ПОЧЕМУ НЕ КАЖДОМУ ДАЕТСЯ ГРАМОТА?
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются
затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским
языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где,
казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но
лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.
Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба
вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков
отставания в умственном развитии у него никто не находит.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8
процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность
к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких
членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му
классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается
и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют
ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята
меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает
способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в
собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность
различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие
дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение,
изложение – все эти виды работ им не даются.
При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты и выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве.
Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).
Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в
букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в
настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов.
При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале.
Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в
другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах,
однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и
нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут
настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть
уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного
логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые
игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение
грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся
определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно
логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое
произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем
повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного
состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить
начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц...
Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен
основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения –
следующий этап упорной работы.
Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.