

Периметр квадрата

42.

Решение задач.

1

Индивидуальные карточки

43.

Выражения. Закрепление

1

Алгоритмы письменного умножения

44.

Устные вычисления с приёмом округления. С. 14, № 55-58. Закрепление

1

Последняя клетка цепочки

45, 46.

Закрепление. Наибольшие, наименьшие числа. С. 15.

1

Составляю трёхзначное число из цифр…

47.

Порядок действия. С. 15, № 64. Закрепление

1

Сложение, вычитание, деление, умножение

48.

Итоговый урок

1

 

 

По плану 48 часов

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по математике в 6 «А» классе

(8 недель, 47 часов)

(2-ая четверть 6 часов в неделю)

8 недель, всего 47 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Плоскость. Прямая. Луч. С.16, №75-77

1

У плоскости края нет, она безгранично простирается во всех направлениях.

2.

Приёмы вычислений. С.18, №85-88

1

Сумма двух чисел

3.

Запись числа в последнюю клетку цепочки. С.19, №93

1

Сложение, вычитание, деление, умножение

4.

Шкалы и координаты. С.21-22

1

Начало координатного луча и единичный отрезок

5.

Сравнение многозначных чисел С. 27-28, №143

1

Многозначное число содержит много знаков

6, 7.

Сложение и вычитание натуральных чисел. С.33-34, №182

2

Сравнение многозначных чисел.

8.

Решение задач на сложение натуральных чисел. С. 35, №184-186

1

Сколько килограммов овощей и фруктов?

9, 10.

Расположение сумм в порядке возрастания. С. 37, №202

Выражение. Сумма и разность

2

Вместо знаков + и – говорят «сумма» и «разность».

11.

Устное вычисление. С.38, №212-213

1

Я выполнил действие, я выполнил деление.

12.

Сравнение чисел и запись результатов с помощью знака < или знака >. С. 39, №226

1

Я сравнил числа и записал их в тетрадь.

13.

Вычитание. С. 41-42

1

Индивидуальные карточки.

 Свойства вычитания.

14.

Самостоятельная работа

 

1

 

15.

Работа над ошибками

1

 

16.

Выполнение действий. С.44, №258

1

Проверка сложением, проверка вычитанием.

17.

Числовые и буквенные выражения. С. 48-49

1

Я привёл пример буквенного и числового выражения.

18.

Буквенная запись свойств сложения и вычитания. С. 54

1

Переместительное свойство сложения

19.

Поиск пропущенных чисел. С.57, №353-354

1

Я увеличил одно их слагаемых на 5.

20.

Поиск неизвестного уменьшаемого. С. 60-62

1

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

21, 22.

Поиск неизвестного вычитаемого. С. 63-65

2

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

23.

Вычисление удобным порядком. С. 64, №391

1

Счёт десятками, сотнями, тысячами, то есть десятичная система счисления

24, 25.

Решение задач с помощью уравнения. С.65, №397

2

Чтобы решить задачу, надо внимательно её прочитать

26.

Поиск значения выражения. С. 65, 3403

1

Я выполнил задание.

27.

Самостоятельная работа

1

Индивидуальные карточки.

28.

Работа над ошибками

1

 

29.

Умножение и деление натуральных чисел. Умножение натуральных чисел и его свойства. С. 66, №11

1

Я определил порядок действий.

30.

Переместительное свойство умножения. С. 67,  №404

1

Произведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей

31.

Сочетательное свойство умножения. С.68, №405

1

Множитель в родительном падеже

32.

Поиск значения произведения. С.68, №412

Поиск значения выражения. С. 68, №413

1

Произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти

33.

Выполнение действий с применением сочетательного свойства умножения. С.69, №415-416

1

Я применил сочетательное свойство умножения.

34, 35.

Составление выражения для решения задачи. С. 69, №420-423

2

Я записал произведение.

36.

Решение уравнения. С. 72, №445

1

Я решил уравнение.

37

Поиск значения выражений. С. 72, №451

1

 

38.

Решение задачи. С. 72, №447

1

Я выполнил задание.

39

Поиск значения выражений. С. 73, №462

1

 

40.

Контрольная работа

 

1

Индивидуальные карточки

41.

Работа над ошибками

1

 

42.

Поиск значения выражения. С. 72-73, № 451-460-462

 

1

Частное показывает, во сколько раз делимое больше, чем делитель. Ни одно число нельзя делить на нуль.

43.

Решение уравнений. С. 76-77, №482, 487

1

Число, на которое делят, называют делителем.

44.

Устное вычисление. С. 78, №502 (работа с таблицей).

Поиск множителей в произведении. С.78, №501

1

 

45.

Деление с остатком. С.81

1

Результат деления называют частным.

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на другой множитель.

46.

Восстановление цепочки вычислений. С. 82, №539

1

Остаток всегда меньше делителя.

47.

Итоговый урок

1

Если остаток равен нулю, то говорят, что делимое делится на делитель без остатка, или, иначе, нацело.

По плану 47 часов

 

Календарно-тематическое планирование по математике в 6 «А» классе

(10 недель, 59 часов)

(3-я четверть 6 часов в неделю)

10 недель, всего 59 часов

Содержание
программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Работа над текстовыми задачами. Деление с остатком. Выполнение умножения. С. 83, № 541

1

Индивидуальные
карточки.
Свойства вычитания.

2, 3.

Деление с остатком.

Выполнение действий.
С.84, №548

2

Проверка сложением,
проверка вычитанием.

4.

Решение уравнений.

Числовые и буквенные
выражения. С. 84,  № 550

1

Я привёл пример
буквенного и числового
выражения.

5.

Решение уравнений.

Буквенная запись свойств
сложения и вычитания. С.
84, №556

1

Переместительное
свойство сложения

6.

Упрощение выражений.

Поиск пропущенных чисел.
С.86, № 562
Уравнение. С. 58-59

1

Я увеличил одно их
слагаемых на 5.

7.

Упрощение выражений.

Поиск неизвестного
уменьшаемого. С. 87, №567

1

Чтобы найти
неизвестное
уменьшаемое, надо
сложить вычитаемое и
разность.

8, 9.

Самостоятельная работа.

Упрощение выражений.

Поиск неизвестного
вычитаемого.

2

Чтобы найти
неизвестное
вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть
разность

10.

Работа над ошибками.

Решение уравнений.

Вычисление удобным
порядком. С. 64, №568

1

Счёт десятками,
сотнями, тысячами, то
есть десятичная
система счисления

11.

Решение уравнений.

Решение задач с помощью
уравнения. С.65, №397

1

Я выполнил задание.

12.

Поиск значения
выражения. С. 65, №403

1

Индивидуальные
карточки.

13.

Умножение и деление
натуральных чисел.
Умножение натуральных
чисел и его свойства. С. 66,
№11

1

Я определил порядок
действий.

14, 15.

Практическая работа.

Переместительное
свойство умножения. С. 67,
№404

2

Произведение двух
чисел не изменяется
при перестановке
множителей

16.

Работа над ошибками.

Сочетательное свойство
умножения. С.68, №405

1

От перестановки мест множителей произведение не меняется, поэтому меняем местами множители в скобках. Затем применяем сочетательное свойство умножения:

 \[1)25 \cdot (781 \cdot 4) = \]\[ = 25 \cdot (4 \cdot 781) = (25 \cdot 4) \cdot 781 = \]

  \[ = 100 \cdot 781 = 78100;\]

17.

Умножение многозначных натуральных чисел. С. 69-71, № 425-427

1

Предположим нам надо прикрутить к машине 4 колеса. Каждое колесо  
крепится пятью гайками. Значит, нам надо взять   5 + 5 + 5 + 5   =   20   гаек.  
Если все слагаемые равны друг другу, то такую сумму записывают так:     вместо   5 + 5 + 5 + 5   пишут   5 х 4 .   Значит,     5 х 4   =   20  

18.

Деление многозначных натуральных чисел столбиком. С. 73-75, № 472-474

1

Исходя из записи     а • 1   =   а     можно вывести что,     а : 1   =   а       и         а : а   =   1 .    В результате деления любого числа на   1   получается это же число.  
Результатом деления двух одинаковых чисел будет единица

19.

Решение  задач с величинами с помощью уравнений. С. 76-77, №477481

1

Скорость, время, путь. Стоимость товара, цена, количество товара

20, 21.

Самостоятельная работа

2

Я записал
произведение

22.

Работа над ошибками.

Решение уравнений. С. 72,
№445, С. 73, №462

1

Математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами – это уравнение. Я решил уравнение.

23.

Решение задач на движение. С. 79-80,
№506-511

1

Чтобы вычислить расстояние мы скорость умножаем на время

24.

Поиск значения
выражения. С. 72-73, №
451-460-462

1

Индивидуальные
карточки

25.

Деление с остатком. С.81-84 , № 532-533-534

1

Остаток всегда меньше делителя

26.

Упрощение выражений. С. 85-89, № 559-562

1

Ни одно число нельзя
делить на нуль.

27.

Порядок  выполнения действий. С. 93-95 № 627-628

1

Действиями первой ступени  называют– сложение и вычитание, действиями второй ступени называют деление и умножение

28.

Степень числа. Квадрат и куб числа. С. 98-100, №652-655

1

Сумма, в которой все множители равны друг другу – записывается в виде произведения

29.

Площади и объёмы.  Формула пути. С. 103-104. № 676-679

1

Запись какого-нибудь правила с помощью букв называют формулой.  Это равенство называют формулой пути  s (путь) = u (скорость) t (время)

S = ut

30.

Площадь. Формула площади прямоугольника. С. 108-111. № 711-715

1

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить длину на ширину. S = a b Формула площади прямоугольника

31, 32.

Единицы измерения площадей.  С. 114-118. № 750-754

2

Квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр.

33.

Прямоугольный параллелепипед. С. 120-122. № 790-795

1

Противоположные грани прямоугольного параллелепипеда равны. Формула объёма параллелепипеда имеет вид  V=abc

34.

Прямоугольный параллелепипед. С. 123-124. № 801-806

1

Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения – длину, ширину и высоту

35.

Объём прямоугольного параллелепипеда. С. 125-128. №  819, 820, 822, 823

1

Для измерения объёмов применяют единицы: кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр, кубический километр.

36.

Объём прямоугольного параллелепипеда. С. 129-132. №  833-838

1

Куб – трехмерная  геом-я фигура, у которой все

ребра равны  V = s

37, 38.

Самостоятельная работа

2

Индивидуальные карточки

39.

Работа над ошибками

1

Действия первой
ступени + и -, действия
второй ступени  : и *

40.

Обыкновенные дроби. Окружность и круг. С. № 133-135. №851-853

1

Диаметр делит круг на два полукруга, а окружность на две полуокружности

41.

Обыкновенные дроби. Окружность и круг.  С. 135-137. №874-876

1

При построении окружности расстояние между концами ножек циркуля не изменяется

42.

Доли. Обыкновенные дроби. С. 138-140. №884-887

1

Равные части предмета называют долями

43, 44.

Доли. Обыкновенные дроби. С.  141-143. № 890-900

2

Числитель дроби пишут над чертой, а знаменатель под чертой. Знаменатель показывает  на сколько долей делят, а числитель – сколько долей взято.

45.

Доли. Обыкновенные дроби. С.  141-145. № 895, 897, 901-902

1

Числитель дроби –  (одна, две, восемь), а знаменатель – (седьмая, сотая, двести тридцатая)

46.

Сравнение дробей. С. 146-147. №  940-941.

1

Две равные дроби обозначают одно и тоже дробное число.

47.

Сравнение дробей. С. 148-150. №942-948

1

Одна третья равна четырём двенадцатым. Пять семнадцатых меньше четырнадцати семнадцатых

48, 49.

Контрольная работа

2

Индивидуальные карточки

50.

Работа над ошибками

1

51.

Правильные и неправильные дроби. С. 151-153. № 974-977

1

Числитель меньше знаменателя – правильная дробь. Числитель больше знаменателя – неправильная дробь

52.

Правильные и неправильные дроби. С. 151-152. № 974-977

1

Правильная дробь меньше единицы, а неправильная дробь больше или равна единице.

53.

Правильные и неправильные дроби. С. 152-153. № 978-980

1

Какую дробь называют правильной?

Какую дробь называют неправильной? Может ли правильная дробь быть больше чем 1?

54, 55.

Повторение.  Решение задач. на движение, скорость, время. С. 153-154. № 981-983

2

В три раза меньше

56, 57.

Повторение. Прямоугольный
параллелепипед. С. 120-124

2

Три измерения прямоугольного параллелепипеда  – длина,
ширина, высота

58.

Повторение. Площадь поверхности
параллелепипеда. С. 122-124. № 811-815

1

Ребро, вершина
параллелепипеда

59.

Итоговый урок.

Формула площади
параллелепипеда при
заданной длине, ширине,
высоте.

1

Ребро, вершина
параллелепипеда

Всего по плану 59 часов

 

Календарно-тематическое планирование по математике в 6 «А» классе

(8 недель, 46 часов)

(4-ая четверть 6 часов в неделю)

8 недель, всего 46 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Порядок выполнения действий. С. 93-96, № 627

1

Действия первой ступени, действия второй ступени

2, 3.

Степень числа. С. 98-99

Квадрат и куб числа. С. 99-102, № 653-654

2

 

Квадрат числа, куб числа, основание и показатель степени

4.

Площади и объёмы.

Формулы. С. 103-106, № 693

1

Запись правила с помощью букв, называется формулой

5.

Площадь. Формула площади прямоугольника. С. 108-110, № 715-717

1

Формула площади прямоугольника

6.

Единицы измерения площадей. С. 114-118, № 759-763

1

Квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр

7.

Прямоугольный параллелепипед. С. 120, № 815-818

1

Ребро, вершина, грань

8, 9.

Самостоятельная работа

Поиск значения выражения по составленной схеме вычисления. С.124, № 817

2

Индивидуальные карточки

Логическая цепочка

10.

Работа над ошибками

1

Квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр

11.

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. С. 125-127, № 819-820

1

Кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр

12.

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда. С. 129-132, № 847-849

1

Прямоугольный параллелепипед

13.

Дробные числа. Обыкновенные дроби. Окружность и круг. С. 133-134, № 851-853

1

Окружность, диаметр окружности, радиус окружности

14, 15.

Дробные числа. Обыкновенные дроби. Окружность и круг. С. 136-138, № 874-879

2

Зависимость между квадратами и кубами чисел

16.

Доли. Обыкновенные дроби. С. 138-140, № 884-887

1

Половина, треть, четверть

17.

Доли. Обыкновенные дроби. С.141-145, №894-897

1

Числитель дроби, знаменатель

18.

Сравнение дробей. С. 146-147, № 940-941

1

Дробное число, разные числители

19.

Сравнение дробей на координатном луче. С. 148-150, № 965-972

1

Дроби в порядке возрастания

20, 21.

Самостоятельная работа

Сравнение дробей. С. 150, № 971-973

2

Индивидуальные карточки

22.

Работа над ошибками

1

Дробное число, разные числители

23.

Правильные дроби. С. 151-155, № 984-993

1

Правильная дробь меньше единицы

24.

Неправильные дроби. С. 151-155, № 993-1002

1

Неправильная дробь больше или равна единице

25.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. С. 155-161, № 1005-1009

1

Числители складываем, а знаменатели оставляем те же

26, 27.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. С. 155-161, № 1011-1013

2

Из числителя уменьшаемого вычитаю числитель вычитаемого, а знаменатель оставляю тот же

28.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. С. 158-161, № 1040-1047

1

Неправильная дробь больше или равна единице. Правильная дробь меньше единицы

29, 30.

Вычисление периметра и площади треугольника. С. 159, № 1027-1030

2

Периметр

31.

Решение уравнений. С. 160, № 1036

1

Формула, площадь

32.

Поиск значения выражения. С. 161, №1038

1

Правильная дробь, неправильная дробь

33, 34.

Контрольная работа

Деление и дроби (теория). С. 162

2

Индивидуальные карточки

35.

Работа над ошибками

1

 

36.

Деление и дроби (практика). С. 162-163, №1051-1056

1

Черту дроби понимаю как знак деления

37.

Частные в виде дроби. С.163, № 1052

1

Число 12 в виде дроби со знаменателем 7

38.

Подготовка к промежуточной итоговой работе. С. 165-167, № 1064-1069

1

Я применил свойство деления суммы на число

39, 40.

Промежуточная итоговая работа

Восстановление цепочки вычислений. С. 165, № 1064

2

Индивидуальные карточки

41.

Работа над ошибками

1

 

42.

Решение задач. С. 166, № 1073

1

Какая больше и на сколько?

43, 44.

Деление с остатком. С. 166, №1074

2

Разделить с остатком числитель на знаменатель

45.

Запись частного в виде дроби. С. 166, № 1076-1077

1

Целая часть, дробная часть

46.

Итоговый урок

1

 

Всего 46 часов

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор-составитель: Моисеева Раиса

Автор-составитель: Моисеева Раиса

Отсутствие развёрнутого учебно-методического сопровождения активизирует деятельность педагогов к поиску необходимой методической базы, методических пособий, побуждает использовать в своей педагогической деятельности учебники для общеобразовательных школ, адаптировать…

Отсутствие развёрнутого учебно-методического сопровождения активизирует деятельность педагогов к поиску необходимой методической базы, методических пособий, побуждает использовать в своей педагогической деятельности учебники для общеобразовательных школ, адаптировать…

Развивать речевые навыки детей, так как усвоение системы математических знаний находится в прямой зависимости от их уровня, что содействует развитию словесно-логического мышления, которое у детей…

Развивать речевые навыки детей, так как усвоение системы математических знаний находится в прямой зависимости от их уровня, что содействует развитию словесно-логического мышления, которое у детей…

Речевой материал, характерный для математических тем

Речевой материал, характерный для математических тем

Практическое определение времени конца события по времени его начала и продолжительности (на основе работы с циферблатом и календарём)

Практическое определение времени конца события по времени его начала и продолжительности (на основе работы с циферблатом и календарём)

Умение вычислять искомую сторону прямоугольника или квадрата по известной стороне и площади, опираясь на формулу

Умение вычислять искомую сторону прямоугольника или квадрата по известной стороне и площади, опираясь на формулу

Тема: Повторение и обобщение пройденного в 5 классе

Тема: Повторение и обобщение пройденного в 5 классе

На основе знаний по нумерации выполнять вычисления в та­ких случаях, как: 900 + 60 + 3, 799 + 1, 900 - 1, 240 + 60…

На основе знаний по нумерации выполнять вычисления в та­ких случаях, как: 900 + 60 + 3, 799 + 1, 900 - 1, 240 + 60…

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки: 1

В итоге изучения вышеуказанной темы обучающиеся должны приобрести следую­щие умения и навыки: 1

Уметь решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям, используя схему-опору

Уметь решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям, используя схему-опору

Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа: 3 740, 203 600, 42 000, 104 007, 80 016 4

Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа: 3 740, 203 600, 42 000, 104 007, 80 016 4

Усвоение этих зависимостей вынесено в основные требования программы

Усвоение этих зависимостей вынесено в основные требования программы

Проверочная работа № 3 Арифметический диктант 1

Проверочная работа № 3 Арифметический диктант 1

Типовые упражнения к этой теме 1

Типовые упражнения к этой теме 1

Вычисли и вспомни, по каким правилам выполняется сло­жение и вычитание с числом 0

Вычисли и вспомни, по каким правилам выполняется сло­жение и вычитание с числом 0

Проверочная работа № 7 I вариант

Проверочная работа № 7 I вариант

Найди значение выражения с х d и с : d , если с = 4 020, d = 5

Найди значение выражения с х d и с : d , если с = 4 020, d = 5

II вариант Выполни вычисления: 945 х 7 7 524 х 56 960 х 84 3 508 х 39 714 х 323

II вариант Выполни вычисления: 945 х 7 7 524 х 56 960 х 84 3 508 х 39 714 х 323

Повторение: Обозначение натуральных чисел

Повторение: Обозначение натуральных чисел

Отрезок. С. 11, № 311Две точки соединить одним отрезком 24

Отрезок. С. 11, № 311Две точки соединить одним отрезком 24

Закрепление. Наибольшие, наименьшие числа

Закрепление. Наибольшие, наименьшие числа

Проверка сложением, проверка вычитанием

Проверка сложением, проверка вычитанием

Решение уравнения. С. 72, №4451Я решил уравнение

Решение уравнения. С. 72, №4451Я решил уравнение

С. 83, № 541 1 Индивидуальные карточки

С. 83, № 541 1 Индивидуальные карточки

Сочетательное свойство умножения

Сочетательное свойство умножения

Поиск значения выражения. С

Поиск значения выражения. С

Объём прямоугольного параллелепипеда

Объём прямоугольного параллелепипеда

Правильные и неправильные дроби

Правильные и неправильные дроби

Площади и объёмы. Формулы. С

Площади и объёмы. Формулы. С

Правильные дроби. С. 151-155, № 984-993 1

Правильные дроби. С. 151-155, № 984-993 1

Планы по математике (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)

Планы по математике (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021