ПОЧЕМУ И КАК МЫ БОИМСЯ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СТРАХА
Цель занятия: создать условия для расширения знаний об эмоции «страх», понимания причин и проявлений страха.
Планируемые результаты: ребёнок понимает и может приводить примеры причин возникновения страха; может определять эмоцию «страх» по мимическим, вербальным и паравербальным проявлениям; использует понятия, связанные с эмоцией «страх».
Оборудование: Карточки с фотографиями эмоций из игрового комплекта «Палитра эмоций» (6 карточек для одной пары детей: 3 разные карточки с изображением страха и 3 карточки с другими эмоциями); по 4 сюжетные карточки из игрового комплекта для каждой группы (2 любые карточки из следующих: № 21, 22, 23, 24 и 2 любые другие сюжетные карточки), маркеры, небольшой мяч.
Слайд 2
Экспресс-самодиагностика «Моё настроение»
Ребята, предлагаю вам сейчас прислушаться к своему состоянию и рассказать о нём необычным способом — используя термометр настроения. Настроение человека можно сравнить с погодой. Солнечная или пасмурная, ветреная или спокойная, тёплая или холодная — погода постоянно меняется. Также переменчиво и наше настроение. Давайте подумаем о своём настроении и узнаем, какая погода у нас в душе. Для этого мы воспользуемся специальным термометром эмоций.
История
Однажды Варя и Петя пришли из школы домой взволнованные.
- Знаешь, мама, сегодня одна девочка помогла Варе, - рассказал Петя. – Все ребята прыгали с третьей ступеньки лестницы, а Варя боялась, хотя там невысоко. Я её уговаривал, а она никак! Тут пришла девочка из нашего класса и сказала: «И я боюсь, но тоже хочу прыгнуть! Давай вместе?
- Мы взялись за руки и прыгнули, - продолжила Варя. – Оказалось, что там было совсем невысоко! Я потом ещё раз прыгнула, уже сама.
- А ты совсем не боялся прыгать? – спросила мама у Пети
- Нет, я больше боялся по двору идти. Там такая большая собака была… - ответил Петя.
- Поэтому мы пошли вместе! – сказала Варя. – Я совсем не боюсь собак. Она нам даже хвостом повиляла.
Мама улыбнулась и позвала детей пить чай.
Ой, как страшно!
Ребята, вспомните слова, которые говорят или вскрикивают люди, когда им страшно.
Как выглядит испуг
Слайд 3
Слайд 4
Когда бывает страшно
Каждый из нас когда-то испытывал страх. Причины страха разные: кто-то боится мышей или змей, кто-то боится высоты, кто-то воды. Давайте подумаем, чего ещё могут бояться люди?
Слайд 5
Чтение сказки «О принцессе, которая боялась темноты»
Жила на свете одна маленькая принцесса. Она очень боялась темноты, каждый вечер, когда сумерки окутывали королевство, все жители городов и деревень выходили смотреть на луну и звёзды, но ничего не могли увидеть, потому что им мешали яркие огни королевского замка. Это маленькая принцесса просила папу-короля и маму-королеву ни в коем случае не гасить на ночь лампы, чтобы в замке было светло как днём. У мамы и папы болела голова от постоянного яркого света, но как только они приказывали притушить огни, маленькая принцесса пугалась и плакала так, что родителям становилось её очень жалко. И свет в замке зажигался снова, ярче прежнего.
Однажды вечером маленькая принцесса лежала в своей кровати и смотрела на жёлтый ночник, готовясь уснуть. Вдруг она услышала тоненький голос:
- Эй, маленькая принцесса!
- Кто здесь? – спросила она.
Было совсем не страшно и очень любопытно.
- Это я, только ты меня не видишь, ответил голос.
- Почему я тебя не вижу, если во всём замке светло, как днём? – удивилась принцесса.
- Вот поэтому и не видишь! Мои крылья растворяются в ярком свете.
- Так не бывает! – возмутилась принцесса. Покажись!
Но голосок уже умолк, а принцесса всю ночь ворочалась и гадала: что же это за крылатое существо, которого не видно при свете?
На следующую ночь она услышала из угла тоненькие всхлипы.
- Эй, ты что, плачешь? – заволновалась принцесса.
Она была доброй девочкой и не хотела доводить никого до слёз.
- Я хотел с тобой дружить, а ты боишься даже на меня посмотреть – ответил ей голос.
- Я бы с удовольствием, - вздохнула принцесса, - но я очень-очень боюсь темноты!
- В нашем мире не бывает абсолютной темноты. Её вообще нигде не бывает! Зато там, где я живу столько красоты, сколько ты никогда не видела в своём ярком замке!
И голос стал рассказывать удивительные вещи: как играют друг с другом тени на стенах, как мерцают звёздочки, похожие на бриллианты, как поют ночные птицы и колышется бархатная гладь воды.
- Я хочу всё это увидеть! – воскликнула принцесса.
- Тогда ты знаешь, что делать, - ответил её голос.
Принцесса глубоко вдохнула и выключила ночник. Тут же в углу появился полупрозрачный маленький человечек со светящимися крыльями.
- Вот видишь, я же говорил тебе: темнота не бывает абсолютной! Но чтобы это увидеть, иногда надо выключать свет, - засмеялся он и взлетел.
А вместе с ним взлетела и маленькая принцесса: у неё вдруг тоже выросли крылья. Они летали по комнате наперегонки и танцевали с тенями. За окном из-за туч выглядывала луна, но её было еле видно, ведь во всём замке до сих пор не погасили свет.
На следующее утро маленькая принцесса пришла к папе и маме и попросила:
- Пожалуйста, можно сегодня ночью погасить свет в замке?
- А ты не испугаешься? – с тревогой спросила королева.
- Нет, улыбаясь ответила принцесса. – Я теперь знаю, что темнота не бывает абсолютной. И я хочу увидеть луну!
Когда вечером жители королевства вышли из своих домов, они ахнули. На небе сияла полная белая луна и мерцали яркие звёзды, каких они не видели много лет. Королевский замок стоял в полной темноте, и только в одном окне, казалось мелькали летающие силуэты. Старый садовник, который стоял ближе всех к замку, услышал голос принцессы:
- Ух ты! Почему я раньше не знала, что луна такая красивая?
Он усмехнулся и посмотрел на своё плечо, где сидел полупрозрачный человечек со светящимися крыльями.
- Спасибо, друг, - поблагодарил садовник. – Без твоей помощи принцесса не перестала бы бояться темноты, а мы все впервые за много лет увидели звёзды.
А в то же время в замке король сказал королеве:
- Уж не знаю, что произошло, но, кажется, наша дочка выросла.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.