Планы по развитию речи (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)
Оценка 5

Планы по развитию речи (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)

Оценка 5
docx
15.10.2021
Планы по развитию речи (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)
МОИСЕЕВА РАЗВИТИЕ РЕЧИ.docx

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Пояснительная записка по предмету «Развитие речи» в 6 «А» классе отделения слабослышащих детей

 

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся»;

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушениями слуха, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного специального коррекционного обучения.

В процессе изучения предмета «Развитие речи» реализуется

цель:

создание условий для овладения знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для специальных (коррекционных) учреждений и коррекция недостатков в развитии, направленная на преодоление трудностей в овладении русского языка, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха.

Задачи программы:

1.                 Развивать умения грамматически правильно оформлять предложение.

2.                 Осваивать элементарные сведения о фонетике, грамматике русского языка.

3.                 Корректировать недостатки в развитии диалогической и монологической форм устной речи.

4.                 Воспитывать уважительное отношение и интерес к русскому языку, приобщать учащихся к культуре и литературе русского народа.

Коррекционные задачи:

-в процессе изучения письма и развития речи у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к русскому языку, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.

Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.

Формы, методы и приёмы обучения:

Форма обучения – урок

Методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.

Приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ.

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

 

Обогащение словаря

Слова, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства. Слова с переносным значением. Образные выражения.

 

 Развитие связной речи

Понимание и употребление в речи сложных предложений с придаточными изъяснительными и условия.

Работа над композиционным построением текста составляемого рассказа (начало, середина, конец), над особенностями построение устного ответа по учебному материалу (стиль учебно-деловой речи).

Подобранный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и сериям картинок.

Изложение текста (подробное и сжатое) по плану.

 

Перечень тем

Звенит весёлый звонок.

Вспомним летние каникулы.

Осень – дни ненастные, листья желто-красные...

Школьная жизнь.

Моя Родина, мой родной город, моя семья.

Кем быть? (профессии)

Вот пришли морозы, и зима настала...

Знаешь ли ты?

Мы любим музеи, театры и кино.

Животные – наши друзья.

Весна, весна на улице...

Что такое лето?

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащиеся должны знать, что:

- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;

-различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;

-запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;

-для развития общения с окружающими, понимания словесной информации полезно постоянно не только накапливать речевые средства (слова, словосочетания, фразы), но и упражняться в разных видах речевой деятельности;

-употребление регулярно вводимых в общение речевых средств в новых контекстах и речевых ситуациях уточняет значение слов и фраз и ускоряет их запоминание;

Учащиеся должны уметь:

-строить новые высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение);

-применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях;

-использовать в сочинениях и изложениях языковой материал из прочитанных художественных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста.

 

Материально-техническое обеспечение

1.      Зикеев А.Г.  Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебное пособие в 4-х частях для работы с учащимися 4-7 классов специальных( коррекционных) образовательных учреждений. М.; «Владос».

2.      Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Авторы: А.Г. Зикеев, К.Г. Коровина Владос, 2011.

3.      Русский язык 6 класс. Грамматика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Автор: И.А. Шаповал.- М.: Владос, 2011.

4.      Зикеев  А.Г.Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для 3-6 классов    специальных (коррекционных) образовательных учреждений I,II вида в 3х частях. – М.: Владос, 2005г.

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в 6 «А» классе

(34 недели) 3 часа в неделю

(Первая четверть)

8 недель,  всего 24 часа

 

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

День Знаний. Как я провёл лето?

1

Звенит звонок, зовёт на урок

2.

Составление рассказа «Моя мама». С. 87

1

Тёмно-коричневая, маленькие и большие, необыкновенный, прочная, широкие

3.

«Мамин помощник». Составление рассказа. С. 88

1

Отполированный, выдвигал и задвигал крышку, перебрал пеналы, пахло смолой

4.

Диагностическая работа

1

Необходимые школьные вещи, удобный портфель, примерить форму, удлинить

5.

Работа над ошибками

1

Здравствуй, привет, сначала, потом, соскучился

6.

«Урожай». Ответы на вопросы

1

Здравствуйте, русский язык, урок математики, перешли в 6 класс

7.

«Чья помощь лучше». Ответы на вопросы. С. 90

 

 

1

Мы будем читать по цепочке,
 я нашла ответ на этот вопрос

8.

Дополнение предложений.

1

Я читаю, я прочитал, я буду читать

9.

Составление плана сказки С. 91

1

 

10.

Практическая работа Семейный альбом

1

 

11.

Работа над ошибками Беседа о бабушке по вопросам. С. 92

1

Как фамилия вашей бабушки? Назовите бабушку по имени и отчеству

12.

Беседа по рассказу «Моя семья» С.93

1

Говорили о подарке, солнечными лучами…

13.

Работа с текстом «Пятёрки».

1

Остались, поставили, стояли, стали

14.

Герои сказок

1

В начале лета, около месяца, всего три месяца

15.

Дополнение предложений по сказкам

1

Зарядка по утрам, соревнования по волейболу, однодневные походы

16.

Пересказ сказки по плану (по выбору сказки) С. 114

1

Употребление слов автором

17.

Ответы на вопросы по тексту. С. 19

1

Брызги воды, маленькие медвежата, мама-медведица

18.

Работа с текстом «Лето». С.21

1

Гостил, помогал, поливал, убирал, собирал, научился косить

19.

Ответы на вопросы по тексту «Лето» С. 21

1

Сопоставление темы и основной мысли события

20.

Рассказ «Белая рубашка». С. 25

1

Старый парк, смелые, бесстрашные белки

21.

Контрольная работа

1

 

22.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе

23.

Ответы на вопросы по тексту «Бела рубашка»

1

 

24.

Итоговый урок

1

 

По плану 24 часа

 

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в 6 «А» классе

3 часа в неделю (Вторая  четверть)

8 недель,  всего 22 часа

 

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Чтение текста «Весело, полезно, вкусно», ответы на вопросы. С. 31, упр. 7

1

Работать вдохновенно, с душой, солнце отражается в лужице.

2.

Замена словосочетаний из текста «Урожай пришёл в город». С. 32-33, упр. 8

1

Труженики села, палатки с овощами.

3.

Составление и запись рассказа по картинке. С. 34, упр. 12

1

Расписной кувшин с осенними цветами.

4.

Чтение диалога «Как варят варенье», изменение словосочетаний по образцу. С. 35, упр.14

1

 

Варенье из земляники – земляничное варенье, клубничное варенье, абрикосовое варенье

5.

Ответное письмо от имени Оли и по плану. С. 36, упр.16

1

План.

Городской осенний парк.

Осенние овощные базары.

Осенние домашние заготовки..

6.

Чтение сказки «Как берёзка листья раздарила». С. 37, упр. 18

1

Явления природы в осеннее время года

7.

Словосочетания для описания поздней осени. С. 39, упр. 22

1

Свинцовые тучи, пустые поля, первые заморозки

8.

Составление рассказа «Как я увидел приход зимы». С. 39, упр. 23

1

Утром всё переменилось…

9.

Чтение рассказов «После уроков». С. 40-42, упр. 1-2

1

Составление правил поведения в обществе, используя слова надо, нужно, нельзя.

10.

Самостоятельная работа

1

Индивидуальные карточки

11.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе

12.

Составление диалога. Чтение готовых ответом, поиск вопросов. С.43, упр. 5

1

В каком кружке ты занимаешься? В какие дни ты посещаешь кружки? С кем из ребят ты ходишь в кружки?

13.

Чтение текста по Ю. Ермолаеву. Озаглавливание, ответы на вопросы. С.44-45, упр. 9

1

Должник – человек, который взял вещь и не вернул её во время.

14.

Ответы на вопросы с использованием заданных слов. С.45, упр. 10

1

Вовремя, иногда с опозданием, задерживаю очень редко.

15.

Чтение диалога школьного библиотекаря и ученика. С.46, упр. 12

1

Потерять день (время, час, минуту)

16.

Составление плана рассказа «Спасение рыбы». Чтение, разбор текста, план. С. 61

 

Необходимо составить план. Я отлично разобрал текст

17.

Самостоятельная работа Изложение «Спасение рыбы»

1

Индивидуальные карточки.

18.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

19.

Составление рассказа об однокласснике, который умеет беречь время. С. 47, упр. 13

1

Жить по часам, ценить каждый час.

20.

Контрольная работа

1

Индивидуальные карточки

21.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе

22.

Итоговый урок

1

 

По плану 22 часа

 

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи формированию в 6 «А» классе

3 часа в неделю (3-я четверть)

 

10 недель, всего 30 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

 

1.

Анализ рассказа «Топик и Катя». Выразительное чтение рассказа «Топик и Катя». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 56-57, задание 31, упр.1

1

Какими прилагательными пользуется автор для описания?

 

2.

Чтение рассказа «Белые медведи». Обозначение предметов, обозначающих одушевлённые или неодушевлённые существительные в рассказе «Белые медведи». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 58, задание 32, упр.1-1 С. 58

1

Белые медведи живут …

Питаются белые медведи …

Белые медведи охотятся…

Белые медведи спят…

Белые медведи умею…

 

3.

Выразительное  чтение рассказа с постановкой вопросов к выделенным существительным «Зимняя крепость». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 60, задание 33, упр.1

1

Зимние забавы для весёлой детворы.

Зимние забавы для шумной детворы.

Зимние забавы для … детворы.

 

4.

Чтение рассказа «На уроке рисования». с. 60, упр.3

1

 

 

5.

Самостоятельная работа.

1

Индивидуальные карточки

 

6.

Работа над ошибками

1

 

 

7.

Чтение стихотворений. Ответы на вопросы. С. 64, упр. 35

1

Я читаю выразительно, старательно, правильно

 

8.

Работа с текстом «Сосна». Замена местоимений. С. 7, упр.3

1

Ей, она, оно, у неё, им

 

9.

Чтение рассказа «Как я покатался». С.7-8, Рус. яз. 5 класс. часть 2. С.7-8, задание 4. Выделение местоимений вместе с глаголами и предлогами.

1

Я сильно простудился. Я заболел. Я занемог. У меня болело горло. Врач долго не пускал меня в школу.

 

10.

Сложные предложения.  Союз который (-ая, -ое, -ые). Работа с картинкой. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 117-119, задание 62-63

1

Девочка берёт стул, который стоит у окна (какой стул?). Мальчик берёт стул, который стоит у шкафа. (какой стул?)

 

11.

Ознакомительное чтение рассказа «На вершине горы». Имена прилагательные, обозначающие признаки предмета.

Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 106-107, задание 55

1

Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какие? и обозначают разные признаки предметов: цвет (красный, синий, жёлтый)

 

12.

Подготовка к изложению в соответствии с  составленным планом: вводная часть, основная, заключение

1

Узкая кривая тропинка, низкий колючий кустарник, небольшая зелёная лужайка

 

13.

Изложение «На вершине горы».

1

 

 

14.

Самостоятельная работа

1

Индивидуальные карточки. Тестовое направление

 

15.

Работа над ошибками

1

Я допустил несколько ошибок. Я всё правильно выполнил.

 

16.

 

Анализ рассказа «Находка». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 78, задание 42

1

Я выразительно и вдумчиво читаю. Я внимательно слушаю вопрос. Я даю полный ответ на поставленный вопрос. Я отвечаю по тексту. 

 

17.

Выразительное чтение стихотворения «Песня зарянки» Г. Ладонщиков. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 79, задание 42

1

Над лесом за речкою солнце встаёт. Утро встречая зарянка поёт. Зарянка, зарянку, зарянкой, о зарянке.

 

18.

«Зимушка-зима» сочинение по плану:

1. Вступление.

2. Описание времени года.

3. Характерные события этому времени года. 

 

 

1

Зима, это очень красивое время года. Зимой падает снег. Белое  покрывало укрывает землю, ёлки надевают мохнатые серебристые шапки. Только лесным жителям трудновато. Не так просто найти пропитание и пережить морозы. Хорошо нам помнить о птицах, покормить их, сделать кормушки… (Примерный текст)

 

19.

Выразительное чтение стихотворения «Март».  Будущее время. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 58, задание 42, упр.1, 2, 3

1

Теперь уж скоро! Март настанет,

Грачи к нам с юга прилетят, растает снег, теплом потянет,

И новый примет всё наряд.

 

20.

Составление сложных предложений с союзом НО. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 349-41, задание 27-28, упр.1, 2, 3, 4

1

Задача была трудная, но я ей решил. Дети вышли на прогулку, но вдруг пошёл дождь.

 

21.

Знакомство с текстом «Хорошие проводники». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 43, задание 29, упр.1, 2

1

Собирал, заблудился, отдохнуть, наблюдать, перебирались, вспомнил, выбирают, отправился, летели

 

22.

Знакомство с текстом, его озаглавливание. Определение глаголов в тексте, обозначающих законченное и незаконченное действие. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 53, задание 37

1

Признаки наступления весны. На сугробах ломкие льдинки-кружева, первые проталинки, первая трава. Мёрзлая земля ещё звенела под ногами.

 

23.

 Подготовка к  сочинению. Беседа «Поговорим о семье»

 

 

1

Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме. Папа у нас серьезный, много работает, но старается найти время с нами поиграть.

 

24.

 

Сочинение по плану: «Моя семья»

 

План:

1.Большая и дружная семья

2.Родители

3.Мои сёстры

4.Прекрасное и радостное время

 

 

 

 

 

1

Семья – это самое лучшее, что есть у человека. У меня есть родители… Еще у меня есть…,  Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме.  Мы любим всей семьей кататься на лыжах в парке зимой, или на коньках. Лепим замки и играем в снежки,  а летом стреляем друг в друга водяными пистолетами. (Примерный текс

 

25.

Работа над ошибками.

1

 

 

26.

Работа с картинками. «Мальчики на остановке». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 77-79, задание 51-52, упр.7-9

1

Миша подошёл к тому месту, … стоял автобус.

Юра посмотрел туда, ушёл автобус.

Вова смотрел туда, … сейчас стоит автобус.

 

27.

Работа с картинками «Моя комната». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 74-75, задание 53-54, упр.3-4

1

Стоит, стоял, стояла. Мы поставили письменный стол на то место, где стояла тумбочка.

 

28.

Контрольная работа

1

Индивидуальные карточки

 

29.

Работа над ошибками

1

 

 

30.

Итоговый урок. Закрепление словаря, повторение пройденных тем по системе вопрос – краткий ответ

1

 

 

Всего по плану 30 часов

 

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи формированию в 6 «А» классе

3 часа в неделю (4-я четверть)

 

8 недель, всего 23 часа

П/№

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Чтение текста-шутки «Помощь». С. 81, упр. 18

1

Я часто хожу за продуктами, мою полы, вытираю пыль

2.

Составление рассказов по картинкам с использованием словосочетаний. С.82-83, упр. 19

1

Делать генеральную уборку, пылесосить, натирать пол

3.

Чтение стихотворения «Семейная фотография», беседа по прочитанному. С. 84, упр. 20

1

Фотограф наставляет аппарат, молчок, щелчок

4.

Подбор слов к диалогу. С. 84-85, упр.21-22-23

1

Мама велела нам приготовить ужин, мама просила вас купить…

5.

Самостоятельная работа

 

1

Индивидуальные  карточки

6.

Работа над ошибками

1

 

7.

Текст «Мои родители». С. 84, упр.24

1

Самый близкий, дорогой человек…

8.

Текст «Мои родственники». С. 85, упр. 25-26

1

Родной дядя, родная тётя, двоюродный брат, двоюродная сестра

9.

Профессии. Я в рабочие пойду. С.87-88, упр. 1-3

1

Древние профессии: пекарь, ткач, сапожник, лекарь

10.

Составление коротких рассказов о работе: библиотекаря, учителя. С. 93, упр. 8-10

1

Словосочетания: учить детей, предлагать детям книги, обсуждать с детьми книги

11.

Самостоятельная работа

1

Индивидуальные карточки

12.

Работа над ошибками

1

 

13.

Профессии моих родителей. С.93, упр. 11

1

Профессия моего отца - строитель

14.

Составление диалога о профессиях и работе родителей. С. 94-95, упр. 12

1

Кем работает твоя мама?

Моя мама работает…

15, 16.

Написание рассказа о работе родителей по вопросам. С. 94, упр.13

2

Какая профессия у ваших родителей?

Что они делают на работе?

Где и кем они работают?

17, 18.

Контрольная  работа

2

Индивидуальные карточки

19.

Работа над ошибками

1

 

20.

Я живу среди людей

1

Работа с таблицей

21.

Мой самый счастливый день

1

Индивидуальные карточки

22.

Летние каникулы

1

Работа с таблицей

23.

Итоговый урок

1

 

Всего 23 часа

 

 


 

Автор-составитель: Моисеева Раиса

Автор-составитель: Моисеева Раиса

Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы

Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы

Знаешь ли ты? Мы любим музеи, театры и кино

Знаешь ли ты? Мы любим музеи, театры и кино

Первая четверть) 8 недель, всего 24 часа №

Первая четверть) 8 недель, всего 24 часа №

Ответы на вопросы по тексту

Ответы на вопросы по тексту

Словосочетания для описания поздней осени

Словосочетания для описания поздней осени

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Имена прилагательные, обозначающие признаки предмета

Имена прилагательные, обозначающие признаки предмета

Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 43, задание 29, упр

Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 43, задание 29, упр

Контрольная работа 1

Контрольная работа 1

Профессии моих родителей. С.93, упр

Профессии моих родителей. С.93, упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021