Планы по русскому языку (ФГСР, развитие речи, грамматика 6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)
Оценка 4.8

Планы по русскому языку (ФГСР, развитие речи, грамматика 6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)

Оценка 4.8
docx
15.10.2021
Планы по русскому языку (ФГСР, развитие речи, грамматика 6 класс, нач. звено, слабослышащее отделение)
МОИСЕЕВА РУССКИЙ ЯЗЫК.docx

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

(формирование грамматического строя речи, развитие речи, грамматика)

 

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования, а также к их результатам

Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в стандарте в качестве «портрета выпускника начальной школы»:

Ÿ          любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

Ÿ          умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

Ÿ          уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

Ÿ          доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;

Ÿ          готовый самостоятельно действовать и отвечающий за свои поступки.

Иными словами, мы должны создать условия для того, чтобы ребёнок с нарушенными слуховыми возможностями научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Цель обучения языку состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи (освоение коммуникативной функции языка). Знания, умения и навыки  должны стать средствами достижения поставленной цели.

В настоящее время в школе-интернате №15 используются типовые  учебные программы по предметам, которые утверждены Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих, адаптивно-коррекционных программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимость использования новых информационных технологий.

Отсутствие необходимого учебного материала по курсу русский язык VI класс II отделение (вариант III) (формирование грамматического строя речи, развитие речи, грамматика) осознается в настоящее время как одна из наиболее актуальных проблем. Родители, педагоги и администрация школы-интерната №15 не имеют возможности приобрести необходимые учебные материалы, отвечающие требованиям ФГОС, обеспечить обучающихся развёрнутым методическим сопровождением по выше означенному курсу (учебный материал не разработан для данной категории детей). Это явление требует неотложного решения.

Отсутствие развёрнутого учебно-методического сопровождения активизирует деятельность педагогов к поиску необходимой методической базы, побуждает использовать в своей педагогической деятельности учебник «Русский язык. 6 класс. Грамматика: учеб. для спец. (коррекц.)образоват. Учреждений II вида /И.А. Шаповал. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 189 с. : ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II вида), адаптировать его содержание с целью осмысления представленного материала слабослышащими учениками, обучающихся во 2-ом отделение (вариант III).

В ходе изучения лексических особенностей, синтаксиса, частности употребления частей речи, тематических и стилистических предпочтений учащихся с жизненными ограничениями была составлена Программа «Русский язык» для слабослышащих учеников 6-го «б» класса с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основой для составления адаптивно-коррекционной Программы по выше означенному курсу явились Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида II отделение (вариант III), рекомендованные Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Данная Программа соответствует возможностям детей с образовательными потребностями,  в полной мере отвечает современным требованиям, характеризует яркую практическую направленность на пользование языком, на самостоятельную речевую деятельность, обеспечивает правильность речи, практическое  владение теорией языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме. Авторскую задачу мы видим в воплощении в данной Программе оптимального соотношения форм системы языка и речевой деятельности, их взаимообогащения.

Представленная рабочая учебная программа открывается освещением направления «Особенности структурирования сложных для усвоения тем», а дальше раскрывается содержание разделов «Формирование грамматического строя речи», «Грамматика» и «Развитие речи» (причём в последнем разделе развёрнуто представлены позиции по развитию и письменной, и устной речи, как это рекомендовано ФГОС).

Рабочая учебная программа «Русский язык» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебных дисциплин: формирование грамматического строя речи, развитие речи учащихся 6-го «б» класса слабослышащего отделения, основывающийся на типовой Программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).

Отбор содержания выше означенного  курса осуществлялся с учётом трёх факторов:

1)                   образовательных государственных норм (см. Стандарты второго поколения, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида);

2)                   цели обучения – оптимальное общее развитие каждого школьника, – которые в применении к изучаемому предмету конкретизируются как освоение коммуникативной функции языка;

3)                   возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых с ограничениями жизнедеятельности.

Цель рабочей учебной программы «Русский язык» –  систематизация (обобщение) основных грамматических закономерностей языка с включением в связную речь слов с различными словообразовательными показателями.

Задачи  рабочей учебной программы указывают на то, чтобы:

1)      создавать условия для преодоления речевого недоразвития обучающихся с нарушениями слуха;

2)      развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;

3)      развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;

4)      способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение  грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);

5)      подготовить к изучению систематического курса грамматики;

6)      активизировать к ознакомлению с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются);

7)      систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);

8)      учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно;

9)      использовать побудительные формы общения при знакомстве со сложными синтаксическими конструкциями (VVI классы), например: «Принеси учебник, который лежит на столе учителя», «Когда решишь  задачу, подойди ко мне» и т.п.;

10)   воспитывать потребность самостоятельно  пользоваться средствами языка.

Организация учебного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работ, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухозрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух. Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеет индивидуально-личностный подход на каждом уроке.

Развитие связной речи регулируется типами предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений рассматриваются не изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями по теме (в беседах, устных рассказах, речевых упражнениях, при подготовке изложений, сочинений).

Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учётом этого представленная Программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части текста, озаглавливают их, строят текст с учётом композиционной правильности (начало, средняя – основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.

Большое место на уроках развития речи занимают речевые упражнения (словарные, синтаксические, композиционные). Преобладающими видами таких упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения, сочинения по теме.

В обучении используются разные формы (монологическая и диалогическая), виды (устная и письменная) и типы речи (описательная, повествовательная, с элементами рассуждения).

На уроках развития речи речевая деятельность является не только формой, но и объектом обучения. В связи с этим речевой материал, который обеспечивает формирование разных видов речевой деятельности: слухозрительное восприятие речи (понимание устной речи), говорение, чтение (понимание письменной речи), письмо носит воспитательную направленность.

Учебный материал по развитию речи организуется тематически. Работа на уроке строится на основе определённой темы. Тема – содержательный стержень урока развития речи. Тема даёт возможность отбирать такие речевые ситуации, в которых ребёнок не просто выступает как сторонний наблюдатель, а как бы является участником событий. Дети, в первую очередь, усваивают то, что закономерно связано с особенностями их жизни. с их делами, что вызывает у них интерес. с помощью темы задаётся не только содержание учебной речевой деятельности, но и формируются мотивы. побуждающие детей к речевым высказываниям.

В рамке одной темы включается материал, который позволяет одновременно, параллельно или последовательно организовать работу по формированию разных видов речевой деятельности и развитию разных форм речи – понимание речи и собственное речепроизводство, речь устная и речь письменная, речь диалогическая и речь монологическая.

Грамматические средства языка (связь слов и структура предложений)  нейтральны как по отношению к теме, так и по отношению к видам речи. Грамматические формы «поступают» на уроки развития речи с уроков русского языка.

На уроках русского языка и развития речи, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухозрительной основе или на слух) и к грамматически правильному оформлению учащимися своих высказываний в устной форме и через письмо (контроль над собственным произношением и исправление допускаемых ошибок). Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть обеспечены в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение русскому языку и развитию речи требует систематического выполнения домашних заданий. Следует помнить о недопущении перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях.

 

Особенности структурирования сложных для усвоения тем по ГРАММАТИКЕ

 

«Вид глагола», «Наречие. Значение и употребление в речи», «Различение простых и сложных предложений», «Обращение»

В целом в разделах данной учебной рабочей программы обозначены известные позиции. Однако их распределение во времени и подходах к их изучению во многих случаях другие. Комплект составлен таким образом, чтобы не было перегрузки массивом нового материала, но чтобы содержание новых знаний позволяло учащимся увидеть работу известных им языковых средств в самых разнообразных ситуациях устной и письменной речи и при активном использовании известной в практике речи закрепить полученные в V классе теоретические знания и практические навыки. Обязательными для усвоения темами являются «Лицо глагола», «Спряжение личных глаголов и их правописание».

Поясним место и роль в курсе тем: «Вид глагола», «Наречие. Значение и употребление в речи»; «Различение простых и сложных предложений» «Обращение».

Практика показала, что источником частых ошибок при определении спряжения глагола с безударным личным окончанием является неправильный подбор неопределённой формы глагола. Например, правописание окончания глагола решаешь проверяют неопределённой формой решить, а не решать. Для предупреждения этой ошибки учат различать глаголы по вопросам что делать? что сделать? Таким образом, по сути, вводится различение глаголов по виду, но только по его формальному признаку, упускается существенный признак – значение вида.

Вся работа подчинена достижению двух основных целей:

1) «развести» по свойственным им грамматическим признакам глаголы прошедшего времени с глаголами настоящего и будущего времени;

2) продолжить учить школьников подбирать к данным глаголам начальную форму, не допуская ошибок при замене. При этом ребёнок имеет возможность опереться не только на формальное выражение вида – вопрос, но и на смысл этого грамматического признака – действие ещё совершается, длится или оно уже закончилось?

Отметим следующие важные моменты при работе с личными глаголами, которые нашли отражение в системе упражнений:

 1) различение подходов к определению спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями;

 2) выделение случая определения спряжения у глаголов в неопределённой форме: «Вначале найди личные формы: в случае ударных личных окончаний по ним и определяй спряжение, в случае их безударности возвращайся к неопределённой форме – и только тогда доверяй ударному глагольному суффиксу, в случае его безударности – смотри словарь».

Отработать эти действия необходимо для того, чтобы дети правильно определяли спряжение и в таких «провокационных» слова, как спать (спишь, спятII спр.), перешить (перешьёшь, перешьютI спр.).

Тема: «Наречие. Значение и употребление в речи» позволяет ещё раз вернуться к функции, правописанию глагола, к его многочисленным и таким своеобразным грамматическим признакам.

Эту же цель преследует и введение темы: «Обращение», в ходе изучения которой дети обобщают средства устного и письменного общения, освоенные в предыдущих классах.

Учитывая, какое значение в информационную эпоху придаётся толерантности, диалогичности, коммуникативной грамотности (вплоть до того, что общим для страны первым уроком 1 сентября правительство предложило провести Урок толерантности), мы считаем знакомство с важнейшим синтаксическим средством общения – обращением – просто необходимым. На материале этой темы дети с ограниченными возможностями здоровья  расширяют свои представления о средствах устного общения, о правилах вежливого обращения к людям, разным по возрасту, степени родства и знакомства, инсценируют речевые ситуации, расширяют запас соответствующей лексики

(см.: Примерные программы... С. 17-8, 288, 291-292).

Кроме того, в данной рабочей учебной программе созданы условия для актуализации в начале учебного года полученных ранее знаний, необходимых для изучения последующих тем:

1) школьники вспомнят грамматические категории имени существительного, в том числе имена собственные;

2)     повторят известные им орфограммы;

3)  рассмотрят связи имён существительных с глаголом и именем прилагательным;

4)    понаблюдают грамматические признаки местоимений;

5)    проанализируют члены предложения;

6) поработают с текстами, на основе их анализа напишут поздравительную открытку и сделают вывод по тексту.

 

НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КУРСА ГРАМАТИКИ

 

Назначение школьной грамматики, как следует из теории речевой деятельности, состоит главным образом в создании условий для осознавания языка, которым человек уже практически владеет, т.е. использует его в основных функциях: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Грамматика действительно не учит говорить, как отмечали Н. Лаговский, Б.Д. Корсунская, С.А. Зыков и др., но она подводит слабослышащих учащихся к произвольному и осознанному отбору языкового материала в процессе самостоятельного речевого оформления мыслей, сообщений, намерений.

Грамматические знания необходимы для выработки умений организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать, исходя из реального лексического наполнения каждой фразы и индивидуального запаса слов, свободно образовывать нужные словоформы. Без этих умений вряд ли можно говорить о самостоятельной, инициативной речи слабослышащих учащихся, об их реальной возможности уверенно отходить от речевых штампов.

Общепризнанно, что только речевая практика, даже при достаточно высоком развивающем потенциале речевой среды, способствующая накоплению значительного объёма речевых средств, не обеспечивает требуемого для свободного владения языком осознания лексических и грамматических значений. Осознанность речевых действий основывается на знаниях о том, как усвоен язык, как взаимодействуют в нём разные уровни, каковы правила словообразования, словосоединения, какие нормы и ограничения здесь допустимы.

В соответствии с этим на очередной ступени обучения намечается поднять школьников до качественно нового уровня речевого развития по сравнению с 5 классом: ставится задача при дальнейшем планомерном практическом обогащении речи усилить и ускорить процесс осознания обучающимися языковых явлений.

Осознанное отношение должно появиться и ко вновь вводимым речевым средствам, которые подвергаются анализу, сопоставлению с другими известными формами и конструкциями, к любому впервые воспринимаемому речевому материалу, к правильным и ошибочно построенным высказываниям.

Этот процесс будет происходить тем быстрее, чем больше усвоенного материала пройдёт через грамматические наблюдения и обработку.

Сведения по грамматике и правописанию

Повторение пройденного за год материала.

Состав слова. Корень и окончание. Однокоренные слова. Выделение и подбор однокоренных слов.

Приставка. Отличие приставки от предлога.

Суффикс. Нахождение суффикса в простых по составу словах. Подбор однокоренных слов с приставками и суффиксами.

Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Употребление знаков препинания в конце предложения: точки, вопросительного и восклицательного знаков.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка.

Практическое овладение сложными синтаксическими структурами.

 

Практическое закрепление основных значений падежных форм имен существительных

 Первая четверть

 

1. Понятие о слове, частях речи и предложении (практическое знакомство).

         Состав слова. Общее понятие о корне, приставке, суффиксе, окончании (повторение изученного в  V классе в связи с практическим овладением словообразовательными моделями).

Слово как часть речи. Группировка   слов по  вопросам   кто?, что?, что делает?,    какой? и  т. д. Употребление   терминов имя существительное»,    «имя    прилагательное»,    «местоимение», «глагол», «предлог».

Слово, словосочетание, предложение. Образование словосочета­ний и выделение их в предложении. Отличие словосочетания от слова и предложения. Употребление терминов «слово», «словосо­четание», «предложение».

Состав предложения. Главные члены предложения: подлежа­щее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разде­ления на виды). Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложении с однородными  членами.

2. Имя существительное.

Значение имени существительного, выделение из предложения: имен существительных по вопросам.

Род имен существительных.

1, 2, 3 склонение существительных.

Изменение имен существительных по числам (ед. и множественное).

         Употребление в связной речи существительных единственного и множественно числа, отвечающих на вопросы кого?, чего?; повторение и закрепление по теме.

         Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы кому?, чему?; повторение и закрепление по теме.

         Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы кого?, что?; повторение и закрепление по теме.

         Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы кем?, чем?; повторение и закрепление по теме.

         Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы оком?,  о чем? на (в) чем?; повторение и закрепление по теме.

Изменением имен  существительных по падежам (склонение). Различение падежных значений по вопросам.

 

Употребление в связной речи сложных синтаксических структур

Вторая  четверть

 

Употребление в связной речи прилагательных в предложном падеже (единственное число). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

принадлежность, количество или меру («существительное + из + прилагательное + существительное»: дом старого лесника, стакан горячей воды);

материал, из которого изготовлен предмет («существительное + из = прилагательное + существительное»: ваза из зелёного стекла);

отрицание (отсутствие) («без, нет + прилагательное + существительное»: без горячей воды).

Употребление в связной речи прилагательных в дательном падеже (единственное число). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

направленность действия («глагол + прилагательное + существительное»: пишет старшему брату);

пространственные отношения («глагол + к + прилагательное = существительное»: подъехал к заводскому гаражу).

Употребление в связной речи прилагательных в дательном падеже (множественное число); обобщение по теме.

Употребление в связной речи прилагательных в винительном падеже (единственное число). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

переходность действия на предмет («глагол + прилагательное + существительное»: вяжет шерстяную кофту);

пространственные отношения («глагол + в, на, под, за + прилагательное + существительное»: ставит в стеклянную вазу).

Употребление в связной речи прилагательных в винительном падеже (множественное число); обобщение по теме.

Употребление в связной речи прилагательных в творительном падеже (единственное число). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

орудие, средство действия («глагол + прилагательное + существительное»: покрасил масляной краской);

сопутствующий предмет («существительное + с + прилагательное = существительное»: чай с вишнёвым вареньем);

пространственные отношения («глагол + над, перед, под, за + прилагательное + существительное»: стоит перед новым домом).

Употребление в связной речи прилагательных в творительном падеже (множественное число); обобщение по теме.

пространственные отношения («глагол + в, на, + прилагательное + существительное»: висят на газетной витрине);

косвенный объект («глагол + о(об) + прилагательное + существительное»: вспоминали о тёплой погоде).

Употребление в связной речи прилагательных в предложном падеже (множественное число); обобщение по теме.

Обобщение по разделу (сведения по грамматике и правописанию).

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного. Выделение в предложении имён прилагательных по вопросам.

Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие

указывающих на местонахождение предмета (Дети пошли в лес, который находится недалеко от деревни);

характеризующих предмет по тем или иным свойствам и качествам (Нина подарила подруге фартук, который она сама сшила);

выражающих: причину желательности (нежелательности) того или иного действия (Мальчик не хочет есть клюкву, потому что она кислая); возможности (невозможности) действия (Женя не может надеть ботинки, потому что они тесные); необходимости (отрицания) действия (Надо зажечь свечу, потому что уже темно); знания (умения), незнания (неумения) чего-либо (Витя не умеет писать, потому что он маленький); причинные отношения между явлениями и предметами (Снег тает, потому что стало тепло).

 

Практическое овладение падежными формами личных местоимений

Третья четверть

 

Употребление в связной речи личных местоимений 1, 2 и 3-го лица. Составление предложений со словосочетаниями «глагол + личное местоимение (в косвенных падежных формах)»:

родительный падеж (словосочетания без предлога, а также с предлогами для, то, у);

дательный падеж (словосочетания без предлога, а также с предлогами к, по);

винительный падеж (словосочетания без предлога, а также с предлогами на, в, за, под);

творительный падеж (словосочетания без предлогов, а также с предлогами над, с, за, под);

предложный падеж (словосочетания с предлогами на, в, о(об)), обобщение по разделу.

Употребление в связной речи сложных синтаксических структур

 

выражающих цель или назначение действия (Мальчик забил гвоздь, чтобы повесить картину);

выражающих противопоставление с союзами а, но (На улице тепло, но сыро).

Практическое овладение видовыми и временными формами глаголов

Употребление в связной речи глаголов. Видовые различия глаголов. Составление предложений, включающих словосочетания с глаголами в различных временных и видовых формах.

Составление предложений со словосочетаниями существительных и местоимений с глаголами единственного и множественного числа, обозначающими завершённое и незавершённое действие в прошедшем времени.

Составление предложений со словосочетаниями существительных и местоимений с глаголами единственного и множественного числа, обозначающими незавершённое действие в настоящем времени.

Составление предложений со словосочетаниями существительных и местоимений с глаголами единственного и множественного числа, обозначающими завершённое и незавершённое действие в будущем времени.

Обобщение по разделу (сведения по грамматике и правописанию). Глагол. Значение глагола.

Выделение в предложении глаголов по вопросам. Изменение глаголов по временам: настоящее, будущее, прошедшее время. Глаголы на -си(-сь); их правописание и правильное произношение. Частица не с глаголами.

 

Употребление в связной речи сложных синтаксических структур Четвёртая четверть

 

обозначающих место или направление действия со словами где, куда, откуда (Коля побежал туда, где играли дети);

обозначающих сообщение, высказывание (сочетание глаголов говорить, кричать, отвечать, объяснять, повторять и др. с союзами что, как: Учитель сказал, что в кино пойдем через десять минут);

обозначающих мыслительную деятельность, чувство, состояние (сочетание глаголов думать, понимать, знать, чувствовать, радоваться, ждать с союзами что, как: Сын обрадовался, что ему подарили велосипед);

обозначающих совпадение действий во времени с союзами когда, пока (Когда я был в школе, приехал отец);

равномерность действий с союзами когда, после того как (Когда артист кончил петь, все зааплодировали);

обусловленность действия с союзом если (Если завтра будет хорошая погода, мы пойдём в лес);

обусловленность действия с деепричастными оборотами (Вымыв руки, девочка села за стол).

 

Основные требования к знаниям  обучающихся

ФГСР, грамматика

К концу VI класса обучающиеся должны знать: части слова – корень, окончание, приставка, суффикс;

части речи – имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

         члены предложения — главные   (подлежащее   и   сказуемое) второстепенные, однородные.

Обучающиеся должны уметь:

составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программа;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выделять из них словосочетания;

распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, род и число имён существительных, время и число глаголов);

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать текст, включающий изученные орфограммы;

производить фонетический разбор слов;

производить разбор слов по составу (выделять корень, приставку, суффикс, окончание);

производить элементарный синтаксический разбор предложе­ний (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам).

 

Основные требования к умениям обучающихся

ФГСР, грамматика

К концу VI класса  обучающиеся должны уметь:

учить писать сочинение по картине;

писать изложение текста (70-80 слов) по плану;

составлять краткие и полные рассказы на заданную тему;

изложить текст сжато;

придумать и ввести в изложение краткое описание названного в нём предмета, растения, животного;

придумать начало (конец) текста и ввести в изложение;

ввести в изложение элементы рассуждения (оценить поведение или поступок героя);

при работе над изложением соблюдать  ряд моментов:

а) первоначальное ознакомление с текстом (в некоторых случаях этому может предшествовать короткая беседа с использованием картинок, являющаяся вводом в тему текста);

б) проверка понимания содержания текста в форме ответов на вопросы;

в) работа над лексикой текста;

г) работа над трудными случаями морфемного и звукобуквенного состава слова и грамматического оформления словосочетаний и предложений (предупреждение грамматических ошибок);

д) работа над логико-композиционной структурой текста (выделение главного в содержании текста, деление текста на части и составление плана, определение связочных средств между предложениями и частями текста);

е) устный пересказ текста по готовому или коллективно составленному плану или выборочный пересказ отдельных частей;

ё) письменное изложение;

ж) работа над ошибками.

Заключение

Курс характеризует яркая практическая направленность на пользование языком, на самостоятельную речевую деятельность. Правильность речи обеспечивают владение теорией языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме. Это представление о языке соответствует ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности.

На уроках формирования грамматического строя речи, развития речи, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухозрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний в устной и письменной форме (контроль над собственным произношением и исправление допускаемых ошибок).

Особенность курса состоит в том, что познание русского языка в условиях новых образовательных стандартов предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность педагога и ребёнка. В поддержку этой деятельности включены презентационные материалы, составленные учителями начальных классов: Муриной Т.П., Моисеевой Р.И., Чуваковой Л.И.  по определённым темам: «Имя прилагательное», «Имя существительное», «Глагол», «Простое и сложное предложение», «Итоговый тест», «Местоимение». С их помощью обучающиеся с особенностями в развитии имеют возможность закрепить полученный на том или ином уроке материал, обсудить с близкими людьми заданную тему, качественно закрепить её, что является стимулом для дальнейшего изучения выше означенного курса.

 

Список литературы, используемый для составления учебной рабочей программы

1.           Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под. ред. Г.К. Коровина. – М.: Просвещение, 1995. – С.43-88.

2.           Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября». М.: учредитель ООО «Чистые пруды». 9/2010.С.-15.

3.           Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). Ответственный редактор Г.К. Коровин. – М.: - Просвещение. 2006. –  439 с.

4.           Русский язык. В 2 ч. Ч.1: учеб. для 5 кл. Москва «Просвещение».

5.           Русский язык. В 2 ч. Ч.2: учеб. для 5 кл. Москва «Просвещение».

6.           Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 144 с. – (Библиотека учителя начальной школы).

7.           Узорова О.Н., Нефёдова Е.А. практическое пособие по развитию речи. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272 с.

8.           Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы/ уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1997. 272 с.

9.           Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку, 1-3 класс:/ Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1996.272 с.

10.       Дружок. Правила по русскому языку и математике для начальных классов. М.: ООО «Стрекоза». – 2008. 127 с.: ил.

Всего 34 недели, что составляет 136 часов

I –ая четверть – 8 недель

II – ая четверть – 8 недель

III – я четверть – 10 недель

IV – ая четверть – 8 недель

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи

4 часа в неделю

(1-ая четверть)

8 недель, всего 32 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

День знаний

1

Классный час «Что такое семья?»

2, 3.

Повторение: Звуки, буквы. С.3

2

Формы речи: устная и письменная речь

4.

Слоги, ударение. С. 4, упр.1-2

1

Знаки препинания в конце предложений

5.

Гласные и согласные буквы

1

Наш язык богат интонациями

6.

Состав слова (работа с картой)

1

 

7..

Диагностическая работа

1

 

8.

Работа над ошибками

1

 

9.

Состав слова. С.14-15

1

Ударный слог в словах

10.

Роль каждой части слова в языке. С. 16-18

1

Значимая часть слова

11.

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. С. 19, упр. 19

1

Роль приставок, формообразующая роль окончания. Однокоренные слова

12.

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. С. 20, упр. 17

1

 

13.

Правописание гласных и согласных в корне  слов.  С. 20-22, упр. 36

1

Слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне

14.

Правописание слов с непроизносимыми  двойными согласными. С. 26-28, упр. 50

1

Непроизносимые двойные согласные

15.

Самостоятельная работа

1

Парные глухие и звонкие согласные

16.

Работа над ошибками

1

Слова с непроизносимыми согласными

17.

Правописание слов с непроизносимыми  двойными согласными. С. 26-28, упр. 50

1

Непроизносимые двойные согласные

18.

Твёрдые и мягкие согласные. С. 5-6

1

Парные согласные

19.

Самостоятельная работа

Приставки и предлоги. С. 28-30

1

Слова с приставками, слова с предлогами

20.

Работа над ошибками

1

 

21.

Разделительный Ъ знак, Ь знак

С. 31-33, упр. 61

1

Слова с разделительным Ъ знаком, Ь знаком

22, 23.

Глагол. Повторение. С. 41-43, упр. 74

2

Глагол как часть речи

24.

Склонение имен существительных

С. 37-38, упр. 74

1

Имя существительное

25.

Имя прилагательное. С. 38-40

1

Имя прилагательное как часть речи

26.

Контрольная работа

1

Индивидуальные карточки

27.

Работа над ошибками

 

1

 

28, 29.

Распознавание (упр-я) однородные члены предложения.

С. 46-49, упр. 90

2

Запятая в предложении с однородными членами без союзов

30,

31.

Однородные члены предложения с союзами.  С. 49-52, упр. 96

2

Соединение однородных членов с помощью союзов: И, А, НО

32.

Итоговый урок

1

 

По плану 32 часа

 

 

Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи

4 часа в неделю

(2-ая четверть)

8 недель, всего 30 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Склонение имён существительных единственного числа. С. 58-59, упр.171

1

Образец рассуждения, образец записи. Мужской, средний, женский род.

2.

Составление словосочетаний из данных прилагательных и существительных. С. 59, упр. 173

1

Согласование слов по смыслу и по роду.

3.

Изменение имён существительных по падежам. С.60, таблица.

1

Связь слов в предложении – главные и зависимые.

4.

Предлог. С.61, упр.176

1

Склонение существительных

5.

Употребление предлогов. Таблица. С. 62, упр. 177

1

Существительные с предлогами в падежах.

6.

Определение падежных окончаний имён существительных единственного числа. С. 62, работа с образцом

1

Образец рассуждения.

7.

Определение падежа существительных по окончаниям и предлогам. С.63, упр. 179-180

1

Однородные члены предложения.

8.

Грамматический разбор имени существительных. С. 64, упр. 182-183

1

Существительные единственного числа, группы по склонениям.

9.

Контрольные вопросы и задания. С. 65

1

Индивидуальные карточки.

10.

Первое склонения имён существительных. С. 66, упр. 186, таблица

1

Начальная форма имени существительного.

11.

Образование и проговаривание недостающих окончаний. С.67, упр. 188

1

Я выделил окончания, я подчеркнул предлоги.

12.

Изменение порядка слов с целью получения предложений. С. 67, упр. 189

1

Я подчеркнул однородные члены как члены предложения.

13.

Именительный и винительный падежи. С. 67

1

В именительном падеже существительные не употребляются с предлогами.

14, 15.

Слова, выполняющие роль подлежащего. С. 68, упр. 191

2

Существительные, которые стоят в винительном падеже.

16, 17.

Разбор слов с пропущенными буквами по составу. С.68, упр. 192

2

Я выделил окончания и обозначил падеж.

18.

Контрольные вопросы и задания по пройденным темам

1

Индивидуальные карточки

19.

Работа над ошибками

1

 

20.

Разбор предложений по членам предложения, составление к ним графических схем. С.69, упр. 193

1

Я разобрал предложение и составил к нему схему.

21, 22.

Устное составление предложений-ответов на данные вопросы. С.69, упр.195

2

Я подобрал родственные слова.

23, 24.

Замена существительного местоимением. С. 70, упр.196

2

Я заменил существительное на местоимение.

25.

Разбор предложений по членам предложения. Замена существительных местоимениями. Подготовка к контрольной работе

1

 

26.

Контрольная работа

1

 

27.

Работа над ошибками

1

 

28, 29.

Замена существительного в винительном падеже единственного числа на местоимение. С.70, правило. С. 71, упр. 198

2

Я поставил вопросы к местоимениям и обозначил род.

30.

Итоговый урок. Закрепление пройденного материала

1

 

По плану 30 часов

 

 

Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи (ФГСР)

4 часа в неделю

(3-я четверть)

10 недель, всего 40 часов

Содержание
программного
материала

К/ч

Речевой материал

1.

Повторение. Существительные в ед. числе и прилагательные.

1

Мужской, средний, женский
род.

2.

Склонение имён
существительных
единственного числа. С.
58-59, упр.171

1

Образец рассуждения,
образец записи.

3.

Мн. ч. Прилагательные и существительные в дательном падеже. С.
41, упр. 5

1

Согласование слов по смыслу
и по роду.

4.

Имя прилагательное в винит. Падеже, ед. ч. ж. р. С.47, упр.4

1

Связь слов в предложении –
главные и зависимые.

5.

Имя прилагательное в винит. Падеже  д. ч. м. р. С.49, упр.4

1

Склонение существительных

6.

Имя прилагательное в винит. падеже. Ед. ч., ср. р. С. 50-52, упр. 7

1

Существительные с
предлогами в падежах.

7.

Имя прилагательных в винительном падеже ж. р. Повторение.  С.
62, работа с образцом

1

Образец рассуждения.

8.

Определение падежа
существительных по
окончаниям и предлогам.
С.63

1

Однородные члены
предложения.

9.

Имя прилагательное в творит. падеже. Грамматический разбор
имени существительных.
С. 64

1

Существительные
единственного числа, группы
по склонениям.

10.

Самостоятельная
работа

1

Индивидуальные карточки.

11, 12.

Работа над ошибками. Местоимение. Местоимения, указывающие на предмет. С. 4, задание 1.

2

Местоимения указывают на предмет, но не называют его.

 

13.

Местоимения 1-го, 2-ог, 3-го лица. С. 5-6, задание 2.

1

Я, мы – местоимения 1-го лица.

Ты, вы – местоимения 2-ог лица. Он, она, они, оно – местоимения 3-го лица.

14.

Местоимения единственного и множественного числа. С. 6-7, задание 3

1

Он – местоимение мужского рода, она – местоимение женского рода, оно – местоимение среднего рода

15.

Склонение местоимений. С. 7-9, задание 4

1

Местоимения изменяются (склоняются) по падежам. Местоимения всегда стоят в том же числе, падеже и роде, в каком стояли бы существительные, на которые они указывают.

16, 17.

Практическая работа по пройденному материалу.

Местоимения с глаголами и предлогами. Склонение местоимений

2

Падеж, единственное, множественное число. 1-ое лицо, 2-ое лицо, 3-е лицо.

18.

Работа над ошибками.

1

Я выделил окончания и
обозначил падеж. Я определил местоимение. Местоимения 3-его числа единственного числа различаются по родам

19.

Местоимения в родительном падеже. С. 9-10, задание 5

1

У местоимений 3-его лица после предлогов пишется Н: у него, у неё, для него, от неё.

20.

Местоимение в родительном падеже. С. 11-12, задание 6

1

Я подчеркнул местоимения, я определил местоимения, я поставил местоимения в нужном падеже

21.

Самостоятельная
работа

1

Индивидуальные карточки

22.

Работа над ошибками.
Замена существительного
местоимением.

1

Я заменил существительное
на местоимение.

23.

Местоимения в дательном падеже. С. 12-14, задание 7-8

1

Я поставил вопросы к
местоимениям и обозначил
род. Именительный падеж единственного числа.

24, 25.

Местоимения в винительном падеже.  С. 15-18, задание 9-10

2

Я заменил , где можно, местоимения существительными.

26.

Местоимения в творительном падеже. С. 18-21, задание 11-12

1

Я подчеркнул местоимения, поставил к ним вопросы, определил в каком они падеже, лице, числе.

 

27, 28.

Местоимения в предложном падеже.  С. 22, задание 13-14

2

Местоимения в предложном падеже с предлогами о, в, на. Я определил число, падеж и лицо мест-й

29.

Итоговая работа по теме. «Предлог + местоимение + глагол». С. 25-25, задания 15-16

1

Мы прочитали интересную книгу и много о ней говорили. Охотник позвал собаку и пошёл с ней к лесу.

30.

Работа над ошибками. Сложные предложения.  Союз чтобы. С. 26-28, задания 17-18

1

Предмет, действие, цель этого действия Топор принёс чтобы рубить дрова

31, 32.

Сложные предложения.  Союз чтобы. С. 28-31, задания 19-21

2

Зачем он пошёл в магазин? – За тетрадями. Чтобы купить тетради.

33.

Контрольная работа по
итогам четверти

1

Индивидуальные карточки

34, 35.

Работа над ошибками

Повторение. С. 32-33, задание22-24

2

Мы рассмотрели картинку и составили предложения с союзами чтобы, потому что

36, 37.

Повторение. Текст «Змея». Замена простых предложений на сложные. С. 35

 

 

 

Составление плана рассказа. Рассказ по плану. С.35

2

Миша с родителями пошёл на луг, потому что луг находился около реки. Чтобы купить книгу. Чтобы встретить маму. Чтобы поиграть в футбол. Чтобы получить посылку

38, 39.

Сложные предложения. Союзы и, а, С. 36-39, задание 25-26

Текст «Соседи». Определение союзов по смыслу.. С. 37-38

2

Первое предложение, союз, второе предложение

40.

Итоговый урок.
Практические вопросы и
задания по пройденным темам

1

Всего по плану 40 часов

 

 

Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи

4 часа в неделю (4-ая четверть)

8 недель, всего 30 часов

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Имя прилагательное в родительном падеже. С. 6-7, упр. 1-3-4

1

Вопросительные предложения с выделенными словами

2.

Составление предложений с данными словосочетаниями из какого? + из чего? С. 10-11, упр.7-8-9

1

Посуда из пластмассы

3.

Определение падежа прилагательных. С. 12-13, упр. 4-5-6-7

1

Перелётные птицы, знойная Африка, тропическая Австралия

4.

Род и падеж прилагательных и существительных. С. 14-15, упр. 6-7-8

1

Прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы: какой? какая? какие?

5, 6.

Самостоятельная работа

2

Индивидуальные карточки, именительный родительный падеж

7.

Работа над ошибками

1

 

8.

Множественное число каких? + кого? (чего?). С. 23, упр.1-2-3

1

Окончания прилагательных в именительном и родительном падежах

9.

Определение падежа и числа существительных множественного числа. С. 24-25, упр. 7-8; 2-3

1

Бочка солёных огурцов

10, 11.

Словосочетания по схемам (что? + из каких? + откуда?) С. 26, упр. 4-6

2

Число и падеж прилагательных

12.

Словосочетание «прилагательное + существительное», вопросы. С.26. упр.6

1

Жаркий воздух, лесные травы, чёрных грибов, разноцветные сыроежки

13, 14.

Самостоятельная работа

2

Индивидуальные карточки

15.

Работа над ошибками

1

 

16.

Сравнение вопросов  к существительным и прилагательным. С. 28-29, упр. 2-4

1

Из каких? Из чего? Откуда?

Из тёплых стран, из тонких дощечек

17, 18.

Имена прилагательные в дательном падеже. Единственное число. С. 30-31, задание 16, упр.4-5

2

Я сравнил окончания прилагательных в именительном и дательном падежах

19.

Именительный и дательный падежи, ед. ч. Муж. И ср. род. С. 32-33, упр. 5-6

1

Больной товарищ, младший внук, старший ученик

20, 21.

Род и падеж прилагательных (к (по) какой? + к (по) чему? (куда? где?)) С. 34-35, упр. 6-9

2

Слетелись к большой кормушке, старшая сестра, по центральной

22, 23.

Контрольная работа

2

Индивидуальные карточки

24.

Работа над ошибками

1

 

25.

Повторение. С. 37-39, упр.2-5

1

По садовой дорожке, по широкому лугу

26.

Промежуточная итоговая работа

1

Индивидуальные карточки

27.

Работа над ошибками

1

 

28, 29.

Множественное число (каким? + кому? (чему?) к каким? + к чему? (куда?)

1

По полю, полю чистому,

По бархатным лужкам…

30.

Итоговый урок

1

 

Всего 30 часов

Календарно-тематическое планирование по грамматике в 6 «А» классе

3 часа в неделю (1-ая четверть)

8 недель, всего 24 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

 Что мы знаем о слове. Повторение

1

Типы предложений по цели высказывания

2.

Основа и окончание. С. 18, упр. 49

1

Две главные части: основа и окончание

3.

Начальная форма слова. С. 18, упр. 50-51

1

Форма единственного числа Им. п.

4.

Родственные (однокоренные слова). С. 20, упр. 55-57

1

Разные предметы, признак предмета и действие

5.

Корень слова. С. 21, упр. 59-60

1

Основа и корень родственных слов

6.

Диагностическая работа

1

Индивидуальные карточки

7.

Работа над ошибками

1

 

8.

Приставка. С. 21, упр. 61-63

1

Часть слова, которая стоит перед корнем…

9.

Образование новых слов. С. 22, упр. 64-66

1

Роль приставок, формообразующая роль окончания

10.

Основа, окончание и корень в родственных словах. С. 23, упр. 67

1

Проверочные родственные слова

11.

Суффикс. С. 23, упр.68-69

1

Часть слова, которая стоит после корня

12.

Образование слов без суффиксов: тигрёнок-тигр…

1

Однокоренные существительные

13.

Разбор слов по составу. С.25, упр. 76-78

1

Слова, обозначающие признаки предметов

14.

Части речи. Имя существительное

С. 33-36, № 67

1

Имена существительные, прилагательные и глаголы

15.

Самостоятельная работа. С. 25-27

1

Индивидуальные карточки

16.

Работа над ошибками

1

 

17.

Служебные части речи. С.29-30, упр.92-93

1

Союз и предлог

18.

 Имя существительное и местоимение. С. 31-32, упр. 98-99

 

1

Местоимение и существительное отвечают на один и тот же вопрос

19.

Глагол. Повторение. С. 32-33, упр.101-103

1

Глагол как часть речи

20.

Контрольная работа

1

Индивидуальные карточки

21.

Работа над ошибками

1

 

22.

Имя прилагательное

 

 

23.

Словосочетание и предложение. С.35, упр.108

1

Части речи образуют словосочетания и предложения

24.

Итоговый урок

1

 

По плану 24 часа

 

Календарно-тематическое планирование по грамматике  в 6 «А» классе

3 часа в неделю (2-ая четверть)

8 недель, всего 23 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Закрепление. Словосочетание и предложение. С.35, упр.108

1

Части речи образуют словосочетания и предложения

2.

Типы словосочетаний, главные слова, вопросы к ним. С. 36, упр. 109

1

Зависимые слова

3.

Глагол + предлог + существительное. С.37, упр.111

1

Предлог связывает существительное и глагол

4.

Существительное + предлог + существительное. С.38, упр. 115

1

Существительное, обозначающее предмет

5.

Прилагательное + существительное. С. 39, упр.118

1

Прилагательное всегда зависимое слово, тот же род и число

6.

Деление словосочетаний на три группы. С.40,упр. 120

1

Принцип различения словосочетаний

7.

Подбор прилагательных. С.40, упр.121

1

Вопросы к прилагательным

8.

Вопросные схемы. С.40, упр.122

1

Какие? Кто? Какой? Что?

9.

Главные и зависимые слова в предложении. С. 40, упр.123

1

Связь между главным и зависимым словом

10.

Разбор слова по составу. С. 40, упр.124

1

Часть речи, окончания, связь в предложении

11.

Самостоятельная работа.

1

Индивидуальные карточки.

12.

Работа над ошибками.

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

13.

Предложение. С.41, упр. 125

1

Главное слово определяет, в какой форме стоит зависимое слово

14.

Вопросительное предложение. С.42, упр. 127

1

Вид предложения

15.

Повествовательное предложение. Сю42, упр. 128

1

Вид предложения

16.

Подготовка к самостоятельной работе, закрепление пройденных тем

1

Предложение, интонация, смысл, грамматика

17.

Самостоятельная работа.

1

Индивидуальные карточки.

18.

Работа над ошибками.

1

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

19.

Главные и второстепенные члены предложения «Подлежащее и сказуемое». С.45, упр.132

1

Основа предложения – главные члены.

20.

Контрольная работа

 

Индивидуальные карточки.

21.

Работа над ошибками

 

Проанализировать ошибки,  допущенные в работе.

22.

Составление предложений по данным вопросным схемам. С. 45, упр.133

1

Подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя чертами.

23.

Итоговый урок.  Перенос слов

1

 

По плану 23 часа

 

Календарно-тематическое планирование по грамматике в 6 «А» классе

3 часа в неделю (3-я четверть)

 

10 недель, всего 29часов

Содержание
программного
материала

К/ч

Речевой материал

1.

Им. сущ. Родительный падеж. С. 73, упр.201

1

Части речи образуют
словосочетания и
предложения

2.

Имя сущ. Дательный падеж.  С. 74-75, упр. 208 (1-3)

1

Зависимые слова

3.

Имя сущ. Творительный падеж. С. 76-77, упр.216

1

Предлог связывает
существительное и глагол

4.

О и Е после ж, ш, ч, щ в окончаниях. С. 79

1

Существительное,
обозначающее предмет

5.

Имя сущ. В предложном падеже. С.80, упр.223

1

Прилагательное всегда
зависимое слово, тот же род и число

6.

Имя сущ. Ед. числа в предложном падеже.С.81-82, упр.228

1

Принцип различения
словосочетаний

7.

Самостоятельная работа. Стр.  83

1

Вопросы к прилагательным

8.

Работа над ошибками. Вопросные схемы.

1

Какие? Кто? Какой? Что?

9.

Склонение местоимений единственного числа. С. 105-107

1

Местоимения пропущенные. Я вставил местоимения в нужной форме.

10.

Грамматический (морфологический) разбор местоимения. С. 107-108, упр. 291-292

1

Часть речи – местоимение. Вопрос и начальная форма (и. .п. ед.ч.)

11.

Склонение местоимений множественного числа. С. 108-110, упр. 293-296

1

Я сделал грамматический разбор, краткую запись, сравнил признаки существительных и признаки местоимений.

12.

Контрольные вопросы и задания. С. 110.

1

Местоимение заменяет в речи существительное. Местоимения различаются по признаку.

13.

Имя прилагательное. С. 111, упр. 301-302

1

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

 

14.

Склонение имён прилагательных.  Типы склонения прилагательных. С. 11-113, упор. 304-307

1

Склонение имён прилагательных – это изменение прилагательных по падежам.

15.

Определение признаков прилагательного. С. 114-115, упр.309-313

1

Находим существительное, к которому относится прилагательное. Число, род и падеж прилагательного такие же как и у существительного.

16.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. С. 116-117, упр. 314-315

1

Падежные окончания прилагательных мужского рода.

17.

Самостоятельная работа,
закрепление пройденных
тем. Инд. карт.

1

Имена прилагательные имеют одинаковые ОКОНЧАНИЯ в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

18.

Работа над ошибками

1

19.

Морфологический  разбор имени прилагательного. С. 117-119, упр. 316-318

1

В именительном падеже у прилагательных мужского рода единственного числа пишется под ударением Ой, без ударения ый, ий.

20.

Определение рода, числа и падежа местоимений в тексте «Сыновья».  С. 119, упр.321

1

К ним, за ними, в нём, к нему

21.

Прилагательные мужского рода в винительном падеже.  С. 120-121,  упр. 322-323

1

Если прилагательное относится к одушевлённым существительным в вин. падеже – окончание одинаковое

22.

Падежные окончания прилагательных. С.122-123, упр. 328-330

1

По окончанию вопроса определяю падежное окончание прилагательного

23.

Склонение имён прилагательных женского рода. С. 123-126, упр. 333-336

1

Выписал выделенные слова, подобрал и записал к ним родственные слова из других частей речи

24.

Склонение имён прилагательных. Составление предложений по схеме. С. 126-129, упр.399-346

1

Распределил и записал,, раскрыл скобки, поставил вопрос к каждому слову

25.

Контрольная работа.

1

Индивид. карточки

26.

Работа над ошибками

1

Проанализировать ошибки,
допущенные в работе

27.

Склонение имён прилагательных множественного числа.  С.130-135, упр. 360-364

1

Я определил род у прилагательных множественного числа. Я знаю, в каких падежах прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания.

 

28.

Контрольно-практические вопросы и задания.

1

Я записал предложения по данным графическим схемам

29.

Итоговый урок. Закрепление, повторение пройденного материала

1

Графическая и вопросная
схема. Я составил предложение

Всего по плану 29 часов

 

Календарно-тематическое планирование по грамматике в 6 «А» классе

3 часа в неделю (4-ая четверть)

8 недель, всего 22 часа

Содержание программного материала

К/ч

Речевой материал

1.

Существительное + прилагательное + существительное. С. 8, упр. 6-7

1

Рога большого оленя, кусок хозяйственного мыла

2.

Из какой? + из чего? Определение рода, падежа существительных С. 9, упр. 1-4

1

(что?) бумага (какая?) цветная

3.

Составление вопросительных предложений. С. 10, упр. 6-8

1

Насыпал сахар в пакет из синей бумаги

4.

Предлог из + прилагательное + существительное. С. 13, упр. 6-8

1

Разноцветный, пушистый, прозрачный, синий

5.

Из какой? + из чего? (откуда?) Род, падеж, число прилагательного. С.14, упр. 1-5

1

Из берёзовой рощи, из картинной галереи

6.

Из какого? + из чего? (откуда?) Составление предложений с данными словосочетаниями. С. 15, упр. 6-8

1

Из большого грузовика

7.

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы по схеме: Какая? + кто? (что?). С. 17-18, упр. 1-8

1

Злая собака, горячая вода

8.

Работа над ошибками

Нет (без) какого? + кого? (чего?). Определение рода, падежа, числа существительного. С. 19, упр. 1-7

1

Не осталось ни одного сладкого яблока

9.

Окончания прилагательных. С. 21, упр. 1-4

1

Копчёная колбаса, туалетное мыло, чёрный хлеб

10.

Множественное число. Каких? + кого? (чего?) С. 23-25, упр. 1-7

1

Простые, заводные, латунные, стальные (игрушки)

11.

Прилагательные множественного числа, родительного падежа. С. 25-26, упр.1-6

1

Кто? + что сделал? + из каких? + откуда?

12.

Повторение (практическая работа, устная). С.27, задание 13

1

Нет серых облаков, без старшего сына

13.

Работа над ошибками

Окончания прилагательных с одинаковыми вопросами. С. 29, упр. 4-5

1

Без старшего брата, из толстого бревна

14.

Имена прилагательные в дательном падеже (к) какой? + (к) кому? + (чему?). С. 30-31, упр. 1-6

1

Пришёл, приехал, читает, рассказывает

15.

(К) какому? + (к) кому? (чему?). С. 32-33, упр. 1-6

1

К нам в класс поступил новый ученик

16.

Род и падеж существительных и прилагательных. С. 34-35, упр. 1-4

1

Побежит по белой коре берёзовый сок

17.

Составление предложений по вопросам. С. 35, упр. 5-9

1

Что? что делает? к какой? к чему? (куда?)

18.

Составление вопросительных предложений, краткие ответы с выделенными словами. С. 36, упр. 1-5

1

К какому магазину подъехала машина?

19.

Контрольная работа

Повторение, составление предложений по схемам (практическая работа, устная). С. 37

1

Кто? + что сделал? + что? + к какому? + к чему? (куда?)

20.

Работа над ошибками

Изменение словосочетаний (с предлогами и без предлогов). С. 38, упр.1-3

1

Дождик прошёл по садовой дорожке

21.

Словосочетания с глаголами. Глагол + предлог + прилагательное + существительное. С. 38, упр. 4-5

1

Пришил к белой рубашке

22.

Итоговый урок. Закрепление

1

Показал школьный товарищ, приклеил к синему конверту

Всего 22 часа

 


 

Автор-составитель: Моисеева Раиса

Автор-составитель: Моисеева Раиса

ФГОС, обеспечить обучающихся развёрнутым методическим сопровождением по выше означенному курсу (учебный материал не разработан для данной категории детей)

ФГОС, обеспечить обучающихся развёрнутым методическим сопровождением по выше означенному курсу (учебный материал не разработан для данной категории детей)

Стандарты второго поколения, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Стандарты второго поколения, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух

Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух

Грамматические средства языка (связь слов и структура предложений) нейтральны как по отношению к теме, так и по отношению к видам речи

Грамматические средства языка (связь слов и структура предложений) нейтральны как по отношению к теме, так и по отношению к видам речи

При этом ребёнок имеет возможность опереться не только на формальное выражение вида – вопрос, но и на смысл этого грамматического признака – действие ещё совершается,…

При этом ребёнок имеет возможность опереться не только на формальное выражение вида – вопрос, но и на смысл этого грамматического признака – действие ещё совершается,…

НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КУРСА

НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КУРСА

Состав слова. Корень и окончание

Состав слова. Корень и окончание

Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы кого?, что?; повторение и закрепление по теме

Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы кого?, что?; повторение и закрепление по теме

Употребление в связной речи прилагательных в творительном падеже (единственное число)

Употребление в связной речи прилагательных в творительном падеже (единственное число)

Употребление в связной речи сложных синтаксических структур выражающих цель или назначение действия (Мальчик забил гвоздь, чтобы повесить картину); выражающих противопоставление с союзами а, но (На…

Употребление в связной речи сложных синтаксических структур выражающих цель или назначение действия (Мальчик забил гвоздь, чтобы повесить картину); выражающих противопоставление с союзами а, но (На…

Когда артист кончил петь, все зааплодировали) ; обусловленность действия с союзом если (Если завтра будет хорошая погода, мы пойдём в лес) ; обусловленность действия с…

Когда артист кончил петь, все зааплодировали) ; обусловленность действия с союзом если (Если завтра будет хорошая погода, мы пойдём в лес) ; обусловленность действия с…

Заключение Курс характеризует яркая практическая направленность на пользование языком, на самостоятельную речевую деятельность

Заключение Курс характеризует яркая практическая направленность на пользование языком, на самостоятельную речевую деятельность

Книга для учителя школы слабослышащих:

Книга для учителя школы слабослышащих:

Повторение: Звуки, буквы. С.3 2

Повторение: Звуки, буквы. С.3 2

Контрольная работа 1

Контрольная работа 1

Грамматический разбор имени существительных

Грамматический разбор имени существительных

Замена существительного в винительном падеже единственного числа на местоимение

Замена существительного в винительном падеже единственного числа на местоимение

С. 64 1 Существительные единственного числа, группы по склонениям

С. 64 1 Существительные единственного числа, группы по склонениям

Индивидуальные карточки 22

Индивидуальные карточки 22

Сложные предложения. Союзы и, а,

Сложные предложения. Союзы и, а,

С.26. упр.6 1 Жаркий воздух, лесные травы, чёрных грибов, разноцветные сыроежки 13, 14

С.26. упр.6 1 Жаркий воздух, лесные травы, чёрных грибов, разноцветные сыроежки 13, 14

Родственные (однокоренные слова)

Родственные (однокоренные слова)

Содержание программного материала

Содержание программного материала

Подлежащее и сказуемое». С.45, упр

Подлежащее и сказуемое». С.45, упр

Часть речи – местоимение. Вопрос и начальная форма (и

Часть речи – местоимение. Вопрос и начальная форма (и

Прилагательные мужского рода в винительном падеже

Прилагательные мужского рода в винительном падеже

Определение рода, падежа существительных

Определение рода, падежа существительных

С. 30-31, упр. 1-6 1

С. 30-31, упр. 1-6 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021