Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Пояснительная записка по предмету «Развитие речи» в 6 «А» классе отделения слабослышащих детей
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся»;
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушениями слуха, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного специального коррекционного обучения.
В процессе изучения предмета «Развитие речи» реализуется
цель:
создание условий для овладения знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для специальных (коррекционных) учреждений и коррекция недостатков в развитии, направленная на преодоление трудностей в овладении русского языка, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха.
Задачи программы:
1. Развивать умения грамматически правильно оформлять предложение.
2. Осваивать элементарные сведения о фонетике, грамматике русского языка.
3. Корректировать недостатки в развитии диалогической и монологической форм устной речи.
4. Воспитывать уважительное отношение и интерес к русскому языку, приобщать учащихся к культуре и литературе русского народа.
Коррекционные задачи:
-в процессе изучения письма и развития речи у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к русскому языку, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.
Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.
Формы, методы и приёмы обучения:
Форма обучения – урок
Методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.
Приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ.
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Обогащение словаря
Слова, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства. Слова с переносным значением. Образные выражения.
Развитие связной речи
Понимание и употребление в речи сложных предложений с придаточными изъяснительными и условия.
Работа над композиционным построением текста составляемого рассказа (начало, середина, конец), над особенностями построение устного ответа по учебному материалу (стиль учебно-деловой речи).
Подобранный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и сериям картинок.
Изложение текста (подробное и сжатое) по плану.
Перечень тем
Звенит весёлый звонок.
Вспомним летние каникулы.
Осень – дни ненастные, листья желто-красные...
Школьная жизнь.
Моя Родина, мой родной город, моя семья.
Кем быть? (профессии)
Вот пришли морозы, и зима настала...
Знаешь ли ты?
Мы любим музеи, театры и кино.
Животные – наши друзья.
Весна, весна на улице...
Что такое лето?
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Учащиеся должны знать, что:
- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;
-различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;
-запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;
-для развития общения с окружающими, понимания словесной информации полезно постоянно не только накапливать речевые средства (слова, словосочетания, фразы), но и упражняться в разных видах речевой деятельности;
-употребление регулярно вводимых в общение речевых средств в новых контекстах и речевых ситуациях уточняет значение слов и фраз и ускоряет их запоминание;
Учащиеся должны уметь:
-строить новые высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение);
-применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях;
-использовать в сочинениях и изложениях языковой материал из прочитанных художественных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста.
Материально-техническое обеспечение
1. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебное пособие в 4-х частях для работы с учащимися 4-7 классов специальных( коррекционных) образовательных учреждений. М.; «Владос».
2. Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Авторы: А.Г. Зикеев, К.Г. Коровина Владос, 2011.
3. Русский язык 6 класс. Грамматика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Автор: И.А. Шаповал.- М.: Владос, 2011.
4. Зикеев А.Г.Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I,II вида в 3х частях. – М.: Владос, 2005г.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи в 6 «А» классе
(34 недели) 3 часа в неделю
(Первая четверть)
8 недель, всего 24 часа
№
|
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
День Знаний. Как я провёл лето? |
1 |
Звенит звонок, зовёт на урок |
2. |
Составление рассказа «Моя мама». С. 87 |
1 |
Тёмно-коричневая, маленькие и большие, необыкновенный, прочная, широкие |
3. |
«Мамин помощник». Составление рассказа. С. 88 |
1 |
Отполированный, выдвигал и задвигал крышку, перебрал пеналы, пахло смолой |
4. |
Диагностическая работа |
1 |
Необходимые школьные вещи, удобный портфель, примерить форму, удлинить |
5. |
Работа над ошибками |
1 |
Здравствуй, привет, сначала, потом, соскучился |
6. |
«Урожай». Ответы на вопросы |
1 |
Здравствуйте, русский язык, урок математики, перешли в 6 класс |
7. |
«Чья помощь лучше». Ответы на вопросы. С. 90
|
1 |
Мы будем читать по цепочке, |
8. |
Дополнение предложений. |
1 |
Я читаю, я прочитал, я буду читать |
9. |
Составление плана сказки С. 91 |
1 |
|
10. |
Практическая работа Семейный альбом |
1 |
|
11. |
Работа над ошибками Беседа о бабушке по вопросам. С. 92 |
1 |
Как фамилия вашей бабушки? Назовите бабушку по имени и отчеству |
12. |
Беседа по рассказу «Моя семья» С.93 |
1 |
Говорили о подарке, солнечными лучами… |
13. |
Работа с текстом «Пятёрки». |
1 |
Остались, поставили, стояли, стали |
14. |
Герои сказок |
1 |
В начале лета, около месяца, всего три месяца |
15. |
Дополнение предложений по сказкам |
1 |
Зарядка по утрам, соревнования по волейболу, однодневные походы |
16. |
Пересказ сказки по плану (по выбору сказки) С. 114 |
1 |
Употребление слов автором |
17. |
Ответы на вопросы по тексту. С. 19 |
1 |
Брызги воды, маленькие медвежата, мама-медведица |
18. |
Работа с текстом «Лето». С.21 |
1 |
Гостил, помогал, поливал, убирал, собирал, научился косить |
19. |
Ответы на вопросы по тексту «Лето» С. 21 |
1 |
Сопоставление темы и основной мысли события |
20. |
Рассказ «Белая рубашка». С. 25 |
1 |
Старый парк, смелые, бесстрашные белки |
21. |
Контрольная работа |
1 |
|
22. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе |
23. |
Ответы на вопросы по тексту «Бела рубашка» |
1 |
|
24. |
Итоговый урок |
1 |
|
По плану 24 часа |
Календарно-тематическое планирование по развитию речи в 6 «А» классе
3 часа в неделю (Вторая четверть)
8 недель, всего 22 часа
№
|
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Чтение текста «Весело, полезно, вкусно», ответы на вопросы. С. 31, упр. 7 |
1 |
Работать вдохновенно, с душой, солнце отражается в лужице. |
2. |
Замена словосочетаний из текста «Урожай пришёл в город». С. 32-33, упр. 8 |
1 |
Труженики села, палатки с овощами. |
3. |
Составление и запись рассказа по картинке. С. 34, упр. 12 |
1 |
Расписной кувшин с осенними цветами. |
4. |
Чтение диалога «Как варят варенье», изменение словосочетаний по образцу. С. 35, упр.14 |
1 |
Варенье из земляники – земляничное варенье, клубничное варенье, абрикосовое варенье |
5. |
Ответное письмо от имени Оли и по плану. С. 36, упр.16 |
1 |
План. Городской осенний парк. Осенние овощные базары. Осенние домашние заготовки.. |
6. |
Чтение сказки «Как берёзка листья раздарила». С. 37, упр. 18 |
1 |
Явления природы в осеннее время года |
7. |
Словосочетания для описания поздней осени. С. 39, упр. 22 |
1 |
Свинцовые тучи, пустые поля, первые заморозки |
8. |
Составление рассказа «Как я увидел приход зимы». С. 39, упр. 23 |
1 |
Утром всё переменилось… |
9. |
Чтение рассказов «После уроков». С. 40-42, упр. 1-2 |
1 |
Составление правил поведения в обществе, используя слова надо, нужно, нельзя. |
10. |
Самостоятельная работа |
1 |
Индивидуальные карточки |
11. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе |
12. |
Составление диалога. Чтение готовых ответом, поиск вопросов. С.43, упр. 5 |
1 |
В каком кружке ты занимаешься? В какие дни ты посещаешь кружки? С кем из ребят ты ходишь в кружки? |
13. |
Чтение текста по Ю. Ермолаеву. Озаглавливание, ответы на вопросы. С.44-45, упр. 9 |
1 |
Должник – человек, который взял вещь и не вернул её во время. |
14. |
Ответы на вопросы с использованием заданных слов. С.45, упр. 10 |
1 |
Вовремя, иногда с опозданием, задерживаю очень редко. |
15. |
Чтение диалога школьного библиотекаря и ученика. С.46, упр. 12 |
1 |
Потерять день (время, час, минуту) |
16. |
Составление плана рассказа «Спасение рыбы». Чтение, разбор текста, план. С. 61 |
|
Необходимо составить план. Я отлично разобрал текст |
17. |
Самостоятельная работа Изложение «Спасение рыбы» |
1 |
Индивидуальные карточки. |
18. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе. |
19. |
Составление рассказа об однокласснике, который умеет беречь время. С. 47, упр. 13 |
1 |
Жить по часам, ценить каждый час. |
20. |
Контрольная работа |
1 |
Индивидуальные карточки |
21. |
Работа над ошибками |
1 |
Проанализировать ошибки, допущенные в работе |
22. |
Итоговый урок |
1 |
|
По плану 22 часа |
Календарно-тематическое планирование по развитию речи формированию в 6 «А» классе
3 часа в неделю (3-я четверть)
10 недель, всего 30 часов
№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
|
1. |
Анализ рассказа «Топик и Катя». Выразительное чтение рассказа «Топик и Катя». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 56-57, задание 31, упр.1 |
1 |
Какими прилагательными пользуется автор для описания? |
|
2. |
Чтение рассказа «Белые медведи». Обозначение предметов, обозначающих одушевлённые или неодушевлённые существительные в рассказе «Белые медведи». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 58, задание 32, упр.1-1 С. 58 |
1 |
Белые медведи живут … Питаются белые медведи … Белые медведи охотятся… Белые медведи спят… Белые медведи умею… |
|
3. |
Выразительное чтение рассказа с постановкой вопросов к выделенным существительным «Зимняя крепость». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 60, задание 33, упр.1 |
1 |
Зимние забавы для весёлой детворы. Зимние забавы для шумной детворы. Зимние забавы для … детворы. |
|
4. |
Чтение рассказа «На уроке рисования». с. 60, упр.3 |
1 |
|
|
5. |
Самостоятельная работа. |
1 |
Индивидуальные карточки |
|
6. |
Работа над ошибками |
1 |
|
|
7. |
Чтение стихотворений. Ответы на вопросы. С. 64, упр. 35 |
1 |
Я читаю выразительно, старательно, правильно |
|
8. |
Работа с текстом «Сосна». Замена местоимений. С. 7, упр.3 |
1 |
Ей, она, оно, у неё, им |
|
9. |
Чтение рассказа «Как я покатался». С.7-8, Рус. яз. 5 класс. часть 2. С.7-8, задание 4. Выделение местоимений вместе с глаголами и предлогами. |
1 |
Я сильно простудился. Я заболел. Я занемог. У меня болело горло. Врач долго не пускал меня в школу. |
|
10. |
Сложные предложения. Союз который (-ая, -ое, -ые). Работа с картинкой. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 117-119, задание 62-63 |
1 |
Девочка берёт стул, который стоит у окна (какой стул?). Мальчик берёт стул, который стоит у шкафа. (какой стул?) |
|
11. |
Ознакомительное чтение рассказа «На вершине горы». Имена прилагательные, обозначающие признаки предмета. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 106-107, задание 55 |
1 |
Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какие? и обозначают разные признаки предметов: цвет (красный, синий, жёлтый) |
|
12. |
Подготовка к изложению в соответствии с составленным планом: вводная часть, основная, заключение |
1 |
Узкая кривая тропинка, низкий колючий кустарник, небольшая зелёная лужайка |
|
13. |
Изложение «На вершине горы». |
1 |
|
|
14. |
Самостоятельная работа |
1 |
Индивидуальные карточки. Тестовое направление |
|
15. |
Работа над ошибками |
1 |
Я допустил несколько ошибок. Я всё правильно выполнил. |
|
16. |
Анализ рассказа «Находка». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 78, задание 42 |
1 |
Я выразительно и вдумчиво читаю. Я внимательно слушаю вопрос. Я даю полный ответ на поставленный вопрос. Я отвечаю по тексту. |
|
17. |
Выразительное чтение стихотворения «Песня зарянки» Г. Ладонщиков. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 79, задание 42 |
1 |
Над лесом за речкою солнце встаёт. Утро встречая зарянка поёт. Зарянка, зарянку, зарянкой, о зарянке. |
|
18. |
«Зимушка-зима» сочинение по плану: 1. Вступление. 2. Описание времени года. 3. Характерные события этому времени года.
|
1 |
Зима, это очень красивое время года. Зимой падает снег. Белое покрывало укрывает землю, ёлки надевают мохнатые серебристые шапки. Только лесным жителям трудновато. Не так просто найти пропитание и пережить морозы. Хорошо нам помнить о птицах, покормить их, сделать кормушки… (Примерный текст) |
|
19. |
Выразительное чтение стихотворения «Март». Будущее время. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 58, задание 42, упр.1, 2, 3 |
1 |
Теперь уж скоро! Март настанет, Грачи к нам с юга прилетят, растает снег, теплом потянет, И новый примет всё наряд. |
|
20. |
Составление сложных предложений с союзом НО. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 349-41, задание 27-28, упр.1, 2, 3, 4 |
1 |
Задача была трудная, но я ей решил. Дети вышли на прогулку, но вдруг пошёл дождь. |
|
21. |
Знакомство с текстом «Хорошие проводники». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 43, задание 29, упр.1, 2 |
1 |
Собирал, заблудился, отдохнуть, наблюдать, перебирались, вспомнил, выбирают, отправился, летели |
|
22. |
Знакомство с текстом, его озаглавливание. Определение глаголов в тексте, обозначающих законченное и незаконченное действие. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 53, задание 37 |
1 |
Признаки наступления весны. На сугробах ломкие льдинки-кружева, первые проталинки, первая трава. Мёрзлая земля ещё звенела под ногами. |
|
23. |
Подготовка к сочинению. Беседа «Поговорим о семье»
|
1 |
Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме. Папа у нас серьезный, много работает, но старается найти время с нами поиграть. |
|
24. |
Сочинение по плану: «Моя семья»
План: 1.Большая и дружная семья 2.Родители 3.Мои сёстры 4.Прекрасное и радостное время
|
1 |
Семья – это самое лучшее, что есть у человека. У меня есть родители… Еще у меня есть…, Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме. Мы любим всей семьей кататься на лыжах в парке зимой, или на коньках. Лепим замки и играем в снежки, а летом стреляем друг в друга водяными пистолетами. (Примерный текс |
|
25. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
26. |
Работа с картинками. «Мальчики на остановке». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 77-79, задание 51-52, упр.7-9 |
1 |
Миша подошёл к тому месту, … стоял автобус. Юра посмотрел туда, ушёл автобус. Вова смотрел туда, … сейчас стоит автобус. |
|
27. |
Работа с картинками «Моя комната». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 74-75, задание 53-54, упр.3-4 |
1 |
Стоит, стоял, стояла. Мы поставили письменный стол на то место, где стояла тумбочка. |
|
28. |
Контрольная работа |
1 |
Индивидуальные карточки |
|
29. |
Работа над ошибками |
1 |
|
|
30. |
Итоговый урок. Закрепление словаря, повторение пройденных тем по системе вопрос – краткий ответ |
1 |
|
|
Всего по плану 30 часов |
|
Календарно-тематическое планирование по развитию речи формированию в 6 «А» классе
3 часа в неделю (4-я четверть)
8 недель, всего 23 часа
П/№ |
Содержание программного материала |
К/ч |
Речевой материал |
1. |
Чтение текста-шутки «Помощь». С. 81, упр. 18 |
1 |
Я часто хожу за продуктами, мою полы, вытираю пыль |
2. |
Составление рассказов по картинкам с использованием словосочетаний. С.82-83, упр. 19 |
1 |
Делать генеральную уборку, пылесосить, натирать пол |
3. |
Чтение стихотворения «Семейная фотография», беседа по прочитанному. С. 84, упр. 20 |
1 |
Фотограф наставляет аппарат, молчок, щелчок |
4. |
Подбор слов к диалогу. С. 84-85, упр.21-22-23 |
1 |
Мама велела нам приготовить ужин, мама просила вас купить… |
5. |
Самостоятельная работа
|
1 |
Индивидуальные карточки |
6. |
Работа над ошибками |
1 |
|
7. |
Текст «Мои родители». С. 84, упр.24 |
1 |
Самый близкий, дорогой человек… |
8. |
Текст «Мои родственники». С. 85, упр. 25-26 |
1 |
Родной дядя, родная тётя, двоюродный брат, двоюродная сестра |
9. |
Профессии. Я в рабочие пойду. С.87-88, упр. 1-3 |
1 |
Древние профессии: пекарь, ткач, сапожник, лекарь |
10. |
Составление коротких рассказов о работе: библиотекаря, учителя. С. 93, упр. 8-10 |
1 |
Словосочетания: учить детей, предлагать детям книги, обсуждать с детьми книги |
11. |
Самостоятельная работа |
1 |
Индивидуальные карточки |
12. |
Работа над ошибками |
1 |
|
13. |
Профессии моих родителей. С.93, упр. 11 |
1 |
Профессия моего отца - строитель |
14. |
Составление диалога о профессиях и работе родителей. С. 94-95, упр. 12 |
1 |
Кем работает твоя мама? Моя мама работает… |
15, 16. |
Написание рассказа о работе родителей по вопросам. С. 94, упр.13 |
2 |
Какая профессия у ваших родителей? Что они делают на работе? Где и кем они работают? |
17, 18. |
Контрольная работа |
2 |
Индивидуальные карточки |
19. |
Работа над ошибками |
1 |
|
20. |
Я живу среди людей |
1 |
Работа с таблицей |
21. |
Мой самый счастливый день |
1 |
Индивидуальные карточки |
22. |
Летние каникулы |
1 |
Работа с таблицей |
23. |
Итоговый урок |
1 |
|
Всего 23 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.