Плотность вещества
Оценка 4.9

Плотность вещества

Оценка 4.9
doc
физика
13.02.2021
Плотность вещества
Технологическая карта урока «Плотность вещества» Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Плотность вещества.doc

Технологическая карта урока «Плотность вещества»

Конструирование технологической карты урока физики в

соответствии с требованиями ФГОС

(Подробный план-конспект урока по учебнику Физика. 7 кл. : учебник / А.В. Перышкин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 размещен в приложении)

 

Тема: «Плотность вещества»

 

 

Тип урока: урок открытия новых знаний                                                

 

Цель: изучить понятие  плотности как физической величины, выяснить физический смысл плотности

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1.            Сформировать представлений о плотности как об одной из характеристик вещества и физической величине (её обозначении, определении, единицах измерения);

2.            Уметь определять плотность по формуле;

3.            Объяснять изменение плотности вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое, при изменении температуры в одном и том же агрегатном состоянии

Метапредметные результаты:

1.            овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

2.            формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание из предлагаемой информации, находить в ней ответы на поставленные вопросы и излагать его;

3.            развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

4.            освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

5.            формирование умений работать в группе. Представлять результаты работы.

Личностные результаты:

1.             сформированность познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей учащихся;

2.             самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

3.             мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

 

Формы работы

Ресурсы

Парная

Фронтальная

Индивидуальная

·        Физика. 7 кл. : учебник / А.В. Перышкин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 224 с. : ил.

·               тетрадь,

·                демонстрационное оборудование: весы, цилиндры равного объема, но разной массы,

·               дидактические карточки.


                                                                                                          Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учитель настраивает детей на совместную деятельность путем ведения диалога и постановкой проблемы с последующим её решением

Наблюдают за демонстрационным экспериментом учителя, выдвигают гипотезы.

Определяют проблему  при помощи учебной ситуации

 

 

Вербально взаимодействуют с учителем

Слушать собеседника и формулировать по итогам беседы высказывания

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

 

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель дает задание, результат которого  - ответ на поставленный в проблемной ситуации вопрос и тема урока

Прослушивают задание и совместно решают кроссворд (работу можно организовать фронтально или в парах)

Повторяют и систематизируют ранее изученный материал

Ведут диалог с соседом по парте (если работа организована в парах) или ведут диалог с учителем, если работа организована фронтально.

Слушать собеседника и формулировать по итогам беседы высказывания

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

 

3. Этап выявления места и причины затруднений

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока с помощью ответа на предыдущее задание.

Просит сформулировать и записать в тетрадях тему урока, а также нацеливает обучающихся письменно фиксировать выводы, полученные в процессе изучения новой темы.   Подводит итог беседы.

Рассматривают случай. Выдвигают предположения по теме урока.

Осуществляют актуализацию личного опыта.  Отвечают на вопросы учителя.

Выделять существенную информацию из вопросов и ответов.

 

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме.

 

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

 

 

 

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

4. Этап  построения проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта

Учитель дает задание обучающимся для групповой работы, пользуясь текстом учебника и планом описания физической величины, составить рассказ о плотности

Прослушивают задание, повторяют план рассказа о физической величине. Самостоятельно изучают текст параграфа

Выделять существенную информацию из текста и согласно имеющемуся плану составлять краткий рассказ

 

Рассуждают, планируют.

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Планируют сотрудничество с одноклассниками.

Обсуждают и

планируют способы представления изученного материала.

Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.

Обсуждение плана выступления.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Оценка выступления отвечающего.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

 

5. Этап первичное закрепление и проговаривание  во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.

 

Отвечают на вопросы.

 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Структурировать знания, выделять существенную информацию.

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме.

 

Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

 

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 

6. Этап включения в систему знаний и повторения

Организует работу  с последующей проверкой для выявления затруднений во время применения изученного материала при решении качественных задач

Обсуждают проблему в малых группах, решают поставленную проблему.

 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Структурировать знания, выделять существенную информацию.

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время обсуждения проблемы и опроса во фронтальном режиме.

 

Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

 

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 

 

 

 

 

 

 

7 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу

 

Выстраивать  поиск решения заданий

Взаимодействуют с соседом по парте

Уметь представлять информацию в письменной форме

Проверяют работу напарника по эталону, анализируют и исправляют ошибки.

уметь анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с эталоном для самопроверки, уметь производить коррекцию.

8.  Этап рефлексии (целостное осмысление  и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, самоанализ приобретенных знаний

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.

Анализировать степень усвоения нового материала

Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение об уроке в виде синквейна

 

 

Строить понятные для собеседника высказывания

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность

9.  Этап -  домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

 

Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник

Выделять существенную информацию для себя

 

Получать необходимую информацию.

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение

 

Ход урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Учитель:

- Ребята,  начнем с того, что вспомним,  какую физическую величину мы изучали на прошлых уроках?

- Мы изучали массу.

- Как и большинство физических величин она является размерной. А каковы её единицы измерения?

- Килограмм – эталонная единица измерения массы, а также граммы, миллиграммы, центнеры, тонны.

- А при помощи чего измеряют массу?

- При помощи весов.

Учитель, давайте пронаблюдаем такой опыт. Я  беру два одинаковых металлических цилиндра (они имеют одинаковый цвет и размер (объем)). Как вы думаете, как должны установиться чашки весов, если на чашки я положу по  одному такому  цилиндру?

- Чашки весов  должны находиться в равновесии.

Учитель кладет цилиндры.

- Почему равновесие весов мы не наблюдаем?

Предположительные ответы обучающихся:

- Значит, цилиндры не одинаковы, они из разного материала (вещества).

Учитель задает очередной вопрос:

- Так какая же характеристика тела (вещества) делает массу двух одинаковых с виду цилиндров не одинаковой? Для ответа на этот вопрос вам нужно разгадать кроссворд.

Обучающиеся разгадывают кроссворд (работа может быть организована в парах или фронтально)

 

П

 

М

О

Л

Е

К

У

Л

А

 

С

К

О

Р

О

С

Т

Ь

 

М

Е

Т

Р

 

 

И

Н

Е

Р

Ц

И

Я

 

 

О

Б

Ъ

Ё

М

 

М

А

С

С

А

 

 

Т

Е

Р

М

О

М

Е

Т

Р

Ь

 

1.                  «Маленькая масса»

2.                  Быстрота движения.

3.                  Единица длина

4.                  Явление сохранения скорости.

5.                  Величина, которую измеряют с помощью мензурки.

6.                  Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах.

7.                  Прибор для измерения температуры.

 

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Фронтальный опрос

Продолжение диалога учителя и учащихся.

- Так что же такое плотность?

- Какая-то характеристика тела  или вещества.

- А как по-другому в физике называется характеристика процесса или тела?

- Она называется физическая величина.

 

 

3. Этап выявления места и причины затруднений

1) Постановка целей и задач урока

Постановка проблемы:

- А какие еще физические величины вы знаете?

- Время, путь, скорость, масса, объем – это физические величины.

- А в чем они измеряются? При помощи чего они могут быть измерены?

 Обучающиеся отвечают, перечисляя для каждой величины единицу измерения, измерительный прибор.

- А если нет приборов, то,  как еще можно измерить, например,  скорость?

Обучающиеся называют формулу для скорости.

- А в чем и как измеряется плотность? (Проблемный вопрос, на который обучающиеся еще не могут дать ответ).

- Сформулируйте, каковы сегодня ваши цели урока?

Обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя отвечают, что сегодня им предстоит дать определение плотности как физической величины.

 

4.Этап  построения проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта

Учитель напоминает обучающимся, что им уже известен план изучения физической величины. С помощью фронтального опроса обучающиеся вспоминают, как строится рассказа о физической величине.

Класс делится на группы. Каждая группа с помощью имеющегося плана, работая с текстом параграфа 22 на стр. 60-61 учебника составляет рассказ о физической величине. На работу отводится 5- 7 минут. Далее идет заслушивание результатов работы групп. Заслушивают выступающего той группы, которая первая закончила работу. Остальные слушают, добавляют информацию, если она необходима, вносят коррективы с помощью учителя.

Примерный план рассказа о физической величине

1. Наименование величины и ее условное обозначение.

2. Что характеризует: явление (процесс), вещество.

3. Определение, характерные признаки.

4. Формула, связывающая данную величину с другими.

5. Единица величины в СИ и её обозначение.

6. Способы измерения величины.

Образец рассказа о физической величине

  1. Плотность - физическая величина, условное обозначение ? (Ро).
  2. Плотность характеризует свойство вещества, из которого состоит тела.
  3. Плотность - это масса вещества, заключенная в единице объема 1 см3 или 1 м3.
  4. Формула плотности:

ρ= m/V

  1. Единицы плотности: кг/м3,   г/см3
  2. по формуле плотности найти отношение массы тела к его объему. Массу можно найти  при помощи весов, объём твердого, жидкого тела можно найти при помощи мензурки, также объем твердого тела в некоторых случаях можно вычислить по формуле, измерив необходимые параметры.

Физ. минутка

 

5.  Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный

 опрос в виде качественных задач)

 

1. На первом уроке по теме «Плотность вещества» учитель начинает записывать на доске формулу плотности. Возглас из класса:

- Ой, какой головастик! Что ученик имел в виду?

- Плотность обозначают буквой ρ («ро») греческого алфавита.

  - А что показывает плотность?

- Плотность показывает, какая масса заключена в единице объема (в одном кубометре или кубическом сантиметре).

- Так в чем же измеряется плотность?

- Теперь вы знаете, что масса тела зависит от плотности вещества, из которого оно изготовлено. Возвращаясь к нашим цилиндрам на весах, скажу что цилиндр, которых перевесил изготовлен из железа, а другой из алюминия. Так плотность какого цилиндра больше?

- Плотность цилиндра из железа больше.

- Проверьте это, пользуясь данными таблицы 3  плотностей на стр. 63 учебника.

Обучающиеся убеждаются в правоте своих предположений, называя плотности железа и алюминия  в  кг/м3,   г/см3

Далее устно  с места разбирается задание 1 , 2 упражнения 7 на стр. 64 учебника.

6. Этап включения в систему знаний и повторения

- Ребята, обратите внимание на рис. 51 стр. 61. Не прибегая к таблице плотностей, определите, плотность какого кубика больше? Почему?

- Предположите, из чего изготовлен первый куб.

- Первый куб изготовлен изо льда.

- Найдите плотность льда в таблице 3, а затем плотность воды в таблице 4 и плотность водяного пара в таблице 5.

Обучающиеся называют значения плотностей.

- Что объединяет лед, воду и водяной пар?

- Это три состояния воды.

- От чего же зависит плотность вещества?

- От его агрегатного состояния.

- А как вы думаете, меняется  ли плотность металлического шара в опыте «шар и кольцо» после его нагревания на горелке?

- Да,  она немного уменьшается. Шар застревает в кольце, значит,  увеличивается в размере (объеме), а его масса остается постоянной. Это говорит об уменьшении плотности.

- Теперь мы знаем, от чего зависит плотность. Настало время  научиться её определять.

Условие задачи читает ученик.

Печальный дядя Боря сварил бульон. У него получилось полкастрюли. Объем бульончика, 0,001м3, а масса 1 кг 200г. Чему равна плотность этой жидкости?

Задача разбирается самим учителем или сильным учеником у доски.

(Ответ 1200 кг/ м3). Тут же обучающиеся выражают плотность в г/см3

 

7   (Самостоятельная   работа с последующей

взаимопроверкой по эталону)

 

1. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?

А) m1 = m 2.

Б)   m1 > m 2 ;

В)  m1 < m 2

Г)  Так нельзя сравнивать массы тел

 

2. Сколько грамм в одном килограмме

А) 1000 г.              В) 100 г.               Д) 10 г.

Б)  0,001 г.             Г)  0,01 г.             Е)  0,1 г.

3. Сравните плотности веществ, из которых изготов­лены кубики одинакового объема:

А)  ρ> ρ2,

Б)   ρ1 ρ2,

В)  ρ1 ρ2.

Г) таким образом сравнивать плотности нельзя.

 

 

4. Плотность янтаря 1100 . Выразите ее в .

А)  11 г/см3.              В)  0,11 г/см3.

Б)   1,1 г/см3.             Г)  11 г/см3.

 

5. Сосуд объемом 0,4 м3 содержит 460 кг раствора медного купороса. Чему равна плотность этого раствора?

А)  0,00087   кг/м3.          В)  1,15  кг/м3.               Д) 184 кг/м3.

Б)   8,7   кг/м3.                  Г)  1150 кг/м3.  

 

Ответы к тесту

1

2

3

4

5

В

А

А

Б

Г

 

Учитель: есть такие, кто:

-  ответил на все вопросы верно?

- допустил 1 – 2 ошибки?

- допустил 3 и более ошибок?

 

8.Подведение итогов. Саморефлексия

Учитель: Ребята, составьте синквейн, отражающий вашу деятельность на уроке (предполагается, что обучающиеся уже знают правила составления синквейна)

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Заслушивание синквейнов 2 – 3 учащихся.                        

Пример синквейна:

1. Плотность

2. Большая, маленькая

3. Характеризует, измеряется, вычисляется

4. Отношение массы к объему.

5. Величина (если в пункте 1 было слово плотность).

 

Т.к. работа с синквейнами  по теме урока  может оказаться слишком трудоёмкой в большинстве классов, возможно составление более простого синквейна (для менее подготовленных обучающихся), отражающего их отношение к уроку и тем действиям, которые они производили.

1. Урок

2. Интересный, познавательный (необязательны положительные эпитеты)

3. Слушали, экспериментировали, отвечали.

4. Было очень интересно заниматься (Было не очень интересно).

5. Знания

 

 

9.Домашнее задание (задаётся дифференцированно)

1) Для ребят, допустивших в тесте более трех ошибок

 § 22 +вопросы после текста параграфа и задание 3,4 из упр. 7

2) Для ребят, допустивших в тесте 1-2 ошибки  § 22, упр. 7 (4,5)

3) Для ребят, не допустивших ошибок § 22, упр. 7 (5), задание на стр. 64 учебника.

 

Список литературы

1.             Физика. 7 кл. : учебник / А.В. Перышкин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 224 с. : ил.

2.             Электронное приложение к учебнику Физика. 7 кл. : учебник / А.В. Перышкин, М.: Дрофа.

3.             Лукашик В.И.   Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/сост. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2013.

4.             Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7 класс.: Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2001.

5.             Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл.:/Авт. – сост. А.И. Сёмке – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004г.


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока «Плотность вещества»

Технологическая карта урока «Плотность вещества»

Формы работы Ресурсы

Формы работы Ресурсы

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Прослушивают задание и совместно решают кроссворд (работу можно организовать фронтально или в парах)Повторяют и систематизируют ранее изученный материалВедут диалог с соседом по парте (если работа…

Прослушивают задание и совместно решают кроссворд (работу можно организовать фронтально или в парах)Повторяют и систематизируют ранее изученный материалВедут диалог с соседом по парте (если работа…

Подводит итог беседы.Рассматривают случай

Подводит итог беседы.Рассматривают случай

Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника

Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника

Обсуждают проблему в малых группах, решают поставленную проблему

Обсуждают проблему в малых группах, решают поставленную проблему

Организует обсуждение достижений

Организует обсуждение достижений

Приложение Ход урока 1

Приложение Ход урока 1

И Н Е Р

И Н Е Р

Сформулируйте, каковы сегодня ваши цели урока?

Сформулируйте, каковы сегодня ваши цели урока?

Физ. минутка 5. Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный опрос в виде качественных задач) 1

Физ. минутка 5. Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный опрос в виде качественных задач) 1

Да, она немного уменьшается

Да, она немного уменьшается

Учитель: есть такие, кто: - ответил на все вопросы верно? - допустил 1 – 2 ошибки? - допустил 3 и более ошибок? 8

Учитель: есть такие, кто: - ответил на все вопросы верно? - допустил 1 – 2 ошибки? - допустил 3 и более ошибок? 8

Домашнее задание (задаётся дифференцированно) 1)

Домашнее задание (задаётся дифференцированно) 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021