По учебнику Л.Н.Сухоруковой и др.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС (70ч) |
|||||||
№ ур. |
Дата |
Темы и разделы уроков, кол. часов |
Планируемые результаты |
Тип урока |
Контрольная и практическая часть |
Дом. задание |
|
план |
факт |
||||||
ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ (2ч) |
|||||||
1 |
9б-3.09 9а-13.09 |
|
Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать – 1ч |
Называть живые системы и экосистемы, иллюстрировать их примерами. Описывать свойства живых систем. Устанавливать иерархию живых систем и экосистем. Обосновывать значение наук, изучающих живые системы и экосистемы. Использовать информац. ресурсы для подготовки сообщения о живых системах |
Смешанный тип |
|
П-1.с.8 |
2 |
9б-6.09 9а-14.09 |
|
Методы биологического познания – 1ч |
Называть ведущие методы биологического познания. Сравнивать наблюдение и эксперимент. Понимать основные закономерности развития научного познания. Использовать различные источники информации для характеристики основных методов науч.познания, предметов изучения биологических дисциплин |
Смешанный тип |
|
П-2.с.10 |
Глава 1.ОРГАНИЗМ (20ч) |
|||||||
3 |
9б-10.09 9а-20.09 |
|
Организм - целостная саморегулирующая система – 1ч |
Называть и описывать свойства организма как живой системы. Устанавливать взаимосвязь компонентов организма.Объяснять сущность процессов, лежащих в основе поведения организма. Обосновывать взаимосвязь организма с внешней средой, процессы саморегуляции организма |
Смешанный тип |
|
П-3.с.14 |
4 |
9б-12.09 9а-21.09 |
|
Размножение развитие организмов – 1ч |
Приводить
примеры размножения растений разл. способами. Объяснять значение разнообраз растений. Применять получ. знания и способы деятельн. в практ. ситуациях. Оформлять результаты практ. работы, работать в группе. Соблюдать правила поведения в оранжерее или теплице |
Смешанный тип |
|
П-4.с.16 |
5 |
9б-17.09 9а-27.09 |
|
Определение пола – 1ч |
Объяснять
механизмы хромосом сохранению здоровья подростка во время полового созревания |
Смешанный тип |
|
П-5.с.18 |
6 |
9б-19.09 9а-28.09 |
|
Возрастные периоды онтогенеза человека – 1ч |
Обосновывать
необходимость веде о возрастных периодах развития человека |
Смешанный тип |
|
П-5.с.19 |
7 |
9б-24.09 9а-4.10 |
|
Наследственность и изменчивость – свойства организма – 1ч |
Определять
наследственность и из и
гетерозиготы. Сравнивать наследственную и не наследст. изменчивость. Применять генетическую символику при составлении схем наследования |
Смешанный тип |
|
П- 6.с.22 |
8 |
9б-26.09 9а-5.10 |
|
Основные законы наследования признаков. Решение генетических задач - 3ч |
Определять понятия и положения осн. законов генетики. Объяснять наследование аллельных генов
с позиций законов Менделя, наследов. неалл. генов, наследов., сцепленное с
полом. Использовать разл.источни |
Комбинированный |
|
П-7.с.24 |
9 |
9б-1.10 9а-11.10 |
||||||
10 |
9б-3.10 9а-12.10 |
||||||
11 |
9б-8.10 9а-18.10 |
|
Взаимодействие генов – 1ч |
Применять
знания при решении задач на моно- |
Смешанный тип |
|
П-7.с.26 |
12 |
9б-10.10 9а-19.10 |
|
Контрольная работа №1 «Основные законы наследования признаков» |
|
|
К.Р. |
|
13 |
9б-15.10 9а-24.10 |
|
Закономерности наследственной изменчивости – 1ч |
Описывать
виды мутационной из примерами.
Выявлять источники комбинатив Оценивать
роль наследствен. из |
Смешанный тип |
|
П-8.с.28 |
14 |
9б-17.10 9а-25.10 |
|
Экологические факторы и их действие на организм – 1ч |
Сравнивать виды экологич. факторов
и иллюстрировать их при действия
экологических факторов. Применять знания в процессе лабо турного
режима учебных помеще «Превращение
наземной формы тра Соблюдать
правила поведения в ка |
Смешанный тип Контроль знаний |
|
П-9.с.30 |
15 |
9б-22.10 9а-8.11 |
|
Адаптация организмов к условиям среды – 1ч |
Описывать
и обосновывать при сна
у животных. Использовать информационные ре об адаптации организмов |
Смешанный тип |
|
П-10.с.32 |
16 |
9б-24.10 9а-9.11 |
|
Влияние природных факторов на организм человека – 1ч |
Называть
и описывать основные расы человека, географические группы людей.
Устанавливать причины появле групп. Обосновывать приспособит.значение географич. групп к условиям обитания, правила быта, принятые у коренных народов |
Смешанный тип
|
|
П-11.с.34 |
17 |
9б-5.11 9а-15.11 |
|
Ритмичная деятельность организма – 1ч |
Устанавливать
связи между суточ процессами в организме человека, изменением длины светового дня, сезонными изменениями в природе и процессами жизнедеят. Оценивать
важность знаний о рит проекта
«Суточные изменения неко |
Смешанный тип |
|
П-12.с.36 |
18 |
9б-7.11 9а-16.11 |
|
Ритмы сна и бодрствования. – 1ч |
Описывать
и сравнивать фазы сна. Объяснять сущность процессов, про Применять
в ситуациях повседнев |
Смешанный тип |
|
П-13.с.38 |
19 |
9б-12.11 9а-22.11 |
|
Значение сна – 1ч |
Описывать
и сравнивать фазы сна. Объяснять сущность процессов, про Применять
в ситуациях повседнев |
Смешанный тип |
|
П-13.с.39 |
20 |
9б-14.11 9а-23.11 |
|
Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. – 1ч |
Описывать
стресс как общую реак Сравнивать стадии стресса. Прогнозировать
последствия дей |
Смешанный тип |
|
П-14.с.40 |
21 |
9б-19.11 9а-29.11 |
|
Влияние курения и употребления алкоголя на организм человека – 1ч |
Объяснять
последствия курения, ал человека. Доказывать необходимость ведения здорового образа жизни. Пользоваться
различными источни организм» |
Смешанный тип |
|
П-15.с.42 |
22 |
9б-21.11 9а-30.11 |
|
Алкоголь, механизм его действия на организм. Влияние наркотиков на организм человека – 1ч |
Объяснять
последствия курения, ал человека. Доказывать необходимость ведения здорового образа жизни. Пользоваться
различными источни организм» |
Смешанный тип |
|
П-15-16.с.44 |
ГЛАВА 2. ВИД.ПОПУЛЯЦИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ВИДОВ (27ч) |
|||||||
23 |
9б-26.11 9а-6.12 |
|
Вид и его критерии – 1ч |
Описывать
критерии вида и применять их в процессе лаборатор Сравнивать и классифицир. особей
близких видов, используя знания о видовых критериях. Обосновывать важность
генети и социальную сущность человека |
Смешанный тип |
|
П-17.с.50 |
24 |
9б-28.11 9а-7.12 |
|
Популяционная структура вида – 1ч |
Определять вид и популяцию как целостные живые системы. Сравнивать популяцию, подвид и вид. Описывать
различные формы взаи |
Смешанный тип |
|
П-18.с.52 |
25 |
9б-3.12 9а-13.12 |
|
Динамика численности популяций.
|
Устанавливать
причины падения и взрыва численности особей в попу Устанавливать
причины падения и взрыва численности особей в попу
|
Смешанный тип |
|
П-19.с.54 |
26 |
9б-5.12 9а-14.12 |
|
Саморегуляция численности популяций – 1ч |
Описывать
основные способы регу ёмкости его среды обитания. Приводить
примеры регуляции чис |
Смешанный тип |
|
П-20.с.56 |
27 |
9б-10.12 9а-20.12 |
|
Структура популяций – 1ч |
Описывать и сравнивать простую и сложную возрастную структуры по Прогнозировать
дальнейшее разви Обосновывать
практическое значе |
Смешанный тип, контроль знаний |
|
П-21.с.58 |
28 |
9б-12.12 9а-21.12 |
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 по теме: Организм – 1ч |
Проверка знаний |
контроль знаний |
|
повтор |
29 |
9б-17.12 9а-26.12 |
|
Учение Дарвина об эволюции видов – 1ч |
Называть ведущую идею, описывать предпосылки и основные положения учения Ч. Дарвина. Объяснять результаты эволюции с позиций
знаний о её движущ. си |
Смешанный тип |
|
П-22.с.60 |
30 |
9б-19.12 9а-27.12 |
|
Современная эволюционная теория – 1ч |
Устанавливать
взаимосвязь между понятиями «генетика» и «эволюци Обосновывать
значение популяции как единицы эволюции.Описывать факторы эволюции с по бора, виды изоляции. Использовать информац. ре эволюционной теории |
Смешанный тип |
|
П-23.с.62 |
31 |
9б-24.12 9а- |
|
Естественный отбор и его формы – 1ч |
Приводить
примеры приспособлен Соблюдать
правила поведения в ка
|
Смешанный тип |
|
П-23.с.64 |
32 |
9б-26.12 9а- |
|
Формирование приспособлений –результат эволюции – 1ч |
Приводить
примеры приспособлен Соблюдать
правила поведения в ка
|
Смешанный тип |
|
П-24.с.66 |
33 |
9б- 9а- |
|
Видообразование – результат действия факторов эволюции – 1ч |
Называть
и описывать виды ре Устанавливать
причины возникно сообщений
о способах видообразо |
Смешанный тип |
|
П-25.с.68 |
34 |
9б- 9а- |
|
Селекция – эволюция, направленная человеком – 1ч |
Давать
определение селекции как науки.Сравнивать естественный и искус процессе
выполнения лаборатор бор и его результаты». Использовать информационные ресурсы
для подготовки учебного проекта о роли Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина в
развитии отече |
Смешанный тип |
|
П-26.с.70 |
35 |
9б- 9а- |
|
Систематика и эволюция – 1ч |
Описывать принципы современной классификации. Определять
место человека в совре Использовать
различные источники информации для подготовки сообще |
Смешанный тип |
|
П-27.с.72 |
36 |
9б- 9а- |
|
Доказательства и основные этапы антропогенеза – 1ч |
Приводить
доказательства животно эволюции человека от этапа к этапу. Обосновывать невозможность считать прямыми
предками человека совре осн. этапах антропогенеза |
Смешанный тип |
|
П-28.с.74 |
37 |
9б- 9а- |
|
Отличие человека от антропоидов – 1ч |
Объяснять ведущую роль естественного отбора на этапах формирования человека как биологич. вида. Устанавливать взаимосвязь биологических и социальных факторов эволюции человека. Высказывать предположение о роль биологических и социальных факторов в эволюции современного человека. Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности». Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лаборат. оборудованием |
Смешанный тип |
|
П-28.с.75-77 |
38 |
9б- 9а- |
|
Биологические и социальные факторы эволюции человека – 1ч |
|
Смешанный тип |
|
П-29.с.78 |
39 |
9б- 9а- |
|
Высшая нервная деятельность – 1ч |
Обосновывать вклад отечественных учёных в области изучения высшей нервной деятельности. Описывать положения рефлекторной теории, явления взаимной индукции, доминанты. Устанавливать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза раздражит. и ответной деятельности организма. Использовать информацион. ресурсы для подготовки сообщения о жизнедеятельности отечест- венного учёного А.А. Ухтомского |
Смешанный тип |
|
П-30.с.80 |
40 |
9б- 9а- |
|
Возбуждение и торможение – 1ч |
Описывать и сравнивать первую и вторую сигнальные системы, подсознательные и бессознательные процессы, сознательную деятельность человека с рассудочной деятельностью животных. а. |
Смешанный тип |
|
П-30.с.81-83 |
41 |
9б- 9а- |
|
Особенности высшей нервной деятельности человека – 1ч |
Объяснять сущность и значение динамического стереотипа, сознательной деятельности. Определять сознание как высший уровень развития психики. Применять знания в практических ситуациях при выяснении закономерностей восприятия, устойчивости внимания, выработки навыков зеркального письм |
Смешанный тип |
|
П-31.с.84 |
42 |
9б- 9а- |
|
Мышление и воображение – 1ч |
Описывать виды мышления, стадии творч. мышления, процесс воображения. Объяснять особенности функциональной асимметрии головного мозга. Выявлять особенности мышления у человека и высших животных.
|
Смешанный тип |
|
П-32.с.86 |
43 |
9б- 9а- |
|
Речь. Значение речи. Органы речи – 1ч |
Называть виды речи, определять её сущность, связь речи и языка как знаковой системы. Описывать особен. развития у детей внешней и внутренней речи. Обосновывать врождённую способность человека к освоению речи |
Смешанный тип |
|
П-33.с.88 |
44 |
9б- 9а- |
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 «Вид. Популяция. Эволюция» |
Проверка знаний |
Контроль знаний |
|
повтор |
45 |
9б- 9а- |
|
Память. Виды памяти – 1ч |
Называть виды памяти, определять её сущность. Описывать особенности и знач. разных видов памяти. Обосновывать необходимость развития всех видов памяти. Применять знания при выполнении практических работ «Выявление объёма смысловой памяти», «Выяв- ление объёма кратковремен. памяти», «Выявление точности зрительной памяти». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о способах развития памяти.
|
Смешанный тип |
|
П-34.с.90 |
46 |
9б- 9а- |
|
Эмоции. Виды эмоций – 1ч |
Называть и описывать виды эмоций, типы эмоциональных состояний человека. Обосновывать значение положительных эмоций для здоровья человека. Выявлять характерные особенности разных типов эмоционального состояния. Объяснять важность умения управлять собственным эмоциональным состоянием. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о культуре эмоций |
Смешанный тип |
|
П-35.с.92 |
47 |
9б- 9а- |
|
Чувство любви -основа брака и семьи – 1ч |
Объяснять функции семьи, гендерные роли. Доказывать на основе личного опыта (наблюдений) необходимость проявления взаимопонимания в семье. Использовать личный опыт (наблюдения) и информ. ресурсы для подготовки сообщения об участии в жизни семьи отца, матери и других членов семьи |
Смешанный тип |
|
П-36.с.94 |
48 |
9б- 9а- |
|
Типы высшей нервной деятельности – 1ч |
Сравнивать характерные особенности поведения людей с разными типами темперамента. Называть и описывать типы ВНД по Павлову. Определять типы темперамента и ВНД в процессе наблюдений за сверстниками.
|
Смешанный тип |
|
П-37.с.96 |
Глава 3. БИОЦЕНОЗ.ЭКОСИСТЕМА (14ч) |
|||||||
49 |
9б- 9а- |
|
Биоценоз. Видовая и пространственная структура – 1ч |
Описывать биоценоз как самую сложную живую систему, устанавливать взаимосвязь составляющих его популяций разных видов. Объяснять роль доминирующ. и средообразующих видов для поддержания видовой структуры биоценоза, причины его устойчивости. Обосновывать значение ярусности в пространственной структуре биоценоза. Прогнозир. изменения в биоценозе в связи с обеднением его видового разнообразия |
Смешанный тип |
|
П-38.с.100 |
50 |
9б- 9а- |
|
Конкуренция- основа поддержания видовой структуры биоценоза – 1ч |
Выявлять особенности конкурентных отношений, обосновывать их значение для жизни биоценоза. Приводить примеры межвидовой конкуренции, экологических ниш, экспериментальные доказательства принципа конкурентного отношения |
Смешанный тип |
|
П-39.с.102 |
51 |
9б- 9а- |
|
Неконкурентные взаимоотношения между видами – 1ч |
Называть и описывать неконкурентные взаимоотношения, приводить их примеры. Устанавливать черты взаимной приспособл. между хищниками и жертвами, паразитами, квартирантами и хозяевами; взаимосвязь между симбиотическими видами. Обосновывать роль неконкурентных отношений для регуляции численности видов в сообществе |
Смешанный тип |
|
П-40.с.104 |
52 |
9б- 9а- |
|
Организация и разнообразие экосистем – 1ч |
Наблюдать и описывать разнообразие видов конкр. биоценоза во время экскурсии «Разнообразие видов в природе — результат эволюции». Называть и определять доминирующие растения биоценоза, число ярусов. Объяснять разнообр. растений с позиций эволюц. теории. Соблюдать правила поведения в природе
|
Смешанный тип |
|
П-41.с.106 |
53 |
9б- 9а- |
|
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме – 1ч |
Называть функциональные группы организмов в экосистеме, приводить примеры организмов разных видов, входящих в состав разных функциональных групп. Описывать разнообразие экосистем. Объяснять значение экологического разнообразия для сохранения биосферы. Использовать информацион. ресурсы для подготовки и презентации проекта о разнообразии экосистем |
Смешанный тип |
|
П-42.с.108 |
54 |
9б- 9а- |
|
Экологические пирамиды – 1ч |
Устанавливать взаимосвязи организмов в пищевых цепях, составлять схемы пищевых цепей. Объяснять причины круговорота веществ в экосистемах, схемы экологич. пирамид, причины и послед-ствия гибели хищников. Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы «Цепи питания обитателей аквариума», оформлять результаты наблюдений. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лаборатор. оборудованием |
Ё |
|
П-42.с.109 |
55 |
9б- 9а- |
|
Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши – 1ч |
Называть и описывать естественные биогеоценозы суши, приводить примеры. Сравнивать особенности лесных и травянистых биогеоценозов. Объяснять значение естественных биогеоценозов суши для биосферы. Использовать информац. ресурсы для подготовки учебного проекта о разнообразии наземных экосистем |
Смешанный тип |
|
П-43.с.110 |
56 |
9б- 9а- |
|
Разнообразие и ценность травянистых биоценозов – 1ч |
Называть и описывать естественные водные экосистемы. Сравнивать морские и пресноводные экосистемы. Обосновывать значение естественных водных экосистем для биосферы. Использовать различные источники информации для подготовки и презентации учебного проекта о разнообразии коралловых рифов, уникальности этих экосистем |
Смешанный тип |
|
П-43.с.111 |
57 |
9б- 9а- |
|
Разнообразие и ценность естественных водных экосистем – 1ч |
Наблюдать и описывать растения водной экосистемы. Определять и сравнивать основные экологические группы водных растений. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе. Соблюдать правила поведения в природе |
Смешанный тип |
|
П-44.с.112 |
58 |
9б- 9а- |
|
Развитие и смена сообществ и экосистем – 1ч |
Выявлять условия равновесного состояния сообщества. Объяснять закономерности развития и смены сообществ под влиянием разнообразных причин. Применять знания о закономерностях развития природных сообществ в практической деятельности |
Смешанный тип |
|
П-45.с.114 |
59 |
9б- 9а- |
|
Агроценоз - живой компонент агроэкосистемы – 1ч |
Сравнивать биоценозы и агроценозы, делать выводы о высокой продуктивности и неустойчивости агроценозов. Обосновывать необходимость чередования агроэкосистем с естественными экосистемами при планиров. ландшафтов. Использовать информац. ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии и продуктивности агроценозов родного края |
Смешанный тип |
|
П-46.с.116 |
60 |
9б- 9а- |
|
Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов – 1ч |
Проводить наблюдения за растениями парка в процессе экскурсии «Парк как искусственная экосистема». Называть растения местной флоры и интродуцентов. Определять жизненные формы растений парка. Использовать знания об экологических факторах, естественном отборе для объяснения процесса интродукции. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе при обсуждении результатов.
|
Смешанный тип |
|
П-46.с.117 |
61
|
9б- 9а- |
|
Биологическое разнообразие и пути его сохранения – 1ч Итоговое занятие |
Называть и описывать особо охраняемые территории, иллюстрировать их конкретными примерами, используя краеведческий материал. Описывать особенности различных ООПТ и их значение в сохранении экосистем. Использовать информац. ресурсы для подготовки и обсуждения презентации проекта об особо охраняемых природных территориях родного края Обосновывать значение конкурентных и неконкур. отношений в биоценозе. Оценивать опасность сокращения видового разнообразия для естеств. экосистем. Прогнозировать последствия для развития экосистем исчезновения из них хищников, насекомых-опылителей, экологических ниш. Объяснять связь экосистем в биосфере |
Смешанный тип Контроль знаний |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 |
П-47.с.118 |
Глава 4. БИОСФЕРА (8ч) |
|||||||
62 |
9б- 9а- |
|
Среды жизни. – 1ч |
Называть и описывать геосферы и среды жизни. |
Смешанный тип |
|
П-48.с.122 |
63
|
9б- 9а- |
|
Биосфера и её границы. Живое вещество биосферы и его функции – 1ч |
Определять биосферу и её границы. Оценивать вклад В.И. Вернадского в развитие знаний о биосфере. Устанавливать причины неравномерного распростр. живых организмов в биосфере. Прогнозировать последствия разрушения озонового экрана для жизни биосферы Описывать свойства и функции живого вещества. Сравнивать живое и косное вещества. Объяснять влияние живого вещества на неживую природу Земли. Устанавлив. вклад человечества в обеспечение функций живого вещества. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о жизнедеятельности В.И. Вернадского — основоположника учения о биосфере |
Смешанный тип
|
|
П-48.с.123 П-49.с.124 |
64 |
9б- 9а- |
|
Средообразующая деятельность живого вещества – 1ч |
Обосновывать значение средообразующей деятельности живых организмов для поддержания состава атмосферы, гидросферы, сохранения почвы. Приводить примеры средообр. деятельности живого вещества. Прогнозировать последствия исчезновения для биосферы животных-фильтраторов |
Смешанный тип |
|
П-50.с.126 |
65 |
9б- 9а- |
|
Круговорот веществ -основа целостности биосферы – 1ч |
Характеризовать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в длительном существовании биосферы. Обосновывать значение живого вещества в обеспечении круговорота веществ. Прогнозировать последствия нарушения биогеохимических циклов на примере цикла углерода. Выдвигать предположения о гармонизации отношений между природой и человеком |
Смешанный тип |
|
П-51.с.128 |
66 |
9б- 9а- |
|
Итоговая контрольная |
проверка знаний |
контроль знаний |
|
повтор |
67
|
9б- 9а- |
|
Биосфера и здоровье человека Итоговое занятие – 1ч |
Устанавливать взаимосвязь между искусственно созданной средой обитания человека и его здоровьем, между состоянием природной среды и здоровьем человека. Обосновывать содержание основных правил Кодекса здоровья. Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о закономерностях развития природы и сохранения биосферы Объяснять значение экосистемного разнообразия и связи экосистем для устойчивого состояния биосферы. Прогнозировать последствия сокращения биоразнообразия для жизни на Земле. Обосновывать свойства и функции живого вещества |
Смешанный тип |
|
П-52.с.130 |
68 |
9б- 9а- |
|
Резерв |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.