Открытый урок геометрии в 8 классе
Тема: Площадь многоугольников
Цель: повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки поиска путей решения задач на вычисление площадей фигур; развивать логическое мышление, творческие способности, внимание, умение создавать математические модели к задачам; воспитывать чувства коллективизма, интерес к изучению геометрии.
Задачи:
образовательные :
1. формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
2. формировать навыки использования полученных знаний по теме площадь многоугольников в жизненных ситуациях;
развивающие:
1. развитие мышления обучающихся, развитие математической речи;
2. развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;
воспитательные:
1. воспитание способностей к нравственному общению среди обучающихся, к сотрудничеству, то есть формирование коммуникативных навыков;
2. воспитание ответственности, организованности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний .
Оборудование: мультимедийная доска, индивидуальные карточки, кроектор, компьютер.
Методы: проблемно -поисковый метод
Формы познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Мотивация выбора данной темы
3. Актуализация опорных знаний и их коррекция
4. Физкультминутка
5. Мозговой штурм
6. Информация о домашнем задании и подведение итогов.
7. Рефлексия
План урока:
1. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии
Здравствуйте ребята. Посмотрите на друг друга, улыбнитесь, порадуйтесь солнечному дню.
2.Мотивация выбора данной темы
Тема нашего урока: Площадь многоугольников. Запишите в тетради число и тему урока.
Слайд 2
Эпиграф
Среди равных умов при одинаковости прочих условий превосходит тот, кто знает геометрию.
Б.Паскаль
3.Актуализация опорных знаний и их коррекция
Экспресс-опрос
(Учитель проектирует вопросы экспресс опроса на экран)
Слайд 3
1. Сформулируйте определение многоугольника
2. какие виды многоугольников вы изучили?
3. Что такое площадь многоугольника?
4. Какие единицы измерения площадей вы знаете?
Слайд 4
Составь пару
На экран проектируют геометрические фигуры и формулы вычисления площадей. Учащиеся должны составить пару: геометрическая фигура и формула, с помощью которой вычисляется ее площадь.
А) S =; Б) S = ab; В) S = ; Г) S = ah ; Д) S = ;
E) S = ab ; Ж) S = ah.
Учитель проектирует на экран ответ: 1-Е; 2-А; 3-Б; 4-Ж; 5-Г; 6-В; 7-Д.
Слайд 5
Решение устных упражнений
1) Найдите площадь трапеции, основания которой равны 2см и 8см, а высота – 5 см.
а) 50 см2 ;б) 80 см2; в) 25 см2; г)15 см2
2) Найдите площадь ромба, диагонали которого равны 4 см и 6 см.
а) 24 см2 ;б) 8 см2; в) 20 см2; г)12 см2
3) Высота параллелограмма со стороной а и площадью S равна …
а) a*S ;б) a:S ; в) S:а; г) 2S :а
4) Стороны квадратов относятся как 2:5. Как относятся площади этих квадратов?
а) 2:5 ;б) 4:25; в) 2:25; г) 4:5
5) Площадь равнобедренного прямоугольного треугольника с катетом 2а равна…
а) а2 ;б) 2а2; в) 4а2; г)8а2
На экран учитель проектирует правильные ответы.
1)в ; 2) г; 3)в; 4)б; 5)б
Работа с карточками
Трое учащихся у доски решают задачи, записанные на карточках ( задачи разных уровней сложности; остальные самостоятельно выбирают задачу для решения)
Карточка №1
Основания равнобедренной трапеции равны 50см и 14см, а диагональ – 40см. Вычислите площадь трапеции.
Дано: АD = 50 cм;BC = 14см;AC = 40 см
Вычислить: .
Решение :
= * CM
NM+MD=AD-NM=50-14=36 (см).
Поскольку AN=MD, то MD=18 (см)
AM=AD-MD,AM=50-18=32(cм)
Из ∆ АСМ (∠M=90º):СМ2=АС2-АМ2,
СМ2=402-322, СМ= = 24(см)
=*24 =768( см2)
Ответ:768см2
Карточка №2
Высота прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, делит ее на отрезки 16 см и 9см. Вычислите площадь треугольника.
Дано: ВМ=16 см;МС=9 см.
Вычислить:
Решение : =ВС*АМ.
ВС=ВМ+МС, ВС=16+9=25( см) АМ2=ВМ*МС
(высота прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, есть среднее пропорциональное отрезков, на которые эта высота делит гипотенузу).
Значит, АМ2=16*9=144, АМ=12 см., Тогда =*25*12=150( см2)
Ответ: 150 см2
Карточка№3
Диагонали ромба относятся как 3:4, а его сторона равна 25 см. Вычислите площадь ромба.
Дано:АВ:BD; ВС=25 см.
Вычислить:
Решение
=AC*BD
OC:BD=1,5:2
(поскольку диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам)
Пусть одна часть равна х, тогда ОС=1,5х, ОВ=2х.
Треугольник ВОС прямоугольный (поскольку диагонали ромба перпендикулярны). По теореме Пифагора :ВС2=ОС2+ОВ2.
Имеем : 252=(1,5х)2 + (2х)2
625=2,25х2+4х2
625=6,25х2
х2=625:6,25
х2=100
х=10
Значит , ОС=1,5*10=15 см, а ОВ=2*10=20 см, Тогда АС=2*ОС=2*15=30 см
BD= 2*OB=2*20=40 см.
Вычисляем площадь ромба:
=*30*40=600 см2
Ответ: 600 см2
Учащиеся, которые работали у доски, комментируют решение задач.
Решение задач практического содержания
Учащиеся объединяются в группы. Каждая группа осуждает путь решения задачи. Все предложения осуждаются коллективно.
Задача
Поле имеет форму параллелограмма, большая сторона которого равна 500 м, а высота 180 м. Через это поле под прямым углом к большей стороне проходит шоссе шириной 12м. Определите посевную площадь поля .
Учащиеся составляют математическую модель задачи.
1. Найти площадь параллелограмма АВСD (то есть площадь всего поля)
2. Найти площадь прямоугольника MNPK ( то есть площадь дороги, которая проходит через поле)
3. Найти разность площадей параллелограмма АВСD и прямоугольника MNPK (то есть искомую площадь)
Решение
1. =AD*MN
= 500*180 = 90000 (м2)
2. = MN*PK, = 180*12=2160 м2
3. S=- , S=90000-2160 = 87840 м2 = 8,784 га
Ответ. 8,874 га
4.Физкультминутка
Много ль надо нам, ребята
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
4. Мозговой штурм
Слайд 8
Знания полученные при изучении темы «Многоугольники и их площади», широко используют в черчении, рисовании , в строительстве и архитектуре, а также в повседневной жизни. Например, чтобы обложить плиткой пол, необходимо уметь вычислить площадь пола, площадь одной плитки и подсчитать, сколько плитки нужно приобрести.
Слайд 9
Предлагаю поделить класс на 3 бригады, каждая из которых получает наряд-задание. ( у каждой бригады рулетка для выполнения измерительных работ)
1. Рассчитать нужное количество плитки для покрытия пола в классе и необходимую для этого сумму денег, если цена одной плитки размером 0,3м х 0,3м, равна 32 руб.
2. Рассчитать нужное количество краски для покраски 6 столов в классе и необходимую для этого сумму денег, если на 1кв.м требуется 150 г. краски по цене 95 руб. за 1 кг.
3. Рассчитать нужное количество обоев для покрытия стен в классе и необходимую для этого сумму денег, если 1 рулон длиной 10 м. и шириной 50 см стоит 105 руб.
Слайд 10
Сдача работы
Бригада |
площадь |
количество товара |
цена за ед. |
Сумма |
1 |
пола 26,84 кв.м. |
300 шт. паркетной плитки |
32 руб. |
9600 руб. |
2 |
столов 4,32 кв.м. |
0,65 кг. краски |
95 руб. |
61,75 руб. |
3 |
стен 36,7 кв.м |
8 рулонов обоев |
105 руб. |
840 руб. |
Итого |
|
10501,75 руб. |
Каждая группа решила свои задачи и рассказала о них
6.Информация о домашнем задании и подведение итогов.
Домашним заданием для вас будет: найти площадь, которую занимает мебель в гостиной комнате.
7.Рефлексия
Слайд 11
В течении урока поработали неплохо, особенно хотелось бы отметить…
Эту оценку дала я вам, а теперь оцените сами нашу работу.
Ответьте на вопросы:
· Что нового я узнал?
· Пригодятся ли на практике мне эти знания?
· Где я смогу применить эти знания?
Список литературы
1) Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов , С.Б.Кадомцев и др. – 20-е изд.- М. : Просвещение ,2010.
2) Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов, Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь, 8 класс . Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений .- М. : ОАО «Издательство Просвещение» 2006.
3) Учительский портал http://www.uchportal.ru
4) Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.