«Плох обед, коли хлеба нет»
Оценка 4.8

«Плох обед, коли хлеба нет»

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
другое +1
4 кл
02.11.2022
«Плох обед, коли хлеба нет»
Учитель. Это было давно, во время каменного века. Когда на земле пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.
о хлебе.docx

                                                                  Класный час

    Тема: «Плох обед, коли хлеба нет»

       Цель:

Ø  Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

Ø  Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Ø  Оборудование : плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба: булочки, белый хлеб, пирог, пряники.

 

1.      Вступительная часть.

 

- Отгадайте:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе. ( хлеб)

 

Учитель. Это было давно, во время каменного века. Когда на земле пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился зерна растирать в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал  очищать  его и вдруг почувствовал незнакомый  запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

     Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос».Оно созвучно с нашим словом « хлеб».

    Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.( слайд 1)

 

Дети читают стихотворения о хлебе.

В нем – здоровье, наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

 

 

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом -  тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

 

 

Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто – чисто.

 

 

В спепь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

 

 

Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

 

На большом хлебозаводе

Станешь тестомты. Мука,

Тесту тесно, мало места,

« Ох, пустите», - шепчет тесто.

 

Ладно,  пустим,

В печь  давай-

Нарядился каравай.

 

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

 

2.Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему  Адаму  было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмртрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и чёрный.

- Почему один хлеб черный, другой – белый?( Пшеничная и ржаная мука).

- Из чего готовят отрубной хлеб?

    

      Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболчка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий. Кормят животных.

     Во время Великой  Отечественной войны можно было встретить лозунг: « Мир народам, хлеб – голодным».

     Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба,  рабочему – 200 г  и ещё три макоронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.( слайд 2)

 

 

 

Читает мальчик.

         

       Военный хлеб

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

( Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

                                                 А. Морозов

 

 

 

- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

- Если хлеб остался,  что с ним можно сделать?( ответы детей)

 

3. Викторина « Мозговой штурм».(слайд 3)

 

Вопросы викторины:

1)     В чем разница между озимой и яровой пшеницей?( Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму).

2)     Куда зерно везут после уборки?( На элеватор – хранилище для зерна).

3)      Где зерно превращают в муку? ( На мельнице).

4)      Что такое квашня?( Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто).

5)      Как называют ещё дрожжевое , забродившее тесто? ( Опара).

4.Рассказ учителя ( продолжение)

Какие  вы знаете правила  пользования хлебом? ( ответы детей)

Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

 

Ø  Бери хлеба столько, сколько съешь.

Ø  Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. Зерен. ( слайд 4)

 

5. Работа с пословицами.

Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы.

 

Задание : доскажите вторую часть пословицы.

ü  Не шуба греет, а .... (хлеб)

ü  В дороге хлеб не ... ( помеха)

ü  Не будет хлеба, ... (не будет и обеда)

ü  Без соли не вкусно, а без хлеба ... ( несытно)

ü  У кого хлебушко, у того и ... ( счастье)

ü  Хлеб всему ... (голова)

ü  Без печи холодно – бех хлеба ... ( голодно)

       6. Заключительная часть.

Ученик.

Руки человека

Склонила  тяжёлую голову рожь:

« Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

 Моим старым знакомым.

 

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

 

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

 И колосом стану,

И к людям приду».     Я. Дегутите

 

Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: « Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы  крошку хлеба!».

      Придержимся русской традиции гостепиимства.

На рушнике выносят пирог, угощают всех.( презентация)

 

 

 

 


 

Класный час Тема: «Плох обед, коли хлеба нет»

Класный час Тема: «Плох обед, коли хлеба нет»

Ведь не сразу стали зёрна Хлебом - тем, что на столе,

Ведь не сразу стали зёрна Хлебом - тем, что на столе,

Посмртрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и чёрный

Посмртрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и чёрный

А сколько нужно хлеба для вашей семьи? -

А сколько нужно хлеба для вашей семьи? -

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022