Плна работы с родителями несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики.
Оценка 4.9
Работа с родителями +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
10.02.2019
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями:
- встречи,
- анкетирование,
- консультации,
- беседы,
- лектории,
- дискуссии,
- практикумы,
- тематические психологические консультации и др.
Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.
Задачи:
-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
- научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;
- дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
план работы с родителями.docx
План работы педагогапсихолога
с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних детей
по основам детской психологии и педагогики
Составитель: Журавлева Марина Юрьевна,
педагогпсихолог МБОУ СОШ № 73 Пояснительная записка
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы.
Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё
больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только
родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время
всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными
вариантами личностной акцентуацией:
лживостью,
повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью,
застенчивостью и т.д.
агрессивностью,
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы
школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья
обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители
зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия,
которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою
очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы,
возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия
у родителей психологопедагогической грамотности,
недостаточной
осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с
этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает
повышение их психологопедагогической компетентности, под которой
понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств,
которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в
воспитании и развитии ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями:
встречи,
анкетирование,
консультации,
беседы,
лектории,
дискуссии,
практикумы,
тематические психологические консультации и др.
Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и
педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей,
способное улучшить какоето качество личности или его свойство, облегчить
адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если
потребуется, смягчить сложные семейные условия. Задачи:
познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами,
способами поддержки ребёнка;
повысить психологопедагогическую компетентность родителей с помощью
системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему
возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним
взаимоотношения, показать важность общения в семье;
дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики
школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку
ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)
1.
Подготовительный
(диагностический). На данном этапе
осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление
особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при
работе с родителями трудных подростков. Используются следующие
диагностические методики:
Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? На какой основе
строится отношение отца и матери к ребёнку?
Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях, где есть
подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении
(«Анализ семейных взаимоотношений» АСВ, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).
Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского
отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).
Определение стиля семейного воспитания (С.С.Степанов «Стратегия
семейного воспитания».
2.
Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по
результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные
консультации). Задача индивидуального консультирования по частным
проблемам – улучшение детскородительских отношений путём оказания
родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна
учитывать индивидуальнопсихологические особенности ребёнка. Групповое
консультирование по частным проблемам заключается в активном
обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих
при общении с детьми. Психологопедагогический лекторий нацелен также на
улучшение детскородительских отношений, когда имеет место непонимание
родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и
соответствующей им динамики отношений. 3.
Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с
родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о
наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по
формированию психологопедагогической компетентности.
Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они
сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.
1. Психологические характеристики младшего школьного возраста:
личностные
ведущая деятельность,
социальная ситуация развития,
новообразования, развитие познавательной сферы.
1 класс
Ребёнок идёт в первый класс.
Здоровье ребёнка перед школой.
Трудности первоклассника.
Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.
Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.
Важность общения.
Цена слова.
2 класс
Воспитание дисциплины.
Поощрение и наказание.
Ребёнок и деньги: за и против.
3 класс
Переход ученика в среднюю школу.
В какой семье я расту?
4 класс
2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности
общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников
подростков и особенности развития познавательных процессов.
5 класс
Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской
помощи и поддержки.
Психологопедагогический статус пятиклассника.
Мотивы плохого поведения.
6 класс
Влияние телевидения на психику ребёнка.
Дети и компьютер.
Близкие человеку люди.
Агрессия. Её причины и последствия.
Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.
7 класс
8 класс Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.
Жизненные цели подростков.
Проблемы ранней преступности.
3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности.
Особенности познавательных и эмоциональноволевых процессов
старшеклассников.
Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
Профессиональное самоопределение подростков.
9 класс
Детскородительские отношения.
Толерантность – часть нравственной культуры человека.
10 класс
Ваш ребёнок – выпускник.
11 класс
4. Мотивы учения на разных возрастных этапах. Примечание: работа
с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с
программой психологопедагогического сопровождения учащихся в
адаптационный период.
В работе с родителями используются групповые и индивидуальные
формы и методы работы. Самая универсальная форма при проведении
родительского всеобуча – это классные родительские собрания.
Примерная, наиболее актуальная тематика для организации
родительского всеобуча в школе:
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей
• Воспитательный потенциал семьи.
• Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
•
Истоки глубинной привязанности в детскородительских
отношениях.
• Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
• Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в
культуре родительства.
• Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
• Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка
в семье.
• Диалог в семейном общении.
• Принципы творческой педагогики в семье.
2. Уклад жизни в семье
• Современная семья: возможности; и проблемы ее уклада.
• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка. • Значение основных ценностей рода и семейных традиций в
детскородительских отношениях.
• Место традиций в современном семейном укладе.
• Этика и эстетика семейного быта.
• Возможности воспитания трудом в современной семье.
• Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
• Искусство создания детского праздника.
• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
• Традиция семейного чтения.
II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
• Школа как открытая социальнопедагогическая система.
• Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей
на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе,
формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного
возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
• Ребенок в среде сверстников (психологопедагогические аспекты).
• Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации
ребенка.
• Модель работы социального педагога с семьей.
• Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
III. Здоровый ребенок — здоровое общество
• Понятия физического, психического и духовного здоровья: их
взаимосвязь.
• Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического
здоровья ребенка.
• Влияние на здоровье; ребенка негативной теле и видеоинформации.
• Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
• Профилактика вредных привычек и социально обусловленных
заболеваний у детей.
• Основы деятельности психологомедикопедагогической службы.
IV .Особенности детской и подростковой психологии
• Что такое личность? Иерархическое строение личности.
• Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его
душевному и духовному развитию.
• О развитии самосознания у детей и подростков.
• Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
• Психология потребностей: разумные потребности и псевдо
потребности.
• Нравственный облик и поведение человека.
•
Самооценка
детей:
у
ее
адекватность,
последствия
неадекватности самооценки.
• Педагогическая запущенность подростка, ее причины. • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения
и негативных привычек у детей.
V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за
воспитание детей
• Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка
дошкольного возраста в систему образования.
• Правовая и экономическая защита личности ребенка.
• Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Используемая литература
1. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.:Наука и
техника, 2007.
2. Монахова А.Ю. Психолог и семья:активные методы взаимодействия. –
Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
3. Справочник педагогапсихолога. Школа. 2012, 2013 г.
4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
5. Родительские собрания./Авт. – сост. Л.А.Егорова. – М.: ВАКО, 2009.
Плна работы с родителями несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики.
Плна работы с родителями несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики.
Плна работы с родителями несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики.
Плна работы с родителями несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики.
Плна работы с родителями несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики.
Плна работы с родителями несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики.
Плна работы с родителями несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.