Планы по природоведению (6 класс нач. звено, слабослышащее отделение)
Оценка 5

Планы по природоведению (6 класс нач. звено, слабослышащее отделение)

Оценка 5
docx
15.10.2021
Планы по природоведению (6 класс нач. звено, слабослышащее отделение)
МОИСЕЕВА ПРИРОДОВЕДЕНИЕ Пояснительная записка.docx

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ Пояснительная записка

 

Программа предмета составлена на основе Закона об образовании РФ, Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Изучение курса в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Характеристика курса. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных прав и личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы, и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников с нарушениями слуха фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1)распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2)моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3)эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса в 6 классе отведено 1 час в неделю. Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014

Обучающиеся получат возможность:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

 - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- работать в паре, группе, индивидуально;

- оценивать себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения

Планируемые результаты освоения программы играют значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования. У детей продолжают формироваться:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

 - работать с текстом: осознанное чтение текста.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других:

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить вою точку зрения;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные результаты УУД:

 - понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования.

Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Знания, умения и навык  должны стать средствами достижения поставленной цели.

Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в стандарте в качестве «портрета выпускника»:

Ÿ     любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

Ÿ     умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

Ÿ     уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

Ÿ     доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;

Ÿ     готовый самостоятельно действовать и отвечающий за свои поступки;

Ÿ     имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни [3, с. 42].

Проблема отсутствия необходимого учебного материала по курсу природоведения в начальной школе слабослышащего отделения осознается в настоящее время как одна из наиболее актуальных проблем. Родители и руководство школы-интерната №15 не имеют возможности приобрести необходимые учебники, обеспечить обучающихся развёрнутым методическим сопровождением в виде рабочих тетрадей, проверочных работ, поурочных разработок, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий. Это явление требует неотложного решения.

В связи с постановкой требований образовательного процесса по формированию у младших слабослышащих школьников знаний природоведческого цикла, в связи с отсутствием методической базы, большое значение имеет поиск необходимых материалов (учебников),  для изучения тем по выше означенному курсу, а также создании программы по данному курсу.

Данная учебная рабочая программа «Природоведение» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины – природоведения для учащихся 6 «А» класса слабослышащего отделения, основывающийся на типовой программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2-ого отделения (вариант 2).

Специфика данной дисциплины обусловлена использованием выше означенной методической базы, ориентирована на применение широкого комплекса технических средств – в этом заключается новизна данной программы. Особый  акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий на уроке (по требованиям СанПиНов не более 15 минут),  что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Задачами  учебной рабочей программы являются:

 закреплять и развивать представления о собственном здоровье (даётся лишь общее представление об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции, с целью представления организма человека как единого целого), о семье (люди, которые окружают), об окружающем мире, о стране, в которой живём;

 воспитывать у детей стремление бережного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья;

формировать у детей гуманное отношение к окружающим – родным, сверстникам, педагогам и др., воспитывать культуру общения, нравственного отношения к людям труда, результатам их трудовой деятельности;

систематизировать представления детей о группах растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, птицы, звери и т.д.), что служит необходимой предпосылкой для дальнейшего изучения природоведения;

 воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить её  до конца;

воспитывать гуманные чувства к растениям и животным, желание заботиться о них, защищать их.

В процессе уроков сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчёта  34 учебных недели, 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа. Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима самого урока.

Кроме этого, классификация уроков – явление динамичное: у учителя всегда должна быть возможность преобразовать один тип урока в другие в зависимости от конкретного учебного материала, этапа обучения, степени готовности учащихся к той или иной деятельности и конкретной педагогической ситуации. 34 учебных недели, 1 час в неделю, 33 часа

1-ая четверть – 8 недель – 8 часов

2-ая четверть – 8 недель – 8 часов

3-я четверть – 10 недель – 10 часов

4-ая четверть – 8 недель – 7 часов

 

Календарно-тематическое планирование по природоведению

в 6 «А» классе

1 час в неделю (Первая четверть)

8 недель,  всего 8 часов                                        

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Начало истории человечества. С.4-8

1

Объекты живой и неживой природы

2.

 Мир древности: далёкий и близкий. С. 8-15

1

Адрес дедушки и бабушки, сельский двор, сельский дом

3.

Средние века. Время рыцарей и замков. С. 15-22

1

Сравнение школ, изображённых на рисунке

4.

Новое время: Встреча Европы и Америки. С. 22-28

1

Огороженное, укреплённое стеной поселение

5.

Новейшее время: История продолжается. С. 28-34

1

Объекты живой и неживой природы

6.

Жизнь древних славян. С. 34-40

1

Календарь – система счёта дней и месяцев года

7.

Во времена Древней Руси. С. 40-46

1

Погода – это состояние воздуха у поверхности Земли

8.

Итоговый урок.  Наглядно-практический материал для проверки знаний

1

 

По плану 8 часов

 

Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям:

понять взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»;

осознать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по природоведению

в 6 «А» классе

1 час в неделю (Вторая четверть)

8 недель, всего 8 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Страна городов. С.46-55

1

Древняя Русь

2.

Из книжной сокровищницы Древней Руси. С.55-59

1

Византия, Кирилл и Мефодий, памятник в Москве

3.

Трудные времена на Русской земле. С. 59-65

1

Нашествия Батыя, полчища Батыя

4.

Русь расправляет крылья. С.65-70

1

Возрождение Руси, кожевники, гончары, сапожники

5.

Куликовская битва. С. 70-75

1

Белокаменные стены Кремля

6.

Иван Третий. С. 75-82

1

Ордынская зависимость, освобождение через сто лет

7.

Мастера печатных дел. Чтение, разбор. С. 82-87

1

Типография, первопечатник, Китай-город

8.

Патриоты России. К/Р Итоговый урок. С. 82

1

Проверим наши знания

По плану 8 часов

 

Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет  детям:

закрепить полное название Родины, символы государства, названия народов, населяющих Россию;

ориентироваться в достопримечательностях, транспорте Москвы, любить, гордиться и уважать свою Родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по природоведению в 6 «А» классе

1 час в неделю (Третья четверть)

 

10 недель, всего 10 часов

Содержание программного
материала

К/ч

Речевой материал

1.

Пётр Великий. С.94

1

Царь-преобразователь, император, повелитель. Боярская дума. Земские соборы. Град Петра.

2.

Михаил Васильевич Ломоносов.  С. 101

1

Холмогорский дворянин. Отправился в Москву постигать науки.

3.

Екатерина Великая. С. 105

1

Продолжительница дел Петра Великого.  Дворяне и крепостные крестьяне.

4.

Отечественная война 1812 года. С.112

1

Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну поднялся весь народ.

5.

Страницы истории 19 века. С.122

1

Декабристы. Освобождение крестьян. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.

6.

Россия вступает в 20 век.  С. 127

1

Последний русский император. Россия в первой мировой войне. Гражданская война.

7.

Страницы истории 1920 1930-х годов. С. 136

1

Образование Советского Союза. Страна-труженица.

8.

Великая Отечественная  война и Великая Победа. С. 140

1

Всё для фронта! Всё для Победы! Героическая летопись Великой Отечественной.

9.

Страна, открывшая путь в космос. С 147

1

Первые в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин.

10.

Итоговый урок.

1

Всего по плану 10 часов

 

Целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет детям: закрепить знания историческом наследии России, о тяжёлых временах, выпавших на долю народа во время Великой Отечественной войны.

 

Календарно-тематическое планирование

по природоведению в 6 «А» классе

1 час в неделю (Четвёртая четверть)

 

8 недель, всего 6 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Основной закон России и права человека. С.156-164

2

Конституция – основной закон России. Мы имеем право на особую заботу и помощь

2.

Мы – граждане России. С. 164-168

1

Права и обязанности гражданина. Правительство Российской Федерации

3.

Славные символы России. С. 168-175

1

Государственный герб, государственный флаг, государственный гимн

4.

Такие разные праздники. С.175-180

1

12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага, 4 ноября – День народного единства, 9 мая – День Победы

5.

Путешествие по России. С 180-204

1

Дальний восток, просторы Сибири, Урал, ожерелье старинных городов

6.

Итоговый урок. Проверим себя и оценим свои достижения. С. 206-220

1

Страницы Всемирной истории

По плану 8 часов, за год 34 часа

 

 

 

 


 

Автор-составитель: Моисеева Раиса

Автор-составитель: Моисеева Раиса

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы…

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы…

Планируемые результаты освоения программы играют значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования

Планируемые результаты освоения программы играют значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования

Специфика данной дисциплины обусловлена использованием выше означенной методической базы, ориентирована на применение широкого комплекса технических средств – в этом заключается новизна данной программы

Специфика данной дисциплины обусловлена использованием выше означенной методической базы, ориентирована на применение широкого комплекса технических средств – в этом заключается новизна данной программы

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Содержание программного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021