Класный час
Тема: «Плох обед, коли хлеба нет»
Цель:
Ø Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
Ø Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Ø Оборудование : плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба: булочки, белый хлеб, пирог, пряники.
1. Вступительная часть.
- Отгадайте:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе. ( хлеб)
Учитель. Это было давно, во время каменного века. Когда на земле пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился зерна растирать в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос».Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.( слайд 1)
Дети читают стихотворения о хлебе.
В нем – здоровье, наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом – то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто – чисто.
В спепь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестомты. Мука,
Тесту тесно, мало места,
« Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
2.Рассказ учителя.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмртрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и чёрный.
- Почему один хлеб черный, другой – белый?( Пшеничная и ржаная мука).
- Из чего готовят отрубной хлеб?
Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболчка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий. Кормят животных.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: « Мир народам, хлеб – голодным».
Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г и ещё три макоронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.( слайд 2)
Читает мальчик.
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
( Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А. Морозов
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- Если хлеб остался, что с ним можно сделать?( ответы детей)
3. Викторина « Мозговой штурм».(слайд 3)
Вопросы викторины:
1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей?( Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму).
2) Куда зерно везут после уборки?( На элеватор – хранилище для зерна).
3) Где зерно превращают в муку? ( На мельнице).
4) Что такое квашня?( Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто).
5) Как называют ещё дрожжевое , забродившее тесто? ( Опара).
4.Рассказ учителя ( продолжение)
Какие вы знаете правила пользования хлебом? ( ответы детей)
Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:
Ø Бери хлеба столько, сколько съешь.
Ø Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. Зерен. ( слайд 4)
5. Работа с пословицами.
Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы.
Задание : доскажите вторую часть пословицы.
ü Не шуба греет, а .... (хлеб)
ü В дороге хлеб не ... ( помеха)
ü Не будет хлеба, ... (не будет и обеда)
ü Без соли не вкусно, а без хлеба ... ( несытно)
ü У кого хлебушко, у того и ... ( счастье)
ü Хлеб всему ... (голова)
ü Без печи холодно – бех хлеба ... ( голодно)
6. Заключительная часть.
Ученик.
Руки человека
Склонила тяжёлую голову рожь:
« Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно!.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,
И если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду,
И колосом стану,
И к людям приду». Я. Дегутите
Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: « Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!».
Придержимся русской традиции гостепиимства.
На рушнике выносят пирог, угощают всех.( презентация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.