Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов
Оценка 4.7

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
экология +1
Взрослым
16.01.2017
Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов
Цель данного занятия: расширить представления учащихся о растениях сада; показать сезонные изменения в жизни сада; воспитывать бережное отношение к природе. На экологическом занятии учащиеся с помощью доступного материала получают представление о растениях сада. Знакомство происходит в форме решения проблемных ситуаций, отгадывания загадок, викторины "Крылатые друзья сада", игры "Фрукты и ягоды". К данному занятию учащиеся самостоятельно готовят сообщения о сезонных работах в саду.
plodovyy_sad.doc
Антонова Галина Стефановна МБОУ «Графовская средняя общеобразовательная школа        Шебекинского района Белгородской области»                      Занятие для учащихся начальной школы                                                                 Учитель Антонова Г.С.                                1 Антонова Галина Стефановна Тема: Плодовый  сад (станция экологической тропы) Цель: расширить представления учащихся о растениях сада; показать сезонные   изменения   в   жизни   сада;   воспитывать   бережное   отношение   к природе. Оборудование: таблица «В школьном саду», рисунки с изображением плодов  фруктов и ягод, макеты дерева  и кустарника,  таблица «Деревья  и кустарники», грамзапись «Голоса птиц», модель корзинки и яблок.                           Ход занятия 1. Сообщение цели занятия 2. Эмоциональный настрой. Исполнение песни «По малину в сад пойдём». ­ Какое настроение у вас стало после исполнения этой песни? ­ О чём  спели песню? ­ Сегодня мы с вами поговорим о растениях сада. 3. Вступительная беседа. Вхождение в тему занятия. ­ Какие растения растут в школьном саду? ­ На   какие   две   группы   можно   распределить   все   растения   сада? (Плодовые деревья и ягодные кустарники). Приведите примеры. ­ Чем отличается дерево от кустарника? (Дерево имеет один главный, высокий, жёсткий стебель (ствол), от которого отходят длинные и короткие ветки. Кустарник имеет несколько или много тонких, деревянистых, но легко гнущихся стеблей).  ­ Посмотрите   на   таблицу   и   укажите   отличительные   части   дерева   и кустарника. ­ А   знаете   ли   вы,   что   находится   внутри   известных   плодов:   яблок, груш,   абрикосов,   слив?   У   одних   много   семечек,   у   других   –   только   одна косточка.  В  наших  садах   растут  семечковые  культуры –  яблони,  груши  и косточковые плодовые культуры – абрикосы, персики, сливы, вишни. 4. Отгадывание загадок. ­ Сейчас мы отгадаем загадки о плодах и ягодах, которые растут в саду. Отгадки   будем   записывать   в   таблицу   «Плоды   садовых   деревьев   и кустарников» На сучках висят шары – Покраснели  от жары! Другая чернеет. Какая ягода?  (смородина) (вишня) Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, Круглое, румяное, С дерева достану я. 2 Антонова Галина Стефановна На тарелку положу, «Кушай, мамочка, скажу!» (яблоко) Красные и чёрные, Кислые и сладкие, Так и просятся и в рот, И в варенье, и в компот.     (смородина) Низок да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягодку сорвёшь – Всю руку обдерёшь. (крыжовник) Снесли птички Синенькие яички, Развесили по дереву: Скорлупка мяконька, Белок сладенький, А желток костяной          (слива) 5. Игра «Фрукты и ягоды» Дети делятся на две команды: команду девочек «Ягоды» и команду мальчиков   «Фрукты».   Заранее   заготовлены   картинки   с   ягодами   и фруктами, а также макеты «кустарника» и «дерева». Задание командам – рассортировать ягоды  и фрукты: фрукты – повесить на дерево, а ягоды – на кустарник.. Какая команда быстрее?  6. Сообщения детей о сезонных работах в саду. ­Дети,  чтобы   получить   хороший   урожай,   за   садом   нужно   ухаживать. Какие работы выполняют в саду? (Дети называют) ­ Но не только летом и осенью питомцы сада  требуют ухода. Давайте пригласим времена года, которые нам расскажут о сезонных работах в саду. (Выходят дети в костюмах времен года) Зима:   ­Здравствуйте,   ребята!   Я   суровая   Зима.   Чтобы   деревья   не замерзли, я укутываю их снежным одеялом. И вас попрошу помочь утеплить корни деревьев рыхлым снегом, а надземную часть дерева – мятой бумагой, соломой. Яблони, груши, сливы и вишни сбросили свою листву осенью, но кое­где   на   веточках   остались   засохшие   листья.   В   них   находятся   гнёзда гусениц. Их крепко опутала паутина. Чтобы гусеницы не повредили весной сад, нужно зимой собрать и уничтожить их гнёзда.  Весна:  ­  А  я  весёлая   Весна. После  долгой  зимы  всё просыпается,  и вокруг закипает работа. С наступлением тёплых  дней обрезают деревья, и места обрезки покрывают садовой замазкой. Отряхивают с них и уничтожают яблоневых и вишневых долгоносиков. У черной смородины и крыжовника срезают концы веток (4­5 см), где перезимовали вредители. Уничтожают округлые почки, зараженные клещами. В апреле в саду вносят удобрения в междурядья и приствольные круги, рыхлят их. Сажают новые плодовые деревья и ягодные кусты. До набухания почек и после их распускания (до цветения) опрыскивают деревья. Ко времени цветения подготавливают     дымовые кучи для защиты 3 Антонова Галина Стефановна растений   от   заморозков.   А   как   красив   сад   весной:   душистый   аромат разносится вокруг, весело жужжат пчёлы. Давайте покажем, как цветёт сад.      (Физкультминутка «Цветы») Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. (По   ходу   чтения   стихотворения   дети   выполняют   плавные движения, показывая, как раскрываются и закрываются лепестки цветов) Лето: ­ А меня узнали, ребята! Конечно, я разноцветное Лето. В саду отцвели растения, начинают расти плоды. Из оставшихся куколок яблонной плодожорки вылетают бабочки, они откладывают яйца на листья яблонь и груш. Недели через две вылупляются гусеницы, которые проникают в завязи и поедают их семена. Поврежденные завязи груш и яблок опадают. Для борьбы с плодожоркой ежедневно опавшие яблоки собирают и уносят, а на стволы деревьев накладывают ловчие пояса, чтобы потом уничтожить их вместе с окуклившимися гусеницами. Молодые и сильно плодоносящие деревья подкармливают и поливают. Под ветви с большим количеством плодов ставят подпорки. В июле собирают урожай в ягодниках. В августе снимают плоды летних сортов яблонь и груш. В конце лета подготавливают посадочный материал для закладки новых садов. Осень: ­  Добрый  день, ребята! Я  щедрая  Осень,  поэтому   пришла  с целой корзиной подарков. В сентябре продолжается сбор яблок и груш. После опадания листьев сажают молодые деревья, черенки смородины и крыжовника,   связывают   кусты   малины.   Обмазывают   стволы   плодовых деревьев   известью;   обвязывают   их   ельником   или   рогожей   для   защиты   от вредителей; уничтожают гнёзда зимующих на деревьях гусениц боярышницы и златогузки; обрезают концы веток с яйцекладками кольчатого шелкопряда. Очищают   сад   от   опавших   листьев.   Осенью   почву     в   садах   вскапывают   – взрыхленная   почва   лучше   промерзает,   при   этом   гибнут   спрятавшиеся   там насекомые, и комья земли больше задерживают снега, значит, весной будет больше влаги, и она лучше уйдет в разрыхленную землю 7. Викторина «Крылатые друзья сада» ­ Видите, ребята, сколько нужно потрудиться, чтобы собрать богатый урожай   в   саду.   Нам   одним   не   справиться   с   этой   работой,   но   у   нас   есть крылатые   помощники.   Они   уничтожают   несметное   количество   яичек 4 Антонова Галина Стефановна вредителей,   жуков,   которые   поселяются   под   корой   деревьев,   комаров   и бабочек, гусениц, повреждающих листья, цветки и плоды. А кто они, мы отгадаем, ответив на вопросы викторины. ­ Эти птицы прилетают ранней весной. Наряд весной у самца яркий: он   весь   черный,   с   желтым   клювом,   а   по   черному   цвету     пера разбегается   металлический   отлив.   А   самочка   с   желтым   клювом, черная, но без яркого металлического отлива. Семья этих птиц за время   гнездования   уничтожает   более   8   000   майских   жуков   и   их личинок,   один   десяток   которых   в   состоянии   уничтожить   все растения на площади одного квадратного метра (скворцы) ­ Эта   бойкая   птичка   съедает   за   день   почти   столько   насекомых, сколько весит сама. Она   свыше 300 раз в день приносит птенцам корм.   Каждая   пара   этих   птиц,   живущих   в   саду,   очищает   от насекомых­вредителей до сорока яблонь.(синица) ­ Эта птичка – малютка, бесшумно перепархивает по веткам, словно с этажа   на этаж.  Жёлтые   пёрышки  на его  темени  словно  золотая корона. Неугомонен, деятелен птенец, неспроста в народе прозван «гвоздиком». Словно гвоздик проберется в каждую щелку, куда бы ни спрятались мошки и паучки за зиму. По миллиону вредителей сада и леса уничтожает он в год. Такой маленький – и миллионер! (Королёк) ­ Верный   друг   сада  –  большая   пёстрая   птица   в   красной   шапочке   с длинным носом, который насквозь пробивает кору дерева. Острым, крепким языком вытаскивает из неё короедов. (Дятел) ­   С   утра   до   ночи   работают   птицы:   очищают   сад   от   насекомых­ вредителей.   Представляете,   как   вольготно   жилось   бы   всяким   гусеницам, жукам и бабочкам, если бы птиц в саду не было! ­ А как мы можем поблагодарить наших помощников сада? Правильно, в трудное   для   птиц   зимнее   время   надо   развесить   кормушки   и   постоянно следить, чтобы в них находился корм. 8. Решение экологической проблемной ситуации. ­Человек, стараясь защитить   сады, обрабатывает их ядохимикатами – уничтожает   растительноядных   насекомых,   а   с   ними   вместе   и   хищников. Согласны ли вы с таким способом борьбы с насекомыми? Укажите «за» и «против». ­Химическая   обработка   –   быстрый   и   эффективный   способ   защиты растений, но имеет недостаток – отравляет полезных насекомых, например, пчёл, и сами плоды и ягоды. Люди невольно едят не чистую, а отравленную продукцию (пусть не сильно, но отравленную). При   обработке   садов   ядохимикатами   гибнут   также   и   птицы,   поедая отравленных насекомых. И это в то время, когда они выкармливают птенцов, и   те   тоже   погибают.   В   обработанных   садах   чисто,   нет   насекомых,   но   не 5 Антонова Галина Стефановна слышно и птичьего щебета. Нам нужен живой сад: с жужжанием насекомых и голосами птиц. Давайте послушаем, как заливисто распевают они свои песни, радуя нас. ( Включается грамзапись «Голоса птиц») 9. Беседа­рассказ «Сад и человек» ­ Что даёт сад человеку? ( Сад даёт человеку многое: фрукты, ягоды и разнообразную продукцию из них. Сады украшают землю и приносят радость людям) ­ Какой вкус каждого плода? Что тебе нравится по вкусу больше всего? Почему? ­ Надоедают ли   фрукты? ­   В   ягодах   и   фруктах   содержится   много   полезных   для   организма человека веществ: железо, йод, кальций, фосфор, натрий, которые человек получает в виде   их солей, взятых и переработанных из почвы.  Соли железа очень   нужны   крови:   порезав   палец,   наверное,   вы   брали   в   рот   порезанный участок тела и чувствовали солоноватый вкус крови – это соли натрия. Ягоды и фрукты дают нам витамины. Вы замечали, что к весне человек слабеет – это от недостатка витаминов. А как сохранить дары сада, чтобы получать витамины круглый год?  ­ Правильно, ваши мамы готовят компоты, сушат, замораживают свежие ягоды, варят  варенье.  Многие садовые  растения являются  лекарственными или просто полезными. Смородина, кроме ягод, даёт лист, который полезен как   заварка     к   чаю,   приправа   в   салаты   и   соленья.   Малина   –   потогонное средство, помогает при простуде. Яблоки, богатые витамином С, используют для профилактики и лечения малокровия, для предупреждения кариеса.  Яблокам   даже   посвящен   праздник   –   Яблочный   Спас­   который   люди празднуют   19   августа.   В   этот   день   люди   приносят   в   церковь   яблоки   для освещения, пекут с яблоками пироги. 10.Подведение итога занятия ­ Что нового вы узнали о жизни сада? ­ В чём заключается уход за культурами сада? ­ Как защищают сад от вредителей? 11.Рефлексия ­ Перед вами две корзинки: если вам понравилось занятие, вы узнали много   нового,   положите   «яблоко»   в   первую   корзинку;   если   вам   было неинтересно – во вторую. 6

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов

Плодовый сад (станция экологической тропы). Занятие с учащимися начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017