В программе мышления CoRT для школ имеется очень
простой «направляющий внимание» инструмент, кото
рый называется PMI. Учеников сначала просят рассмот
реть «плюсовые» стороны ситуации, потом «минусовые»,
«И» означает «интересные». Они нужны, потому что су
ществует много сторон, которые не хороши и не плохи, но
на которые стоит обратить внимание.
Таким образом, проектирование «новых ячеек» может
помочь преодолеть ограниченность обычной системы уз
навания.
«Истина» была бы глупой шуткой, если бы не была столь опас
ной.
Плюсы и минусы
В программе мышления CoRT для школ имеется очень
простой «направляющий внимание» инструмент, кото
рый называется PMI. Учеников сначала просят рассмот
реть «плюсовые» стороны ситуации, потом «минусовые»,
«И» означает «интересные». Они нужны, потому что су
ществует много сторон, которые не хороши и не плохи, но
на которые стоит обратить внимание.
Таким образом, проектирование «новых ячеек» может
помочь преодолеть ограниченность обычной системы уз
навания.
«Истина» была бы глупой шуткой, если бы не была столь опас
ной.
Тем не менее «истина» является основой наших убеждений,
нашего мышления, наших действий и нашей философии.
Отрицание нашей традиционной концепции «истины»
не означает, что человек, делающий это, является сторон
ником «лжи». Подобное простое допущение иллюстриру
ет ограниченность нашей системы «ячеек». Если вы не в
ячейке «истины», значит, вы должны находиться в ячейке
«лжи».
Если вы против «грязной воды», означает ли это, что
вы — за «чистую воду»? Вовсе нет.
Выможетебытькатегорическипротивгрязнойводы,но
столь же категорически — за кока-колу, чай, лимонад и то
му подобное, отнюдь не являющееся «чистой водой».
Если вы спрашиваете у кого-то дорогу к реке и этот
человек умышленно указывает неверный путь, это нехо
рошо.Если кто-то спрашивает у вас, есть ли в холодильнике
пиво, и вы, глядя на упаковку из шести бутылок Foster, от
вечаете, что нет, это нехорошо.
Если влюбленная девушка спрашивает у друга, женат
лион,аонговорит,чтонет,будучинасамомдележенатым,
этонехорошо.
Если вы делаете расчеты веса, который может выдер
жать мост, и подсчитываете неправильно — это нехорошо,
потому что мост может рухнуть.
Нетрудно понять, почему «истина» так важна в челове
ческих делах и, следовательно, так высоко ценится.
Втожевремяэтовеликоепонятиеможетбытьопасным
и вводить в заблуждение.
Заголовок в газете крупным шрифтом гласил: «Ранен
преподаватель». Зная об учащении случаев насилия в
школах, я купил газету, чтобы узнать подробности и по
следние данные о подобных случаях.
Оказалось, мужчину, шедшего по улице, ранил граби
тель. Случай не имел никакого отношения к ученикам,
школам и образованию. Раненый мог оказаться водопро
водчиком, юристом, разносчиком пиццы и вообще кем
угодно.
Тем не менее заявление «Ранен преподаватель» было
абсолютно верным — и при этом основательно вводило в
заблуждение. Было ли это сделано умышленно? Сказать с
уверенностью трудно, но я сомневаюсь в том, что человек,
придумавший этот заголовок, был бы удовлетворен, ска
зав просто: «Ранен мужчина». Слово «преподаватель» бы
ло, конечно же, использовано умышленно. И если в результате газета продается, кого это волнует?
Есть много видов истины, объединенных названием
«истина», и все они претендуют на абсолютную правоту.
Существует «проверочная истина». Я взвешиваю сли
ток золота, и он весит один килограмм. Так показывает из-
мерительная шкала. Любая исправная шкала также пока
жет один килограмм. И это в действительности означает,
что слиток весит столько же, сколько стандартный кило
грамм, хранящийся в Париже. Всякая исправная шкала
должна показать один килограмм при проверке этим стан
дартным слитком — или его заменителем.
Следовательно мне нужно полностью доверять изме
рительному прибору.
Некоторые медицинские тесты могут, в очень редких
случаях, дать неверный положительный или неверный от
рицательный результат. Таким образом, человеку, болею
щему раком, врач может сказать, что рака у него нет. А здо
ровому—чторакесть.Толькослучаетсяэтокрайнередко.
Когда, глядя на тарелку, вы видите два яблока, измери
тельнымприборомявляютсявашиглаза.Другойчеловекc
исправно функционирующим зрением тоже увидит два
яблока.
Когда люди рассказывают вам о своем опыте, их измери
тельные приборы (такие как глаза) вы не используете непо
средственно.Человекможетпережитьиллюзию.Еговоспо
минание может быть неточным. Дети часто ошибочно
винят родителей в плохом обращении. Не умышленно -
это память выстраивает сюжеты, которых никогда не суще
ствовало. Люди также могут лгать и умышленно.Конечная цель «научной истины» — избавиться от
большинства этих затруднений и показать, что одни и те
же тесты, проводимые многими разными людьми, дают
одинаковые результаты. Но ученые не всегда понимают,
что эта законная обоснованность тестирования не распро
страняется в равной степени на интерпретацию результа
тов. Интерпретация является более личной и основывает
ся на индивидуальных гипотезах и структурах, которые
сами протестированы не были.