Планы по развитию речи (6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)

  • docx
  • 15.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОИСЕЕВА РАЗВИТИЕ РЕЧИ.docx

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Пояснительная записка по предмету «Развитие речи» в 6 «А» классе отделения слабослышащих детей

 

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся»;

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушениями слуха, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного специального коррекционного обучения.

В процессе изучения предмета «Развитие речи» реализуется

цель:

создание условий для овладения знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для специальных (коррекционных) учреждений и коррекция недостатков в развитии, направленная на преодоление трудностей в овладении русского языка, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха.

Задачи программы:

1.                 Развивать умения грамматически правильно оформлять предложение.

2.                 Осваивать элементарные сведения о фонетике, грамматике русского языка.

3.                 Корректировать недостатки в развитии диалогической и монологической форм устной речи.

4.                 Воспитывать уважительное отношение и интерес к русскому языку, приобщать учащихся к культуре и литературе русского народа.

Коррекционные задачи:

-в процессе изучения письма и развития речи у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к русскому языку, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.

Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.

Формы, методы и приёмы обучения:

Форма обучения – урок

Методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.

Приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ.

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

 

Обогащение словаря

Слова, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства. Слова с переносным значением. Образные выражения.

 

 Развитие связной речи

Понимание и употребление в речи сложных предложений с придаточными изъяснительными и условия.

Работа над композиционным построением текста составляемого рассказа (начало, середина, конец), над особенностями построение устного ответа по учебному материалу (стиль учебно-деловой речи).

Подобранный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и сериям картинок.

Изложение текста (подробное и сжатое) по плану.

 

Перечень тем

Звенит весёлый звонок.

Вспомним летние каникулы.

Осень – дни ненастные, листья желто-красные...

Школьная жизнь.

Моя Родина, мой родной город, моя семья.

Кем быть? (профессии)

Вот пришли морозы, и зима настала...

Знаешь ли ты?

Мы любим музеи, театры и кино.

Животные – наши друзья.

Весна, весна на улице...

Что такое лето?

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащиеся должны знать, что:

- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;

-различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;

-запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;

-для развития общения с окружающими, понимания словесной информации полезно постоянно не только накапливать речевые средства (слова, словосочетания, фразы), но и упражняться в разных видах речевой деятельности;

-употребление регулярно вводимых в общение речевых средств в новых контекстах и речевых ситуациях уточняет значение слов и фраз и ускоряет их запоминание;

Учащиеся должны уметь:

-строить новые высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение);

-применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях;

-использовать в сочинениях и изложениях языковой материал из прочитанных художественных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста.

 

Материально-техническое обеспечение

1.      Зикеев А.Г.  Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебное пособие в 4-х частях для работы с учащимися 4-7 классов специальных( коррекционных) образовательных учреждений. М.; «Владос».

2.      Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Авторы: А.Г. Зикеев, К.Г. Коровина Владос, 2011.

3.      Русский язык 6 класс. Грамматика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Автор: И.А. Шаповал.- М.: Владос, 2011.

4.      Зикеев  А.Г.Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для 3-6 классов    специальных (коррекционных) образовательных учреждений I,II вида в 3х частях. – М.: Владос, 2005г.

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в 6 «А» классе

(34 недели) 3 часа в неделю

(Первая четверть)

8 недель,  всего 24 часа

 

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

День Знаний. Как я провёл лето?

1

Звенит звонок, зовёт на урок

2.

Составление рассказа «Моя мама». С. 87

1

Тёмно-коричневая, маленькие и большие, необыкновенный, прочная, широкие

3.

«Мамин помощник». Составление рассказа. С. 88

1

Отполированный, выдвигал и задвигал крышку, перебрал пеналы, пахло смолой

4.

Диагностическая работа

1

Необходимые школьные вещи, удобный портфель, примерить форму, удлинить

5.

Работа над ошибками

1

Здравствуй, привет, сначала, потом, соскучился

6.

«Урожай». Ответы на вопросы

1

Здравствуйте, русский язык, урок математики, перешли в 6 класс

7.

«Чья помощь лучше». Ответы на вопросы. С. 90

 

 

1

Мы будем читать по цепочке,
 я нашла ответ на этот вопрос

8.

Дополнение предложений.

1

Я читаю, я прочитал, я буду читать

9.

Составление плана сказки С. 91

1

 

10.

Практическая работа Семейный альбом

1

 

11.

Работа над ошибками Беседа о бабушке по вопросам. С. 92

1

Как фамилия вашей бабушки? Назовите бабушку по имени и отчеству

12.

Беседа по рассказу «Моя семья» С.93

1

Говорили о подарке, солнечными лучами…

13.

Работа с текстом «Пятёрки».

1

Остались, поставили, стояли, стали

14.

Герои сказок

1

В начале лета, около месяца, всего три месяца

15.

Дополнение предложений по сказкам

1

Зарядка по утрам, соревнования по волейболу, однодневные походы

16.

Пересказ сказки по плану (по выбору сказки) С. 114

1

Употребление слов автором

17.

Ответы на вопросы по тексту. С. 19

1

Брызги воды, маленькие медвежата, мама-медведица

18.

Работа с текстом «Лето». С.21

1

Гостил, помогал, поливал, убирал, собирал, научился косить

19.

Ответы на вопросы по тексту «Лето» С. 21

1

Сопоставление темы и основной мысли события

20.

Рассказ «Белая рубашка». С. 25

1

Старый парк, смелые, бесстрашные белки

21.

Контрольная работа

1

 

22.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе

23.

Ответы на вопросы по тексту «Бела рубашка»

1

 

24.

Итоговый урок

1

 

По плану 24 часа

 

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в 6 «А» классе

3 часа в неделю (Вторая  четверть)

8 недель,  всего 22 часа

 

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Чтение текста «Весело, полезно, вкусно», ответы на вопросы. С. 31, упр. 7

1

Работать вдохновенно, с душой, солнце отражается в лужице.

2.

Замена словосочетаний из текста «Урожай пришёл в город». С. 32-33, упр. 8

1

Труженики села, палатки с овощами.

3.

Составление и запись рассказа по картинке. С. 34, упр. 12

1

Расписной кувшин с осенними цветами.

4.

Чтение диалога «Как варят варенье», изменение словосочетаний по образцу. С. 35, упр.14

1

 

Варенье из земляники – земляничное варенье, клубничное варенье, абрикосовое варенье

5.

Ответное письмо от имени Оли и по плану. С. 36, упр.16

1

План.

Городской осенний парк.

Осенние овощные базары.

Осенние домашние заготовки..

6.

Чтение сказки «Как берёзка листья раздарила». С. 37, упр. 18

1

Явления природы в осеннее время года

7.

Словосочетания для описания поздней осени. С. 39, упр. 22

1

Свинцовые тучи, пустые поля, первые заморозки

8.

Составление рассказа «Как я увидел приход зимы». С. 39, упр. 23

1

Утром всё переменилось…

9.

Чтение рассказов «После уроков». С. 40-42, упр. 1-2

1

Составление правил поведения в обществе, используя слова надо, нужно, нельзя.

10.

Самостоятельная работа

1

Индивидуальные карточки

11.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе

12.

Составление диалога. Чтение готовых ответом, поиск вопросов. С.43, упр. 5

1

В каком кружке ты занимаешься? В какие дни ты посещаешь кружки? С кем из ребят ты ходишь в кружки?

13.

Чтение текста по Ю. Ермолаеву. Озаглавливание, ответы на вопросы. С.44-45, упр. 9

1

Должник – человек, который взял вещь и не вернул её во время.

14.

Ответы на вопросы с использованием заданных слов. С.45, упр. 10

1

Вовремя, иногда с опозданием, задерживаю очень редко.

15.

Чтение диалога школьного библиотекаря и ученика. С.46, упр. 12

1

Потерять день (время, час, минуту)

16.

Составление плана рассказа «Спасение рыбы». Чтение, разбор текста, план. С. 61

 

Необходимо составить план. Я отлично разобрал текст

17.

Самостоятельная работа Изложение «Спасение рыбы»

1

Индивидуальные карточки.

18.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

19.

Составление рассказа об однокласснике, который умеет беречь время. С. 47, упр. 13

1

Жить по часам, ценить каждый час.

20.

Контрольная работа

1

Индивидуальные карточки

21.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе

22.

Итоговый урок

1

 

По плану 22 часа

 

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи формированию в 6 «А» классе

3 часа в неделю (3-я четверть)

 

10 недель, всего 30 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

 

1.

Анализ рассказа «Топик и Катя». Выразительное чтение рассказа «Топик и Катя». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 56-57, задание 31, упр.1

1

Какими прилагательными пользуется автор для описания?

 

2.

Чтение рассказа «Белые медведи». Обозначение предметов, обозначающих одушевлённые или неодушевлённые существительные в рассказе «Белые медведи». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 58, задание 32, упр.1-1 С. 58

1

Белые медведи живут …

Питаются белые медведи …

Белые медведи охотятся…

Белые медведи спят…

Белые медведи умею…

 

3.

Выразительное  чтение рассказа с постановкой вопросов к выделенным существительным «Зимняя крепость». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 60, задание 33, упр.1

1

Зимние забавы для весёлой детворы.

Зимние забавы для шумной детворы.

Зимние забавы для … детворы.

 

4.

Чтение рассказа «На уроке рисования». с. 60, упр.3

1

 

 

5.

Самостоятельная работа.

1

Индивидуальные карточки

 

6.

Работа над ошибками

1

 

 

7.

Чтение стихотворений. Ответы на вопросы. С. 64, упр. 35

1

Я читаю выразительно, старательно, правильно

 

8.

Работа с текстом «Сосна». Замена местоимений. С. 7, упр.3

1

Ей, она, оно, у неё, им

 

9.

Чтение рассказа «Как я покатался». С.7-8, Рус. яз. 5 класс. часть 2. С.7-8, задание 4. Выделение местоимений вместе с глаголами и предлогами.

1

Я сильно простудился. Я заболел. Я занемог. У меня болело горло. Врач долго не пускал меня в школу.

 

10.

Сложные предложения.  Союз который (-ая, -ое, -ые). Работа с картинкой. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 117-119, задание 62-63

1

Девочка берёт стул, который стоит у окна (какой стул?). Мальчик берёт стул, который стоит у шкафа. (какой стул?)

 

11.

Ознакомительное чтение рассказа «На вершине горы». Имена прилагательные, обозначающие признаки предмета.

Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 106-107, задание 55

1

Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какие? и обозначают разные признаки предметов: цвет (красный, синий, жёлтый)

 

12.

Подготовка к изложению в соответствии с  составленным планом: вводная часть, основная, заключение

1

Узкая кривая тропинка, низкий колючий кустарник, небольшая зелёная лужайка

 

13.

Изложение «На вершине горы».

1

 

 

14.

Самостоятельная работа

1

Индивидуальные карточки. Тестовое направление

 

15.

Работа над ошибками

1

Я допустил несколько ошибок. Я всё правильно выполнил.

 

16.

 

Анализ рассказа «Находка». Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 78, задание 42

1

Я выразительно и вдумчиво читаю. Я внимательно слушаю вопрос. Я даю полный ответ на поставленный вопрос. Я отвечаю по тексту. 

 

17.

Выразительное чтение стихотворения «Песня зарянки» Г. Ладонщиков. Рус. яз. 5 класс. часть 1. С. 79, задание 42

1

Над лесом за речкою солнце встаёт. Утро встречая зарянка поёт. Зарянка, зарянку, зарянкой, о зарянке.

 

18.

«Зимушка-зима» сочинение по плану:

1. Вступление.

2. Описание времени года.

3. Характерные события этому времени года. 

 

 

1

Зима, это очень красивое время года. Зимой падает снег. Белое  покрывало укрывает землю, ёлки надевают мохнатые серебристые шапки. Только лесным жителям трудновато. Не так просто найти пропитание и пережить морозы. Хорошо нам помнить о птицах, покормить их, сделать кормушки… (Примерный текст)

 

19.

Выразительное чтение стихотворения «Март».  Будущее время. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 58, задание 42, упр.1, 2, 3

1

Теперь уж скоро! Март настанет,

Грачи к нам с юга прилетят, растает снег, теплом потянет,

И новый примет всё наряд.

 

20.

Составление сложных предложений с союзом НО. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 349-41, задание 27-28, упр.1, 2, 3, 4

1

Задача была трудная, но я ей решил. Дети вышли на прогулку, но вдруг пошёл дождь.

 

21.

Знакомство с текстом «Хорошие проводники». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 43, задание 29, упр.1, 2

1

Собирал, заблудился, отдохнуть, наблюдать, перебирались, вспомнил, выбирают, отправился, летели

 

22.

Знакомство с текстом, его озаглавливание. Определение глаголов в тексте, обозначающих законченное и незаконченное действие. Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 53, задание 37

1

Признаки наступления весны. На сугробах ломкие льдинки-кружева, первые проталинки, первая трава. Мёрзлая земля ещё звенела под ногами.

 

23.

 Подготовка к  сочинению. Беседа «Поговорим о семье»

 

 

1

Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме. Папа у нас серьезный, много работает, но старается найти время с нами поиграть.

 

24.

 

Сочинение по плану: «Моя семья»

 

План:

1.Большая и дружная семья

2.Родители

3.Мои сёстры

4.Прекрасное и радостное время

 

 

 

 

 

1

Семья – это самое лучшее, что есть у человека. У меня есть родители… Еще у меня есть…,  Мама у меня добрый человек. Она – отличный друг. Ей можно признаться в любой своей проблеме.  Мы любим всей семьей кататься на лыжах в парке зимой, или на коньках. Лепим замки и играем в снежки,  а летом стреляем друг в друга водяными пистолетами. (Примерный текс

 

25.

Работа над ошибками.

1

 

 

26.

Работа с картинками. «Мальчики на остановке». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 77-79, задание 51-52, упр.7-9

1

Миша подошёл к тому месту, … стоял автобус.

Юра посмотрел туда, ушёл автобус.

Вова смотрел туда, … сейчас стоит автобус.

 

27.

Работа с картинками «Моя комната». Рус. яз. 5 класс. часть 2. С. 74-75, задание 53-54, упр.3-4

1

Стоит, стоял, стояла. Мы поставили письменный стол на то место, где стояла тумбочка.

 

28.

Контрольная работа

1

Индивидуальные карточки

 

29.

Работа над ошибками

1

 

 

30.

Итоговый урок. Закрепление словаря, повторение пройденных тем по системе вопрос – краткий ответ

1

 

 

Всего по плану 30 часов

 

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи формированию в 6 «А» классе

3 часа в неделю (4-я четверть)

 

8 недель, всего 23 часа

П/№

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Чтение текста-шутки «Помощь». С. 81, упр. 18

1

Я часто хожу за продуктами, мою полы, вытираю пыль

2.

Составление рассказов по картинкам с использованием словосочетаний. С.82-83, упр. 19

1

Делать генеральную уборку, пылесосить, натирать пол

3.

Чтение стихотворения «Семейная фотография», беседа по прочитанному. С. 84, упр. 20

1

Фотограф наставляет аппарат, молчок, щелчок

4.

Подбор слов к диалогу. С. 84-85, упр.21-22-23

1

Мама велела нам приготовить ужин, мама просила вас купить…

5.

Самостоятельная работа

 

1

Индивидуальные  карточки

6.

Работа над ошибками

1

 

7.

Текст «Мои родители». С. 84, упр.24

1

Самый близкий, дорогой человек…

8.

Текст «Мои родственники». С. 85, упр. 25-26

1

Родной дядя, родная тётя, двоюродный брат, двоюродная сестра

9.

Профессии. Я в рабочие пойду. С.87-88, упр. 1-3

1

Древние профессии: пекарь, ткач, сапожник, лекарь

10.

Составление коротких рассказов о работе: библиотекаря, учителя. С. 93, упр. 8-10

1

Словосочетания: учить детей, предлагать детям книги, обсуждать с детьми книги

11.

Самостоятельная работа

1

Индивидуальные карточки

12.

Работа над ошибками

1

 

13.

Профессии моих родителей. С.93, упр. 11

1

Профессия моего отца - строитель

14.

Составление диалога о профессиях и работе родителей. С. 94-95, упр. 12

1

Кем работает твоя мама?

Моя мама работает…

15, 16.

Написание рассказа о работе родителей по вопросам. С. 94, упр.13

2

Какая профессия у ваших родителей?

Что они делают на работе?

Где и кем они работают?

17, 18.

Контрольная  работа

2

Индивидуальные карточки

19.

Работа над ошибками

1

 

20.

Я живу среди людей

1

Работа с таблицей

21.

Мой самый счастливый день

1

Индивидуальные карточки

22.

Летние каникулы

1

Работа с таблицей

23.

Итоговый урок

1

 

Всего 23 часа