Класный час
Тема: «Плох обед, коли хлеба нет»
Цель:
Ø Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
Ø Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Ø Оборудование : плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба: булочки, белый хлеб, пирог, пряники.
1. Вступительная часть.
- Отгадайте:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе. ( хлеб)
Учитель. Это было давно, во время каменного века. Когда на земле пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился зерна растирать в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос».Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.( слайд 1)
Дети читают стихотворения о хлебе.
В нем – здоровье, наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом – то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто – чисто.
В спепь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестомты. Мука,
Тесту тесно, мало места,
« Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
2.Рассказ учителя.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмртрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и чёрный.
- Почему один хлеб черный, другой – белый?( Пшеничная и ржаная мука).
- Из чего готовят отрубной хлеб?
Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболчка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий. Кормят животных.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: « Мир народам, хлеб – голодным».
Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г и ещё три макоронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.( слайд 2)
Читает мальчик.
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
( Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А. Морозов
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- Если хлеб остался, что с ним можно сделать?( ответы детей)
3. Викторина « Мозговой штурм».(слайд 3)
Вопросы викторины:
1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей?( Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму).
2) Куда зерно везут после уборки?( На элеватор – хранилище для зерна).
3) Где зерно превращают в муку? ( На мельнице).
4) Что такое квашня?( Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто).
5) Как называют ещё дрожжевое , забродившее тесто? ( Опара).
4.Рассказ учителя ( продолжение)
Какие вы знаете правила пользования хлебом? ( ответы детей)
Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:
Ø Бери хлеба столько, сколько съешь.
Ø Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. Зерен. ( слайд 4)
5. Работа с пословицами.
Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы.
Задание : доскажите вторую часть пословицы.
ü Не шуба греет, а .... (хлеб)
ü В дороге хлеб не ... ( помеха)
ü Не будет хлеба, ... (не будет и обеда)
ü Без соли не вкусно, а без хлеба ... ( несытно)
ü У кого хлебушко, у того и ... ( счастье)
ü Хлеб всему ... (голова)
ü Без печи холодно – бех хлеба ... ( голодно)
6. Заключительная часть.
Ученик.
Руки человека
Склонила тяжёлую голову рожь:
« Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно!.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,
И если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду,
И колосом стану,
И к людям приду». Я. Дегутите
Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: « Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!».
Придержимся русской традиции гостепиимства.
На рушнике выносят пирог, угощают всех.( презентация)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.